Урок СБО Имена существительные имеющие форму только единственного или только множественного числа. Продукты питания

  • doc
  • 11.03.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОТКРЫТЫЙ РУС ЯЗ сбо.doc

Интегрированный урок русского языка, СБО

Тема: Имена существительные имеющие форму только единственного или только множественного числа. Продукты питания.

 

 

 

 

Цели:

  • Ознакомление с  именами существительными, употребляемыми только в единственном или только множественном числе.
  • Коррекция речемыслительной деятельности учащихся на основе работы с  текстом; развитие словаря учащихся.
  • Систематизация имеющихся знаний у учащихся по теме: "Продукты питания".
  • Развитие контроля и самоконтроля при приготовлении песочного печенья, подготовка учащихся к самостоятельной жизни
  • Коррекция межличностных отношений учащихся через организацию практической деятельности в бригадах
  • Воспитание  самостоятельности, организованности и аккуратности при выполнении заданий

Оборудование: мультимедиа, экран (презентация), карточки, буклеты,  инструкционные карты, мяч, электроплита, скалки, миски, ножи, формочки для печенья, противень, чайные пары, салфетки, инструкции по технике безопасности.

Продукты питания: сливочное масло, мука, сахар, яйцо, соль, корица, сода, шоколад, чай.

Ход урока

 

I.       Организационный момент

 

Цель: Создать благоприятный психологический настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей.
Рифмованное начало урока является одним из средств организационного момента. Предлагаю вниманию стихи, которые помогут настроить детей на урок.

 


Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ребята приветствуют учителя

 

 

 

- Здравствуйте, ребята!

На меня все посмотрели

Улыбнулись, тихо сели.

Сели правильно, спинки выпрямили.

Глаза смотрят и видят

Уши слушают и слышат

Сначала думаю, потом говорю

Помню, что в классе я не один

Умею слушать мнение других.

 

Учитель СБО

 

 

II.    Сообщение темы и цели урока.

 

Цель: Сообщение темы, цели урока.  Организация познавательной деятельности   

           учащихся. Выявление знаний учащихся, по пройденному материалу.

           Коррекция речемыслительной деятельности учащихся на основе работы

           с деформированными предложениями

 

 

 

         

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

Ответы учащихся:

 

 

                                             Масло растительное, пшено

 

Ответы учащихся

 

 

 

Молоко, кефир, дичь

 

Ответы учащихся

 

Ответы учащихся с опорой на слайд

 Существительные, обозначающие один предмет – единственного числа:

стол, стул, школа.- Существительные, обозначающие два или более предметов - множественного числа: стулья, крылья, цветы

Задание: Найди по смыслу неверное слово, замени.

Спят ночами утки в конуре иль будке. (Собака.)

 Мама сыну по привычке заплетает 2 косички. (Дочери.)

 Вот 5 ягодок в траве. Съел одну, осталось две. (4.)

Сливки, масло и творог даст детишкам носорог. (Корова.)

Прослушайте и восстановите по памяти перечисленные продукты питания: А) масло сливочное;
Б) масло растительное;
В) яйцо;
Г) молоко;
Д) пшено;
Е) рыба;
Ж) сыр.

Назовите продукты растительного происхождения:

Прослушайте и восстановите по памяти перечисленные продукты питания:
А) яблоки;
Б) молоко;
В) кефир;
Г) хлеб;
Д) помидор;
Е) дичь;
Ж) конфеты.

Назовите продукты животного происхождения.

Как называются продукты питания, которые получают из молока?

Какие молочные продукты вы знаете?

Какие пробовали? Какие нравятся?

 

К какой части речи относятся перечисленные молочные продукты?

Давайте вспомним то, что знаем об именах существительных.

Итак, что вы знаете об изменении имен существительных по числам?

 

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня у нас необычный урок, урок -  СБО и РУССКОГО ЯЗЫКА. На уроке мы узнаем некоторые особенности изменения существительных по числам и повторим тему «Продукты питания».

Наша цель: познакомиться с  именами существительными, употребляемыми только в единственном или только множественном числе, использовать их в речи, в рецептах приготовления печенья.

 

Учитель СБО

 

Слуховое восприятие

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

Учитель

 рус. яз.

Слайд  4

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Усвоение новых знаний.

 

Цель: Ознакомление учащихся с существительными, имеющими форму

          только единственного или только множественного числа, развитие умения точно

          употреблять их в речи.

          Коррекция мыслительных операций на логическое восприятие и умение делать

         выводы.

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

Учащиеся, поймав мяч, отвечают и  возвращают его учителю:

 

 

                                                    

Лампы, сказки, тетради,  нет ответа, нет ответа, нет ответа.

- У данных существительных нет множественного числа, только единственное число.

 Учащиеся, поймав мяч, называют и возвращают его учителю:

                                               Море, снег, парта, нет ответа, нет ответа, нет ответа.

- У данных существительных нет единственного числа.                                                Не все существительные изменяются по числам.

- Некоторые существительные имеют форму только единственного или только множественного числа.

