Урок литературы в 10 классе.
Разработала учитель русского языка и литературы
МБОУ «ССШ №10»Долотова Татьяна Леонидовна
Тема: Раскольников: альтруист или мизантроп? (урок-суд по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Цели: 1. формировать критическое мышление учащихся через чтение и анализ произведения;
2. развивать умения анализировать выступления «за» и «против»;
3. воспитывать гражданский патриотизм, гуманизм.
Тип урока: нетрадиционный.
Оформление урока:
1) 2 эпиграфа Мир, который он изображает, - един.
Он одновременно является сиюминутным и вечным. То есть суд и Страшный суд – все-таки одно и то же.
П.Вайль. А.Генис.
Я всматриваюсь и вдумываюсь в эти события, стараюсь понять, каким образом они вытекают одно из другого, стараюсь объяснить себе, насколько они находятся в зависимости от общих условий жизни.
Д.И.Писарев.
2) словарная работа: таблички с толкованием значения слов: МИЗАНТРОП, АЛЬТРУИСТ
3) весы Правосудия
4) таблички для голосования
Ход урока:
- Мы завершаем изучение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Сегодня урок мы проведем в несколько необычной форме. Это урок-суд. Суд не в значении судилища, суд, выходящий за привычные каноны юриспруденции.
По мнению критиков П.Вайля и А.Гениса, «Тень страшного суда полностью изменяет реальность в романах Достоевского. Каждая мысль, каждый поступок в нашей земной жизни отражается в другой, вечной жизни. При этом Достоевский уничтожает границу между верхом и низом …».
Значит, Высший суд, Божий суд и суд внутри нас – это одно и то же. Поэтому я прошу вас следовать сегодня не только голосу разума, но и голосу совести. А для этого необходимо вслед за критиком Д.И.Писаревым всматриваться и вдумываться в эти события. …
В сегодняшнем судебном разбирательстве нет и не будет ни одного созерцателя. Все вы – участники процесса. И от вашего голоса будет зависеть исход разбираемого дела.
Итак, мы начинаем.
Секретарь: Встать! Суд идет!
Судья: Слушается уголовное дело об убийстве чиновницы Алены Ивановны и сестры ее Лизаветы под председательством судьи – (Ф.И.О. учащегося).
государственного обвинителя – (Ф.И.О. учащегося)
адвоката – (Ф.И.О. учащегося)
секретарь суда – (Ф.И.О. учащегося)
Явка свидетелей со стороны обвинения обеспечена?
Прокурор: Да!
Судья: Со стороны защиты?
Адвокат: Да!
Судья: Приступаем к слушанью дела. Слово предоставляется государственному обвинителю прокурору юстиции (Ф.И.О. учащегося).
Прокурор: Ваша Честь! Уважаемый суд! Господа присяжные и заседатели! Предварительное следствие, проведенное следователем Порфирием Петровичем N., целиком и полностью подтверждает причастность находящегося сегодня на скамье подсудимых господина Раскольникова Родиона Романовича к делу об убийстве двух сестер. В качестве главного свидетеля позвольте пригласить господина Достоевского, автора романа «Преступление и наказание».
Судья: Ваши Ф.И.О. род занятий.
Ф.М.Д.: Достоевский Федор Михайлович. Писатель. Подходит к книге «Преступление и наказание», положив на нее правую руку, говорит: Клянусь говорить правду, только правду и ничего, кроме правды. Читает: Вдруг он ясно услышал, как бьют часы. И необыкновенная суета охватила его. Из старой рубашки сделал петлю для топора и пришил ее к своему широкому пальто под левую мышку. Отправился к старухе. Протянул ей заклад. Когда она стала разворачивать сверток, оборотясь к свету, Раскольников слабыми руками расстегнул пальто и высвободил топор из петли, потом вынул совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом. Удар пришелся в самое темя. Кровь хлынула, тело повалило навзничь. Старуха была мертва. Немного времени спустя, когда он увидел среди комнаты Лизавету, которая в оцепенении смотрела на убитую сестру, он бросился на нее с топором. Удар пришелся прямо по черепу, острием, и сразу прорубил всю верхнюю часть лба, почти до темени. Она так и рухнула.
