Урок русского языка в 1 классе в рамках «Марафона уроков», 13.03.15.
Мокрушина И.А., учитель начальных классов
Тема: «Имена собственные и нарицательные»
Цель: представление о значении имён собственных и нарицательных, формирование навыка написания имён собственных.
Формирование УУД:
Предметные: знать и уметь писать имена собственные и нарицательные.
Метапредметные:
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, перерабатывать и применять информацию, объяснять различие имён существительных нарицательных и собственных, обосновывать своё мнение.
Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с правилом, уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, контролировать свои действия, быть внимательным.
Коммуникативные: формулировать понятные высказывания, используя термины, доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других, уметь вступать в коллективное сотрудничество решать совместно в паре, в группе поставленную задачу.
Личностные: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.
Средства формирования УУД: мультимедийный проектор, карточки на столах, презентация , музыка для физкультминутки.
Технологии: здоровьесберегающие технологии, технология оценивания образовательных достижений, технология создания учебных ситуаций, ИКТ-технологии.
Ход урока
I. Организационный момент. (Привлечение внимания)
Начинается урок
Он пойдет ребятам впрок
Постарайтесь все понять
Будем грамотно писать.
II. Актуализация знаний.
1. Словарно- орфографическая работа.
2. Чистописание.
III. Самоопределение к деятельности. Определение темы и цели урока.
Перед вами слова. Я не успела проверить, все ли слова правильно написаны. Помогите, пожалуйста, проверьте быстренько и начнём работать
П-ш-к, др –ж-к, ш-р-к .
Игра «Лишнее слово»
Запишите слова с большой буквы. Что изменилось со значением слов?
Определите тему урока. (Варианты детей)
Поставьте цель на урок. На уроке мы узнаем, научимся, попробуем.
IV. Работа по теме урока.
1. Узнаем, обратимся к высказываниям Ивана Ивановича, профессора филологических наук.
Слово «собственный» происходит от старославянского собьство ,что означает «свое», «личное» , «себе принадлежащее».
Какие слова относятся к именам собственным?
Приведите примеры.
Русское слово «нарицательный» образовалось от старославянского слова нарицати – называть.
Какие слова относятся к именам нарицательным?
Приведите примеры.
- Кто ещё раз объяснит классу, о каких двух группах слов идёт речь? (Имена собственные и нарицательные.)
2. «Найди пару»
Дети получают карточки со словами (шарик, Шарик, собака, кошка, зорька, Зорька, коза, корова, рыжик, Рыжик, конь, Вороной,) и выходят к доске. Вместе с учителем проговаривают слова.
Вот у нас опять проблема-
Разбежались все слова.
Быстро пары соберите,
Три, четыре, пять- бегите!
После этих слов дети с карточками должны встать парами: имя нарицательное+ имя собственное.
(После того как с упражнением справятся все учащиеся, надо проверить коллективно работу, оценить её, выслушать самооценку ребят и обязательно добиться, чтобы каждый ученик сверил свою работу с тем, что получилось у ребят в результате.)
3. Первичное закрепление. Самопроверка по эталону.
«Лови ошибку». Написано предложение. НАШ ШАРИК ПОЙМАЛ ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК.
Исправьте ошибку, докажите своё мнение и запишите в тетрадь.
V.Физкультминутка.
- Зарядка для глаз.
Игра с шариком.
VI. Продолжение работы по теме урока.
4. Анализ, написанного предложения, повторное закрепление, самооценка.
У кого была ошибка выполняют тест у доски и делают вывод.
В космос летала собака…Белка, белка.
У нас в деревне живёт кот….Рыжик, рыжик.
Папа из леса привёз ….Рыжики, рыжики.
У меня в классе есть … Артём. Дружок, дружок.
Мою любимую собаку зовут….Верный, верный.
5. Беседа.Обобщение.
Ребята, у многих из вас дома живут животные. И неважно, большие они или маленькие , вы их любите, заботитесь о них. А кто им давал клички? И почему именно такую?
( Следуют небольшие рассказы детей. В рассказах должна прозвучать мысль о том, что клички животных обычно связаны с их внешностью, повадками, образом жизни, особенностями характера.) У вас есть некоторый опыт в подборе кличек, и вам он сейчас пригодится.
Кошка Пушинка,
Собака Смешинка,
Петух Крикун,
Козёл Бодун,
Воробей Тишка
Поросёнок Гришка,
Красивые синички.
Как напишешь клички? Вывод.
VII. Рефлексия.
1.Что узнали, чему научились, что попробовали?? (Высказывания детей)
2. Оценка собственной деятельности «Светофорик»
IX. Подведение итогов урока.
- Что понравилось на уроке?
- А что не очень понравилось?
Догадайтесь о чём будем говорить на следующем уроке, «Имена, фамилии, клички, …всё с заглавной буквы пишется всегда»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.