Разработка урока русского языка по теме «Определение».
Выполнил: Грисман Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Вороновская основная общеобразовательная школа» Мошковского рвйона.
Тема урока: Определение.
Предмет: русский язык.
Класс:5
Учебник: Русский язык 5 класс. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения.
Задачи: Формировать умение находить определение в предложениях и графически обозначать их. Развивать навыки использования определений в речи. Воспитывать правильное отношение к слову.
Планируемый уровень достижения результатов обучения.
Предметные:
Научить учащихся видеть определения в предложении: развивать орфографическую зоркость.
Ученик научится комментировать условия нахождения определения, опознавать определения в предложении, узнать способы выражения определения; научиться понимать роль определений в речи; объяснять языковые явления.
Метапредметные
Познавательные: научить выбирать оптимальные средства и способы решения задач.
Ученик учится осуществлять совместные действия в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля.
Коммуникативные:
Создавать условия для сотрудничества на уроке с одноклассниками в группе и учителем.
Ученик учится задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли.
Регулятивные:
Научить планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
Учится планировать совместные с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции, учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Личностные: Создавать доброжелательную атмосферу на уроке; положительно относиться к учению.
Содержание этапов
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: вовлечь обучающихся в учебную деятельность, мотивирование учащихся к учебной деятельности.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждёт интересный урок. Хочу начать урок словами русской поговорки «С малой удачи начинается большой успех». (Слайд)
-Как вы понимаете эти слова?
-Давайте вспомним, какую тему мы изучали на предыдущем уроке?
Вспомним понятия, с которыми мы познакомились?
- Какие предложения называются нераспространёнными, а какие распространёнными?
-Какие члены предложения называются главными? Какие второстепенными?
-На какие группы делятся второстепенные члены предложения?
Сегодня иы познакомимся со следующим из второстепенных членов.
(Настраиваются на работу, обучающиеся отвечают на вопросы учителя)
2.Актуализация знаний.
Цель: актуализировать учебное содержание, мыслительные операции, необходимые для усвоения нового материала.
-Найдите в представленной пословице главные и изученные второстепенные члены предложения.
- Дайте характеристику предложени.
-Задайте вопросы к словам.
-Найдите имя прилагательное. Вспомните грамматические признаки прилагательного.
(Повторить правило о прилагательном, его грамматических признаках).
Учитель организует подготовку к самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Повторяют изученные способы действия, обобщают.)
Деятельнось учащихся: участие в диалоге, слушание и понимание других, рассматривают лист самооценки).
Проблемное задание. (слайд)
Работа со стихотворением. Иван Бунин «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
- Найти члены предложения, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы Какой? Чей?
- Что не получилось? Кто не смог найти? Что вызвало затруднение?
3.Выявление причин затруднения.
Цель: выявит причины затруднения.
- Почему вы не смогли выполнить задание?
-Знаете ли вы, как называются такие второстепенные члены предложения. Это определения.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
(Соотносят свои действия с используемым способом действий.
Учитель организует работу учащихся на выявление места и причины затруднения).
-Какие цели вы поставили перед собой а уроке? (узнать признаки определения, способы его выражения и научиться находить определение в речи).
- Какова же тема нашего урока?
Запись темы урока «Определение».
- Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей? и Какой? Ответы просты
Лишь не хватает волнистой черты.
- Предлагаю поработать в парах.
План:
1.В предложениях найти второстепенный член, отвечающий на вопрос Какой? и обозначающий признак предмета.
2. Укажите слова, от которых вы задали вопросы.
3. Укажите, какой частью речи выражены заданные второстепенные члены предложения.
(Оценить себя на листах самооценки по 5б. системе)
· На воде плавали огромные зелёные листья кувшинок.
· Стояли трескучие морозы.
· Снежные горы похожи на волны.
(Ученики от групп предлагают свои варианты. Самостоятельно составляют устные ответы на основе собственного опыта)
Эталон (на доске) слайд.
Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Чей? называется определением. Обычно определение выражается именем прилагательным. В предложении подчёркивается волнистой чертой.
- Где можно проверить ваш вывод? (в учебнике)
-Откройте учебник П. 35
Физминутка.
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растём,
И тянемся к солнышку ночью и днём.
А осенью листья стряхнём постепенно.
И кружит, и кружит их ветер весенний.
5. Закрепление учебного материала.
-Вернитесь к пробному заданию и выполните его по эталону.
-Кукую цель вы достигли?
Задание для сильных.
-Выделить грамматическу основу, найти определение, указать, на какой вопрос отвечает, к какому слову относится? Вставить пропущенные буквы.
Свинья под Дубом в…ковым н..елась ж…лудей досыта, до отвала.
Остальные ученики в тетрадях находят в предложении определение.
Затем правильность вставленных орфограмм проверяем на слайде (слайд), объяснить орфограммы.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой.
-Выпонить упр. 191
-Выделите грамматическую основу, найдите определение (по алгоритму).
- Какие предложения вызвали трудности?
-Какими знаниями мы можем воспользоваться?
(Обучающиеся самостоятельно выполняют задание, обмениваются тетрадями, осуществляют проверку выполнения работы по эталону).
7. Рефлексия.
- Кукую цель перед собой ставили?
- Удалось ли её достичь?
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я научился…
Какие трудности встретились?
(Учитель организует рефлексию и самооценку учеником собственной учебной деятельности.
Ученик соотносит цель и результаты учебной деятельности. Даёт самооценку собственной учебной деятельности на уроке).
8. Подведение итогов, выставление оценок.
Объяснение домашнего задания. Написать мини-сочинение об осени.
-Спасибо за урок!
Тема урока: Определение.
Предмет: русский язык.
Класс:5
Учебник: Русский язык 5 класс. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения.
Задачи: Формировать умение находить определение в предложениях и графически обозначать их. Развивать навыки использования определений в речи. Воспитывать правильное отношение к слову.
Планируемый уровень достижения результатов обучения.
Предметные:
Научить учащихся видеть определения в предложении: развивать орфографическую зоркость.
Ученик научится комментировать условия нахождения определения, опознавать определения в предложении, узнать способы выражения определения; научиться понимать роль определений в речи; объяснять языковые явления.
Метапредметные
Познавательные: научить выбирать оптимальные средства и способы решения задач.
Ученик учится осуществлять совместные действия в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля.
Коммуникативные:
Создавать условия для сотрудничества на уроке с одноклассниками в группе и учителем.
Ученик учится задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли.
Регулятивные:
Научить планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
Учится планировать совместные с учителем и одноклассниками необходимые действия, операции, учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Личностные: Создавать доброжелательную атмосферу на уроке; положительно относиться к учению.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Задания для обучающихся |
1Мотивация к учебной деятельности. Цель: вовлечь обучающихся в учебную деятельность, мотивирование учащихся к учебной деятельности.
(2мин.) |
- Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждёт интересный урок. Хочу начать урок словами русской поговорки «С малой удачи начинается большой успех». -Как вы понимаете эти слова? -Давайте вспомним, какую тему мы изучали на предыдущем уроке? Вспомним понятия, с которыми мы познакомились? - Какие предложения называются нераспространёнными, а какие распространёнными? -Какие члены предложения называются главными? Какие второстепенными? -На какие группы делятся второстепенные члены предложения? Сегодня иы познакомимся со следующим из второстепенных членов.
|
Настраиваются на работу, отвечают на вопросы учителя |
«С малой удачи начинается большой успех».
|
2.Актуализация знаний. Цель: актуализировать учебное содержание, мыслительные операции, необходимые для усвоения нового материала. (4мин) |
-Найдите в представленной пословице главные и изученные второстепенные члены предложения. - Дайте характеристику предложени. -Задайте вопросы к словам. -Найдите имя прилагательное. Вспомните грамматические признаки прилагательного.