Прокурор: Ваша Честь! Уважаемый суд! Господа присяжные и заседатели! Факт виновности господина Раскольникова очевиден! Для пущей убедительности я прошу, Ваша Честь, позволения заслушать критика Д.И.Писарева?
Судья: Разрешаю. Вызывается свидетель Писарев Д.И.
Писарев Д.И.: Он хотел убить и ограбить, но так, чтобы на него не брызнула не одна капелька пролитой крови, чтобы не один живой человек не мог проникнуть его тайну, чтобы все прежние друзья и товарищи жали ему руку с прежним сочувствием и уважением и чтобы мать и сестра более, чем когда бы то ни было, считали его ангелом-хранителем, сокровищем и утешением …
… корень его болезни таился не в мозгу, а в кармане …
… Раскольников принужден сознаться, что все это дело было сделано по-дурацки. Он даже сам не понимал, зачем он это сделал.
Прокурор: Ваша Честь! Разрешите мне обратиться к обвиняемому Родиону Романовичу Раскольникову?
Судья: Разрешаю.
Прокурор: Обвиняемый Раскольников, поясните суду истинные мотивы совершенного Вами преступления.
Раскольников: Люди по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низших (обыкновенных), так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и, собственно, на людей, имеющих дар или талант сказать в среде свое новое слово.
Прокурор: Иными словами говоря, во имя якобы высоких целей можно совершать любые поступки и даже преступление?! Ваша Честь! Позвольте присовокупить к делу письменные показания ныне покойного свидетеля Свидригайлова, который имел возможность услышать разговор между обвиняемым Родионом Раскольниковым, и Софьей Мармеладовой, где подсудимый определенно объясняет причину, толкнувшую его на преступление (зачитывает):
Не для того я убил, чтобы, получив деньги и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного: а там стал бы я чьим-нибудь благодетелем или во всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне в ту минуту, все равно должно было быть! (протягивает этот лист секретарю, который передает это судье).
Ваша Честь! Уважаемый суд! Господа присяжные и заседатели! Идея Раскольникова «о праве на кровь», о праве утвердить свое «я» путем преступления могла возникнуть как реакция на несправедливое социальное устройство, как бунт против него. Но путь, избранный Раскольниковым, ложен; его протест против бесчеловечных законов буржуазного общества оказался несостоятельным, потому что он носил индивидуалистический антигуманный характер. В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу. Его идея – взять во власть это общество. Деспотизм – его черта.
Ваша Честь! Я настаиваю на том, чтобы признать подсудимого господина Раскольникова виновным не только в смерти двух женщин преклонного возраста, а главным образом, в создании бредовой теории, которая на практике доказала свою несостоятельность. Прошу заметить, что это обвиняемый не сразу, но все-таки понял.
У меня все, Ваша Честь.
Судья: Слово предоставляется защите, которую представляет на сегодняшнем процессе адвокат – (Ф.И.О учащегося).
Адвокат: Ваша Честь! Уважаемый суд! Господа присяжные и заседатели! Хочу начать свою речь с замечания господина Достоевского: «Есть в Петербурге довольно странные уголки. В эти места как будто не заглядывает то же солнце, которое светит для всех петербургских людей. В этих углах … выживается как будто совсем другая жизнь, не похожая на ту, которая возле нас кипит, а такая, которая может быть в тридесятом неведомом царстве, а не у нас, в наше серьезное–пресерьезное время …»
В этих углах проживают странные люди – мечтатели. А разве мечтать – это преступление?! Вот и мой подзащитный – мечтатель, фантазер, назовите как угодно. А что еще остается человеку, живущему в мире, где господствует власть денег, жестокость и угнетение. Единственным спасением для разряда «униженных и оскорбленных» остается только мечта, вера и надежда в торжество справедливости. Обстоятельства жизни загоняют моего подзащитного в тупик. Живет он впроголодь, ютится в жалкой каморке, похожей на шкаф, откуда грозят его вышвырнуть на улицу. Под угрозой оказалась судьба его матери и сестры. Все это заставляет моего подзащитного задуматься о том, что же происходит вокруг, как устроен этот бесчеловечный мир, где господствует несправедливость, где бедному человеку некуда приклонить голову, как и где найти выход из создавшегося положения, почему никто не протестует и все молчат, неся бремя нищеты и бесправия. И ему показалось, что существующие законы вечны и неизменны, что природу человеческую ничем и никогда не изменить.
