Урок театра
Оценка 4.7

Урок театра

Оценка 4.7
doc
12.05.2020
Урок театра
Урок театра 2016.doc

Саквояж с чудесами

 

Урок театра 2016

 

Цель – познакомить  детей с праздником Всемирным днем театра в рамках Недели детской книги.

 


Задачи:

·          познакомить со структурой театра;

·          повторить правила поведения в театре;

·          содействовать творческому развитию детей.

 

 

 

 

 

Предварительная работа:

·          для информационной доски заказать объявление о мероприятии;

·          составить сценарий;

·          раздать роли детям, провести репетиции;

·          подготовить костюмы, атрибуты и музыкальное оформление;

·          приготовить карточки для конкурсов

·          приготовить чистые листы и ручки.


 

Сценарий урока «Саквояж с чудесами»

 

Добрый день, ребята. Прежде, чем начать нашу программу я хочу загадать вам загадку:

 

Там есть сцена и кулисы,

И актеры, и актрисы,

Есть афиша  и антракт,

Декорации, аншлаг.

И, конечно же, премьера!

Догадались вы, наверно...

 

Да, речь сегодня пойдет о театре. Я хочу немного рассказать об истории театра.

 

Слово «театр» греческое. Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад.

 

В Древней Греции представления шли иной раз по нескольку дней. Зрители приходили на них, запасаясь продуктами.

 

Огромные толпы людей рассаживались на возвышениях, а само действие происходило на арене, расположенной прямо на траве.

 

27 марта в Древней Греции проходили Великие Дионисии – праздники в честь бога Диониса. Они сопровождались шествиями и весельем, было много ряженых.

 

А с 1961 года этот день, 27 марта, стали отмечать во всем мире как Международный день театра.

 


Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно.

Всегда готовый утверждать

Все, что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

И сними светлый мир добра.


 

 

 

 

Конкурс «Мы в театре»

 

Вопросы:

 

0. В России бродячих актеров называли скоморохами, они также развлекали народ на площади, и их запрещали и преследовали.

 

В Италии бродячий театр назывался “Комедия дель арте”. В этом театре роли навсегда были закреплены за каждым актером. Это были Арлекин, Пьеро, Мальвина и другие. Актеры “Комедии дель арте” выступали в масках, как древние греки, но по другой причине. Дело в том, что в своих остроумных комедиях они высмеивали знать, богачей и священников, за что их то и дело преследовала полиция.

 

А знаете ли вы, что уже давным-давно Груки додумались до постройки театра? В России театра тогда еще не было. Да что Россия – еще не родился Иисус Христос, а греки уже знали, что такое театр.

 

(5 слайд. Приложение)

 

Над Афинами, самым большим городом древней Эллады, возвышается холм, на котором белеют прекрасные здания с мраморными колоннами. Это Акрополь – афинская крепость-святилище, место народных собраний и торжественных празнеств в честь богов, покровителей греческих городов. На южном склоне холма, неподалеку от главного афинского Парфенона, высечены в скале длинные ряды скамей. Они полукругом сбегают вниз, охватывая подковой широкую площадку и небольшое возвышение за ней. Это театр Диониса – один из самых больших театров в древности. Он окружен южной зеленью, а вместо крыши над ним глубокое синее небо. Примерно 17 тысяч зрителей, почти все население Афин, размещалось некогда на этих скамьях.

 

(6 слайд. Приложение)

 

Театр уподобился святилищу, театральное зрелище считалось важным общественным событием. Греческий актер пользовался особым почетом и уважением. Во время войн актеры, как и жрецы, объявлялись неприкосновенными и нередко выступали в качестве послов и посредников между воюющими.

 

(7 слайд. Приложение)

 

Актеры играли в слепленных из глины масках, которые закрывали почти всю голову. Такая выразительная маска была необходима актеру, чтобы зрители могли разглядеть его лицо с самых дальних скамей. Кроме того, маска служила одновременно и рупором (персоной), усиливавшим его голос. Актеры играли на подставках, называвшихся “котурнами”.

