Урок семейной любви в 4 классе "Толерантность... или как жить в мире с другими людьми"
Оценка 4.7

Урок семейной любви в 4 классе "Толерантность... или как жить в мире с другими людьми"

Оценка 4.7
Документация
docx
воспитательная работа
4 кл
14.07.2023
Урок семейной любви в 4 классе "Толерантность... или как жить в мире с другими людьми"
Урок семейной любви по технологии Бачевой Е.В.
Урок толерантности.docx

                                           

Урок семейной любви в 4 классе.

Тема: «Толерантность… или как жить в мире с другими людьми?»

Тип урока: относится к урокам общения, разработан по технологии Е.В. Бачевой. В разработке урока использован также опыт работы А.И. Шемшуриной по программе «Этическая грамматика».

Форма проведения: круглый стол с сюжетно – ролевыми задачами и проблемными вопросами.

Участники: дети и родители 4 класса

Цель урока: ознакомление учащихся с понятием «толерантность», формирование определенных качеств личности  ребенка, важных для построения позитивных межличностных  отношений.

Задачи: формирование ключевых компетенций учащихся:

1.Ценностно-смысловую;

2.Учебно-познавательную, информационную;

3.Коммуникативную;

4.Личностного совершенствования;

5.Здоровьесберегающую;

6.Гражданскую.

Провела:  Гребнева О.А. Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 21        

                                                        Ход урока.

 

I.            Организационный момент.

- Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости. Наш классный час сегодня будет не похож на обычное занятие.  Я  предлагаю вам поучаствовать  в уроке семейной любви. Прошу внимания на  экран. (Слайд №1)

II.            Постановка проблемы.

-Немецкий филосов Л. Вингенштейн говорил:

« Чтобы жить счастливо, я должен жить в согласии с миром»

                                                             -2-

1)Опрос по кругу  (отвечает каждый)

- Что для вас значит жить в согласии с миром?

(уметь понимать и мириться с другими людьми)

- Всегда ли вы можете понять, простить, уступить ближнему?

(да или нет)

-  Да, я и мои друзья, к  сожалению,  нередко в жизни встречаются  

с грубостью, слышим обидное слово, да и сами начинаем горячиться и грубить.

- Как вы думаете, можно ли научиться жить в мире с другими людьми?

(да или нет)

III.            Сообщение темы и цели урока.  ( Слайд № 2).

- Сегодня на уроке нам предстоит ответить на  вопрос:

Как жить в мире с другими людьми? И выработать правила хорошего общения.

Основа всего того, что будет происходить в классе – доверие и искренность. Поэтому работать мы будем в кругу, где каждый может открыто высказать свое мнение, не стесняясь осуждения.

IV.            Разминка  «Веселое приветствие»  

- Начнем с приветствия. Скажите, как люди обычно приветствуют друг друга?                  ( Здороваются, кивают головой, обнимаются, говорят «привет» )

-  Я предлагаю вам вспомнить традиционные приветствия народов мира.                (Слайд №3)

- У европейцев  это рукопожатие.  Почему,  как вы думаете, люди жмут друг другу

именно руку?  (Показывают, что в их руках нет оружия и они открыты к общению)

- Давайте поприветствуем друг друга по - европейски.

-Есть и другие приветствия: некоторые  жители Африки трутся друг о друга носами, а японцы при встрече кланяются.

- Поприветствуйте соседа справа по-африкански, а соседа слева по-японски, пожелайте здоровья друг другу, как это делают русские люди.

V.            Работа по теме урока.

1)     Введение ребенка в этическую проблему.

( Слайд №4)

 

                                              - 3 –

- У знаменитого итальянского писателя Джанни Родари есть книга « Грамматика фантазий». В ней нам предлагают сочинить сказку « Стеклянный человечек». Вот некоторые персонажи сказки.

·        На доске помещены 4 героя сказки: стеклянный, соломенный, шоколадный и ледяной человечки.

- Стекло, солома, шоколад и лед имеют разные свойства. Назовите их.

( Стекло прозрачное и хрупкое, солома легко вспыхивает и быстро сгорает, шоколад сладкий, он тает в руках, а лед холодный и твердый)

- Значит, наши герои тоже будут разные? ( Да)

- Попробуйте выбрать качества  характера каждому человечку.

 

·        Дети выбирают на доске из предложенных качеств:

 

Стеклянный            Соломенный         Шоколадный            Ледяной

             открытость               вспыльчивость        доброта                   равнодушие

             честность                  обидчивость            мягкость                 сдержанность

- Объясните свой выбор.

- Все они разные, но  что  их объединяет? ( Они человечки)

-  « Сказка ложь, да в ней намек …».  На  что намекал писатель, придумывая разных человечков?

 ( На непохожесть людей, на разность их характеров).

- Каждый из вас ребята довольно сложен по характеру, но все - таки на какого героя больше похожи вы? ( Опрос по кругу).

-  Как вы думаете, какие из качеств  помогают человечкам жить мирно?

( Открытость, честность, доброта, мягкость, сдержанность)

-  А  какие качества им мешают?  ( Вспыльчивость, обидчивость, равнодушие)

2) Создание «Дерева хороших  качеств». Выход на нравственный выбор.