Об этом он исповедовался Софье Семеновне Мармеладовой. Ваша Честь! Разрешите опросить свидетельницу Мармеладову.
Судья: Разрешаю.
(входит Софья)
Судья: Фамилия? Имя? Отчество? Род занятий?
Софья: Мармеладова. Софья. Семеновна. Работаю по желтому билету.
Судья: Вы предупреждены о преследовании за дачу заведомо ложных показаний?
Софья: Да! … Ваша Честь! Уважаемый суд! Я давно замечала, что с Родионом Романовичем происходит что-то странное в последнее время. А в таком состоянии человеку нужен собеседник. И я рада была признать, что во мне Родион Романович увидел человека, которому можно было открыться. Надеюсь, Родион Романович, Вы простите меня, но я поклялась говорить правду. Более того, считаю своим долгом передать содержание того самого нашего разговора: Родион Романович мне поведал о том, что «если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет …, что никогда этого не будет, что не переменятся люди и не переделать их никому, и труда, не стоит тратить! Да, это их закон», - говорил он. Далее Родион Романович сделал вывод о том, что «кто крепок и силен духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав! Кто на большее может плюнуть, тот у них законодатель».
Адвокат: Ваша Честь! Мне бы хотелось обратиться и моему подзащитному, чтобы он прокомментировал показания свидетельницы Мармеладовой.
Раскольников: Я догадался тогда, что власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут одно только: стоит только посметь! Я … я захотел осмелиться и убил ... я только осмелиться захотел. Вот вся причина.
Адвокат: Отсюда и родилась в сознании моего подзащитного теория, согласно которой он делит людей на обыкновенных и необыкновенных. Ваша честь! Мой подзащитный хотел на деле проверить, к какому разряду можно причислить его самого. Так можно ли считать преступной теорию господина Раскольникова?
Ваша Честь! Я прошу Вас заслушать удивительно интересные умозаключения критика Н.Н.Страхова.
Судья: Разрешаю.
(входит Н.Н.Страхов)
Судья: Фамилия? Имя? Отчество? Род занятий?
Н.Н.Страхов: Страхов Н.Н. Критик. …Весь роман сосредоточивается около одного поступка, около того, как родилось и совершилось некоторое действие и какие повлекло за собой последствия в духе совершившегося. Так роман и называется; на нем надписано не имя человека, а название события, с ним случившегося. Предмет обозначен вполне ясно: дело идет о преступлении и наказании.
… Преступление вовсе не есть действие, характеристическое для личности Раскольникова; люди, в характеристику которых входит преступление, совершают дела этого рода гораздо легче и совершенно иначе. Раскольникову же просто довелось перенести на себе преступление; можно сказать, что оно с ним случилось и душа его отозвалась на него так, как отозвалась бы, вообще говоря, душа всякого человека … .
Адвокат: Ваша честь! Уважаемый суд! Господа присяжные и заседатели; я думаю, что с полным правом, можно сделать вывод о том, что в теории моего подзащитного есть некие альтруистические мотивы, - «отомстить за боль и страдания «униженных и оскорбленных», избавить себя и свою семью от безысходности и в будущем облагодетельствовать человечество. «Сто тысяч добрых дел на старухины деньги!».
Ваша Честь! Уважаемый суд! Мой подзащитный – человек совестливый и легко ранимый, не мог он равнодушно смотреть на ужасы и несчастья, царящие в обществе. Отсюда и его идея: «взять во власть это общество». С этой целью господин Раскольников и решил путем преступления испытать себя, проверить, может ли он стать властелином «обыкновенный ли он человек или, необыкновенный». Мой подзащитный не хотел убивать. Достаточно вспомнить его мысли. «А, впрочем, разве я способен на это? Это не серьезно. Так ради фантазии себя тешу». Он долго колебался. Я считаю, что основным катализатором преступления послужил разговор между студентом и офицером в трактире о необходимости уничтожить старуху-процентщицу. По мнению офицера, справедливость восторжествует только тогда, когда автор идеи сам реализует ее. Вот почему мой подзащитный сам претворяет в жизнь свою теорию.
