План конспект урока «Сера»
Класс 9-а
Тип урока освоение новых знаний
Цели
Образовательная: создать условия для систематизации знаний учащихся по теме «Халькогены», умению писать уравнения химических реакций, определять степени окисления элементов
Деятельностная: активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать развитию творческой деятельности и самореализации учащихся, развивать интерес к химии
Воспитательная: воспитывать умение управлять своим поведением, воспитывать культуру поведения.
Планируемые достижения:
Предметные:
Знания знать свойства серы, ее химических свойства, продолжить знакомство с особенностями научного исследования на основе установления причинно-следственной связи между строением и свойствами на примере серы
Умения уметь писать уравнения химических реакций, определять степени окисления элементов, умения определять цель, навыки самостоятельной работы и работы в группе, способность к рефлексии, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах
Метапредметные осуществлять сравнение химических и физических свойств веществ, содержание серы в продуктах питания и живых организмах, использование серы в историческом прошлом.
Самостоятельно работать с информацией.
Методы и методические приемы – исследовательский, поисковый, работа в группах, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, эвристическая беседа
Оборудование и реактивы для учителя: компьютер, проектор мультимедийный, электронная доска; презентация, карточки для учеников, сера, вода, железные опилки, горючее, пробирки, химические стаканчики, держатель, спички.
Литература для учителя: Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс - М,: Дрофа, 2012.
Литература для учащихся: О.С.Габриелян Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2019.
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся (с указанием УУД, которые формируются на этапе урока) |
1. |
Организационный этап |
Приветствует детей.
|
Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. (Личностные УУД: смыслообразование) |
1. |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока Железо у меня в крови Учитель организует работу в группах (Приложение 1) |
Работают в группах. (Личностные УУД. Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
|
2. |
Этап актуализации и пробного учебного действия; |
Задает вопросы, решаем задачу со слайда №1. Семь металлов создал Свет По числу семи планет: Медь, железо, серебро, Дал нам Космос на добро Злато, олово, свинец… Сын мой, сера - их отец. А еще ты должен знать: Всем им ртуть родная мать! Сколько перечислено элементов в стихотворении? Есть ли среди них неметаллы? |
Отвечают на вопросы в группах письменно. (Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.) |
3. |
Этап выявления места и причины затруднения; |
Она имеет жуткий запах и обладает удушающим действием на человека. Жрецы использовали ее для проведения разных обрядов и священных курений, а военные добавляли в состав различных горючих смесей. Что это за элемент? (слайд 2) Сера содержится в массе продуктов, которые мы используем ежедневно, даже не подозревая об этом. К этому числу относятся: все бобовые, злаки и крупы, а также хлебобулочные изделия; лук, чеснок и капуста; яблоки, виноград и крыжовник; молочные продукты; рыба. Сера, как и кислород, относятся к главной подгруппе VI группы Таблицы Менделеева. Общее название для этих элементов – халькогены. Как вы думаете, свойства этих элементов похожи? Исходя из свойств кислорода, прошу предсказать кратко физические и химические свойства серы. (Ответ 1 мин для каждой группы.) Создает проблемную ситуацию. Подводит учащихся к определению темы и цели урока |
Предлагают варианты целеполаганий. Предсказывают свойства серы. Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу (Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы)
(Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.) |
4. |
Этап построения проекта выхода из затруднения; |
(Слайд №3) Атом серы, как и атом кислорода, содержит на внешнем электронном уровне 6 электронов. Подскажите мне, почему же сера не является таким же сильным окислителем как кислород? На слайде №3 мы видим, что сера существует в 3-х аллотропных модификациях. Что означает «Аллотропия», какие еще элементы образуют аллотропные модификации, назовите эти вещества (кислород – озон; сажа – графит – алмаз - фуллерен). Представляю вам ромбическую серу. Это твердое, желтое кристаллическое вещество. Попробуем его нагреть в пробирке без доступа воздуха. Пока я нагреваю закрытую пробирку с серой, посмотрим на экране фрагмент фильма «Горение серы в кислороде» из образовательной коллекции «Химические опыты со взрывами и без» Организует работу в группах, наблюдает за деятельностью обучающихся. |
