Как художник украшает заглавие книги замысловатым орнаментом, привлекая к ней внимание читателя, так и авторы худ. произведений, рисуя словесную картину-образ, употребляют тропы и фигуры речи, чтобы образ стал ярким и зримым. Именно поэтому без средств худ. выразительности немыслимо ни одно произведение худ. литературы.
Но на самом деле не так это всё и сложно, если попытаться понять их суть. Вот, например, красивое слово «ОКСЮМОРОН» – приём, основанный на сочетаемости несочетаемого: богатый нищий, печальная радость, сладкая отрава, мёртвые души...
Как точно помогает он раскрыть саму идею произведения. Например, в повести Ю. Бондарева «Горячий снег» снег стал горячим потому, что в неравном бою пропитался порохом, потом и кровью горстки солдат, остановивших фашистские танки.
А оксюморон «белая ночь» ввёл в русскую литературу Ф.М.Достоевский, сделав его названием своей повести, герой которой грезит о счастье, пытается жить, но не живёт. История этого оксюморона уходит в глубину веков. В средние века во Франции воин перед посвящением в рыцари проводил бессонную ночь в каком-либо священном месте, при оружии и в белом. Французское выражение «Проходит белая ночь» и стало толчком для создания этого оксюморона.
Да, если вдуматься, все тропы и фигуры речи – это загадки, таящие в себе сокровенный смысл. А ЧЕМ ТРОПЫ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ФИГУР РЕЧИ?
Троп строится на переносном значении слов и их переосмыслении.
Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, синекдоха, перифраза и другие тропы придают слову неожиданную образность. Чаще всего в поэтической речи употребляется метафора (скрытое сравнение, употреблённое в переносном значении).Как красиво звучит она у Есенина: «ГОЛОВОЙ РАЗМОЗЖАСЬ О ПЛЕТЕНЬ, ОБЛИЛАСЬ КРОВЬЮ ЯГОД РЯБИНА...»
Фигуры речи – это словесные обороты, которые служат для усиления смысла сказанного. Они часто связаны с построением предложения. К ним относятся анафора, эпифора, градация, инверсия, повторы и другие фигуры речи. Вот, например, что это за приём выразительности?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.