Тема «Согласные звуки [р], [р'], буквы Р, р»
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [р], [р’], буквами Р, р, звонкими и глухими согласными звуками, развития речи |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Владеют навыками плавного слогового чтения с буквой Р, чтения предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; имеют представление о звонких и глухих согласных; определяют значение многозначных слов |
Предметными целями данного урока было: познакомить учащихся с новыми звуками, дать им характеристику, выделять звуки в словах, обозначать звуки буквами, читать слоги и предложения с изученными буквами. |
|
Личностные результаты |
Бережно относятся к окружающей природе, проявляют заботу о комнатных растениях |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: проговаривают последовательность своих действий на уроке. Познавательные:общеучебные – отличают новое от уже известного с помощью учителя; логические – делают выводы в результате совместной работы. Коммуникативные:оформляют свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста) |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Согласные звуки [р], [р’], твердые и мягкие, звонкие и глухие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Р, р; многозначные слова, слого-звуковой анализ слова |
Образовательные ресурсы |
Проволока. Картинки с изображением забора и двери |
Сценарий урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся
|
Формируемые УУД (личностные метапредметные результаты) |
|||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организация начала урока. Проверка готовности эмоциональный настрой на урок |
Приветствие учащихся. Вот книжки на столе, а вот тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки. Сегодня в классе у ребят Урок уж очень важный. А почему он важный? Скажет каждый! - Какой у нас урок? - Чему мы учимся на уроке обучения грамоте? – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют рабочее место Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
познавательные УУД – развитие познавательного интереса к родному языку
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
II. Мотивация к учебной деятельности |
- На какие группы можно разделить изученные буквы? - Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) - Сколько гласных звуков? (6) Д: [А] [О] [У] [Ы] [И] [Э] - Что записано на доске? (гласные звуки) Песенка гласных - Назовите гласные буквы, которые обозначают твердость предыдущего согласного. (а,о,у,ы) - Назовите буквы, которые обозначают согласные звуки? - Как отличить гласные звуки от согласных? - С каким звуком познакомились на прошлом уроке? (Л) |
Повторение
|
коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли;слушать и понимать речь других.
познавательные УУД – развитие познавательного интереса к родному языку,; осознанное построение речевого высказывания;
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
III. Речевая разминка. Фонетическая зарядка |
Едет мотоцикл. – д-р-р-р Ставни скрипят. – х-р-р-р Кони храпят. – х-р-р-р Вороны кричат. – к-а-р-р-р Собаки рычат – р-р-р-р |
Создание проблемной ситуации, высказывание предположений Постановка темы и целей урокаГотовят артикуляционный аппарат к чтению – Будем знакомиться со звуком [р] и буквой, обозначающей его на письме |
||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Постановка учебной задачи |
– Какой первый звук вы сейчас произносили? - Кто догадался, какая сегодня тема урока. - Каждый для себя поставьте цель. (слова вокруг вопроса открываются постепенно)
|
|
- Желаю вам достигнуть поставленных целей. Что необходимо для этого? (слушать внимательно, не отвлекаться, дружно работать) - С помощью каких средств будете достигать поставленных целей? (тетрадей, учебника, таблиц) - Чтобы вам было легче и все получилось, вспомним алгоритм: * звук мы слышим * звук мы произносим * обозначаем звук фишкой ( ) * звук обозначаем буквой. * читаем с буквой слоги. * читаем с буквой слова и предложения |
Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Рассматривают схемы-модели слов забор, дверь;
СЛАЙД
СЛАЙД
Выполняют слого-звуковой анализ слов
СЛАЙД
|
коммуникативные УУД - развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве, слушать собеседника регулятивные УУД - формирование оценочной самостоятельности уч-ся.
