Цель урока
Способствовать формированию представления о счете лет в истории, развитию умения вести счет лет до н.э и н.э, используя ленту времени
План урока
1.Измерение времени по годам
2.Как в древности считали года?
3.Счет лет, которым мы пользуемся
4.Решим задачи
В истории очень важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше и какое позже
Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для
людей, нужно определить, что происходило до них, а что – после.
Счет времени нужен не только для историков. В повседневной жизни мы ведем счет дням, неделям, месяцам, годам по календарю.
Кроме месяца, недели, дня существуют и большие единицы времени.
(Год, век, тысячелетие).
1.Измерение времени по годам
Представление о продолжительности года сложилось у древних земледельцев. Они поняли, что одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней.
Первыми в истории человечества определили продолжительность года (365 суток) жители Древнего Египта – страны, где земледелие уже 5 тысяч лет назад было главным занятием.
Время научились считать по годам. Люди стали запоминать, в каком году произошло важное событие- основание города, большое наводнение, война с соседями.
В Египте каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй – вторым и так далее. Когда этот царь умирал и к власти приходил новый царь, вновь наступал первый год, затем второй, третий.
Иным был счет лет у жителей города Рима. Год основания своего города римляне считали первым, следующим – вторым и так далее.
3.Счет лет, которым мы пользуемся
Наш счет лет возник давно и связан с почитанием Иисуса Христа – основателя христианской религии.
Через несколько столетий христианская религия, вера в Иисуса Христа, распространилась во многих странах. Вот тогда один из верующих предложил вести счет лет от рождения Иисуса.
«Пусть год Его рождения будет первым годом, - рассуждал он, -следующий – вторыми так далее».
Он сумел высчитать год рождения Иисуса Христа. Это был 753 год от основания города Рима.
В нашем летоисчислении Рождество Христово является точкой отчета для всех исторических дат
1.С помощью карандаша и линейки чертим линию времени
Правила решения задач:
2.Если события произошли в разные эры, то делим линию времени на 2 части и подписываем их с левой стороны – до н.э, а справой – н.э
3.На линии времени отмечаем даты
4.Записываем решение задач
Правило
Если в задачи одинаковые эры (н.э и н.э / до н.э и до н.э) то мы при решении задачи ставим знак «-», т.е действие отнимаем.
Пример: 35 н.э – 32 н.э =3 н.э
Если в задачи разные эры (н.э и до н.э), то мы при решении задачи ставим знак «+», т.е действие суммируем.
Пример: 32 до н.э и 35 н.э = 67 лет н.э
4.Решим задачи
1.Какой год был раньше и на сколько был раньше: 33 г до н.э или 33 г н.э?
до н.э
н.э
33
33
Решение: 33 до н.э + 33 н.э = 66 лет
Ответ 33 г до н.э был раньше на 66 лет
4.Решим задачи
2. Какой год раньше и на сколько раньше: 33 г до н.э или 14 до н.э?
до н.э
до н.э
33
14
Решение: 33 до н.э - 14 н.э = 19 лет
Ответ 33 г до н.э был раньше на 19 лет
4.Решим задачи
3.Сколько лет тому назад произошла Марафонская битва (490 г до н.э)?
до н.э
н.э
490
2018
Решение: 490 до н.э + 2018 н.э = 2508 лет
Ответ: 2508 лет назад произошла Марафонская битва
4.Решим задачи
4.Сколько лет тому назад закончилась Северная война (1721 г н.э)?
н.э
н.э
1721
2018
Решение: 2018 н.э – 1721 н.э = 297 лет
Ответ: 297 лет назад произошла Северная война
4.Решим задачи
5.Какое событие было раньше и на сколько: Куликовская битва (1380 г н.э) или основание Санкт-Петербурга (1703 г. н.э)?
н.э
н.э
1380
1703
Решение: 1703н.э – 1380 н.э = 323 года
Ответ: Куликовская битва произошла раньше, чем основание Санкт – Петербурга на 323 года.
Определение века и года
1467 г. Какой это век ?
Правило
Чтобы определить какой это век, нужно закрыть две последние цифры.
Остается цифра – 14, значит прошло 14 полных веков, а идет 15-й, значит 1467 г. - это 15 век.
1
342 г. Какой это век ?
IVвек
870 г. Какой это век ?
IX век
1980 г. Какой это век ?
XX век
621 г. Какой это век ?
VII век
136 г. Какой это век ?
II век
2018 г. Какой это век ?
XXI век
Домашнее задание
1. Прочитать и знать стр. 29-32
2.В тетради письменно сделать следующие задания:
Составить 3 задачи на счет лет в истории.
Записать римскими цифрами:
6 - …9 - …11 - …13 - …8 - …16 - …17 - …4 - …19 - …22 - …3 - …
Записать арабскими цифрами:
V - …VIII - …XIX - …IV - …III - …XVI - …XIV - …IX - …VII - …XII - …XX - …XXII -
Определить век:
1132 год - …567 год - …948 год - …138 год до н.э. - …1700 год - …309 год - …2013 год - …
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.