Ваша Честь! Уважаемый суд! Господа присяжные и заседатели! Мой подопечный полностью признает свою вину. Муки совести, сознание своей полной опустошенности привели его, в конце концов, к тому, что он, по совету Сони, идет с повинной и отдает себя в свои руки правосудия. Мой клиент достаточно настрадался. Страдание – великая вещь. Совершив преступление, он испытывает «чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством» и это «замучило его». Бесспорно: он переступил через закон, убил старушонку, и акт физической смерти совершен. Но позвольте заметить, как наказал себя сам обвиняемый: желая стать спасителем человечества, он совершил этот тяжкий грех, который отдалился его от всех дорогих и любимых его сердцу людей.
Ваша Честь! Уважаемый суд! Господа присяжные и заседатели! Прошу оправдать моего подзащитного, ибо не корысть, а высокие благородные цели двигали им. Он заблуждался. Теперь понял свою вину и понесет соответствующее наказание, но давайте не забывать, что все, что он содеял, совершалось им исключительно в интересах человечества. Вспомните, что оптимистическое завершение романа утвердило нас во мнении: пройдя через муки и страдания, герой будет готов к новой жизни, «что ее еще надо дорого купить, заплатить за нее великим будущим подвигом».
У меня все, Ваша Честь!
Судья: Подсудимый, встаньте! Вам предоставляется последнее слово.
Раскольников: Черт-то меня тогда потащил, а уж после того, мне объяснил, что не имел я права туда ходить, потому что я такая же вошь, как и все! Разве так идут на преступление, как я тогда шел! Разве я старушонку убил. Я себя убил. Я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это-то преступление? Не думаю я о нем и смывать не думаю. Я сам хотел добра людям и сделал бы сотни, тысячи добрых дел вместо одной этой глупости, даже не глупости, а просто неловкости, так как вся эта мысль была вовсе не так глупа, как теперь она кажется, при неудаче. Этой глупостью я хотел только поставить себя в независимое положение, первый шаг сделать, достичь средств, и там бы все бы загладилось неизмеримою, сравнительно пользой!
Судья: Уважаемый суд! Господа присяжные и заседатели! Именно вам предстоит вынести окончательный вердикт. На чашах весов богини правосудия Фемиды после выступления обвинения и защиты уравнялись такие понятия, как альтруизм и мизантропия. Я призываю вас окончательно определиться во мнении: так кто же все-таки Родион Раскольников: великий альтруист или беспощадный мизантроп? Прошу судить по совести и по закону. У каждого из вас по две таблички: альтруист и мизантроп. Свое решение вы можете выразить, опустив в черный ящик только одну из табличек.
(Секретарь суда подходит к каждому с черным ящиком).
Идет подсчет голосов.
Судья: Уважаемый суд! Господа присяжные и заседатели! Большинством голосов Раскольников Родион Романович признан …
альтруистом
…… или
мизантропом
(Удар молотка).
Учитель: Каких еще литературных героев вы можете отнести к разряду альтруистов и мизантропов? Почему?
Давайте представим на минуту, что действия, описанные в романе Достоевского, проходят в наше время и что главный герой романа Раскольников Родион Романович – наш современник.
Кого бы вы считали виновником случившегося? Только одного Раскольникова?
Общество. Бесспорно в первую очередь, виноваты во многом мы, это с нашего молчаливого согласия, творятся «черные» дела. Это наше безразличие и равнодушие к судьбе ближних толкает их на путь преступления.
«Не суди, да не судим будешь!». Так вот, прежде чем судить, кого бы то ни было, давайте начнем с самих себя.
P.S В ходе подготовки внесены изменения в сценарий. Добавлена речь со стороны защиты(Выступление Разумихина и матери Раскольникова).Можно увидеть это в постановке урока на видео.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.