Урок семейной любви в 4 классе.
Тема: «Толерантность… или как жить в мире с другими людьми?»
Тип урока: относится к урокам общения, разработан по технологии Е.В. Бачевой. В разработке урока использован также опыт работы А.И. Шемшуриной по программе «Этическая грамматика».
Форма проведения: круглый стол с сюжетно – ролевыми задачами и проблемными вопросами.
Участники: дети и родители 4 класса
Цель урока: ознакомление учащихся с понятием «толерантность», формирование определенных качеств личности ребенка, важных для построения позитивных межличностных отношений.
Задачи: формирование ключевых компетенций учащихся:
1.Ценностно-смысловую;
2.Учебно-познавательную, информационную;
3.Коммуникативную;
4.Личностного совершенствования;
5.Здоровьесберегающую;
6.Гражданскую.
Провела: Гребнева О.А. Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 21
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости. Наш классный час сегодня будет не похож на обычное занятие. Я предлагаю вам поучаствовать в уроке семейной любви. Прошу внимания на экран. (Слайд №1)
II. Постановка проблемы.
-Немецкий филосов Л. Вингенштейн говорил:
« Чтобы жить счастливо, я должен жить в согласии с миром»
-2-
1)Опрос по кругу (отвечает каждый)
- Что для вас значит жить в согласии с миром?
(уметь понимать и мириться с другими людьми)
- Всегда ли вы можете понять, простить, уступить ближнему?
(да или нет)
- Да, я и мои друзья, к сожалению, нередко в жизни встречаются
с грубостью, слышим обидное слово, да и сами начинаем горячиться и грубить.
- Как вы думаете, можно ли научиться жить в мире с другими людьми?
(да или нет)
III. Сообщение темы и цели урока. ( Слайд № 2).
- Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос:
Как жить в мире с другими людьми? И выработать правила хорошего общения.
Основа всего того, что будет происходить в классе – доверие и искренность. Поэтому работать мы будем в кругу, где каждый может открыто высказать свое мнение, не стесняясь осуждения.
IV. Разминка «Веселое приветствие»
- Начнем с приветствия. Скажите, как люди обычно приветствуют друг друга? ( Здороваются, кивают головой, обнимаются, говорят «привет» )
- Я предлагаю вам вспомнить традиционные приветствия народов мира. (Слайд №3)
- У европейцев это рукопожатие. Почему, как вы думаете, люди жмут друг другу
именно руку? (Показывают, что в их руках нет оружия и они открыты к общению)
- Давайте поприветствуем друг друга по - европейски.
-Есть и другие приветствия: некоторые жители Африки трутся друг о друга носами, а японцы при встрече кланяются.
- Поприветствуйте соседа справа по-африкански, а соседа слева по-японски, пожелайте здоровья друг другу, как это делают русские люди.
V. Работа по теме урока.
1) Введение ребенка в этическую проблему.
( Слайд №4)
- 3 –
- У знаменитого итальянского писателя Джанни Родари есть книга « Грамматика фантазий». В ней нам предлагают сочинить сказку « Стеклянный человечек». Вот некоторые персонажи сказки.
· На доске помещены 4 героя сказки: стеклянный, соломенный, шоколадный и ледяной человечки.
- Стекло, солома, шоколад и лед имеют разные свойства. Назовите их.
( Стекло прозрачное и хрупкое, солома легко вспыхивает и быстро сгорает, шоколад сладкий, он тает в руках, а лед холодный и твердый)
- Значит, наши герои тоже будут разные? ( Да)
- Попробуйте выбрать качества характера каждому человечку.
· Дети выбирают на доске из предложенных качеств:
Стеклянный Соломенный Шоколадный Ледяной
открытость вспыльчивость доброта равнодушие
честность обидчивость мягкость сдержанность
- Объясните свой выбор.
- Все они разные, но что их объединяет? ( Они человечки)
- « Сказка ложь, да в ней намек …». На что намекал писатель, придумывая разных человечков?
( На непохожесть людей, на разность их характеров).
- Каждый из вас ребята довольно сложен по характеру, но все - таки на какого героя больше похожи вы? ( Опрос по кругу).
- Как вы думаете, какие из качеств помогают человечкам жить мирно?
( Открытость, честность, доброта, мягкость, сдержанность)
- А какие качества им мешают? ( Вспыльчивость, обидчивость, равнодушие)
2) Создание «Дерева хороших качеств». Выход на нравственный выбор.
