Урок в 7 классе "Частица как служебная часть речи"
Оценка 4.6

Урок в 7 классе "Частица как служебная часть речи"

Оценка 4.6
docx
28.02.2021
Урок в 7 классе "Частица как служебная часть речи"
Частицы.docx

Конспект урока по русскому языку в 7 «В» классе

 

Тема урока: Частица как служебная часть речи.

 

Тип урока : урок изучения нового материала

Цель урока : познакомить учащихся со служебной частью речи – частицей.

Задачи:

Образовательная - дать понятие о функциях частицы как служебной части речи;

Развивающая – развитие навыка сравнительного анализа на примере ранее изученных служебных частей речи; развитие умения самостоятельно выявлять уровень собственных знаний, умения оценивать свою деятельность;

 Воспитывающая – воспитание положительного и устойчивого отношения к изучаемой теме, а также  - желания  грамотно выражать свои мысли, уместно употребляя   частицы.

 

Планируемые результаты:

1.     Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи

2.     Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.

3.     Учащиеся осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.

4.     Учащиеся используют приобретенные знания в творческой работе.

5.     Учащиеся совместно с учителем проводят исследовательскую работу

6.     Учащиеся проводят личностную рефлексию

   Оборудование:                                              

ПК, проектор, экран, презентация

 

Ход урока.

 

1.Организационный момент.

 

2. Приветственное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку?

 Открываем тетради, записываем число, классная работа.

 

3. Проверка домашнего задания.

 - Вы выполняли дома упр.343. Кто испытывал трудности при его выполнении?

Если есть затруднение -разбор проблемы, нет - молодцы!

 

4. Актуализация знаний.

4.1.Сообщение темы и целей урока.

Учитель.

А сформулировать тему урока помогут небольшие стихотворения: 
Слайд 3

Они неделимы и целы, 
Корней и приставок в них нет, 
Нельзя отыскать в них морфемы – 
И в этом их главный секрет!

Слайд 4

Ответы детей: служебные части речи.

Учитель. Правильно, это служебные части речи. На прошлых уроках вы получили уже знания о служебных частях речи (предлоги  и союзы). Но о какой части речи мы будем говорить сегодня?

Слайд 5

Могу оттенки придавать значеньям, 
Могу усилить их без напряженья. 
Могу помочь я форм образованью, 
Когда Глагол на службу призовёт, 
Могу вообще подвергнуть отрицанью 
Всё то, что кто-нибудь произнесёт. 
Это?

Слайд 6

Ответы детей: частицы

 Учитель .Давайте запишем тему урока « Частица как служебная часть речи».

 
Слайд 7

 

4.2.Проверка  теоретических знаний.

Учитель.  Что вы уже знаете об этой части речи?

Ответы детей:

1. Частица – это служебная часть речи.                

2.Образовалось от слова «часть».  

3. Не имеет грамматического значения.   

4. Не изменяется.

5.Не является членом предложения.

Слайд 8

 

5. Изучение нового материала

Учитель.

- Частица – маленькая часть. Однако от частицы зависит немало. Об этом вы узнаете, прочитав материал учебника на стр. 157, § 26

- Скажите, возникли ли у вас вопросы? А есть ли в материале  § новая для вас информация?

Слайд 9

 

Ответы детей:

1.     Мы узнали, что частицы  служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения;

2.     Частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.

3.     Частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчения требования.

 

5.1. Работа с текстом

Учитель.

Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истории, которая произошла в конце XVIII века при царствовании Павла I.

Слайд 10,11

В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…» написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»). У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева. И пришлось ему  делать вид, что такой подпоручик служит в полку.

Слайд 12

    Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине, он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные,  утаившие истину от императора, поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.

Учитель.

- Как же такая история могла произойти? Предлагаю вам провести расследование этого таинственного дела.

Слайд 13 «Разгадка тайны»).

-          Сравните 2 предложения. В чем между ними разница?

Ответы детей:

- Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, существительное собственное.

 -Маленькая частица ЖЕ, имеющая утвердительное значение, привела к такому большому недоразумению.

5.2. Исследовательская работа

Учитель. Это случилось  давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или может они вообще не нужны и не важны? А для доказательства этой гепотизы я предлагаю провести исследовательскую работу.

Задание. Включите в предложение  «Я чемпион.» частицы, принадлежащие к различным разрядам.

 Слайд 14

 

Варианты, предложенные учащимися:

 

Я не чемпион.

Именно я чемпион.

