Урок в 8 классе по русскому языку "Употребление причастий и деепричастий"

  • docx
  • 05.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8 класс УПОТР.ПРИЧ И ДЕЕПРИИЧ..docx

8 класс

ТЕМА: Употребление причастий и деепричастий


Цель урока:
формировать умения определять роль причастий и деепричастий в речи.
Задачи урока:
•Образовательные:
oзакрепить умения находить причастия и деепричастия в речи по словообразовательным, морфологическим признакам и категориальному значению;
oсформировать умения определять границы причастных и деепричастных оборотов, ставить знаки препинания;
oсовершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
oобогащать словарный запас учащихся.
•Развивающие:
oразвитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
oразвитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
oразвивать умение применять полученные знания;
oразвитие творческих, речевых способностей учащихся;
oформирование логических умений;
oразвитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;oразвитие умения индивидуальной и парной работы.
•Воспитательные:
oвоспитание интереса и уважения к книге;
oвоспитание ценностного отношения к слову;
oвоспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля,
oвоспитание познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Оборудование: карточки для работы, толковый словарь, мультимедийное оборудование.

Епиграф:
__________ – корабли мысли, странствующие по волнам времени,

бережно неся драгоценный груз от поколения к поколению.
Френсис Бэкон.

Ход урока

1.                      Организационный момент.

2.                      2. Актуализация опорных знаний уч-ся.

Восстановите пропущенное слово. Что философ мог назвать «кораблями мысли»?
( Книги, ведь они раздвигают границы времени, связывают поколения, учат добру.)

- синтаксический разбор предложения.

3. Мотивация учебной деятельности.

Учитель:

 - Посмотрите внимательно на записанное предложение, выскажите ваши предположения, о чём сегодня будет наше занятие? (О причастных и деепричастных оборотах, о знаках препинания при них, об употреблении оборотов.)
- Почему вы так решили?( В предложении есть причастный оборот и деепричастный оборот)
Запишите тему урока: «Употребление причастий и деепричастий в речи».
-  Сформулируйте цели урока.( Закрепить умения ставить знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах, узнать об особенностях употребления причастий и деепричастий; поговорить о книгах).
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Стеллаж – немец. язык
Стеллажный
Стеллаж – ряд полок в несколько ярусов.
Задание: придумайте предложение со словарным словом, включив в него причастный или деепричастный оборот.(Книга, лежащая на стеллаже, упала. Вытирая пыль со стеллажа, девочка упала..)
4. Работа над темой урока.

1. Беседа с учащимися.

-  Сегодня на уроке мы будем говорить об употреблении причастий и деепричастий в речи. Хотя причастия и деепричастия – это разные формы глагола, некоторые ученые даже утверждают, что это разные части речи. Как вы полагаете, почему мы их объединили в рамках одного урока? Я предлагаю ответить на этот вопрос, работая в группах. Ваша задача: понять, что общего между причастием и деепричастием.
Учитель:  Что общего между причастиями и деепричастиями?
1. Как раскрывается в причастиях и деепричастиях общее значение действия?
2. От слов какой части речи всегда образуются причастия и деепричастия?
3. Могут ли они иметь при себе зависимые слова?
4. В каких стилях речи употребляются чаще всего?
Учитель:

У причастий и деепричастий есть удивительная способность – иметь при себе зависимые слова и образовывать с ними единое целое – оборот. Помните ли вы о правилах постановки знаков препинания при оборотах? Следующий вид работы позволит вам еще раз вспомнить эту тему.
         2. Объяснительный диктант

Человек, не читающий книг, удивительно скучен. (Е. Вильмонт)
[ – , | ~ | , = ] .
Читай, книгочей, не жалея очей. (Пословица)
[ = , обр. , | – . – | ] .
Люди, переставая читать, перестают мыслить. (Д. Дидро)
[ – , | – . – | , = ] .
Читая авторов, хорошо пишущих , привыкаешь хорошо говорить. (Вольтер)
[ | – . – | , | ~ | , = ]
-  Что объединяет все эти высказывания?( Это размышления о роли книг в нашей жизни.)
-  Какое утверждение вам больше всего запомнилось и почему? Что означает книга для вас?
         3. Лингвистический эксперемент.
-  Давайте проведем лингвистический эксперимент.

Попробуйте заменить причастия прилагательными в отрывке из стихотворения М.Лермонтова «Родина».
Сначала запишем строки М. Лермонтова (1 ученик работает у доски).
До замены:
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.


Заменим причастия прилагательными.
После замены:
Люблю дымок паленой жнивы,
В степи ночной обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белых берез.
Учитель: Сравните авторский текст с тем, который получился после замены. Что ушло из стихотворения ?