 

(8 слайд. Приложение)

 

В средние века театральные представления происходили прямо на площади, только актеры находились гораздо ближе к зрителям, да и зрителей было куда меньше. Маленькая группа актеров переезжала из города в город. Все костюмы и реквизит помещались в одной-двух повозках. Зато какой же бывал праздник, когда ярко раскрашенный фургон появлялся на улицах города.

 

(9 слайд. Приложение)

 

В Англии такой театр назывался “Глобус”. Для него писали пьесы и играл в них великий Вильям Шекспир.

 

Впервые в России театр, как здание, появился при царе Алексее Михайловиче (отце Петра I) и назывался такой театр Потешной палатой.

 

Раньше спектакль оформляли совсем не так как сегодня: декорации заказывали декоратору, костюмы – костюмеру, мебель и посуду – бутафору. Лишь на генеральной репетиции эти вещи встречались на сцене и получался ужасный разнобой. И вот, как-то, 100 лет назад встретились режиссер и балетмейстер Сергей Павлович Дягилев и известный художник Лев Бакст. И решили, что это положение нужно исправить. В дягилевском театре эскизы декораций, мебели и париков делал один и тот же художник. С тех пор оформлением спектаклей занимались такие знаменитые художники как В. Васнецов, М. Врубель, И. Левитан, К. Коровин.

 

(13 слайд. Приложение)

 

Каким же мы видим театр сейчас? Появился зрительный зал со стульями и креслами для зрителей, и со сценой, оборудованной для различных представлений.

 

(14 слайд. Приложение)

 

Рассмотрим схему, изображающую устройство сцены.

 

Сценическая коробка по вертикальному сечению распадается на три основные части: трюм, планшет и колосники .

Трюм — это помещение, находящееся под сценой, поэтому его называют еще нижней сценой. В трюме находятся механизмы привода круга, подъемно-опускных площадок и прочее оборудование. Нижняя сцена используется для устройства люков-спусков со сцены и для осуществления различных эффектов. Площадь трюма обычно равна площади основной сцены, за вычетом места, отведенного для склада мягких декораций, — «сейфа». Высота трюма зависит от механизации планшета сцены — конструкции поворотного круга и подъемно-опускных площадок. Однако при любых условиях высота трюма не может быть меньше 1,9 м, считая от пола до нижних плоскостей верхних конструкций.

Планшетом - называется пол сцены, деревянный настил, служащий местом для игры актеров и установки декорационного оформления.

Колосники - решетчатый потолок сцены. На колосниках размещаются блоки декорационных, индивидуальных, софитных подъемов и прочее верховое оборудование. На уровне планшета к сцене со стороны зрительного зала примыкает ее передняя часть — авансцена, сзади — помещение арьерсцены, а с боков — так называемые карманы.

Авансцена - это участок сцены, выходящий в зрительный зал за линию занавеса. В современных театрах авансцена зачастую включается в объем сценической коробки и снабжается всем необходимым набором механического оборудования для перемены декораций. Передняя сцена используется как место для игры актеров перед занавесом в непосредственной близости от зрителей. Она может обыгрываться как отдельно от главной сцены, так и в сочетании с нею.

Границей между главной сценой и ее передней частью служит красная линия - линия, по которой проходит антрактовый занавес. Иногда красной линией называют часть сцены, на которую опускается огнезащитный занавес, но в связи с тем, что в современных постройках этот занавес часто выносится на барьер оркестра, правильнее считать началом сцены активную зону, т. е. зону, находящуюся позади главного занавеса сцены. Вся площадь сцены разбивается на условные участки, идущие параллельно рампе. Эти участки называются планами сцены. Отсчет планов начинается с красной линии. Сначала идет нулевой план, за ним первый, второй и т. д. до задней стены сцены. Прежде границей, отделяющей один план от другого, служили кулисы и падуги, висящие на постоянных местах. Кулисы представляют собой мягкую или жесткую декорацию, подвешенную по сторонам сцены и закрывающую ее боковые части.