-   Я предлагаю вам поделиться с человечками своими  качествами.   Представьте, что эти ладошки – листочки волшебного дерева, ваша задача написать на каждом пальчике по одному  хорошему  качеству, а на ладони то качество, от которого вы хотели бы избавиться. ( Дети, проговаривая, помещают листочки на дерево.)

                                                                   - 4 –

3)  Групповая работа.

- Посмотрите, ребята, какие мы разные.  ( Слайд№5)

- И не только качества характера. У нас разный рост, вес, возраст, национальности и способности. Каждый из нас уникален, неповторим по-своему. Как же нам ужиться? Может быть лучше, если бы мы были одинаковые?  (Нет, было бы не интересно).

-  Что же тогда нам делать? ( Придумать правила)

-  Сказочные человечки предлагают вам свои правила,  попробуйте выбрать                      5  самых главных. ( Работаем в парах)

·        Дети выбирают правила.

·        Зачитывают правила вслух.

·        Сопоставляют с правилами на слайде:

4)  Введение понятия «толерантность».

-  К вашим правилам общения я бы добавила еще 3 понятия: взаимопонимание, дружелюбие и терпимость  (Слайд № 6)

 Все эти понятия можно объединить одним словом: ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Оно новое для нас и на первый взгляд звучит непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен.

Историческую справку, как появилось это понятие, приготовила для вас …

( Выступление ребенка)

 - Определение слова « толерантность на  языках мира звучит по -  разному:

v На английском языке – готовность быть терпимым и снисходительным;

v На испанском языке – способность принимать идеи и мнения, отличающиеся от  собственных;

v На китайском языке – умение принимать других такими, какие они есть, быть терпимыми и великодушными;

v На французском – милосердие, всепрощение, умение сострадать и терпение;

v На русском языке – Способность терпеть что-либо или кого-либо (быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с недостатками других.)

 

( Слайд № 7)

- 5 –

- Какое из определений вам ближе всего?

- Какое из слов является ключевым  для  понятия?  (терпимость)

5)  Упражнения- тренинги для формирования толерантного поведения.

- Как часто мы бываем  нетерпимы к  старикам, инвалидам, людям другой национальности, к родителям и даже друг к  другу в классе. А ведь у нас так много общего.

-Предлагаю вам на практике применить правила хорошего общения.

·        Игра « Чем мы похожи?»

-Я приглашаю сюда девочку и мальчика, потому что считаю, что они на меня похожи, мы любим,  заниматься математикой. А теперь вы попробуйте пригласить того, кто на вас похож.  Играем,  пока все не выйдут в круг.

·        Игра «Становись по порядку»

-Следующая игра на внимание. Попробуйте по моему сигналу, молча, построится девочки напротив мальчиков. А теперь светловолосые напротив темноволосых.

·        Игра  « Пойми меня»

-В этой игре вам необходимо проявить свои дружеские отношения  (Слайд №8)

«Ведь никакое общение между людьми невозможно без дружбы» Сократ.

Пока звучит музыка, вы  шагом передвигаетесь в центре круга, когда музыка останавливается, вы объединяетесь по столько человек, по сколько я скажу.

·        Игра « Большое животное»

-А сейчас представьте, что мы большое доброе животное. Возьмитесь за руки. Послушаем,  как оно дышит. Шаг вперед – вдох. Шаг назад - выдох. Животное дышит ровно и спокойно. Давайте послушаем, как стучит его сердце. Стук – шаг назад, стук – шаг вперед.

Вывод: наблюдая за вами, я увидела, насколько вы терпимы друг к другу. Мы не можем сделать в одночасье толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей.  Но надо делать каждый день хотя бы один шаг в этом направлении.

 

                                                                - 6 –

VI.            Итог урока.

-В завершении нашего урока мне хочется прочитать старинную легенду:

« Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал:

- Смотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь.

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- А   ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег.

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец сказал:

- Как хорошо, что все мы разные, как хорошо, что все мы люди!

VII.            Рефлексия.

-Символом мира на планете считается голубь. И сейчас я предлагаю вам, объединившись парами, написать пожелание для наших сказочных человечков,   закончив начатое мной предложение на этих голубях.(Каждый ребенок получает бумажного голубя.)

·        Дети в паре пишут пожелание: Чтобы жить в мире с другими людьми, ты должен…

·        Дети читают пожелания и прикрепляют на доску.


 

·       

Урок семейной любви в 4 классе

Урок семейной любви в 4 классе

Чтобы жить счастливо, я должен жить в согласии с миром» -2- 1)

Чтобы жить счастливо, я должен жить в согласии с миром» -2- 1)

У знаменитого итальянского писателя

У знаменитого итальянского писателя

Дети, проговаривая, помещают листочки на дерево

Дети, проговаривая, помещают листочки на дерево

Слайд № 7) - 5 – - Какое из определений вам ближе всего? -

Слайд № 7) - 5 – - Какое из определений вам ближе всего? -

Вывод: наблюдая за вами, я увидела, насколько вы терпимы друг к другу

Вывод: наблюдая за вами, я увидела, насколько вы терпимы друг к другу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2023