Тема урока : Смутное время.
8 класс.
Тип урока «комбинированный»
Общая часть |
||||||||
Цель урока: |
||||||||
Охарактеризовать состояние России после смерти Ивана Грозного и политику Бориса Годунова, определить причины Смуты. Изучить события предшествующие Смутному времени, ход исторических событий и итоги, для систематизации и более полной картины по данному периоду. |
||||||||
Планируемые образовательные результаты: |
||||||||
Личностные |
Предметные |
Метапредметные |
||||||
Развитие интереса к изучению ранее незнакомых фактов из жизни представителей разных сословий XVII века., проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения |
Знакомство с политикой |
Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, картой и схемами. описания положения жизни народа в период Смуты. |
||||||
Задачи: |
||||||||
Воспитывающая |
Развивающая |
Обучающая |
||||||
- формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом. - формирование эстетического восприятия, уважения и трепетного отношения к традиционным ценностям, чувства патриотизма, уважения к истории своего государства. - формировать понимание у учащихся роли личности в исторических событиях разного времени |
- развивать у учащихся умение работать с историческими источниками (документами), с картой, учебником для более точного обобщения и анализа полученных знаний - формировать навыки работы с предметными материалами, иллюстрациями и текстом учебника. - развивать у учащихся умению самостоятельно или в группе анализировать исторические источники, давать развернутый ответ на поставленный вопрос. |
- углубленное знакомство с отдельными событиями и итогами Смутного времени. - формирование понимания роли Смуты, а так же выявления ряда причин способствующих наступлению Смутного времени на Руси изменений происходящих в повседневной жизни людей в течение одного столетия - определись каковы были последствия Смутного времени. |
||||||
Основные понятия изучаемые на уроке: урочные лета, заповедные годы, патриарх, самозванчество, смутное время, гражданская война, тушинский вор, крестоцеловальная запись, "Семибоярщина", интервенция, первое ополчение, второе ополчение |
||||||||
Важнейшие даты: 1533 1584 гг. - княжение и царствование Ивана IV Грозного, 1592-1593- указы от отмене Юрьева дня, 1598г. – установление патриаршества на Руси, 1584 - 1589 гг. - царствование Федора Ивановича, 1598 - 1605 гг. – правление Б. Годунова, 1601 - 1603 гг. - голод и неурожай на Руси, 1603 -1604 гг. - восстание казаков под руководством Хлопка Косолапа, 1605-1613гг. – смутное время, 1605 - 1606 гг. - Царствование Лжедмитрия I, 1606 - 1610 гг. - царствование В. Шуйского, 1606 - 1607 гг. - Восстание И. Болотникова, 1607 - 1610 гг. - Появление Лжедмитрия II на Руси, 1609 г. - начало интервенции, 1611 г. - первое ополчение, 1612 г. - второе ополчение, освобождение Москвы, 1613 г. - Земский собор, избрание царем М. Ф. Романова. Начало правления новой династии. |
||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедиа (компьютер, проектор), карта «Смутное время в России начала XVII в.», электронное приложение www.prosv.ru к учебнику «История. Россия 7класс» Часть II. под. Ред. А.В. Торкунова, Москва «Просвещение» 2016г., схема «Сословия России. Рабочая тетрадь А.А. Данилов §14-15, 16 стр. 58-65 |
||||||||
Организационная структура урока |
||||||||
Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности. Цель: заинтересовать учащихся. Форма работы: индивидуальная (в т.ч. у доски) |
||||||||
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок истории мы начнем с просмотра «Иллюстративного ряда». Задание: Ребята вы должны систематизировать исторический материал в таблице в рабочей тетради «Смутное время XVII века», для выполнения этого задания вам необходимо внимательно работать с текстом учебника, отвечая на следующие вопросы: а) экономические трудности начала XVII века; б) появление самозванства; в) первое ополчение; г) второе ополчение; д) воцарение династии Романовых. Дети: Мы будем изучать причины того как Россия в XVII веке оказалась на грани грандиозного социального взрыва. (движение И.Болотникова, интервенция и т.д.). Совершенно верно. Тема нашего сегодняшнего урока «Смутное время XVII века». Мы будем говорить о изменениях в социальных, экономических и политических изменениях в России. Если данный вопрос вызывает затруднение, учитель уточняет – О чем говорится в задании? (б интервенции). Исторические события (смута привела к разорению страны, но показала силу русского народа). Именно их мы и будем сегодня изучать. |
