Урок-спектакль по басням И.А.Крылова
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»
Учитель Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок: урок-спектакль по творчеству И.А.Крылова. Кто знает, произведения какого жанра он писал? (Басни). Конечно, басни! Но прежде чем мы с вами начнём читать, анализировать басни, показывать зрителям спектакли, мы должны познакомиться с Иваном Андреевичем Крыловым…
На экране появляется портрет Крылова.
Стук в дверь…
Учитель Кто это? У нас все в классе: и ребята, и гости…
Снова стук…
Учитель Войдите!
Заходит Иван Андреевич Крылов
Учитель Кто это, ребята? Что за дедушка?
Ребята Это Иван Андреевич Крылов! – встают, приветствуют гостя.
Крылов Добрый день! Сегодня я расскажу вам о себе и своих героях, которые нашли пристанище в мире, где процветает лицемерие, господствуют лень, трусость, хвастовство.
Ученик1 Вообще-то я сегодня приготовил презентацию по жизни и творчеству Крылова!
Ученик2 Я тоже готовился!
Дети И я… И я…
Крылов Проверка домашних заданий отменяется! Не будем слушать ваши заунывные пересказы. Сегодня, как я понял, у вас необычный урок, урок-спектакль, так давайте все будем актёрами! А я самый главный актёр, я Крылов! Задавайте мне вопросы!
Дети поднимают руки…
1 – Вы любили учиться в школе?
Крылов (глубоко задумался). Ну как вам сказать? …Но я очень любил читать, я всегда и везде ходил с книжкой и мог запоем читать книги.
Встречный вопрос: а вы любите читать книги? (Да-а-а!)
2 – А Вы спортом занимались?
Крылов В молодости я любил кулачные бои. Будучи человеком крепким и сильным, я обычно выходил победителем!
3 – А сколько всего басен Вы написали?
Крылов (задумавшись, считает) …234, 235, 236!
4 – У Вас было хобби?
Крылов – Что?
4 – Вы чем-нибудь увлекались?
Крылов Конечно! У меня было увлечение! Я любил наблюдать за пожарами! Если где-то в городе горел дом, я ехал туда и смотрел на происходящее.
5 – Вы были женаты?
Крылов – Что вы! Что вы! Я никогда не был женат, но я удочерил девочку. Я думаю, хватит вопросов, уж слишком вы любопытные!
Чем порадуете дедушку Крылова?
6 – Мы почитаем Вам басни!
Крылов - Удивили! Я все свои басни знаю наизусть. А давайте я сейчас превращу вас в моих героев, и вы расскажете о себе с помощью моих же басен…
Дети: Ура! Давайте! Превращайте!
Крылов (Поднимает руку) Мухара-бухара, балабек-человек! Всем перенестись в восемнадцатый век!
Звучит загадочная музыка. В это время дети надевают костюмы, берут куклы для кукольного театра.
На ширме кукольного театра появляется ворона.
- Каррр! Каррр!
Крылов
- Смотрите, смотрите, ворона прилетела! Вот глупая необразованная особа! Я расскажу вам о ней сегодня. И ещё я вам поведаю о многих других животных, в образах которых скрываются люди. А как вы понимаете, людям несвойственно показывать свои недостатки. Они, наоборот, их скрывают. Тем не менее, как ни скрывай их, они всё равно проявятся. Имейте это в виду!
Крылов садится в кресло…
- Каррр! Каррр!
Басня (1) «Ворона и лисица»
Кукольный театр. Ширма, Куклы: ворона с сыром, лисица, ель.
Ведущий.
………………………………………….
Крылов
Скажите, ребята, какие недостатки людей я высмеиваю в этой басне?
Дети…………………………
Крылов Правильно, ребята!
Недостатки, которые я высмеиваю и критикую во всех своих баснях, стары, как мир: это алчность, ненасытность, скупость, фальшь, двуличие, лукавство, лесть.
Крылов
Ребята, а вы историю знаете? А есть ли связь истории с литературой?
Если вы всё знаете, тогда скажите, какие исторические герои являются прототипами басни «Волк на псарне»?
Дети
- Волк – Наполеон
- Ловчий – Кутузов
- Овцы – народ
-Псы – русская армия
Крылов
А вы сможете её показать?
Дети
Конечно!
Инсценировка басни «Волк на псарне»
Реквизиты: Искусственная трава, сено, забор, за забором овцы (игрушки)
Другой забор, за которым сидят собаки (дети)
Костюмы волка, маски собак. Одежда для людей: шапки, лапти, бороды…
Реквизиты: фонарь, ружьё, дубинка.
Инсценировка.
Крылов
Ребята, а увлекаетесь ли вы чем-нибудь? Чем занимаетесь во внеурочное время?
Ребята…….
Крылов
В любом
деле важны способности, знания и опыт. Без умения и музыкального слуха человек
не сможет стать хорошим музыкантом, даже если запасется нотами и инструментами.
То же самое можно сказать и о любой другой профессии.
Инсценировка басни «Квартет» (6 действ. лиц)
Реквизиты: ноты, скрипки и др. муз.инструменты.
Костюмы мартышки, медведя, осла, козла, соловья.
Инсценировка.
Крылов
В мою эпоху, как, впрочем, и в вашу, было множество невежественных людей, отрицательно относившихся к знаниям и науке. Они решительно осуждали научный прогресс, объявляя его источником всевозможных бед. По моему мнению, такие невежды напоминают неблагодарную свинью из басни. Ругая науку, невежественные люди нисколько не стесняются пользоваться благами научного и технического прогресса.
Басня «»Свинья под дубом
Кукольный театр. Ширма, куклы: свинья, ворон, дуб, ведущий.
Заключительное слово Крылова
– Все-то вы, как посмотрю я, дети!
Вот побасёнками старик потешил вас!
Вы посмеялися и прочь пошли, смеясь,
Того не угадав, как побасёнки эти
Достались старику, и как не раз пришлось
Ему, слагая их, смеяться – но сквозь слёзы,
Уж жало испытав ехидны ядовитой,
И когти всяческих, больших и малых, птиц,
И язвины на пальцах от лисиц,
И на спине своей ослиное копыто…
И то, что в басенке является моей
Как шутка, - от того во времена былые
Вся, может, плакала Россия,
Да плачет, может быть, ещё и до сих дней!!!
Аплодисменты
Молодцы, ребята, не подвели дедушку Крылова! Желаю вам творческих успехов! Читайте книги!
Учитель
Ну что, ребята, давайте поблагодарим дедушку Крылова, за то, что побывал у нас на спектакле и принял активное участи, и проводим его снова в 19 век.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.