Урок "Уровни организации живой природы. Клеточный уровень"
Оценка 4.9

Урок "Уровни организации живой природы. Клеточный уровень"

Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
биология
10 кл
31.01.2023
Урок "Уровни организации живой природы. Клеточный уровень"
Контрольный урок-проверка знаний, для 1 курса СПО по биологии
Клеточный уровень.1курс колледж.docx

Конспект контрольно-обобщающего урока по биологии  на тему:

«Клеточный уровень организации живой природы»

Цель: обобщить знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимодействии частей и органелл клетки как основы её целостности, обмене веществ, лежащем в основе жизнедеятельности.

                                                                          Ход урока

I.                   Организационный момент

На данном этапе определяются ассистенты преподавателя – студенты, успешно усвоившие материал темы, которые освобождаются от тематического учёта знаний. Они являются помощниками в проведении занятия. Каждый ученик получает листы бумаги (3 или 4) для выполнения письменных заданий.

II.                 Тематический учёт знаний учащихся

На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, определения понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи.

Вопросы по теме, задания и образцы их выполнения можно заранее вывесить в аудитории на стенде в процессе изучения темы, чтобы учащиеся имели возможность корректировать те или иные элементы знаний и готовиться к тематическому учёту знаний.

За каждый элемент знаний студент получает отметку, которая выставляется в соответствующую графу «Экрана учёта знаний», заранее подготовленного к уроку.

Экран учёта знаний:

Ф.И.О.

Понятийный аппарат

Тестированное задание

Узнай биологический объект

Устный ответ

Письменное задание

Итоговая отметка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие начинается с понятийного диктанта. Преподаватель называет термины, а учащиеся на листочках пишут определения. На выполнение задания отводится 5-6 мин. Листки с выполненным заданием кладутся на край стола.

                                               Понятийный диктант

Вариант1

Дайте определения понятиям: «автотрофы», «хемотрофы», «ассимиляция», «фотосинтез», «транскрипция», «редупликация».

Вариант2

Дайте определения понятиям: «гетеротрофы», «фототрофы», «диссимиляция», «хемосинтез», «трансляция», «метаболизм».

                                                        Тестирование

Студенты получают карточки с вариантами ответов и вопросами. Номера правильных ответов учащиеся ставят на отдельных листочках. На это отводится не более 15 мин. (Приложение 1).

                    Узнай биологический объект – органеллу клетки.

Это задание рассчитано на 2-3 мин., выполняется на отдельных листках и также кладётся на край стола.

Преподаватель называет порядковый номер и показывает органеллу клетки по таблице, учащиеся записывают на листках названный номер и название клеточной структуры.

Узнай органеллу клетки.

Вариант1

1-рибосомы;2-ядро; 3-митохондрии; 4-ЭПС; 5-плазматическая мембрана; 6-пластиды; 7-ядерный сок(кариоплазма)

     Вариант2

                       1-аппарат Гольджи; 2-лизосомы; 3-цитоплазма; 5-ядерная оболочка; 6-ядрышко; 7-клеточный центр.

После этого половина учащихся группы (первый вариант) выполняют письменные задания, а остальные (второй вариант) – устно отвечают на вопросы, которые были даны им в начале урока, потом варианты меняются (Приложение 2).

Устный ответ должен быть кратким, чётким, мотивированным. Студенты выходят к доске и тихо отвечают на вопрос, используя, таблицы, схемы, рисунки. Преподаватель сразу выставляет оценки в листки учёта.

Письменное задание каждый студент выполняет индивидуально и сдаёт его в конце урока.

III.              Подведение итогов

Ассистенты преподавателя собирают листки с выполненными заданиями, проверяют их и выставляют отметки в листок учёта. К концу урока в листке учёта остаются невыставленными отметки за последнее задание.

За урок учащиеся получают несколько отметок, а в журнал выставляется итоговая оценка. Итоговая отметка не рассматривается как среднее арифметическое полученных баллов, и она не может быть выставлена, если хотя бы за одно задание ученик получил «неуд.». В этом случае пробел в знаниях должно быть ликвидирован.

«Экран учёта знаний» наглядно показывает преподавателю и студентам компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы. Это даёт возможность целенаправленно устранять недоработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ТЕСТ

Перечислен ряд компонентов клетки и процессы, происходящие в ней.