|
V. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [р] и [р’]
|
На доске – предметные картинки с изображением забора и двери. – Произнесем слово ЗАБОР - Посчитаем звуки в этом слове.(считаем с закрытыми глазами) - Для чего считали звуки? (определили количество букв в слове) - Выделите последний звук в слове ЗАБОР. - Какой это звук гласный или согласный? - Почему вы так думаете? - Что вы еще можете сказать об этом звуке? Давайте произнесем еще раз? (согласный, твердый) В теме урока вместо звука ставится синяя карточка. -Назовите второе слово. (ДВЕРЬ). - Посчитаем звуки в этом слове. (считаем с закрытыми глазами) - Выделите последний звук в слове ДВЕРЬ. |
|
- Что можно сказать об этом звуке? ВЫВОД: Звуки [р] и [р′] согласные, звонкие - Что мы с вами делали на этом этапе? (знакомились с новым звуком) - Кто ставил такую цель, достигли вы ее или нет? ФИЗМИНУТКА. Игра «Камень и вата» Учитель называет слова. Если есть мягкий звук / Р// – встают девочки. Если твердый /Р/ – встают мальчики.
|
|
ЛУУД – установка на здоровый образ жизни Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения регулятивные УУД - контролировать и оценивать свои действия познавательные УУД – отвечать на простые воп-росы учителя, находить ин-формацию в учебнике, алфавите. |
|||
2. Знакомство с буквой Р
· Показ буквы Рр
|
– Звуки [р] и [р’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Р (эр). - А где вы видели эту букву? Для чего нам нужна эта буква? – На что похожа буква Р? Буква Р – на мачте парус, Вдаль плывет, небес касаясь. – Почему буквы две? - Выложите букву Р из счетных палочек. - Расположите букву Р на ленте букв - Какая была цель урока на данном этапе? (узнать какой буквой обозначается) |
Находят букву Р
|
||||
3. Чтение слогов-слияний с. 65 |
– Прочитайте слоги-слияния. В каких слогах звук [р] твердый, а в каких он мягкий? РА РО РЫ РУ РИАР ОР ЫР УР ИР – Звонкие или глухие звуки [р] и [р’]? ЧТЕНИЕ ТЕКСТА «кАКТУСЫ» -Почему у Иры ранка? -Чем опасен уход за кактусами? -Как нужно убирать пиль с кактусов? -Как нужно правильно обработать ранку после укола колючим кактусом? |
СЛАЙД |
||||
Физминутка Мы осанку исправляем Спинки дружно
прогибаем, До носочков дотянулись. Плечи вверх, назад и вниз. Улыбайся и садись. |
||||||
|
5. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией к сказке А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» с. 64 |
– Рассмотрите картинку. К какой сказке данная картинка? – Кто ее автор? – Кто изображен на картинке? – Что волшебного в этой сказке? Опишите внешний вид деда. -Как выглядит старуха? На чем она сидит? -Что можно сказать об избе? -Что стоит рядом со старухой? – Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи? – Прочитайте выразительно отрывок из сказки А. С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». |
|
|
||
6. Групповая работа.
|
ПРАВИЛО РАБОТЫ В ГРУППАХ. 1) Не говорить всем сразу 2) Перед работой надо договориться кто, что будет делать. 3) Не спорить зря, а доказывать и объяснять. 4) Стараться понять друг друга. 5) Возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично. 6) Каждый имеет право обратиться за помощью.
|
|||||
|
|
- В сказке есть слова с изученной буквой. Каждая группа составляет схему слова. 1 гр. 2 гр. 3 гр. Море пряжа старик Проверка у доски, кто выполнил правильно, кто ошибся. - Назовите тему урока. - Что мы узнали об этом звуке? - Какую цель ставил каждый из вас? - Достигли ли вы этой цели? - Что помогло для достижения этой цели? (одноклассники, учебники) - Кому было легко? Трудно? - Кому нужна была помощь одноклассников? - Что надо делать, чтобы все получалось? - Ну, а наш урок подошел к концу, и я предлагаю вам продолжить предложение. Сегодня на уроке я узнал... |
Составляют рассказ по картинке, анализируют ее, определяют, что в ней волшебного. Формулируют правильные ответы на вопросы. Устанавливают причинно-следственные связи |
|
||
VI. Рефлексивно-оценочный |
Я понял ….. Я открыл для себя … Теперь я смогу сам … Я легко справился … Мне было трудно …. Самое интересное для меня было … - Вы все были МОЛОДЦЫ. Показать сигналом настроение.
Похлопали себе за работу. Спасибо всем за урок! |
Отметьте на ленте знаний свое продвижение. |
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
|
||
VII. Итог урока.
|
|
|
Ответы ребят. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.