самовоспитание по профориентации «Формула профессии»
Отряд: 3
Дата проведения: 6 февраля 2020 г.
Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
Цель: Определение формулы профессии, оказание действенной помощи в осознанном выборе профессионального пути.
Задачи:
расширить представление детей о различных профессиях;
формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;
побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Личностные, метапредметные и предметные результаты, достигаемые в ходе занятия:
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- в предложенных воспитателем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и воспитателя, как поступить.
Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью воспитателя.
- Учиться работать по предложенному воспитателем плану.
- Проговаривать последовательность действий.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью воспитателя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от воспитателя,
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль.
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами являются формирование следующих умений.
- выделять существенные признаки понятий;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать выводы.
Форма проведения - час самовоспитания
Оформление:
-лист ватмана для карты профессий
- крупными буквами приготовить слова названия мероприятия Формула профессии = осознанный выбор профессии
- картинки, фотографии (процессы труда, люди разных профессий);
- вырезанные круги из цветной бумаги со словами «хочу», «могу», «надо».
План классного часа
1. Организационно - мотивационный момент.3 мин
2. Постановка цели и задачи мероприятия. 3 мин
3. Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика». 7 мин
Проведение теста «Профпригодность». Итоги теста.
4. Групповая работа по теме «Самые нужные профессии». 6 минут
5. Групповая работа «Выбор профессиональных качеств » 5 минут
6. Мини-лекция «Формула профессии». 5 минут
7. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!». 5 минут
8. Заключительное слово. Подведение итогов (рефлексия).3 мин
Ход мероприятия
1. 3 минуты Воспитатель. Здравствуйте гости, ребята, коллеги! Наше мероприятие по самовоспитанию начинается.
Я предлагаю принять правила работы в группе:
В группе должен быть ответственный:
Работать должен каждый на общий результат:
Один говорит, другие слушают:
Свое несогласие высказывай вежливо:
Если не понял, переспроси
Проведем небольшое упражнение «Улыбка» для настройки на занятие и снятия напряжения.
2. 3 минуты Воспитатель. Тему вы назовете сами, после того как соедините числа с буквами. Правильно, мероприятие по профориентации называется «Формула профессии». Как вы думаете: «Какова его цель?», «Какие задачи нам нужно решить?
Цель нашего мероприятия такова: вывести и понять формулу профессии, немного определиться в правильном выборе.
3. 7 минут Интерактивная беседа по теме «Профессиональная характеристика».
Воспитатель.
Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тыс. дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Существует легенда, что в голландских семьях (неважно бедная или богатая), когда рождается ребенок и только начинает что-то понимать, мама берет его ладошки и показывает ребенку на них две извилины (они всегда есть на ладошках). Буква «М» по – голландски означает – человек, а если перевернуть – то латинская буква «W», что означает «верк» - работа. Человек и работа. Поэтому большое счастье найти свое призвание, свою профессию.
Воспитатель. Проведем тест «Профпригодность» Тест
1.Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трех подарков ты предпочёл бы:
а) удочку
б) коньки и лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьёй или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовал бы полную свободу;
б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.
5. В своё свободное время ты любишь:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
Итоги теста.
Воспитатель. Подсчитайте количество баллов. «а)» - 1 балл, «б)» -2 балла, «в)» -3 балла
Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний.
Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.
Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время.
Выбор профессии здесь практически не ограничен!
Ну а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.
Что же такое профессия? Я вам даю задание: карточки -4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. И ответы. Ваша задача найти и выбрать ту информацию, которая подходит под данное слово. Как бы вы объяснили различие между этими словами?
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.
Специальность – это вид занятий в рамках одной профессии. Пример – профессия учитель, а специальность – учитель биологии, математики и т. д.
Должность-это служебная обязанность, служебное место, на должность назначают. Пример – завуч, директор, президент…
Квалификация – это степень его обученности в профессиональном смысле. Другими словами, это уровень его подготовки, наличие опыта, теоретических и практических навыков для выполнения определенного вида деятельности. Чаще всего квалификация устанавливается в виде категории или разряда.
4. 6 минут Групповая работа по теме «Самые нужные профессии».
Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий. Ваша задача выбрать из примерных списков профессий, которые на ваш взгляд подходят под тот или иной раздел и написать под соответствующим заголовком
«Самые модные профессии». «Самые забытые профессии». «Профессии, которые всегда нужны».
Послушаем, что у вас получилось. Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тыс. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой живем.
5. 5 минут. Воспитатель. Каждые профессии требуют от человека определенных качеств, например тренер – он должен быть общительным, ответственным, внимательным, развитым и физически и умственно, организаторские способности должны быть, а также быстро реагировать, переключать и распределять внимание. Но существуют и медицинские противопоказания: заболевания сердечно - сосудистые и нервно – психические.
Сейчас мы выясним качества, присущие следующим профессиям (водитель, учитель, повар, бухгалтер). Вам необходимо подобрать по 6 качеств. ВОДИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬ ПОВАР БУХГАЛТЕР
Способность реагировать на неожиданный сигнал посредством определённых движений Коммуникабельность Образованность Ответственность Самообладание Любовь к детям Хорошо развитая вкусовая память, зрительная, обонятельная Умение оперировать цифрами, информацией… Дисциплина Гуманность Хорошая координация движений Точность Ответственность Образованность Твердость руки, устойчивость кистей рук Собранность Концентрированность внимания быстрота реакции Терпение Хороший глазомер Информированность Умение быстро ориентироваться в окружающей среде Самосовершенствование Коммуникабельность Стрессоустойчивость
6. 5 минут. Мини-лекция «Формула профессии».
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину нашей комнаты умножить на ширину (А х B=S)? (Площадь комнаты.)
А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.
(Воспитатель дописывает после трех слов называния мероприятия: « = осознанный выбор профессии».)
Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины:
- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
- могу - это все, что мне по силам, по способностям;
- надо - это все, что нужно для общества, страны.
Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо).
7. 5 минут. Демонстрация осознанного выбора профессии. «Это мой выбор!»
Воспитатель. Как же работает формула осознанного выбора профессии?
Пример : Хочу быть каскадером, космонавтом, водителем, летчиком, горноспасателем. Могу стать водителем, трактористом, горноспасателем. Водители требуются сейчас везде, мой отец - водитель. Может быть, и я стану водителем.
Кто из вас тоже хочет продемонстрировать, как работает формула осознанного выбора профессии?
(Дети поднимают руки, предлагают свои варианты осознанного выбора.)
Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.
8. Заключительное слово. Воспитатель. Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться».
10. Подведение итогов (рефлексия).
Воспитатель. Какие чувства остались после мероприятия? Какие открытия вы для себя сделали?
А сейчас я предлагаю оценить результаты совместной работы.
- Как вы поступите с информацией, которую получили на занятии. (На листе рисунки чемодана, мясорубки, корзины) Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.