8 класс
ТЕМА: Употребление причастий и деепричастий
Цель урока:
формировать умения определять роль причастий и деепричастий в речи.
Задачи урока:
•Образовательные:
oзакрепить умения находить причастия и деепричастия в речи по
словообразовательным, морфологическим признакам и категориальному значению;
oсформировать умения определять границы причастных и деепричастных оборотов,
ставить знаки препинания;
oсовершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
oобогащать словарный запас учащихся.
•Развивающие:
oразвитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
oразвитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
oразвивать умение применять полученные знания;
oразвитие творческих, речевых способностей учащихся;
oформирование логических умений;
oразвитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный
опыт;oразвитие умения индивидуальной и парной работы.
•Воспитательные:
oвоспитание интереса и уважения к книге;
oвоспитание ценностного отношения к слову;
oвоспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и
самоконтроля,
oвоспитание познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении
поисковых задач.
Оборудование: карточки для работы, толковый словарь, мультимедийное
оборудование.
Епиграф:
__________ – корабли мысли, странствующие по волнам времени,
бережно неся драгоценный груз от
поколения к поколению.
Френсис Бэкон.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. 2. Актуализация опорных знаний уч-ся.
- Восстановите пропущенное слово. Что
философ мог назвать «кораблями мысли»?
( Книги, ведь они раздвигают границы времени, связывают поколения, учат добру.)
- синтаксический разбор предложения.
3. Мотивация учебной деятельности.
Учитель:
-
Посмотрите внимательно на записанное предложение, выскажите ваши предположения,
о чём сегодня будет наше занятие? (О причастных и деепричастных оборотах, о
знаках препинания при них, об употреблении оборотов.)
- Почему вы так решили?( В предложении есть причастный оборот и деепричастный
оборот)
Запишите тему урока: «Употребление причастий и деепричастий в речи».
- Сформулируйте цели урока.( Закрепить умения ставить знаки препинания при
причастных и деепричастных оборотах, узнать об особенностях употребления
причастий и деепричастий; поговорить о книгах).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Стеллаж – немец. язык
Стеллажный
Стеллаж – ряд полок в несколько ярусов.
Задание: придумайте предложение со словарным словом, включив в него причастный
или деепричастный оборот.(Книга, лежащая на стеллаже, упала. Вытирая пыль со
стеллажа, девочка упала..)
4. Работа над темой урока.
1. Беседа с учащимися.
-
Сегодня на уроке мы будем говорить об употреблении причастий и деепричастий в
речи. Хотя причастия и деепричастия – это разные формы глагола, некоторые
ученые даже утверждают, что это разные части речи. Как вы полагаете, почему мы
их объединили в рамках одного урока? Я предлагаю ответить на этот вопрос,
работая в группах. Ваша задача: понять, что общего между причастием и деепричастием.
Учитель: Что общего между причастиями и деепричастиями?
1. Как раскрывается в причастиях и деепричастиях общее значение действия?
2. От слов какой части речи всегда образуются причастия и деепричастия?
3. Могут ли они иметь при себе зависимые слова?
4. В каких стилях речи употребляются чаще всего?
Учитель:
У
причастий и деепричастий есть удивительная способность – иметь при себе
зависимые слова и образовывать с ними единое целое – оборот. Помните ли вы о
правилах постановки знаков препинания при оборотах? Следующий вид работы
позволит вам еще раз вспомнить эту тему.
2. Объяснительный диктант
Человек,
не читающий книг, удивительно скучен. (Е. Вильмонт)
[ – , | ~ | , = ] .
Читай, книгочей, не жалея очей. (Пословица)
[ = , обр. , | – . – | ] .
Люди, переставая читать, перестают мыслить. (Д. Дидро)
[ – , | – . – | , = ] .
Читая авторов, хорошо пишущих , привыкаешь хорошо говорить. (Вольтер)
[ | – . – | , | ~ | , = ]
- Что объединяет все эти высказывания?( Это размышления о роли книг в нашей
жизни.)
- Какое утверждение вам больше всего запомнилось и почему? Что означает книга
для вас?
3. Лингвистический эксперемент.
- Давайте проведем лингвистический эксперимент.
Попробуйте
заменить причастия прилагательными в отрывке из стихотворения М.Лермонтова
«Родина».
Сначала запишем строки М. Лермонтова (1 ученик работает у доски).
До замены:
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
Заменим причастия прилагательными.
После замены:
Люблю дымок паленой жнивы,
В степи ночной обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белых берез.
Учитель: Сравните авторский текст с тем, который получился после замены.
Что ушло из стихотворения ?
(не
считая ритма- Искусственный вариант отрывка статичен, неподвижен. Природа
кажется неподвижной.
- Какой вариант обладает большей изобразительной силой? Почему?( Авторский
текст обладает большей яркостью, изобразительной силой, так как в нем пейзаж
живет, меняется во времени. Особую выразительность художественной речи придают
причастия, которые называют признаки, изменяющиеся во времени.)