- Найти члены предложения, обозначающие признаки предмета и отвечающие на вопросы Какой? Чей? - Что не получилось? Кто не смог найти? Что вызвало затруднение?
|
Повторяют правило о прилагательном, его грамматических признаках. Повторяют изученные способы действия, обобщают. Участие в диалоге, слушание и понимание других, рассматривают лист самооценки.
|
«С малой удачи начинается большой успех».
Проблемное задание.
Работа со стихотворением. Иван Бунин «Листопад» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной.
|
3.Выявление причин затруднения. Цель: выявит причины затруднения. (4мин.) |
- Почему вы не смогли выполнить задание? -Знаете ли вы, как называются такие второстепенные члены предложения. Это определения.
|
Отвечают на вопросы, рассуждают. |
|
4. Построение поекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации. (7мин.) |
Организует работу учащихся на выявление места и причины затруднения. -Какие цели вы поставили перед собой на уроке? - Какова же тема нашего урока? Запись темы урока «Определение». - Признак предмета или явления Обозначает определение. Чей? и Какой? Ответы просты Лишь не хватает волнистой черты.
- Предлагаю поработать в парах. План: 1.В предложениях найти второстепенный член, отвечающий на вопрос Какой? и обозначающий признак предмета. 2. Укажите слова, от которых вы задали вопросы. 3. Укажите, какой частью речи выражены заданные второстепенные члены предложения. (Оценить себя на листах самооценки по 5б. системе) - Где можно проверить ваш вывод? (в учебнике) -Откройте учебник П. 35
|
Соотносят свои действия с используемым способом действий
Ученики от групп предлагают свои варианты. Самостоятельно составляют устные ответы на основе собственного опыта)
Оценивают свою работу в листах самоооценки.
Физминутка. Мы словно деревья в чаще лесной, Ветвями качаем под ветром зимой. Весною мы выше и выше растём, И тянемся к солнышку ночью и днём. А осенью листья стряхнём постепенно. И кружит, и кружит их ветер весенний.
|
1.На воде плавали огромные зелёные листья кувшинок. 2.Стояли трескучие морозы. 3.Снежные горы похожи на волны.
|
5. Закрепление учебного материала. (6мин.) |
-Вернитесь к пробному заданию и выполните его по эталону. -Кукую цель вы достигли?
Задание для сильных. -Выделить грамматическу основу, найти определение, указать, на какой вопрос отвечает, к какому слову относится? Вставить пропущенные буквы.
|
Выполняют задание.
Работают в тетрадях, закрепляют изученное. Объясняют изученные орфограммы.
Проверяют правильность написания на слайде. Оценивают свою работу. |
Работа со стихотворением. Иван Бунин «Листопад» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной.
Свинья под Дубом в…ковым н..елась ж…лудей досыта, до отвала. Остальные ученики в тетрадях находят в предложении определение.
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой. (15мин) |
- Какие предложения вызвали трудности? -Какими знаниями мы можем воспользоваться?
|
Обучающиеся самостоятельно выполняют задание, обмениваются тетрадями, осуществляют проверку выполнения работы по эталону). Работают в листах самооценки.
|
Выпонить упр. 191 |
7. Рефлексия. (5мин.) |
- Кукую цель перед собой ставили? - Удалось ли её достичь? Продолжите фразу: Сегодня на уроке я научился… Какие трудности встретились? Организует рефлексию и самооценку учеником собственной учебной деятельности.
|
Ученики соотносят цель и результаты учебной деятельности. Дают самооценку собственной учебной деятельности на уроке. |
Сегодня на уроке я научился… Какие трудности встретились?
|
8. Подведение итогов, выставление оценок. (2мин.) |
Объяснение домашнего задания. Написать мини-сочинение об осени. -Спасибо за урок!
|
|
|
Оценочный лист
по теме «Определение»
Фамилия, имя____________________________
Задание |
Самооценка |
Оценка учителя |
Итоговая оценка |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.