Урок в 1 классе
Мир природы и человека
Тема: «Дикие животные: волк».
Подготовила: учитель начальных классов МахмутоваЭ.А.
Цель: уточнение и расширение знаний учащихся о диких животных, волке.
Задачи:
1. Образовательная:
- уточнить и расширить представления о диких животных на основе знакомства с волком.
- формировать умения составлять рассказ по схеме;
- расширить кругозор и словарь учащихся;
2.коррекционно - развивающие:
- развивать речь, коммуникативные способности;
- развивать мышление, внимание, воображение;
3. воспитательные:
- воспитывать мотивацию к учению.
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: картинки диких животных, волка, «волчье логово», фрагмент видеофильма.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начался уже урок
Слушаем, запоминаем.
Ни минутки не теряем.
- Какое сейчас время года? (зима)
(показ иллюстрации)
- Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
- Зимой часто идет ………………………. (снег)
II. Артикуляционная гимнастика.
· Дыхательная гимнастика: «Подуйте на снежинки».
Зима это снег, а снег это снежинки. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Полюбуйтесь, какие они красивые, а теперь отпустите их на волю. Наберите воздух и сдуньте снежинки с рук (повторить 3 раза).
· Гимнастика для языка.
Мишка в домике живет.
Очень любит мишка мед.
Щеки полные набьет
И жует, жует, жует.
А как мед поест мишутка,
Чистит щеточкой он зубки.
· Скороговорка.
Волки рыщут, пищу ищут.
III Введение в тему.
- Сегодня мы поговорим об одном из диких животных. А о ком пойдет речь, вы узнаете сами.
Перед вами лежат магнитные буквы. Составьте слово из этих букв. Что получилось.
ВОЛК
Чтение слова разным способом: хором; тихо, как мыши; громко, как львы.
IV. Изучение нового материала
1.Составление предложения.
Это волк.
2. Создание учителем проблемной ситуации.
- Где же дом у волка?
а) Игра – «Да-нет». Учитель помещает поочередно картинку с изображением волка в дом к домашним животным (конура, дом хозяина, загон для скота), если дети одобряют действия учителя, то дети хлопают в ладоши, если не соглашаются – топают ногами. Дети выполняют все действия стоя, что позволяет снять утомление, напряжение.
б) – Где же он живет? (В лесу). Выйти из-за парты
[у-у-у – я здесь живу-у-у].
в) Оформление схемы 2ого предложения
( Он живет в лесу.)
Дети перевоплощаются в «исследователей-натуралистов» Рассматривание изображения волка с выделением частей тела.
а) Дети берут «бинокли» (с помощью пальцев рук – оформляют бинокли) и следят за указкой учителя, который слева на право, поочередно показывает части тела волка. Ученики называют части тела волка: голова, туловище, хвост, лапы.
б) Оформление схемы 3ого предложения.
( У волка голова, туловище, хвост, 4 лапы.).
Проговаривание предложения хором, индивидуально. Повторение всех предложений, с постепенным наращиванием.
· Рассказ учителя «Волк» с опорой на картинки и видеофильм.
Волк – дикое животное. Живет в лесу. Размером волк с крупную собаку. Волки живут стаями. В стае есть вожак, которому беспрекословно все подчиняются. Тело волка покрыто шерстью. Окрас серовато-буры. У него очень сильные ноги – их четыре. Лапы имеют когти. Хвост недлинный. Лобастая и вместе с тем изящная голова с небольшими ушами. Волк хищное животное. Добыча (еда) волка косуля, олень, заяц, хорек. Но его добычей, как правило, становятся слабые и больные животные. Иногда лакомится грибами, ягодами. Жилище волка называется логовом. Волчье логово-место, где живет волчица с волчатами. Волк подает голос (У- у – у) – воют. С помощью завываний волки обмениваются информацией о добыче, о появлении других волков, людей.
Ф/м
Шел по лесу волк,
Серый волк – зубами щелк.
Он крадется за кустом,
Грозно озирается кругом.
- Ребята, а знаете, почему волка назвали волком?
Волк - от слова «волочить», тащить; свою добычу.
Питание волка.
– Домашних животных кто кормит? (Хозяин).
- А волка кто кормит? (Сам).
У русского народа есть поговорка: «Волка ноги кормят».
Слово учителя. Волк бегает в поисках пищи. Он хищник и может очень долго бегать. Он охотиться на зайцев, но может нападать на оленей или косули. Но его добычей, как правило, становятся слабые и больные животные.
Составление предложения
Волки охотятся на зайцев.
Составление рассказа о волке с опорой на схематический план,
Это волк.
Он живёт в лесу.
У волка голова, туловище, хвост, 4 лапы.
Волки охотятся на зайцев.
V Закрепление
Продолжаем мы урок. Можно за партой тихонько сидеть,
А мы отправимся в лес,
Чудеса посмотреть.
Сейчас мы совершим мы небольшую прогулку по зимнему лесу и посмотрим, кто там живет. (Под музыку «Яркие краски природы» релаксационная музыка).
Оздоровительная минутка
Закройте глазки, представьте себе зимний лес.
Какой он красивый. Все засыпано снегом. Лес как будто спит. Может быть, в лесу никого нет? Да нет тут чьи-то очень знакомые следы, и они ведут к жилым домам.
А вот еще и еще следы. И кору деревьев кто-то обгрыз. Кто здесь побывал?
Идем дальше, снег сверкает, словно серебро и все деревья прикрыл от мороза. А вот елочка, подойдем к ней и посмотрим.
Лежат пустые шишки и шелуха. А кто же здесь побывал?
А там вдалеке чья – то нора, виднеется рыжий хвост, но мы не будем к ней подходить, чтобы не спугнуть того, кто там живет.
Какая вокруг красота, но нам пора возвращаться из зимнего леса.
Открыли глазки. И продолжаем работать.
-Так кого же мы встретили в лесу?
-Почему вы так решили?
Для вас есть подсказка, от животных, которые встретились в лесу. (показ частей тела животных)
Игра «Чей, чья, чье?».
Чьи это уши? Чья это мордочка? «Чей это хвост?» «Чей это нос?»
- Какое животное здесь лишнее? Почему?
- Как называются животные, которые остались?
- Что значит «дикие животные»?
Дикие животные живут в лесу, поле. И за ними человек не заботиться, не ухаживает.
Игра « Закончите фразу»
У зайца и зайчихи …. Зайчонок
У медведя и медведицы…. Медвежонок
У волка и волчицы …..Волчонок
Ребята, как называются эти животные? - Дикие.
Итог урока
- О каком животном мы сегодня говорили?
- Какое оно?
Правильно, сегодня вы познакомились с диким животным – волком. Дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством. Им очень трудно особенно в зимнее время. Вы ребята, должны, бережно относится к животным и ко всему живому, что вас окружает. Делать все, чтобы сберечь и спасти нашу природу.
Нор звериных,
птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам.
Хорошо живётся с нами рядом!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.