- Часто в художественных текстах причастие употребляется с зависимыми словами.
Поэтому нам важно выявить роль причастного оборота в художественной речи.
- Прочитаем отрывок из произведения И. Бунина, поясняя постановку знаков
препинания.
Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, растрепавшие по-осеннему
опустевший сад и прибившие к земле вдруг почерневшую траву, от которой исходил
, смешиваясь с влажным холодным воздухом, едва различимый аромат, напоминавший
о бесследно ушедшем лете.
- Теперь проведем эксперимент : причастные обороты заменим придаточными
предложениями со словом «который».
Измененный текст:
Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, которые растрепали по-осеннему опустевший
сад и прибили к земле траву, которая вдруг почернела и от которой исходил,
смешиваясь с влажным холодным воздухом, аромат, который был едва Различим и
напоминал о лете, которое бесследно ушло.
- Какой вариант более выразителен и емок? В чем причина?( Измененный вариант
получился громоздкий, тяжелый для чтения. Причастный оборот является более
лаконичной формой выражения мысли по сравнению с придаточными определительными
со словом «который». Причастные обороты обладают выразительной краткостью. )
- Пушкин ценил это их качество, а придаточное определительное называл «вялыми»
оборотами, используемыми в повседневной устной речи.
В тексте Бунина мы встретили также деепричастия. Назовите их.( Не прекращаясь -
одиночное деепричастие, смешиваясь с холодным воздухом – деепричастный оборот.
- Что такое деепричастный оборот?
- Как вы думаете, можно ли говорить об изобразительных свойствах деепричастий и
деепричастных оборотов?
Проведем снова эксперимент: прочитаем отрывок И. Бунина без деепричастия и
деепричастного оборота.
Измененный текст.
Вскоре полили дожди, растрепавшие по-осеннему опустевший сад и прибившие к
земле вдруг почерневшую траву, от которой исходил едва различимый аромат,
напоминавший о бесследно ушедшем лете.
- Скажите, изменилось ли что-то в тексте? Картина осени, рисуемая Буниным
прежняя? ( Без деепричастий все меняется. Деепричастие дорисовывает, дописывает
основное действие, названное сказуемым, дополняет его. При помощи деепричастий
картина осени, созданная поэтом, оживает, наполняется более подробными
деталями, т.е. деепричастие и деепричастный оборот обладает изобразительными
свойствами.)
-
Причастия и деепричастия, действительно, делают нашу речь более яркой и
выразительной. Но нужно быть внимательным, чтобы не допустить ошибок в
употреблении оборотов.
4. Грамматический текст.
Задание:
выберите верное продолжение предложений.
1.Читая интересную книгу,
А) у меня поднялось настроение.
Б) я совсем позабыл о времени.
2. Переводя текст,
А) возьми словарь.
Б) мне понадобится словарь.
3. На краю стола лежала книга,
А) освещающая солнцем.
Б) освещаемая солнцем.
4. Размышляя о смысле жизни,
А) любимые герои Л.Н. Толстого идут непростыми путями.
Б) сердца читателей раскрыты для любимых героев Л.Н. Толстого.
Код ответов.
1 – Б
2 – А
3 – Б
4 – А
- Как можно избежать ошибок при употреблении причастных и деепричастных
оборотов?( Больше читать, учиться правильной речи у мастеров слова.)
Учитель: Употребление причастных и деепричастных оборотов – это признак
литературной речи. Но можно ли без них обойтись, будет ли наше высказывание
выразительным? Давайте найдем ответ на этот вопрос.
5.РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ
Часы
_________________________– лучшие часы. Они возвышают человека
__________________. Поэтому постоянное общение с книгой даёт человеку
возможность глубже понять мир, уверенней действовать в нём
_______________________.
_______________ мы делаемся богаче ещё на одну жизнь – на жизнь писателя
_______________________.
-
Прочитайте текст. Понятен ли вам его смысл?
- Не всегда, но можно догадаться, о чём он. Хотя в целом высказывание
невыразительное.
- Сформулируйте задание.( Восстановить пропущенные причастные и деепричастные
обороты.)
Подсказка.
её создавшего принимая правильные решения
проведённые над книгой
читая книгу
обогащая его сердце и разум
Восстановленный текст:
Часы, проведённые над книгой, – лучшие часы. Они возвышают
человека, обогащая его сердце и разум. Поэтому постоянное общение с книгой даёт
человеку возможность глубже понять мир, уверенней действовать в нём , принимая
правильные решения.
Читая книгу, мы делаемся богаче ещё на одну жизнь – на жизнь писателя, её
создавшего.
- Прочитайте текст. Сравните с авторским вариантом. Кто работал самостоятельно,
без подсказки? Зачитайте ваши тексты. О чём заставили они вас задуматься?
5. Итог урока . Рефлексия.
-
Закончите высказывания:
•Я узнал_________
•Мне было интересно________
•Я хотел бы поспорить____________
•Мне пригодится _____________
•Я не согласен__________________
6. Домашнее задание: упражнение
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.