Технологическая карта урока
Тема урока |
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальные группы, их типы. |
|||
Тип урока |
Изучение нового материала |
|||
Дата урока |
22.12.2021 |
|||
Цели урока |
|
|||
Формы и методы обучения |
|
|||
Основные термины и понятия |
Социальная структура общества , социальные отношения. Социальные группы, квазигруппа , маргиналы, люмпен, социальная адаптация |
|||
Планируемые результаты (научатся, получат возможность научиться) |
|
|||
Организационная структура урока |
||||
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
|
Организационный этап |
Приветствие, выявление отсутствующих |
|
|
|
Актуализация знаний |
Ребята, мы с Вами уже знакомы с социальной сферой общества, которая включает в себя множество понятий и процессов. Давайте вспомним основные из них. Напишите те которые вы помните на доске, не повторяясь. |
|
|
|
Изучение нового материала |
Назовите социолога и культуролога, одного из основоположников теории социальной стратификации и социальной мобильности, который был выслан из России в 1922 г. в ходе большевистской кампании, известной под названием «Философский пароход».
1) П. А. Сорокин 2) В. И. Вернадский 3) Н. Д. Кондратьев 4) Н. И. Вавилов Ответ 1 Какие социальные группы мы знаем? Что такое квазигруппа найдите в учебнике на стр 144 понятие биосоциальная группа маргиналы. Итак мы видим , что общество неоднородно, то есть дифференцировано. Итак, познакомимся с понятием социальная дифференциация (стр 145). Запишем его. Выявим равнозначны ли понятия дифференциация и соц неравенство. Дифференциация – расслоение, выраженное в делении общества на низшие, средние и высшие слои (классы) . Различают экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию. Стратификация (страта – слой) – это расслоение общества на группы, занимающие разное положение в обществе. Учёные считают, что основой стратификации является естественное и социальное неравенство людей. Социальное неравенство – социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к социальным благам. Социальное неравенство возникло со времён появления первых государств.
3. Критерии социального неравенства: А)
К.Маркс: важнейший критерий – обладание человеком собственности и уровень
доходов;
Далее разбираем текст. Работа в группах “ Вебер выделил три компонента неравенства. Он считал их взаимосвязанными и все же в существенных отношениях независимыми. Первый компонент – имущественное неравенство. Богатство означает нечто большее, чем просто заработная плата; богатые зачастую вообще не работают, однако получают большие доходы за счет собственности, капиталовложений, недвижимости или акций и ценных бумаг. Вебер указывал, что представители разных социальных классов – крестьяне, рабочие, купцы имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров... Однако Вебер чувствовал, что не все дело в богатстве. Он выявил второй компонент неравенства – группы людей в разной мере пользуются почетом и уважением и имеют неодинаковый престиж: он ввел понятие “статусные группы”... Но не все статусные группы состоят только из богатых людей, в них могут входить люди самого разного достатка. Богатство играет важную роль, но не менее важен престиж, который может совершенно не зависеть от богатства... Главарь мафии богат, но его социальный престиж минимален (за исключением своей небольшой группы) . Помимо богатства и престижа, Вебер отметил третий фактор... Речь идет о власти, по своей сущности имеющей политический характер. Подразумевается способность человека или группы проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определенную политику даже вопреки возражениям со стороны других людей и групп. Вебер учитывал важную роль политических партий и групп, объединенных общими интересами, в формировании системы власти в обществе.
Итак Как перейти из одной социальной группы в другую? Выслушав ответы учащихся, учитель приводит точку зрения П.Сорокина: для этого служат армия, школа, церковь (так называемые социальные лифты) . Ребята, как вы думаете, в наше время, что может служить социальным лифтом? 7. Группы со специфическим статусом:
Вопрос к учащимся: ребята, приведите примеры массовой маргинализации общества из истории. социальная адаптация- что это? |
|
|
|
Первичное осмысление и закрепление |
Социальные группы в эпоху рабовладения выделялись по наличию или отсутствию у них гражданских прав. Какое социальное явление иллюстрирует данный факт?
1) социальная адаптация 2) социальная мобильность 3) социальная роль 4) социальная дифференциация
В Западной Европе XVIII—XIX вв. общество делилось на две группы. К одной из них относили дворянство и духовенство, к другой — ремесленников, купцов и крестьян. Какое социальное явление иллюстрирует данный факт?
1) социальную роль 2) социальную мобильность 3) социальную дифференциацию 4) социальную адаптацию
Классовый тип социальной стратификации
1) присущ европейскому средневековому обществу 2) характерен для древневосточной цивилизации 3) носит универсальный характер 4) свойственен индустриальному обществу Предметная область: Социальные отношения. Социальная стратификация и мобильность Пояснение ·
|
|
|
|
Итоги урока |
Мы успели проработать |
|
|
|
Рефлексия |
Понравился , что хотелось бы разобрать подробнее |
|
|
|
Домашнее задание |
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.