урок в 5 классе. Понятие хронология. Карта Древнего мира.

  • ppt
  • 25.09.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Способствовать формированию представления о счете лет в истории, развитию умения вести счет лет до н.э и н.э, используя ленту времени
Иконка файла материала urok_11_ponyatie_hronologiya.ppt

Понятие хронология. Карта Древнего мира

Цель урока

Способствовать формированию представления о счете лет в истории, развитию умения вести счет лет до н.э и н.э, используя ленту времени

План урока

1.Измерение времени по годам
2.Как в древности считали года?
3.Счет лет, которым мы пользуемся
4.Решим задачи

В истории очень важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие произошло раньше и какое позже

Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для
людей, нужно определить, что происходило до них, а что – после.

Последовательность исторических событий во времени называется хронологией.

Счет времени нужен не только для историков. В повседневной жизни мы ведем счет дням, неделям, месяцам, годам по календарю.

Кроме месяца, недели, дня существуют и большие единицы времени.

(Год, век, тысячелетие).

Год – 365 дней.
Век – 100 лет
Тысячелетие – 1000 лет (10 веков).

1.Измерение времени по годам

Представление о продолжительности года сложилось у древних земледельцев. Они поняли, что одной весны до другой, от одного сбора урожая до другого проходит примерно равное число дней.

Первыми в истории человечества определили продолжительность года (365 суток) жители Древнего Египта – страны, где земледелие уже 5 тысяч лет назад было главным занятием.

Время научились считать по годам. Люди стали запоминать, в каком году произошло важное событие- основание города, большое наводнение, война с соседями.

2.Как в древности считали года?

Но в разных странах по разному считали года.

В Египте каждый раз, когда начинал править новый царь, счет лет начинался заново. Первый год правления царя считался первым годом, второй – вторым и так далее. Когда этот царь умирал и к власти приходил новый царь, вновь наступал первый год, затем второй, третий.

Иным был счет лет у жителей города Рима. Год основания своего города римляне считали первым, следующим – вторым и так далее.

3.Счет лет, которым мы пользуемся

Наш счет лет возник давно и связан с почитанием Иисуса Христа – основателя христианской религии.

Через несколько столетий христианская религия, вера в Иисуса Христа, распространилась во многих странах. Вот тогда один из верующих предложил вести счет лет от рождения Иисуса.

«Пусть год Его рождения будет первым годом, - рассуждал он, -следующий – вторыми так далее».

Он сумел высчитать год рождения Иисуса Христа. Это был 753 год от основания города Рима.

В нашем летоисчислении Рождество Христово является точкой отчета для всех исторических дат

Работа с учебником на стр. 31-32

Время, исчисляемое от Рождества Христа, называется наша эра (н.э)

1.С помощью карандаша и линейки чертим линию времени

Правила решения задач:

2.Если события произошли в разные эры, то делим линию времени на 2 части и подписываем их с левой стороны – до н.э, а справой – н.э

3.На линии времени отмечаем даты

4.Записываем решение задач

Правило

Если в задачи одинаковые эры (н.э и н.э / до н.э и до н.э) то мы при решении задачи ставим знак «-», т.е действие отнимаем.

Пример: 35 н.э – 32 н.э =3 н.э

Если в задачи разные эры (н.э и до н.э), то мы при решении задачи ставим знак «+», т.е действие суммируем.

Пример: 32 до н.э и 35 н.э = 67 лет н.э

4.Решим задачи

1.Какой год был раньше и на сколько был раньше: 33 г до н.э или 33 г н.э?

до н.э

н.э

33

33

Решение: 33 до н.э + 33 н.э = 66 лет


Ответ 33 г до н.э был раньше на 66 лет

4.Решим задачи

2. Какой год раньше и на сколько раньше: 33 г до н.э или 14 до н.э?

до н.э

до н.э

33

14

Решение: 33 до н.э - 14 н.э = 19 лет


Ответ 33 г до н.э был раньше на 19 лет

4.Решим задачи

3.Сколько лет тому назад произошла Марафонская битва (490 г до н.э)?

до н.э

н.э

490

2018

Решение: 490 до н.э + 2018 н.э = 2508 лет


Ответ: 2508 лет назад произошла Марафонская битва

4.Решим задачи

4.Сколько лет тому назад закончилась Северная война (1721 г н.э)?

н.э

н.э

1721

2018

Решение: 2018 н.э – 1721 н.э = 297 лет


Ответ: 297 лет назад произошла Северная война

4.Решим задачи

5.Какое событие было раньше и на сколько: Куликовская битва (1380 г н.э) или основание Санкт-Петербурга (1703 г. н.э)?

н.э

н.э

1380

1703

Решение: 1703н.э – 1380 н.э = 323 года


Ответ: Куликовская битва произошла раньше, чем основание Санкт – Петербурга на 323 года.

6. Какой год наступает за 5 г. до н.э?

Ответ: после 5 г до н.э наступает 4 г до н.э

Определение века и года

1467 г. Какой это век ?

Правило

Чтобы определить какой это век, нужно закрыть две последние цифры.

Остается цифра – 14, значит прошло 14 полных веков, а идет 15-й, значит 1467 г. - это 15 век.

1

342 г. Какой это век ?

IVвек

870 г. Какой это век ?

IX век

1980 г. Какой это век ?

XX век

621 г. Какой это век ?

VII век

136 г. Какой это век ?

II век

2018 г. Какой это век ?

XXI век

16 век. Какой это год?

XVI век – 1 = 15..
XXI век – 1 = 20..
III век -1 = 24..

1

Домашнее задание

1. Прочитать и знать стр. 29-32
2.В тетради письменно сделать следующие задания:
Составить 3 задачи на счет лет в истории.
Записать римскими цифрами:
6 - …9 - …11 - …13 - …8 - …16 - …17 - …4 - …19 - …22 - …3 - …
Записать арабскими цифрами:
V - …VIII - …XIX - …IV - …III - …XVI - …XIV - …IX - …VII - …XII - …XX - …XXII -
Определить век:
1132 год - …567 год - …948 год - …138 год до н.э. - …1700 год - …309 год - …2013 год - …

Посмотрите также