1.Белок                                                   12.Хроматин                                      23.Ферменты

2.Липиды                                                13.Телофаза                                      24.Профаза

3.АТФ                                                       14.Цитоплазма                                 25.Хлоропласты

4.Ядро                                                      15.Хромосомы                                 26.Нити веретена

5.ДНК                                                       16.Лизосомы                                    27.Фотосинтез

6.РНК                                                        17.Центриоли                                  28.Митохондрии

7.Митоз                                                    18.Рибосомы                                   29.Интерфаза

8.Амитоз                                                   19.Углеводы                                    30.Аппарат Гольджи

9.Ядрышко                                               20.Метафаза                                   31.ЭПС

10.Мембрана                                           21.Фагоцитоз                                 32.Редупликация ДНК

11.Анафаза                                                22.Пиноцитоз                                33.Гаплоидный набор

                                                                                                                                34.Диплоидный набор

 

 

Определите:

 

Вариант1

1.       Из молекул каких веществ состоит мембрана клетки?

2.       Какие немембранные органеллы находятся в цитоплазме?

3.       Какие химические соединения входят в состав клетки?

4.       Из каких структур состоит ядро?

5.       Из каких структур состоит ядро?

6.       В каких фазах хромосомы спирализованы?

7.       Какой набор хромосом содержит одна клетка кожи?

8.       При каком способе деления клетки отсутствует веретено деления?

9.       При каком способе деления происходит неравномерное распределение наследственной информации между двумя дочерними клетками?

10.   Какой процесс приводит к синтезу строительного материала для самоудвоения каждой хромосомы?

11.   С какими органеллами клетки связан кислородный этап энергетического обмена?

12.   Каким образом в клетку попадают молекулы твёрдых пищевых веществ?

13.   Назовите органеллы клетки, с которыми связан процесс фотосинтеза?

14.   В какой фазе хроматиды определяются и становятся самостоятельными хромосомами?

 

 

 

 

 

Вариант2

1.       Когда каждая хромосома состоит только из одной хроматиды?

2.       Какик органеллы относятся к вакуольной системе клетки?

3.       Какие органеллы клетки участвуют в биосинтезе белка?

4.       Какие органеллы клетки являются двумембранными?

5.       Что заставляет хроматиды и хромосомы двигаться от экватора к полюсам клетки?

6.       В какой фазе клетки хромосомы раскручены и невидимы?

7.       В какой фазе клетки удваивается масса ДНК в ядре?

8.       Что является источником энергии при делении клетки?

9.       Какое вещество является  носителем наследственной информации организма?

10.   Какие вещества содержатся в ядерном соке?

11.   При каком способе деления происходит равномерное распределение хромосом между двумя дочерними клетками?

12.   Какой набор хромосом содержит сперматозоид?

13.   Каким образом попадают в клетку жидкие вещества?

14.   Благодаря какому процесу происходит использование солнечного света для синтеза органических веществ из неорганических?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Задания для письменного ответа

Вариант1

Решите задачу:

Начальная часть одной из цепей молекулы нормального гемоглобина имеет следующую структуру:

Гис-вал-лей-лей-тре-про-глу-глу

Постройте иРНК его кодирующую и участок ДНК, кодирующий эту иРНК.

 

Вариант2

Решите задачу:

Начальная часть одной из цепей молекулы белка имеет следующую структуру:

Асп-глн-лей-иле-тре-вал-гис-асп

Постройте иРНК его кодирующую и участок ДНК, кодирующий эту иРНК.

 

Вопросы для устного ответа

1.     Опишите световую фазу фотосинтеза

2.     Опишите кислородный этап энергетического обмена

3.     Дайте определение метаболизму и его составным частям

4.     Опишите бескислородный этап фотосинтеза

5.     Опишите темновую фазу фотосинтеза

 


 

Конспект контрольно-обобщающего урока по биологии на тему: «Клеточный уровень организации живой природы»

Конспект контрольно-обобщающего урока по биологии на тему: «Клеточный уровень организации живой природы»

Занятие начинается с понятийного диктанта

Занятие начинается с понятийного диктанта

Письменное задание каждый студент выполняет индивидуально и сдаёт его в конце урока

Письменное задание каждый студент выполняет индивидуально и сдаёт его в конце урока

Приложение 1 ТЕСТ Перечислен ряд компонентов клетки и процессы, происходящие в ней

Приложение 1 ТЕСТ Перечислен ряд компонентов клетки и процессы, происходящие в ней

Вариант2 1. Когда каждая хромосома состоит только из одной хроматиды? 2

Вариант2 1. Когда каждая хромосома состоит только из одной хроматиды? 2

Приложение 2 Задания для письменного ответа

Приложение 2 Задания для письменного ответа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2023