Коммуникативные УУД. Умение работать в группе, умение оформлять свои мысли в устной форме)
|
5. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; |
Наблюдаем в пробирке превращение серы в пластическую форму. Вы видите, что вещество изменило цвет и агрегатное состояние, а вот интересно прошла ли химическая реакция и если да, то какая? Правильно, нет. Я выливаю расплавленную серу в воду, и оставляю ее до следующего урока. Посмотрим, что с ней произойдет. Бросим щепотку ромбической серы в воду, она не растворяется и даже не смачивается водой. Давайте посмотрим действие магнитного поля на смесь порошка серы и железных опилок. Как называется способ разделения веществ с помощью магнита? А теперь вспомним ответ о предсказанных (фамилии учеников) физических свойствах серы. Все подтвердилось Организует работу учащихся в группах, в группах для проговаривания материала. |
Проговаривают материал. (Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве). |
6. |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Вернемся к строению атома серы. Исходя из него, для серы будут характерны степени окисления -2,+2, +4 и +6. (пояснение о возбужденном состоянии атома серы по слайду). Поэтому в химических реакциях сера может выступать как окислитель (степень окисления - 2) (Слайд №4), (слайд №5) Перепишите реакции, дайте названия соединениям, и как восстановитель (все остальные степени окисления) (слайд №6). Запишем уравнения реакций. Для последних двух реакций попробуйте составить электронный баланс. Обратите внимание, что с йодом сера не проявляет степень окисления +2, а какую проявляет? Почему? И, наконец, где же встречается сера в природе? Исходя из того, что этот элемент был известен издревле, предположите можно ли найти самородную серу, и если можно, то где? Посмотрите на слайд 8, в нашем районе есть ли предприятия, которые добывают и используют соединения серы? (Гипс-Кнауф) Организует самостоятельную работу |
Записывают в тетрадях. (Регулятивные УУД. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одного вида в другой. Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других) |
7. |
Этап включения в систему знаний и повторения; |
Предлагает выполнить задания на слайде 9 и поменяться работами после завершения для взаимопроверки. |
Решают самостоятельно. Применяют знания на практике. Выполняют задания в тетрадях. Перечисляют критерии оценивания. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, а потом осуществляют взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого). Регулятивные УУД.Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Познавательные УУД. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой) |
|
Информация о домашнем задании |
Записывает домашнее задание на доске: § 22, № 1,2,3. По желанию доклад или презентация на тему «Применение серы» |
Записывают в дневник |
8. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Предлагает учащимся составить синквейн к понятию – сера. Приложение 2 Предлагает вспомнить, какую цель поставили в начале урока, достигли ли цели? Побуждает оценить свою деятельность на уроке Приложение 3 |
Проводят рефлексию. Предлагают варианты синквейна. Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю. (Познавательные УУД. Умение анализировать результаты своей деятельности. Регулятивные УУД. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья) |
Стихи взяты с сайта http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/9249-stixi-o-ximii
Приложение 1
Творческая группа № ___________
Технический редактор:
Химический редактор:
Ответственный за оценки:
Группа поддержки:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценки творческой группе №__________
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2 Синквейн
Составить по схеме: Ответ:
· Название темы – одно существительное Сера
· Описание темы - два прилагательных Твердая, пластичная
· Описание действия – три глагола Не тонет, горит, окисляет
· Отношение к теме – четыре слова Сульфиды, сульфаты, сульфиты - соли
· Суть темы – одно слово Халькоген
Приложение 3
Можно на слайде или раздать обучающимся в печатном виде
1. На уроке я работал активно/пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен/не доволен
3. Урок для меня показался коротким/длинным
4.За урок я не устал/устал
5. Мое настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
7.Домашнее задание мне кажется легким/трудным интересным/не интересным
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.