||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||
Дает задание для выполнения. При помощи вопросов подводит к формулировке темы. |
Выполняют задания самостоятельно, 1 учащийся делает это у доски. Отвечают на вопросы учителя. |
- развитие навыка выполнения простейших заданий.. - формирование способности к сопоставлению и выделению главного. - развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний. |
||||||
Этап 2. Актуализация знаний. Цель: актуализация имеющихся знаний по теме, выявление мест и причин затруднения. Формулировка цели урока. Форма работы: фронтальный опрос - Основные направления внешней и внутренней политики Ивана Грозного? - Когда и по каким причинам прекратила существовать династия Рюриковичей? - Результаты политики Опричнины? Обобщение: Таким образом, к началу XVII века в России накопилось множество противоречий. Смутное время стало для России периодом социальных конфликтов, политических и экономических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности. Что бы разобраться с этими вопросами наверняка, нам необходимо проделать большую работу. Ребята, какую цель нам необходимо поставить перед собой, для того чтобы разобраться в этих вопросах? (узнать о причинах смуты в России XVII века, об их роли в развитии России) |
||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||
Задает вопрос. Фиксирует все высказывания детей о сословиях России (любое из них, даже не верное будет важным для дальнейшей работы). При помощи вопросов подводит к определению затруднения и формулировке цели. |
Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока. |
- формирование рефлексивных умений определения границы между знанием и незнанием. - формирование способности постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем. |
||||||
Этап 3. Открытие новых знаний Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы. Форма работы: в группах |
||||||||
Для того, чтобы сделать это наиболее быстро и эффективно, предлагаю всем работать по составленному плану. Класс делится на группы. Каждая пара представляет свою проблему (рассказывает о правлении Ивана Грозного, правление Бориса Годунова, правление Лжедмтррия I, движение под предводительством И. Болотникова, борьба с Лжедмтрием II и тд.) Давайте попытаемся словесно нарисовать художественные образы XVII.
Перед тем как приступить изучите критерии оценки, согласно которой будет оцениваться ваш результат. Каждая пара представляет свою работу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную таблицу. В случае затруднения группа имеет право обратиться к учителю. Далее учитель сопоставляет заполненные ребятами оценочные таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся. Пожалуй, теперь информации о периоде смуты XVII века достаточно и можно вернуться к вопросу, который вызвал затруднения в начале нашего урока. (Россия после Смуты) |
||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||
Дает задание, контролирует работу, сопоставляет оценочные таблицы и оценивает деятельность. Представляет данные таблицы и обращает внимание на неизученные вопросы периода Смутного времени Возвращает к первоначальному вопросу. |
Изучают информацию о причинах смуты, выполняют работу в тетради тренажере. Составляют схему ответа на вопросы. Слушают учителя. |
- формирование навыка расширенного поиска информации. - формирование навыка изучающего и поискового чтения. - формирование умения выделять главное и второстепенное - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. - формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им. - привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса. - формирование позитивной моральной самооценки. |
||||||
Этап 4. Первичное закрепление изученного. Цель: закрепление полученных знаний. Форма работы: индивидуальная |
||||||||
Ребята давайте, немного подумаем и предположим основываясь на выполненных нами заданиях, какое влияние оказало Смутное время на саму историю. - Назовите исторические личности, характеризующие Смутное время? (Кузьма Минин, Дмирий Пожарский, М.В. Скопин-Шуйский, прокопий Ляпунов, патриарх Гермоген) - Почему данный период русской истории получил название "Смута"? (кризис государственной власти, который сопровождался народными выступлениями и частыми сменами правителей) - Назовите основные причины смутного времени? (последствия разорения страны в период опричнины и Ливонской войны, кризис династии, претензии Польши на русский престол, голод 1601-1603 гг. и т.д.) - Назовите условия, предшествующие появлению самозванцев в начале XVII века (упадок хозяйства, крестьянские выступления, противоречия внутри господствующего класса, избрание на царство Бориса Годунова и тд.) А теперь попробуйте заполнить схему самостоятельно (заполняется схема в тетраде-тренажере) |