Падуги — это, в сущности, те же кулисы, но подвешенные горизонтально поперек сцены. Они служат для маскировки софитов— приборов, освещающих сцену сверху, — и всего верхнего хозяйства.

Планшет сцены, оборудованный вращающимся кругом или подъемно-опускными площадками, потерял четкое обозначение параллельных участков, поэтому в некоторых театрах определяют планы весьма условно и по-разному.

 

(15 слайд. Приложение)

 

Когда зрители входят в зрительный зал, они занимают свои места в партере или ложе, а если не повезло с билетом, то на самом верхнем балконе, который еще называют галереей или галеркой.

 

 

1. Как нужно проходить на свои места перед сидящими зрителями?

а. Спиной к сидящим;

б. Лицом к сидящим,

в. Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.

 

2. Можно ли обсуждать новости во время спектакля?

 а. Конечно, ведь нам с другом не так уж часто приходится посидеть час-полтора рядышком;

б. Не стоит этого делать, ведь приходится напрягать голосовые связки, так как мешают музыка и реплики актеров;

в. Разговаривать во время спектакля нельзя, ведь это неуважение к актерам и сидящим рядом зрителям.

 

3. Как ты поступишь с шоколадкой, купленной во время антракта?

а. Отдам другу, пусть он шуршит фольгой шоколадки во время спектакля;

б. Дождусь, когда артист выйдет на сцену и, громко шурша фольгой, разверну ее - так под реплики артиста будет меньше шума;

в. Съем шоколадку в буфете во время антракта.

 

4. Если спектакль не понравился, что нужно делать?

а. Свистеть и топать ногами;

б. Немедленно встать и покинуть зал;

в. Молчать и не аплодировать.

 

5. Театр. Дом, как дом, только нарядней других, и окон меньше, чем дверей. Днем здесь как- будто ничего не происходит, а вечером вдруг все изменяется. К высоким дверям подходят нарядно одетые люди, у дверей зрительного зала их встречают капельдинеры с программами в руках. (программа – это листок, на котором напечатано все, что вам интересно узнать о представлении до его начала):

·                         Название пьесы

·                         Автор

·                         Какие актеры играют

·                         Кто режиссер

·                         Кто художник спектакля

Капельдинер (от нем. Kapelldiener — «служащий капеллы», также контролёр-билетёр и просто билетёр) — рабочий в театре, кинотеатре или концертном зале. Обязанности билетёра включают: запуск зрителей вфойе или в зрительный зал, проверку билетов при входе, помощь зрителям в отыскании места, ответы на вопросы посетителей[1]. В прошлом также должность помощника руководителя оркестра, который занимался хозяйственными и техническими делами.

 

Зажигаются софиты, открывается занавес, и зрители аплодисментами приглашают на сцену актеров. А актерами сегодня будете вы.

 

Конкурс «Пантомима»

 

Выберем пять смельчаков – артистов. Конкурсанты должны без слов, пантомимой показать нам то, что написано на карточке.

 

Например:

 

орел, со сломанным крылом;

 

пингвин, у которого больные лапки;

 

поросенок, который оказался в ночном лесу;

 

кот, который хорошо пообедал.

 

Актеры готовятся к выступлению. Но ведь театр- это не только актеры, но и все те люди, которые участвуют в подготовке этого чуда, создают театральную атмосферу, то есть люди разных театральных профессий.

 

Назовите эти профессии.

(Режиссер-постановщик, хореограф, осветитель, гример, костюмер, драматург, суфлер, звукорежиссер, художник, директор, оформитель, реквизитор и другие).

 

ВИДЕО

 

Физминутка

Сейчас вы попробуете представить, что чувствует актер, когда он играет на сцене. Я буду читать, а вы изображать то, что услышите.

