Урок "Состав и структура сообщества." 9 класс
Оценка 4.7

Урок "Состав и структура сообщества." 9 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология +1
9 кл—11 кл
06.04.2021
Урок  "Состав и структура сообщества." 9 класс
Урок "Состав и структура сообщества" 9 кл. содержит в простой и очень удобной структурированной форме достаточной большой материал по данной теме, а также тест для закрепления материала.
урок Состав и структура сообщества. 9 кл. +.docx

Состав и структура сообщества.   9 кл.

Цели  и  задачи:

Образовательные:

-  изучить структуру биоценоза и  экосистемы, рассмотреть показатели,  характеризующие их: видовую структуру,   как показатель состояния и устойчивости сообщества; особенности пространственной и   трофической структуры; группы организмов, находящихся в различных звеньях пищевой цепи и их роль в функционировании сообщества;

-  проверить,  повторить  и  закрепить  знания  о  биоценозе,  биогеоценозе   и  экосистеме.

Развивающие:  развитие  умений  и  навыков:

-  сравнивать,  обобщать,  делать  выводы

-  высказывать  своё  мнение,  отстаивать  свою  точку  зрения,  аргументируя  её

-  свободно  и  правильно  излагать  свои  мысли  в  устной  и  письменной  форме

-  грамотно  формулировать  вопросы

-  навыков  самооценки  и  самоанализа

Воспитательные: 

-  воспитание  любви  и  бережного  отношения  к  природе

-  воспитание  любви  к  своей  родине,  своему  краю

-  воспитание  коммуникабельности, доброжелательности,  терпеливости

-  воспитание  культуры  общения  и  поведения  на  уроке

-  формирование  экологического  мировоззрения

Оборудование:  таблицы «Биоценоза водоема»,  «Сообщество  смешанного  леса»,  «Сообщества  степи».

Ход урока:

1.  Организационный  момент.

 

2.  Проверка  знаний.  Фронтальный опрос. Дайте определения понятий:

вид, критерий вида, популяция, экология, систематика, сообщество, биотоп, экосистема, биосфера.

 

3.  Изучение нового материала. 

 

1)           Видовая структура (видовое разнообразие).

Все биоценозы характеризуются определенным видовым разнообразием.

 

Видовое разнообразие – это число видов растений и животных, образующих биоценоз.

Число видов в одной пробе, взятой с определенной площади, называется видовым богатством, характеризующим качественный состав биоценоза.

 

Бывают сообщества богатые видами - тропические леса, смешенный лес, коралловые рифы. Причем, чем выше видовое разнообразие, тем стабильнее сообщество.

 

Бывают бедные видами сообщества - тундра, пустыни. Это может быть связано с тем, какой-либо фактор сильно отклоняется от оптимума, например, в пустыне - фактор влаги, в тундре- фактор температуры.

 

!  Чем больше видовое разнообразие, тем устойчивее система.

 

Факторы, влияющие на видовое разнообразие

1.      Географическое положение (с севера на юг число видов в сообществе возрастает)

2.      Климатические условия (в теплых и влажных условиях обитает больше видов)

3.      Исторический фактор (чем древнее сообщество, тем больше количество видов)

4.      Тип сообщества (в тропическом лесу видов больше, чем в хвойном лесу)

5.      Наличие видов - средообразователей (сосны подавляют, дуб увеличивает число видов рядом с собой).

2)            Морфологическая структура сообщества.

 

Морфологическая структура сообщества  - это набор определенных жизненных форм и их соотношение.

Жизненные формы растений

1.            Деревья

2.            Кустарники

3.            Кустарнички

4.            Травы

Жизненные формы водных животных

1.            Планктон – представлен организмами, свободно плавающими на поверхности воды.

2.            Нектон – организмы, обитающие в толще воды, способны к активному свободному перемещению.

3.            Бентос – организмы, обитающие на дне водоема.

 

Жизненные формы животных суши.

1.            Прыгающие (сильно развитые задние ноги)

2.            Бегающие, ходящие (все ноги развиты равномерно)

3.            Плавающие (есть перепонки между пальцами и другие приспособления)

4.            Летающие

5.            Ползающие (конечности редуцированы)

6.            Лазающие (цепкие конечности)

 

 

3)     Пространственная структура сообщества.

   Различные жизненные формы организмов определенным образом пространственно обособлены друг от друга.

Пространственная структура

 

Вертикальная                                    Горизонтальная

 

 

 

 

 

 

 


4) Трофическая структура.

По способу питания все организмы можно разделит на две группы:

 

Автотрофы – организмы, способные создавать органические вещества.

Гетеротрофы – организмы, питающиеся готовыми органическими веществами.

 

Основу любого биогеоценоза составляют: зеленые растения и фотосинтезирующие водоросли и микроорганизмы – производители живого вещества (продуценты): растительноядные и плотоядные животные  - потребите живого органического вещества (консументы); разрушители органических остатков – преимущественно микроорганизмы и в меньшей степени грибы, которые производят разрушения органических веществ до простых минеральных соединений (редуценты). Все эти группы организмов неразрывно связаны между собой.