- Я предлагаю вам поделиться с человечками своими качествами. Представьте, что эти ладошки – листочки волшебного дерева, ваша задача написать на каждом пальчике по одному хорошему качеству, а на ладони то качество, от которого вы хотели бы избавиться. ( Дети, проговаривая, помещают листочки на дерево.)
- 4 –
3) Групповая работа.
- Посмотрите, ребята, какие мы разные. ( Слайд№5)
- И не только качества характера. У нас разный рост, вес, возраст, национальности и способности. Каждый из нас уникален, неповторим по-своему. Как же нам ужиться? Может быть лучше, если бы мы были одинаковые? (Нет, было бы не интересно).
- Что же тогда нам делать? ( Придумать правила)
- Сказочные человечки предлагают вам свои правила, попробуйте выбрать 5 самых главных. ( Работаем в парах)
· Дети выбирают правила.
· Зачитывают правила вслух.
· Сопоставляют с правилами на слайде:
4) Введение понятия «толерантность».
- К вашим правилам общения я бы добавила еще 3 понятия: взаимопонимание, дружелюбие и терпимость (Слайд № 6)
Все эти понятия можно объединить одним словом: ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Оно новое для нас и на первый взгляд звучит непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен.
Историческую справку, как появилось это понятие, приготовила для вас …
( Выступление ребенка)
- Определение слова « толерантность на языках мира звучит по - разному:
v На английском языке – готовность быть терпимым и снисходительным;
v На испанском языке – способность принимать идеи и мнения, отличающиеся от собственных;
v На китайском языке – умение принимать других такими, какие они есть, быть терпимыми и великодушными;
v На французском – милосердие, всепрощение, умение сострадать и терпение;
v На русском языке – Способность терпеть что-либо или кого-либо (быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с недостатками других.)
( Слайд № 7)
- 5 –
- Какое из определений вам ближе всего?
- Какое из слов является ключевым для понятия? (терпимость)
5) Упражнения- тренинги для формирования толерантного поведения.
- Как часто мы бываем нетерпимы к старикам, инвалидам, людям другой национальности, к родителям и даже друг к другу в классе. А ведь у нас так много общего.
-Предлагаю вам на практике применить правила хорошего общения.
· Игра « Чем мы похожи?»
-Я приглашаю сюда девочку и мальчика, потому что считаю, что они на меня похожи, мы любим, заниматься математикой. А теперь вы попробуйте пригласить того, кто на вас похож. Играем, пока все не выйдут в круг.
· Игра «Становись по порядку»
-Следующая игра на внимание. Попробуйте по моему сигналу, молча, построится девочки напротив мальчиков. А теперь светловолосые напротив темноволосых.
· Игра « Пойми меня»
-В этой игре вам необходимо проявить свои дружеские отношения (Слайд №8)
«Ведь никакое общение между людьми невозможно без дружбы» Сократ.
Пока звучит музыка, вы шагом передвигаетесь в центре круга, когда музыка останавливается, вы объединяетесь по столько человек, по сколько я скажу.
· Игра « Большое животное»
-А сейчас представьте, что мы большое доброе животное. Возьмитесь за руки. Послушаем, как оно дышит. Шаг вперед – вдох. Шаг назад - выдох. Животное дышит ровно и спокойно. Давайте послушаем, как стучит его сердце. Стук – шаг назад, стук – шаг вперед.
Вывод: наблюдая за вами, я увидела, насколько вы терпимы друг к другу. Мы не можем сделать в одночасье толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей. Но надо делать каждый день хотя бы один шаг в этом направлении.
- 6 –
VI. Итог урока.
-В завершении нашего урока мне хочется прочитать старинную легенду:
« Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:
- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!
Черный презрительно сощурился и сказал:
- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!
Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал:
- Смотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь.
Затем мудрец обратился к чернокожему:
- А ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег.
Негр и белый устыдились своего спора и помирились.
А мудрец сказал:
- Как хорошо, что все мы разные, как хорошо, что все мы люди!
VII. Рефлексия.
-Символом мира на планете считается голубь. И сейчас я предлагаю вам, объединившись парами, написать пожелание для наших сказочных человечков, закончив начатое мной предложение на этих голубях.(Каждый ребенок получает бумажного голубя.)
· Дети в паре пишут пожелание: Чтобы жить в мире с другими людьми, ты должен…
· Дети читают пожелания и прикрепляют на доску.
·
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.