Представьте себя зайками, веселыми и чуть озорными. Почешите за ушком. Посмотрите на свой хвостик и весело-весело покрутите им. Зайка поиграл и присел отдохнуть. Затем он наклоняется, прячет нос передними лапками и закрывает глаза. Только уши все слышат. Снится зайке сон. Он сидит у теплой печки, потрескивают дрова, пахнет свежей капустой и морковным пирогом. Зайка принюхивается, облизывается, ему тепло, уютно и приятно… Мама-Зайчиха нежно лижет его ушки, лобик, носик, щечки, ротик и приговаривает: “Ты красивый, добрый, тебя все любят, оберегают, радуются твоим успехам. Ты все понимаешь, много знаешь, любишь своих родителей и друзей, веришь в себя. Мама щурит глазки, а зайка ровно, спокойно дышит. Вдох – выдох, вдох – выдох. Зайчиха гладит зайке лапки, животик, спинку. Как хорошо дома! Уснул зайка, сладко улыбается во сне, потягивается.

- Эй, зайка, вставай, хватит спать.

- Ты добрый, тебя ждут твои друзья.

- Тебе будет весело с ними играть, прыгать и бегать.

 

 

Конкурс «Костюмер»

 

Мы сейчас разобьемся на группы. Каждая группа получит  карточки с названиями сказок или сказочных героев. Нужно с помощью подручных материалов (скрепок, газет, туалетной бумаги) нарядить одного актера так, чтобы остальные узнали сказочного персонажа (Курочка Ряба, старуха Шапокляк, черепаха Тортила).

 

Ведущий (после конкурса): В театре после выступления актеров, зрители одаривают их аплодисментами. Но ведь аплодисменты бывают разные. Какие? Давайте попробуем изобразить.

Итак, обычные. А теперь ленивые. Восторженные. И, наконец, овации.

 

Конкурс «Мастера слова»

 

Актеры - это мастера слова. Очень важны манеры речи, умение владеть голосом, говорить разным тоном с различными интонациями. Участникам этого конкурса нужно будет произнести только одно слово (например: кушать подано), с определенной интонацией (весело, грустно, злорадно, забывчиво).

 

 

 

 

Конкурс «Такие разные жанры»

 

На театральных подмостках ставятся постановки разных жанров. Какие вы знаете (драма, комедия, трагедия, сказка, мюзикл)?

 

Давайте попробуем  определить, какой из жанров избрал для выступления каждый из наших актеров. Для этого выберем 4 актера. Нужно прочитать стихотворение А.Барто «Наша Таня громко плачет» в разных жанрах (комедия, трагедия, мюзикл, драма). Зрители должны определить жанр.

 

Конкурс танцевальный

 

Для актера важны также  движения и пластика. Участники должны показать танцем, движениями:

 

бурю, дождик, ветер, полет бабочки, полет орла.

 

Конкурс «Театр–экспромт»

 

А сейчас мы подошли к самому интересному моменту. Что показывают на сцене? Правильно, спектакли. Иными словами постановку. Она готовиться очень долго и тщательно. Но есть такие пьесы, которые не требуют долгой подготовки. Это пьесы театра-экспромта. И вот одну из таких пьес мы поставим прямо сейчас. Для этого нужно распределить роли

(см. Прил.).

 

Все когда-нибудь кончается. И после спектакля актеры уходят за кулисы, стихает музыка, закрывается занавес, гаснут софиты и зал пустеет. Закончилось и наше путешествие в мир театра. До новых встреч.


Театр-экспромт

 

Действующие лица:

Занавес,

Звонок,

Часы,

Ученик  5-го класса Вася Петров,

Директор школы,

Техничка Тетя Дуся,

Ведро,

Швабра Тети Дуси.

 

Вначале следует провести репетицию на глазах у всех зрителей, разъясняя актерам задачу. Затем под веселую музыку проходит  вся сценка.

 

Текст театра–экспромта читает ведущий

 

Открывается Занавес.

(Актер изображающий Занавес с полотенцем ткани в руках пробегает вдоль сцены).

Перед нами школьный коридор. Тикают Часы, отсчитывая последние минуты до звонка.

 (Актер изображающий Часы, должен, как маятник, раскачиваться в сторону и отчетливо тикать).

 Тишина. Только Тетя Дуся, закончив уборку, стоит, поставив свое Ведро на пол. Тяжело опираясь на Швабру, она утирает со лба трудовой пот.