 

Пищевая структура биоценоза

 

Продуценты                                                       Консументы

(производители)                                                  (потребители)

 


Редуценты

(разлагатели)

 

Как правило, все автотрофы являются продуцентами, а гетеротрофы – консументами и редуцентами.

 

В биогеоценозах все популяции видов связаны друг с другом сложной пищевой сетью. Солнечная энергия поступает в организм животных из растений, которые черпают запасы вещества и энергии из неживой природы. Энергия предается от звена к звену пищевой цепи. Несколько пищевых цепей объединяются в сеть.

 

Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий  служит пищей последующему, носит название цепи питания.

 

Цепь питания – это перенос энергии от ее источника – растений через ряд организмов путем поедания одних видов другим.

 

Цепи питания – трофические связи между видами, каждое звено пищевой цепи называется трофическим уровнем.

 

 

4.   Закрепление  знаний.  Решить  тест  (устно).

Тест     «Структура сообщества»   9 класс

 

Часть  1. Выберите  один  верный  ответ.

1. Ярусность и мозаичность распределения организмов разных видов − это:

1) экологическая структура;               2) пространственная структура;       3) видовая структура.

 

2. Видовая структура биогеоценоза леса листопадного, в отличие от хвойного леса, характеризуется:      1) ярусным размещением организмов         2) наличием организмов-продуцентов   

3) преобладанием биомассы консументов      4) многообразием обитающих в нем видов

 

3. Ярусность и мозаичность распределения организмов разных видов − это… 

1) экологическая структура               2) пространственная структура;      

3) видовая структура;                        4) трофическая  структура.

4. При формировании ярусности в лесном сообществе лимитирующим фактором является:        

1) свет;         2) температура;          3) вода;              4) почва.

 

5. Смешанный лес — более устойчивая экосистема, чем еловый лес, так как в нем

1) большое число видов и разнообразные пищевые связи              

2) выражена ярусность         3) есть продуценты, консументы и редуценты     

4) ослаблено воздействие солнечной радиации

 

6. К какой группе биотической среды относятся растения?

1) консументы                2) редуценты          3) дедритофаги                4) продуценты

 

7. Роль грибов и бактерий в круговороте веществ состоит в том, что они являются

1) производителями органических в - в      2) разрушителями органических в - в

3) потребителями органических в - в         4) главными доставщиками кислорода

 

8. В экосистеме озера к консументам относят        1) рыб и земноводных                            

2) бактерии-сапротрофы       3) водоросли и цветковые растения      4) микроскопические грибы

 

9. Консументы в процессе круговорота веществ в биосфере

1) создают органические вещества из минеральных

2) окончательно разлагают органические вещества до ми­неральных

3) разлагают минеральные вещества            4) потребляют готовые органические вещества

 

10. Сообщество растений называется

1) зооценоз       2) микробиоценоз         3) фитоценоз          4) биоценоз

 

11. Совокупность живых организмов, тесно взаимосвязанных  между собой  и  занимающих определенную территорию:

1) биогеоценоз         2) биоценоз          3) биосфера           4) экосистема

 

12. В пастбищной пищевой цепи на первом месте стоят:

1) редуценты       2) консументы         3) деструкторы           4) продуценты

 

13. Паразиты относятся  к :         1) продуцентам;          2) консументам;          

3) редуцентам;            4) могут быть представлены в любой из перечисленных групп.

 

14. Детритная  пищевая  цепь  начинается:                  1) с зеленых растений;       

2) с консументов;              3) с  мертвого органического вещества.

 

В 1.   Компоненты биогеоценоза.   Установите  соответствие.

A) Продуценты                   Б) Консументы              B) Редуценты

1) автотрофные организмы               2) растительноядные организмы

3) плотоядные организмы                           4) зеленые растения

5) организмы, разрушающие сложные органические соединения

6) организмы,   превращающие   органические вещества  в  минеральные

 

 

5.  Итоги  урока.  Рефлексия   (подбери окончание)

1.  На уроке я работал(а)  (активно / пассивно)

2. Своей работой на уроке я  (доволен / не доволен)

3.  Урок для меня показался  (полезен / бесполезен)

4.  Материал на уроке был  (лёгким / трудным)

 

 

6.  Домашнее задание:   § 43  – пересказывать,  выучить  определения  и  термины. 


Состав и структура сообщества

Состав и структура сообщества

Морфологическая структура сообщества

Морфологическая структура сообщества

Как правило, все автотрофы являются продуцентами, а гетеротрофы – консументами и редуцентами

Как правило, все автотрофы являются продуцентами, а гетеротрофы – консументами и редуцентами

Сообщество растений называется 1) зооценоз 2) микробиоценоз 3) фитоценоз 4) биоценоз 11

Сообщество растений называется 1) зооценоз 2) микробиоценоз 3) фитоценоз 4) биоценоз 11
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2021