 

 

 

 

Записывают в тетрадях число, классная работа

 

 

 

 

Разгадывают загадку.

Запись слова  в  тетрадь, постановка ударения, подчеркиваем букву, которую надо запомнить

Составляют предложение со словом.

 

 

 

Сообщение Рапиной С. об истории кефира

Разгадывают загадку.

Запись слова  в  тетрадь, постановка ударения, подчеркиваем букву, которую надо запомнить

Составляют предложение со словом.

 

 

Сообщение Горбуновой В. об истории сметаны

Разгадывают загадку.

Запись слова  в  тетрадь, постановка ударения, подчеркиваем букву, которую надо запомнить

Составляют предложение со словом.

 

Сообщение Солиев Р., Сумина Д. об истории шоколада

Разгадывают загадку.

Запись слова  в  тетрадь, постановка ударения, подчеркиваем букву, которую надо запомнить

 

 

 

Составляют предложение со словом.

Сообщение Шпигоцкий А., Тищенко Г. об истории печенья

Ответы учащихся

- Эти имена существительные употребляются только в единственном числе или только во множественном числе?

 

Сейчас мы с вами поиграем  в игру с мячом «Один - много».

Я  бросаю мяч одному из вас, называя существительные единственного числа, а вы  возвращаете мяч, покатав его в руках, поставив это существительное во множественное число.

Лампа, сказка, тетрадь, печенье, сахар, молоко.

- Что мы можем сказать о существительных печенье, сахар, молоко?

                                                                                                             - Продолжим нашу игру, но сейчас я буду называть существительные множественного числа, а вы – эти же существительные, но в форме единственного числа.

Моря, снега, парты, дрожжи, макароны, сливки.

- Что мы можем сказать о существительных: дрожжи, макароны, сливки?

- Какой общий вывод мы можем сделать?

 

 

 

 

 

 – Запишите число, классная работа

 

Словарно – орфографическая работа.

Давайте разгадаем загадки и узнаем новые словарные слова, которые не хотят менять число.

1. Загадка на новое словарное слово:

Жидко, а не вода, бело, а не снег.

Начинается на К – пьем продукт из молока. (Кефир)

2. Объяснение лексического значения слова

 Кефир – густой питательный напиток из перебродившего коровьего молока.

3. Устно составить  предложение со словом

4. Сообщение учащихся об истории кефира (приложение)

1. Загадка на новое словарное слово: Я расти скорее стану, если буду есть (Сметану)

2. Объяснение лексического значения слова.Сметана – молочный продукт из кислых сливок.

 3. Устно составить  предложение со словом

4. Сообщение учащихся об истории сметаны (приложение)

1. Загадка на новое словарное слово: Разделить на дольки надо вашу плитку (Шоколада)

2. Объяснение лексического значения слова. Шоколад – кондитерское изделие – застывшая масса.

3. Устно составить  предложение со словом

4. Сообщение учащихся об истории шоколада (приложение)

1. Загадка на новое словарное слово:

Оно бывает овсяным,

С изюмом и с орехами

С вишней сладкою бывает

В печь сперва его сажают

А как выйдет оно оттуда

То кладут его на блюдо (Печенье)

2. Объяснение лексического значения слова. Печенье – кондитерское изделие из кусочков сладкого теста.

3. Устно составить  предложение со словом

4. Сообщение учащихся об истории печенья (приложение)

– К какой части речи относятся эти слова?

Изменяются ли по числам эти слова?

 

Мяч

подготовка руки к письму

 

 

 

 

 

Постановка проблемы

Слайд  6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7

 

 

Работа в тетради

 

 

Слайд 8

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель СБО

 

 

Слайд 9

 

 

 

 

 

 

 

Учитель СБО

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

Учитель СБО

Слайд 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель СБО

 

Учитель рус.яз.

 

 

 

IV. Физминутка.

 

Цель: Снятие утомляемости, эмоциональной скованности и тревожности.

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

 

Примечание

 

Ребята повторяют  движения физкультминутки.

 

Учитель поднимает учащихся, включает слайд с музыкальной физкультминуткой.

Повторяем движения за героями физминутки

 

 

Слайд 12

Учитель СБО

 

V.    Проверка понимания учащимися нового материала

                      

Цель: Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного

           материала, выявление пробелов и их коррекция.

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Открывают учебники.

Читает

Тищенко Г.

Выполнение задания по учебнику коллективно

 

 

 

 

 

 

 

А сейчас поработаем с учебником.

Стр. 111 чтение  информации

 

 

Анализ и выполнение упражнения  № 183, стр.112.

-  Выделенные существительные поставьте в именительном падеже и выпишите в два столбика: сущ. ед.ч. и сущ. мн.ч.

Вы хотите испечь что-нибудь к ужину. Не у каждой хозяйки найдутся под рукой дрожжи. Испеките печенье. Сделайте это так. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте полстакана сметаны, разбавленной кефиром. Добавьте соды и всыпьте муку. Замесите тесто и раскатайте его. Вырежьте фигурки и испеките их.

