Урок Сера
Оценка 5

Урок Сера

Оценка 5
docx
16.10.2021
Урок Сера
Урок Сера.docx

План конспект урока «Сера»

 

Класс 9-а

Тема урока -  Сера

Тип урока освоение новых знаний

 

Цели  

Образовательная: создать условия для систематизации знаний учащихся по теме «Халькогены», умению писать уравнения химических реакций, определять степени окисления элементов

Деятельностная: активизировать познавательную деятельность учащихся, способствовать развитию творческой деятельности и самореализации учащихся, развивать интерес к химии

Воспитательная: воспитывать умение управлять своим поведением, воспитывать культуру поведения.

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания  знать свойства серы, ее химических свойства, продолжить знакомство с особенностями научного исследования на основе установления причинно-следственной связи между строением и свойствами на примере серы

Умения уметь писать уравнения химических реакций, определять степени окисления элементов, умения определять цель, навыки самостоятельной работы и работы в группе, способность к рефлексии, коммуникативных качеств, уверенности в своих силах

Метапредметные осуществлять сравнение химических и физических свойств веществ, содержание серы в продуктах питания и живых организмах, использование серы в историческом прошлом.

Самостоятельно работать с информацией.

 

Методы и методические приемы – исследовательский, поисковый, работа в группах, решение проблемных ситуаций, взаимоконтроль, эвристическая беседа

Оборудование и реактивы для учителя: компьютер, проектор мультимедийный, электронная доска; презентация, карточки для учеников,  сера, вода, железные опилки, горючее, пробирки, химические стаканчики, держатель, спички.

 

Литература для учителя: Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В.  Настольная книга  учителя. Химия. 9 класс - М,: Дрофа, 2012.

 

Литература для учащихся: О.С.Габриелян Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2019.

 

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(с указанием УУД, которые формируются на этапе урока)

1.

Организационный этап

Приветствует детей.

 

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. (Личностные УУД: смыслообразование)

1.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Учитель создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока

Железо у меня в крови
Кальций у меня внутри
Магний ем я на обед
Из цинка получаю свет
Фосфор нужен голове
Калий бродит по еде
Углеродом я пишу
Кислородом я дышу
Натрий солим мы в еду
Золото исполняет мечту
И без химии вообще
Мы не можем жить нигде! *

Учитель  организует работу в группах (Приложение 1)

Работают  в группах.                                         (Личностные УУД.

Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

 

2.

Этап актуализации и пробного учебного действия;

Задает вопросы, решаем задачу со слайда №1

Семь металлов создал Свет

По числу семи планет:

Медь, железо, серебро,

Дал нам Космос на добро

Злато, олово, свинец…

Сын мой, сера - их отец.

А еще ты должен знать:

Всем им ртуть родная мать!

Сколько перечислено элементов в стихотворении? Есть ли среди них неметаллы?

Отвечают на вопросы в группах письменно.

 (Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.)

3.

Этап выявления места и причины затруднения;

Она имеет жуткий запах и обладает удушающим действием на человека. Жрецы использовали ее для проведения разных обрядов и священных курений, а военные добавляли в состав различных горючих смесей. Что это за элемент? (слайд 2)

Сера содержится в массе продуктов, которые мы используем ежедневно, даже не подозревая об этом. К этому числу относятся: все бобовые, злаки и крупы, а также хлебобулочные изделия; лук, чеснок и капуста; яблоки, виноград и крыжовник; молочные продукты; рыба.

Сера, как и кислород, относятся к главной подгруппе VI группы Таблицы Менделеева. Общее название для этих элементов – халькогены. Как вы думаете, свойства этих элементов похожи? Исходя из свойств кислорода, прошу предсказать кратко физические и химические свойства серы.  (Ответ 1 мин для каждой группы.)

Создает проблемную ситуацию. Подводит учащихся к определению темы и цели урока

Предлагают варианты целеполаганий. Предсказывают свойства серы.  Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу (Регулятивные УУД. Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы)

 

(Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.)

4.

Этап построения проекта выхода из затруднения;

(Слайд №3) Атом серы, как и атом кислорода, содержит на внешнем электронном уровне 6 электронов. Подскажите мне, почему же сера не является таким же сильным окислителем как кислород? На слайде №3 мы видим, что сера существует в 3-х аллотропных модификациях. Что означает «Аллотропия», какие еще элементы образуют аллотропные модификации, назовите эти вещества (кислород – озон; сажа – графит – алмаз - фуллерен). Представляю вам ромбическую серу. Это твердое, желтое кристаллическое вещество. Попробуем его нагреть в пробирке без доступа воздуха. Пока я нагреваю закрытую пробирку с серой,  посмотрим на экране фрагмент фильма «Горение серы в кислороде»  из образовательной коллекции «Химические опыты со взрывами и без»

Организует работу в группах, наблюдает за деятельностью обучающихся.

