Урок в 6 классе на тему "Имена существительные общего рода"
Оценка 5

Урок в 6 классе на тему "Имена существительные общего рода"

Оценка 5
doc
22.09.2022
Урок в 6 классе на тему "Имена существительные общего рода"
Урок РЯ в 6 классе, 13.12.18.doc

Урок русского языка в 6 классе  13.12.2018

Тема урока.  Гласные в суффиксах существительных – ЕК – и – ИК –.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом с использованием ИКТ.

Цели урока: формирование понятия об условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек – и – ик – ; понятия о закономерностях чередования гласных с нулём звука; развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, образного мышления; воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Оборудование: карточки для групповой и индивидуальной работы, презентация.

Ход урока

I.            Организационный момент.   (слайд № 1)

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с суффиксами, при помощи которых образуются имена существительные. Эти суффиксы можно назвать близнецами, но на письме они отличаются одной буквой. Пока их имена остаются для нас загадкой, я предлагаю вам вспомнить то, что вам уже известно об имени существительном.

II.          Актуализация знаний.  (слайды № 2)

-Чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете тему: «Имя существительное», предлагаю вам игру «Верно-неверно».

Игра «Верно-неверно»

1.            Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

2.            Имя существительное отвечает на вопросы кто?, что?

3.            Имена существительные изменяются по родам.

4.            Все имена существительные изменяются по падежам и числам.

5.            К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на – мя и существительное «путь».

6.            Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму, а склоняемые 6 форм.

7.            Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.

8.            НЕ с существительными пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.

9.            Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с НЕ слитно.

10.           Буква Ч в суффиксе – чик –(-щик-) со значением лица пишется после букв Д-Т, З-С, Ж.

(Учащиеся по очереди выходят к компьютеру и оценивают правильность высказывания)

-Молодцы. Вы успешно справились с работой. А теперь вспомним несколько понятий, необходимых вам для знакомства с новыми суффиксами.

Вопросы фронтального опроса:       

1.            Что такое суффикс?

2.            Как вы понимаете словосочетание «значимая часть слова»?

3.            Какое значение имеют суффиксы существительного– чик – и

–щик –?

- На дом вам было дано задание, один из учащихся выполняя это задание допустил немало ошибок. Я предлагаю вам, помочь этому ученику выполнить работу над ошибками. Посмотрите внимательно на его домашнюю работу. Какие ошибки допустил ученик? Давайте их исправим и объясним правильное написание.

(слайд № 3)

(Учащиеся работают с тестами)

III.        Мотивационный этап.    (слайд № 4)

- Хорошо, ребята. Видно, что вы домашнее задание к сегодняшнему уроку выучили. А значит сможете помочь еще одному горе-ученику, Виктору Перестукину. Он из-за своей нерадивости очутился в стране невыученных уроков. Посмотрите, что с ним приключилось.

(Просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков»)

- Поможем Вите выбраться из страны невыученных уроков?

- На какой вопрос не смог ответить Витя?

(слайд №5: выводятся слова «ЗАМОЧ?К» и «КЛЮЧ?К»)

- Какова же цель нашего урока?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите её в свои рабочие тетради.

(слайд №6)

IV.         Изучение нового материала.  

- Ответить на вопрос, с которым не справился Витя, нам поможет лингвистическая сказка. Предлагаю вам поработать со сказкой в группах.

(Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает карточку со сказкой и заданием.)

Лингвистическая сказка.

Жили-были два брата – уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.

Суффикс –ЕК – всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет в голову песок, и её не видно на поверхности, так и суффикс – ЕК – при склонении слова всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К:

замочЕК, замочКа, замочКу, замочКом, о замочКе.

Слабая , пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква Е всё время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из-под защиты Именительного падежа.

Суффикс – ИК – имел твёрдый характер. Стойкая, смелая буква И в нём крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог её сдвинуть с места. Поэтому, как слово ни изменяют, суффикс – ИК – крепко сидит в нём и постоянно икает:

ключИК, ключИКа, ключИКу, ключИКом, о ключИКе.

Вот такие они разные уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.

                                                (по материалам газеты «Русский язык»)

Задания.

1 группа. Что нужно сделать, чтобы определить, какой суффикс следует писать в слове?

2 группа. Почему суффикс – ЕК – в этой сказке сравнивается со страусом?

3 группа. Как в науке о языке называется фонетическое явление, которое постоянно происходит с суффиксом – ЕК – ?

4 группа. Почему суффикс – ИК – имеет твёрдый характер?

- Работа в группах завершена. К каким же выводам вы пришли, познакомившись с лингвистической сказкой?

(Учащиеся озвучивают ответы на вопросы)

- А теперь составьте правило написания гласных в суффиксах существительных –ЕК и – ИК – .

(Учащиеся озвучивают варианты правила)

- Проверим выводы, сделанные вами. Откройте учебник и прочитайте правило.

V.            Первичное осмысление и закрепление.

- Жители страны невыученных уроков оставили для Вити ещё несколько заданий. Без нас ему не справиться. Итак, вот первое задание.

(слайд № 11)

Задание. От данных имён существительных образуйте форму Р.п. ед.ч. и проверьте, какую гласную Е или И следует писать в суффиксе на месте пропуска.

Карандаш..к – нет ……….

Дожд..к – нет ……….

Хвост..к – нет ………

Шалаш..к – нет ………

Мяч..к – нет ……..

Кирпич..к – нет ……..

Торт..к – нет ………..

Лист..к – нет ………...

- Скажите, ребята, какое значение имеют суффиксы – ЕК – и – ИК –?

(слайд № 8)

Задание. Назовите животных, изображённых на картинках, используя суффиксы – ЧИК –, - ЕК – , – ИК –, и заполните таблицу. Некоторых животных можно назвать по-разному.

-Сравните свою таблицу с образцом. (слайд № 9)

-ЧИК-

-ИК-

-ЕК-

Жирафчик

Бегемотик

Львёночек

Попугайчик

Котик

Тигрёночек

Пингвинчик

Зайчик

Котёночек

Крокодильчик

Слоник

Зайчоночек

 

 

Слонёночек

 

-В состав каких существительных входят два суффикса?

-Последнее задание, которое подготовили жители страны невыученных уроков – диктант.

Задание. Запишите слова с суффиксами – ЕК – и – ИК – и докажите написание выбираемых гласных.

Денёчек, хвостик, сыночек, холмик, подарочек, размерчик, дубочек, перчик, человечек, перстенёчек, платочек, колосочек, зубик, голосочек, сверточек, пенёчек, грибочек, лучик, ключик.

VI.         Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что же вы узнали сегодня на уроке, помогая Вите Перестукину?

- От чего зависит выбор гласных в суффиксах существительных – ЕК – и – ИК –?

- Какое новое значение придают существительным суффиксы – ЕК – и – ИК –?

VII.       Домашнее задание.

выучить правила параграфа 53, составить словарный диктант на изученную орфограмму.  (слайд № 13)


Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка в 6 классе 13

Урок русского языка в 6 классе 13

Слабая , пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква

Слабая , пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2022