Конспект урока по русскому языку в 7 «В» классе
Тема урока: Частица как служебная часть речи.
Тип урока : урок изучения нового материала
Цель урока : познакомить учащихся со служебной частью речи – частицей.
Задачи:
Образовательная - дать понятие о функциях частицы как служебной части речи;
Развивающая – развитие навыка сравнительного анализа на примере ранее изученных служебных частей речи; развитие умения самостоятельно выявлять уровень собственных знаний, умения оценивать свою деятельность;
Воспитывающая – воспитание положительного и устойчивого отношения к изучаемой теме, а также - желания грамотно выражать свои мысли, уместно употребляя частицы.
Планируемые результаты:
1. Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи
2. Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.
3. Учащиеся осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.
4. Учащиеся используют приобретенные знания в творческой работе.
5. Учащиеся совместно с учителем проводят исследовательскую работу
6. Учащиеся проводят личностную рефлексию
Оборудование:
ПК, проектор, экран, презентация
Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Приветственное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку?
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
3. Проверка домашнего задания.
- Вы выполняли дома упр.343. Кто испытывал трудности при его выполнении?
Если есть затруднение -разбор проблемы, нет - молодцы!
4. Актуализация знаний.
4.1.Сообщение темы и целей урока.
Учитель.
А сформулировать тему урока помогут небольшие стихотворения:
Слайд 3
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет!
Слайд 4
Ответы детей: служебные части речи.
Учитель. Правильно, это служебные части речи. На прошлых уроках вы получили уже знания о служебных частях речи (предлоги и союзы). Но о какой части речи мы будем говорить сегодня?
Слайд 5
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
Это?
Слайд 6
Ответы детей: частицы
Учитель .Давайте запишем тему урока « Частица как служебная часть речи».
Слайд 7
4.2.Проверка теоретических знаний.
Учитель. Что вы уже знаете об этой части речи?
Ответы детей:
1. Частица – это служебная часть речи.
2.Образовалось от слова «часть».
3. Не имеет грамматического значения.
4. Не изменяется.
5.Не является членом предложения.
Слайд 8
5. Изучение нового материала
Учитель.
- Частица – маленькая часть. Однако от частицы зависит немало. Об этом вы узнаете, прочитав материал учебника на стр. 157, § 26
- Скажите, возникли ли у вас вопросы? А есть ли в материале § новая для вас информация?
Слайд 9
Ответы детей:
1. Мы узнали, что частицы служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения;
2. Частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.
3. Частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчения требования.
5.1. Работа с текстом
Учитель.
Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истории, которая произошла в конце XVIII века при царствовании Павла I.
Слайд 10,11
В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…» написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»). У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева. И пришлось ему делать вид, что такой подпоручик служит в полку.
Слайд 12
Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине, он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора, поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.
Учитель.
- Как же такая история могла произойти? Предлагаю вам провести расследование этого таинственного дела.
Слайд 13 «Разгадка тайны»).
- Сравните 2 предложения. В чем между ними разница?
Ответы детей:
- Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, существительное собственное.
-Маленькая частица ЖЕ, имеющая утвердительное значение, привела к такому большому недоразумению.
5.2. Исследовательская работа
Учитель. Это случилось давно, а в наше время нужны ли частицы в нашей речи? Или может они вообще не нужны и не важны? А для доказательства этой гепотизы я предлагаю провести исследовательскую работу.
Задание. Включите в предложение «Я чемпион.» частицы, принадлежащие к различным разрядам.
Слайд 14
Варианты, предложенные учащимися:
Я не чемпион.
Именно я чемпион.
Неужели я чемпион?!
Даже я чемпион.
Это я чемпион.
Слайд 15
Какие значения придают частицы словам и предложению?
(НЕ – выражает отрицание, ИМЕННО – выражает уточнение, НЕУЖЕЛИ – выражает вопрос, ДАЖЕ – выражает усиление, ЭТО – выражает указание)
Учитель. Роль частиц чрезвычайно велика. Они придают тексту экспрессивность, емкость, выразительность. Для чего ещё служат частицы в речи?
Ответы детей:
-Частицы образуют формы слова.
Слайд 16
Физкультминутка.
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
Отложили мы тетрадки,
Приступили мы к зарядке
(Одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево, поворот,
А потом наоборот
(Повороты корпусом)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
( Приседания)
И в последний раз присели, А теперь за парты сели.
( Дети садятся на свои места)
5.3.Анализ предложений, записанных под диктовку.
Пусть грубость исчезнет, исчезнет навеки, пускай по рецептам врачей появится в каждой аптеке лекарство для грубых детей!
Мы коньками режим звонкий, серебристый, чистый лед, а Сергей стоит в сторонке и такую речь ведет: «Вот бы если бы коньки мы точить о лед могли, то сказали бы спасибо конькобежцы всей земли».
Слайд 17
Учитель. Найдите грамматическую основу в первом предложении и во втором предложении в словах прямой речи.
Чем выражены сказуемые в этих предложениях?
В каком наклонении стоит глагол-сказуемое в первом предложении? Во втором?
С помощью чего образуется условное наклонение глагола? А повелительное?
Ответы детей:
- Сказуемые в этих предложениях выражены глаголами.
- В первом предложении глагол-сказуемое стоит в повелительном наклонении.
- Во втором предложении глагол-сказуемое стоит в условном (сослагательном) наклонении.
- Условное наклонение глагола образуется с помощью частицы «бы».
- Повелительное наклонение глагола образуется с помощью частиц «пусть» и «пускай».
.
5.4. Обобщение полученных знаний.
Учитель. Подведем итоги нашего урока. Ответьте на вопросы.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Какая часть речи называется частицей?
- Для чего служат частицы?
Ответы детей:
1. Частица – это служебная часть речи.
2.Образовалось от слова «часть».
3. Не имеет грамматического значения.
4. Не изменяется.
5.Не является членом предложения.
6.Мы узнали, что частицы служат для образования форм слова; например, условного и повелительного наклонения;
7.Частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.
8.Частицы выражают вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, усиление, отрицание, смягчения требования.
6.Домашнее задание.
Учитель. Откройте дневники и запишите задание на дом.
Слайд 18
Задание по выбору учащихся.
1. Выполнить упражнение 350.
2. Сочинить грамматическую сказку «Жила-была частица…».
3. Написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в нашей речи?»
11. Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценивание деятельности учащихся.
Оценка за сегодняшний урок всем одна: Молодцы! Спасибо
Перед вами находятся небольшие таблички, с помощью которых оцените свою работу на уроке.
Слайд 19
Рефлексия.
Оценочный лист
Дата проведения урока: ………….. Класс: …… Предмет:………………….
Тема урока: …………………………………………………………………………..
Фамилия, Имя учащегося…………………………………………………………….
Сегодня на уроке
Что нового Я узнал |
Чему Я научился |
Где мне пригодятся полученные знания |
|
|
|
За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому что………………………
…………………………………………………………………………………………..
Используемая литература:
1.Поурочные планы
по программе М.М. Разумовской в 7 классе 2018г
2.Учебник М.М. Разумовской, для 7 класса по русскому языку.М,2018г
3.Электронная
книга «Копилочка активных методов обучения».
5.Электронный курс «Активные методы обучения.
6.Электронный курс «Технология интерактивного обучения»
7.Информация из презентации Чадаевой Лидии Матвеевны учителя русского языка и литературы МОУ «Сычевская ООШ».
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.