Неужели я чемпион?!

Даже я чемпион.

Это я чемпион.

Слайд 15

 

Какие значения придают частицы словам и предложению?

(НЕ – выражает отрицание, ИМЕННО – выражает уточнение, НЕУЖЕЛИ – выражает вопрос, ДАЖЕ – выражает усиление, ЭТО – выражает указание)

Учитель. Роль частиц чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность. Для чего ещё служат частицы в речи? 

Ответы детей:

-Частицы образуют формы слова.

Слайд 16

 

Физкультминутка.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке

(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот       

 (Повороты корпусом)

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!        

( Приседания)

И в последний раз присели, А теперь за парты сели. 

( Дети садятся на свои места)

 

5.3.Анализ предложений, записанных под диктовку.

Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей появится в каждой аптеке лекарство для грубых детей!

Мы коньками режим звонкий, серебристый, чистый лед, а Сергей стоит в сторонке и такую речь ведет: «Вот бы если бы коньки мы точить о лед могли, то сказали бы спасибо конькобежцы всей земли».

Слайд 17

 

Учитель. Найдите грамматическую основу в первом предложении и во втором предложении в  словах прямой речи.

Чем выражены сказуемые в этих предложениях?

В каком наклонении стоит глагол-сказуемое в первом предложении? Во втором?

С помощью чего образуется условное наклонение глагола? А повелительное?

 

Ответы детей:

- Сказуемые в этих предложениях выражены глаголами.

- В первом предложении глагол-сказуемое стоит в повелительном наклонении.

- Во втором предложении глагол-сказуемое стоит в условном (сослагательном) наклонении.

- Условное наклонение глагола образуется с помощью частицы «бы».

- Повелительное наклонение глагола образуется с помощью частиц «пусть» и «пускай».

.

5.4. Обобщение полученных знаний.

      Учитель. Подведем итоги нашего урока. Ответьте на вопросы.

              - Что нового мы узнали на уроке?

              - Какая часть речи называется частицей?

              - Для чего служат частицы?

Ответы детей:

1. Частица – это служебная часть речи.                

2.Образовалось от слова «часть».  

3. Не имеет грамматического значения.   

4. Не изменяется.

5.Не является членом предложения.

6.Мы узнали, что частицы  служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения;

7.Частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.

8.Частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчения требования.

 

6.Домашнее задание.

Учитель.   Откройте дневники и запишите задание на дом.

Слайд 18

 

     Задание по выбору учащихся.

1.     Выполнить упражнение 350.

2.      Сочинить грамматическую сказку «Жила-была частица…».

3.      Написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в нашей речи?»

 

11.   Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценивание деятельности учащихся.

Оценка за сегодняшний урок всем одна: Молодцы! Спасибо

Перед вами находятся небольшие таблички, с помощью которых оцените свою работу на уроке.

Слайд 19

 

Рефлексия.

Оценочный лист

Дата проведения урока:  …………..      Класс: …… Предмет:………………….

 

Тема урока: …………………………………………………………………………..

 

Фамилия, Имя учащегося…………………………………………………………….

 

Сегодня на уроке

 

Что нового Я узнал

Чему Я научился

Где мне пригодятся полученные знания

 

 

 

 

 

 

 

 

За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому что………………………

…………………………………………………………………………………………..

 

 

Используемая литература:

1.Поурочные планы по программе М.М. Разумовской в 7 классе 2018г
2.Учебник М.М. Разумовской, для 7 класса по русскому языку.М,2018г

3.Электронная книга «Копилочка активных методов обучения».
5.Электронный курс «Активные методы обучения.

6.Электронный курс «Технология интерактивного обучения»

7.Информация из презентации Чадаевой Лидии Матвеевны учителя русского языка и литературы      МОУ «Сычевская ООШ».

 

 

 


 

Конспект урока по русскому языку в 7 «В» классе

Конспект урока по русскому языку в 7 «В» классе

Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет,

Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет,

Ответы детей: 1. Мы узнали, что частицы служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения; 2

Ответы детей: 1. Мы узнали, что частицы служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения; 2

Исследовательская работа Учитель

Исследовательская работа Учитель

Приседания) И в последний раз присели,

Приседания) И в последний раз присели,

Учитель. Откройте дневники и запишите задание на дом

Учитель. Откройте дневники и запишите задание на дом

Электронный курс «Технология интерактивного обучения» 7

Электронный курс «Технология интерактивного обучения» 7
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2021