Готовое печенье посыпьте тертым шоколадом. Подавать к чаю, сливкам.

Приятного аппетита!

Найдите в рецепте новые словарные слова.

Учитель рус.яз

Работа с учебником

учебник  «Русский язык» 6  класс,

авторы - Н. Г. Галунчикова и Э.В Якубовская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.  Практическая работа.

Цель: Развитие контроля и самоконтроля при приготовлении песочного печенья,

          подготовка учащихся к самостоятельной жизни

          Коррекция межличностных отношений учащихся через организацию практической

          деятельности в бригадах

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся рассказывают правила ТБ и гигиены при кулинарных работах

Учащиеся  расписываются в журнале по ТБ

 

Учащиеся знакомятся с рецептом

Ответы учащихся: в новом рецепте присутствует новый инградиент – сливочное масло

 

 

 

 

 

Проблемная ситуация

Представьте себе, что вы дома смотрите телевизор и вдруг вам позвонили и сказали, что через 30 мин ваши родственники приедут к вам в гости, а у вас нечего подать к чаю.

Что же делать?

Мотивация к уроку

Могу вас успокоить, ничего страшного в этом нет. Есть очень простой способ выйти из этой трудной ситуации  и быстро приготовить песочное печенье к чаю.  Сегодня мы с вами будем учиться готовить  такое печенье.

  1. Какие правила ТБ и гигиены при кулинарных работах должны соблюдаться?

 

 

 

 

 

  1. Ознакомление с технологической картой приготовления печенья.

Чем отличается данный рецепт от текста рецепта, с которым работали ранее?

Сливочное масло относится к продуктам растительного или животного происхождения? Из чего получают?

  1. Подготовка рабочего места, деление на бригады.выполнение санитарно-гигиенических норм
  2. Выполнение практической работы под руководством учителя, согласно технологической карты

 

Учитель СБО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкции

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

Слайды

 

 

 

 

Работа по группам

 

 

VII.          Закрепление полученных знаний.

                      

Цель: Закрепление знаний и умений, необходимых для работы учащихся

          по новому материалу, развитие умения применять знания в сходной ситуации.

 

 

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

 

Примечание

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают предложения, изменяя число существительных

 

 

 

 

 

 

 

Устно дети отвечают

 

 

Учащиеся выполняют упражнение с последующей проверкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сервировка стола к чаю

А сейчас посмотрим, как вы поняли, какие существительные имеют форму только единственного, а какие только множественного числа, для этого проведем работу с карточками

 

Карточка 1

Измени число существительных. Какие существительные тебе не подчиняются?

 На завтрак пьют компоты, соки, сливки.

Из пшеничной муки делают булку, хлеб, вермишель, пирожок

В столовой подают кисель, молоко, кефир.

Проверка устно

 

Викторина  «Из каких произведений строки?»

Карточка 2 

Выпишите имена существительные, которые имеют форму только множественного числа- 1 вариант,

только ед.ч. -2 вариант.

         1-2 группа

Простокваша, дрожжи, макароны, масло, сметана, мед, консервы, сливки, сахар

3 группа                                         

дрожжи, макароны, масло, сметана, сливки, сахар

4 группа записать ед.ч

Масло, мед, сахар, простокваша

Сверьте с экраном. Кто справился без ошибок?

Практическая работа

Дегустация печенья, с приглашением гостей к столу

Уборка рабочего места

 

Учитель рус. яз.  

 

 

 

 

 

работа по карточкам парами  группы по возможности обучения

I, II гр.-все

IIIгр.- 2 предл.

IV- списать 1 предложение и подчеркнуть мн.ч.

 

Слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка

на слайде

 

 

Учитель СБО

 

 

VIII.       Домашнее задание

 

Цель: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения

           домашнего задания.

 

 

 

 

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся записывают в дневник задание

1. Анализ и выполнение упражнения 184, стр.112. (учебник русского языка для 6 класса, авторы - Н. Г. Галунчикова и Э.В Якубовская)

Выписать названия продуктов.

 

 

2. Кроссворд по СБО

В кроссворде необходимо подобрать слова по теме «Молочные продукты» и вписать их в соответствующие клетки кроссворда.

 

Учитель рус.яз.

I, II гр.-все

IIIгр.- мн.ч.

IV- ед.ч.

 

Учитель СБО

 

 

IX.             Итог урока, оценивание.

 

Цель: Подведение итогов выполненной работы. Оценивание деятельности учащихся.

 

 

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

 

Примечание

Ответы учащихся

Не все существительные изменяются по числам. Некоторые существительные имеют форму только единственного числа: сахар,  кефир и др.

Некоторые существительные имеют форму только множественного числа: дрожжи, печенье и др.

Повторили тему «Продукты питания» Приготовили печенье

 

- Итак, наш урок подошёл к концу

Скажите, что нового вы узнали об изменении имён существительных по числам?

 

 

 

 

 

 

 

Чему научились по СБО?

Понравился урок?

Вручение буклетов.

 

Учитель рус.яз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель СБО

Слайд