 Актер, изображающий Ведро Тети Дуси сидит на корточках рядом с нею, руками изображая опущенную дужку. Актер, изображающий Швабру Тети Дуси,  вначале стоит рядом с нею, раскинув руки в стороны. Тетя Дуся опирается на его плечо).

Наконец раздается долгожданный Звонок (Звонок, издавая соответствующий звук, бегом огибает сцену по кругу).

И вот уже слышится радостный крик учеников и веселый топот ног (здесь помогают зрители).

И вот уже цокают каблуки Директора, шагающего по коридору (Директор с важным  и строгим видом шествует по сцене).

Его чуть не сбивает с ног летящий по коридору  Вася Петров. В последнюю секунду он отскакивает в сторону от Директора, но наталкивается на Ведро, которое, не выдержав такого натиска, падает в обморок 

(Когда на актера, изображающего Ведро, налетает Вася Петров, он заваливается на бок, не размыкая руку и не разгибаясь).

 Вася Петров  пытается убежать. Швабра Тети Дуси настигает неудачливого прыгуна.

Актер, изображающий Швабру, падает в сторону Васи Петрова так, чтобы тот успел поймать его под мышки. Руки актера, играющего роль Швабры, остаются раскинутыми в стороны.

Он начинает возмущаться (отталкивая к Тете Дуси Швабру), кричит  «А че я?, но Тетя Дуся смело возражает ему. Подхватив и поставив Швабру прямо; Тетя Дуся берет Васю Петрова за шкирку со словами: «Нечего носиться как угорелый.

За всем этим грозно наблюдает Директор. Но тут звучит Звонок на урок. Пострадавший несется в класс, боясь опоздать. Директор уходит в свой кабинет. А Тетя Дуся гордо удаляется, захватив с собой Ведро и Швабру.

Тетя Дуся должна идти, кряхтя и очень медленно, чтобы Ведро и Швабра поспевали за ней мелким семенящим шагом. Не забудьте, что «ручка» Ведра должна находиться в руке у Тети Дуси, и Швабру она также должна «держать» в руке.

Снова наступает тишина, нарушаемая только тиканьем Часов. Занавес закрывается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

орел, со сломанным крылом;

 

пингвин, у которого больные лапки;

 

поросенок, который оказался в ночном лесу;

 

кот, который хорошо пообедал.

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------

Буря

 

Дождь

 

Ветер

 

Полет бабочек

 

Полет орла

--------------------------------------------

Комедия

Трагедия

Мюзикл

Драма

-------------------------------


Скачано с www.znanio.ru

Саквояж с чудесами Урок театра 2016

Саквояж с чудесами Урок театра 2016

Конкурс «Мы в театре» Вопросы: 0

Конкурс «Мы в театре» Вопросы: 0

В средние века театральные представления происходили прямо на площади, только актеры находились гораздо ближе к зрителям, да и зрителей было куда меньше

В средние века театральные представления происходили прямо на площади, только актеры находились гораздо ближе к зрителям, да и зрителей было куда меньше

Планшетом - называется пол сцены, деревянный настил, служащий местом для игры актеров и установки декорационного оформления

Планшетом - называется пол сцены, деревянный настил, служащий местом для игры актеров и установки декорационного оформления

Конечно, ведь нам с другом не так уж часто приходится посидеть час-полтора рядышком; б

Конечно, ведь нам с другом не так уж часто приходится посидеть час-полтора рядышком; б

Актеры готовятся к выступлению

Актеры готовятся к выступлению

Конкурс «Мастера слова» Актеры - это мастера слова

Конкурс «Мастера слова» Актеры - это мастера слова

Театр-экспромт Действующие лица:

Театр-экспромт Действующие лица:

Тетя Дуся должна идти, кряхтя и очень медленно, чтобы

Тетя Дуся должна идти, кряхтя и очень медленно, чтобы

Буря Дождь Ветер Полет бабочек

Буря Дождь Ветер Полет бабочек
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020