||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||
Дает задания, координирует работу. |
Моделирует ситуацию на основе имеющихся знаний. Заполняет электронную схему. |
- формирование способности владения основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. - формирование способности к моделированию ситуации на основе имеющихся данных. - формирование способности к самостоятельному построению умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации. - развитие креативного мышления и способности к сопоставлению данных. - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. - формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. - развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом. |
||||||
Этап 5. Включение в систему знаний, повторение. Цель: показать единство частностей в изучении предмета и объединение их в единую систему знаний. Форма работы: индивидуальная |
||||||||
- Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да) - Как именно? (Смутное время характерно для любого исторического периода. Смуту порождают те, кто стоят у власти, боятся потерять свои привилегии, и всеми силами стараются их удержать и преумножить. Это возможно только путем усиления эксплуатации части населения занятой в сфере производства) - Как вы думаете, как повлияло Смутное время в дальнейшее развитие Руси? (Россия вышла из смуты крайне истощенной, с огромными территориальными и людскими потерями. По некоторым данным погибло до трети населения) |
||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||
Задает вопросы |
Включает полученные знания в единую систему знаний |
- развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом. - формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. - отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач. - формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. |
||||||
Этап 6. Рефлексия учебной деятельности Цель: самооценка собственной деятельности на уроке. Форма работы: индивидуальная |
||||||||
«Дерево успеха» Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Ребята на доске изображен дерево успеха, у вас на парте лежат листочки разного цвета. Сейчас каждый из вас должен взять одну листочек изображающим нужную эмоцию, которая осталась у вас при окончании урока. После этого подумайте, насколько данный урок был интересен для вас, было ли все понятно, или какая-то информация осталась не понятой. Сопоставив все факты, найдите на нотном стане место для своей нотки (верхняя линия стана – все удалось, удовлетворен уроком, средняя – что-то было непонятно, частично удовлетворен уроком, нижняя – ничего не понятно, не удовлетворен уроком) и поместите лстик нужного цвета на наше дерево успеха. |
||||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||
Объясняет задание рефлексии. Анализирует полученный результат |
Размещаю нотки на лесенке, в зависимости от полученных эмоций на уроке. |
- развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели. - формирование позитивной моральной самооценки |
||||||
Этап 7. Домашнее задание Цель: закрепление и углубление знаний по теме. Форма работы: индивидуальная (слад 15) |
||||||||
Базовое: Повторить изученный на уроке материал, прочитать документ, ответить на вопросы после параграфа §14-15,16 стр.10-29 Р.т. §14-15,16 стр. 58-66 Углубленное: Подробно изучить и подготовить проект: «Смутное время». Творческое: Составить кроссворд по теме: «Последствия Смуты» Подготовить презентацию на тему: «Период Смуты в истории Руси».
|
- развитие способности к самоорганизации и самоконтролю. - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся. - формирование способности к построению логических размышлений, включающих причинно-следственные связи. - формирование творческого подхода в решении поставленных задач. |
|||||||
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||
Объясняет домашнее задание |
Слушают учителя, задают уточняющие вопросы |
- развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов. -формирование способности формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.