Коммуникативные УУД. Умение работать в группе, умение оформлять свои мысли в устной форме)

 

5.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Наблюдаем в пробирке превращение серы в пластическую форму. Вы видите, что вещество изменило цвет и агрегатное состояние, а вот интересно прошла ли химическая реакция и если да, то какая? Правильно, нет. Я выливаю расплавленную серу в воду, и оставляю ее до следующего урока. Посмотрим, что с ней произойдет. Бросим щепотку ромбической серы в воду, она не растворяется и даже не смачивается водой. Давайте посмотрим действие магнитного поля на смесь порошка серы и железных опилок. Как называется способ разделения веществ с помощью магнита? А теперь вспомним ответ о предсказанных (фамилии учеников) физических свойствах серы. Все подтвердилось

Организует работу учащихся в группах, в группах для проговаривания материала.

Проговаривают материал.

(Познавательные УУД. Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).

6.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Вернемся к строению атома серы. Исходя из него, для серы будут характерны степени окисления -2,+2, +4 и +6. (пояснение о возбужденном состоянии атома серы по слайду). Поэтому в химических реакциях сера может выступать как окислитель (степень окисления - 2) (Слайд №4), (слайд №5) Перепишите реакции, дайте названия соединениям, и как восстановитель (все остальные степени окисления) (слайд №6). Запишем уравнения реакций. Для последних двух реакций попробуйте составить электронный баланс. Обратите внимание, что с йодом сера не проявляет степень окисления +2, а какую проявляет? Почему?

И, наконец, где же встречается сера в природе? Исходя из того, что этот элемент был известен издревле, предположите можно ли найти самородную серу, и если можно, то где? Посмотрите на слайд 8, в нашем районе есть ли предприятия, которые добывают и используют соединения серы? (Гипс-Кнауф)

Организует самостоятельную работу

Записывают в тетрадях.

 (Регулятивные УУД.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Познавательные УУД. Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию  из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других)

7.

Этап включения в систему знаний и повторения;

Предлагает выполнить задания на слайде 9

и поменяться работами после завершения для взаимопроверки.

Решают самостоятельно.

Применяют знания на практике.

Выполняют задания в тетрадях.

Перечисляют критерии оценивания.

Сверяются с ответами,    выставляют себе оценки, а потом осуществляют    взаимооценивание (критерии оценивания на листочках у каждого).

Регулятивные УУД.Уметь  работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД.

Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию  из одного вида в другой)  

 

Информация о домашнем задании

Записывает домашнее задание на доске: § 22, № 1,2,3. По желанию доклад или презентация на тему «Применение серы»

Записывают в дневник

8.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Предлагает учащимся составить синквейн к понятию – сера. Приложение 2

Предлагает вспомнить, какую цель  поставили в начале урока, достигли ли  цели?

Побуждает  оценить свою деятельность на уроке Приложение 3

Проводят рефлексию.                                                     Предлагают варианты синквейна.

Отвечают на вопросы и проводят самооценку по критериям. Сдают учителю.

(Познавательные УУД. Умение анализировать результаты своей деятельности.

Регулятивные УУД. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья)

 

Стихи взяты с сайта http://chto-takoe-lyubov.net/stikhi-o-lyubvi/kollektsii-stikhov/9249-stixi-o-ximii

 

Приложение 1

Творческая группа № ___________

Технический редактор:

Химический редактор:

Ответственный за оценки:

Группа поддержки:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценки творческой группе №__________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2 Синквейн

Составить по схеме:                                                            Ответ:    

·                   Название темы – одно существительное              Сера

·                   Описание темы -  два прилагательных                Твердая, пластичная

·                   Описание действия – три глагола                         Не тонет, горит, окисляет                            

·                   Отношение к теме – четыре слова                        Сульфиды, сульфаты, сульфиты - соли

·                   Суть темы – одно слово                                          Халькоген

 

 

 

 

 

Приложение 3

Можно на слайде или раздать обучающимся в печатном виде

1. На уроке я работал                                                                    активно/пассивно

2.Своей работой на уроке я                                                         доволен/не доволен

3. Урок для меня показался                                                        коротким/длинным

4.За урок я                                                                                              не устал/устал

5. Мое настроение                                                               стало лучше/стало хуже

6. Материал урока мне был                                                понятен/не понятен   

               полезен/бесполезен             

интересен/скучен

7.Домашнее задание мне кажется                                                 легким/трудным                    интересным/не интересным


 

Скачано с www.znanio.ru

План конспект урока «Сера»

План конспект урока «Сера»

Этап урока Деятельность учителя

Этап урока Деятельность учителя

Этап выявления места и причины затруднения;

Этап выявления места и причины затруднения;

Подскажите мне, почему же сера не является таким же сильным окислителем как кислород?

Подскажите мне, почему же сера не является таким же сильным окислителем как кислород?

Посмотрим, что с ней произойдет

Посмотрим, что с ней произойдет

Обратите внимание, что с йодом сера не проявляет степень окисления +2, а какую проявляет?

Обратите внимание, что с йодом сера не проявляет степень окисления +2, а какую проявляет?

Этап включения в систему знаний и повторения;

Этап включения в систему знаний и повторения;

Приложение 1 Творческая группа № ___________

Приложение 1 Творческая группа № ___________

Приложение 3 Можно на слайде или раздать обучающимся в печатном виде 1

Приложение 3 Можно на слайде или раздать обучающимся в печатном виде 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2021