Урок в 11 классе "Тропы и фигуры речи"

  • pptx
  • 16.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Презентация ТРОПЫ И ФИГУРЫ РЕЧИ.pptx

Художественные средства выразительности русского языка. Тропы и фигуры речи.

11 класс

Цели урока:

Систематизировать и обобщить знания о различных изобразительно-выразительных средствах;
Уметь находить их в тексте;
Уметь пользоваться этими средствами в речи;
подготовка к ЕГЭ ( задание 26)

Потренируемся!

Какое средство выразительности использовано?

(17)И что же, пакостник унялся? (18)Притормозил? (19)Засовестился?

Парцелляция

Какое средство выразительности использовано?

Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут никакие уговоры, никакие увещевания, никакая мораль, даже самая передовая, не годятся.

Лексический повтор

Какое средство выразительности использовано?

Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много.

Антитеза

Какое средство выразительности использовано?

Сорная трава пакости может вырасти везде.

Метафора

Какое средство выразительности использовано?

Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки?

Риторический вопрос

Какое средство выразительности использовано?

Пакость чаще всего творится скрытно.

Метонимия

Проблема текста и позиция автора - две стороны одной медали!

1) Автора волнует вопрос...


2) Автор считает, что....

Метафора создаёт необычный образ, который можно «расшифровать». Речевая ошибка связана с незнанием значений слов. Укажите МЕТАФОРЫ и РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ.

1)Были дали голубы,
Было вымысла в избытке,
И из собственной судьбы
Я выдёргивал по нитке.
2) ...ВОТ КРУПНОЙ СОЛЬЮ СВЕТСКОЙ ЗЛОСТИ
Стал оживляться разговор...
3) Герасим был лишён нормативной речи.

Метафора создаёт необычный образ, который можно «расшифровать». Речевая ошибка связана с незнанием значений слов. Укажите МЕТАФОРЫ и РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ.

4) Желтков проявлял свою любовь на листке бумаги. Главный герой только и живёт письмами и гранатовым браслетом.
5) Поражают его карие глаза, которые не смеются даже тогда, когда смеются другие части тела.
6) Лодка самым наглым образом приставала к берегу.
7) На Обломове опять появился халат, заштопанный любовью Агафьи Матвеевны.

Проанализируйте данное стихотворение с точки зрения изобразительно-выразительных средств

Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной;
Моей души коснулась ты –
Она тревожна, как листы,
Она, как гусли, многострунна.
Житейский вихрь её терзал
И сокрушительным набегом,
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом.
Твоя же речь ласкает слух,
Твоё легко прикосновенье,
Как от цветов летящий пух,
Как майской ночи дуновенье…
А.К.Толстой

Творческое задание. Придайте образность тексту, «раскрасив» его с помощью средств художественной выразительности.

Осень. Крыши домов слабо видны в тумане. Сады опустели. Листья на земле. Быстро темнеет. Грустно.

Осень... В небе жгут корабли...

Осень...

Рефлексия

Сегодня на уроке я понял, что...

Средства художественной выразительности надо изучать не только для того, чтобы успешно сдать экзамен, но и...

Домашнее задание.

Продолжить работу над презентацией « Загадочный мир средств художественной выразительности» по индивидуальному заданию ( сообщение о двух тропах или фигурах речи);
Проанализировать любое стихотворение с точки зрения средств художественной выразительности.

БЛАГОДАРЮ ЗА УРОК!