(не считая ритма-   Искусственный вариант отрывка статичен, неподвижен. Природа кажется неподвижной.
- Какой вариант обладает большей изобразительной силой? Почему?( Авторский текст обладает большей яркостью, изобразительной силой, так как в нем пейзаж живет, меняется во времени. Особую выразительность художественной речи придают причастия, которые называют признаки, изменяющиеся во времени.)
- Часто в художественных текстах причастие употребляется с зависимыми словами. Поэтому нам важно выявить роль причастного оборота в художественной речи.
- Прочитаем отрывок из произведения И. Бунина, поясняя постановку знаков препинания.
                 Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, растрепавшие по-осеннему опустевший сад и прибившие к земле вдруг почерневшую траву, от которой исходил , смешиваясь с влажным холодным воздухом, едва различимый аромат, напоминавший о бесследно ушедшем лете.

- Теперь проведем эксперимент : причастные обороты заменим придаточными предложениями со словом «который».
Измененный текст:
Вскоре полили, не прекращаясь, дожди, которые растрепали по-осеннему опустевший сад и прибили к земле траву, которая вдруг почернела и от которой исходил, смешиваясь с влажным холодным воздухом, аромат, который был едва Различим и напоминал о лете, которое бесследно ушло.
- Какой вариант более выразителен и емок? В чем причина?( Измененный вариант получился громоздкий, тяжелый для чтения. Причастный оборот является более лаконичной формой выражения мысли по сравнению с придаточными определительными со словом «который». Причастные обороты обладают выразительной краткостью. )
- Пушкин ценил это их качество, а придаточное определительное называл «вялыми» оборотами, используемыми в повседневной устной речи.
В тексте Бунина мы встретили также деепричастия. Назовите их.( Не прекращаясь - одиночное деепричастие, смешиваясь с холодным воздухом – деепричастный оборот.
-  Что такое деепричастный оборот?
- Как вы думаете, можно ли говорить об изобразительных свойствах деепричастий и деепричастных оборотов?
Проведем снова эксперимент: прочитаем отрывок И. Бунина без деепричастия и деепричастного оборота.
Измененный текст.
Вскоре полили дожди, растрепавшие по-осеннему опустевший сад и прибившие к земле вдруг почерневшую траву, от которой исходил едва различимый аромат, напоминавший о бесследно ушедшем лете.
-  Скажите, изменилось ли что-то в тексте? Картина осени, рисуемая Буниным прежняя? ( Без деепричастий все меняется. Деепричастие дорисовывает, дописывает основное действие, названное сказуемым, дополняет его. При помощи деепричастий картина осени, созданная поэтом, оживает, наполняется более подробными деталями, т.е. деепричастие и деепричастный оборот обладает изобразительными свойствами.)

- Причастия и деепричастия, действительно, делают нашу речь более яркой и выразительной. Но нужно быть внимательным, чтобы не допустить ошибок в употреблении оборотов.
                          4. Грамматический текст.

Задание: выберите верное продолжение предложений.
1.Читая интересную книгу,
А) у меня поднялось настроение.
Б) я совсем позабыл о времени.
2. Переводя текст,
А) возьми словарь.
Б) мне понадобится словарь.
3. На краю стола лежала книга,
А) освещающая солнцем.
Б) освещаемая солнцем.
4. Размышляя о смысле жизни,
А) любимые герои Л.Н. Толстого идут непростыми путями.
Б) сердца читателей раскрыты для любимых героев Л.Н. Толстого.
Код ответов.
1 – Б
2 – А
3 – Б
4 – А
-  Как можно избежать ошибок при употреблении причастных и деепричастных оборотов?( Больше читать, учиться правильной речи у мастеров слова.)
Учитель: Употребление причастных и деепричастных оборотов – это признак литературной речи. Но можно ли без них обойтись, будет ли наше высказывание выразительным? Давайте найдем ответ на этот вопрос.
       5.РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ


Часы _________________________– лучшие часы. Они возвышают человека __________________. Поэтому постоянное общение с книгой даёт человеку возможность глубже понять мир, уверенней действовать в нём _______________________.
_______________ мы делаемся богаче ещё на одну жизнь – на жизнь писателя _______________________.

- Прочитайте текст. Понятен ли вам его смысл?
-  Не всегда, но можно догадаться, о чём он. Хотя в целом высказывание невыразительное.
-  Сформулируйте задание.( Восстановить пропущенные причастные и деепричастные обороты.)
Подсказка.
её создавшего принимая правильные решения
проведённые над книгой
читая книгу
обогащая его сердце и разум
Восстановленный текст:
Часы, проведённые над книгой, – лучшие часы. Они возвышают человека, обогащая его сердце и разум. Поэтому постоянное общение с книгой даёт человеку возможность глубже понять мир, уверенней действовать в нём , принимая правильные решения.
Читая книгу, мы делаемся богаче ещё на одну жизнь – на жизнь писателя, её создавшего.
- Прочитайте текст. Сравните с авторским вариантом. Кто работал самостоятельно, без подсказки? Зачитайте ваши тексты. О чём заставили они вас задуматься?
5. Итог урока . Рефлексия.

- Закончите высказывания:
•Я узнал_________
•Мне было интересно________
•Я хотел бы поспорить____________
•Мне пригодится _____________
•Я не согласен__________________
6. Домашнее задание: упражнение