Урок: «Валентность» 8 класс
уч-к О.С.Габриеляна Девиз урока: Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне сделать – и я пойму.
Конфуций, 241 цитата
Цели урока:
1) Образовательная: дать представление о валентности элементов, составлении формул веществ и определении валентности по молекулярной формуле вещества, об элементах с постоянной и переменной валентностью.
2) Развивающая: повышение познавательного интереса к предмету, развитие логического мышления, быстроты реакции, интеллекта учащихся, реализация межпредметных связей, формирование умения применять знания на практике, применение нестандартных форм учебной деятельности, стимулирование познавательной активности учащихся.
3) Воспитательная: способствовать стремлению к знаниям, успеху, развитию уверенностью в своих силах; умение работы в парах, развивать чувство ответственности.
Задачи урока: 1) Предметные: В процессе изготовления шаростержневых моделей некоторых веществ усвоить, что при этом реализуется способность атомов образовывать определённое число связей
2) Личностные:
Побудить учащихся к самостоятельному размышлении о причинах образовании молекул,
создать условия для формирования познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение правил составления формул веществ и определение валентностей по формулам. . 3) Метапредметные:
Создать условия для формирования методов исследовательской работы
Оборудование: шаростержневые модели молекул, для учащихся: разноцветные пластилиновые
шарики, пластиковые стаканчики с деревянными палочками, лотки-планшеты,
у каждого учащегося опорный конспект урока, презентация
Ход урока:
I Организационный момент
II Мотивация, эмоциональный настрой учащихся.
III Актуализация знаний
Что является мельчайшей частицей вещества? – Молекула
Из чего состоят молекулы? – Из атомов
За счёт чего атомы соединяются в молекулы? – За счёт химических связей
Какое число связей может образовывать атом? Почему формула воды - H2O, а не HO2 или H3O ? Как вы думаете сколько связей образует атом водорода? атом кислорода? - H – I, O - II.
IV Изучение нового Ребята, попробуйте построить шаростержневые модели некоторых веществ. У вас на столах находиться всё для этого, а задания написаны в конспектах.
1) Построить модели, предложенных молекул, зная число образуемых связей у каждого атома:
H(I) O(II) C(IV) O(II) C (IV) H(I) S(VI) O(II)
Запишите молекулярные формулы построенных веществ:
H2O CO2 CH4 SO3
Вывод: Химические формулы можно вывести на основании данных о составе и строении веществ.
Однако чаще всего при составлении химических формул учитываются закономерности, которым подчиняются атомы химических элементов, соединяясь между собой. Это свойство атомов элементов называется – валентность. Валентность в переводе с латинского – «имеющий силу», «сила» удерживающая атомы в соединении.
– Запишите тему нашего урока: «Валентность» и ниже определение, затем заполнить схему:
ВАЛЕНТНОСТЬ-свойство атомов химических элементов образовывать определённое число химических связей
ЭЛЕМЕНТЫ
|
C постоянной валентностью |
С переменной валентностью |
I - H Na K Li Cu - I II
II - O Ca Mg Zn Ba Fe - II III
III - Al P - III V
C, Si - II IV
S - II IV VI
2) Составить формулы веществ по валентности:
I II II II III II IV II
N O N O N O N O
I х II= II В. равны III х II= VI НОК - IV
II : I= 2(N) без индексов VI : III= 2(N) IV : IV= 1(N)
II : II= 1(O) VI : II= 3(O) IV : II= 2 (O)
N2O NO N2O3 NO2
3) Определить валентность элементов в соединении:
II II II II I
P2O3 CaS SO2 Na2O NH3 II х3= 6(O) II х 1= 2(Ca) II х 2= 4(O) II х 1= 2(O) I х 3= 3(H) 6 : 2= III(P) 2 : 1= II (S) 4 : 1= IV(S) 2 : 2= I(Na) 3 : 1= III(N)
индексов нет
В. равны (II)
III II II II IV II I II III I
P2 O3 Ca S S O2 Na2O N H3
V Закрепление (у доски и на местах)
4)Составить формулы соединений: 5) Определить валентность элементов:
FeO CO2 SO3 P2O3 Al4C3 Na4Si
|
Cl (I) |
O (II) |
Cu (I)
|
|
|
Cu (II)
|
|
|
Fe (III)
|
|
|
Si (IV)
|
|
|
P (V)
|
|
|
VI Рефлексия: Что сегодня узнали? Было ли трудно? Ваше настроение?
Плакат с изображением Валентика.
VII Домашнее задание: Приготовить рисунки с изображением животных с помощью химических знаков элементов и их валентностей.
1) определить валентность: ZnO Na2O CrO3 PbO2
III IV II III
2) составить формулы: СrO MgSi KS AlN
Далее-Маршрутный лист учащегося (у каждого на парте, заполняется в течении урока)
Тема урока: __________________________________________ 03 05 2017
В.- ___________________________________________________________________ _
_____________________________________________________________________ _
1) Задание: Построить шаростержневые модели молекул, зная число образуемых связей каждого из атомов. Все связи атом элемента должен реализовать.
H(I) O(II) C(IV) O(II) C(IV) H(I) S(VI) O(II)
Запишите молекулярные формулы, полученных соединений:
_____________________________________________________________ __
ЭЛЕМЕНТЫ
|
C валентностью |
С валентностью |
I -- H Na K Cu -- I II
II – O Ca Mg Zn Fe -- II III
III -- Al P -- III V
C, Si – II IV
S -- II IV VI
2) Составить формулы веществ по валентности:
I II II II III II IV II
N O N O N O N O
I х II= II В. равны III х II= VI НОК - IV
II : I= 2(N) индексов нет VI : III= 2(N) IV : IV= 1(N)
II : II= 1(O) VI : II= 3(O) IV : II= 2 (O)
N2O NO N2O3 NO2 3) Определить валентность элементов в соединении:
II II II II I
P2O3 CaS SO2 Na2O NH3 II х 3= 6(O) II х 1= 2(Ca) II х 2= 4(O) II х 1= 2(O) I х 3= 3(H)
6 : 2= III(P) 2 : 1= II (S) 4 : 1= IV(S) 2 : 2= I(Na) 3 : 1= III(N)
индексов нет
В. равны (II)
III II II II IV II I II III I
P2 O3 Ca S S O2 Na2O N H3
4) Составить формулы соединений: 5)Определить валентность элементов в соединениях: FeO CO2 SO3 P2O3 Al4C3 Na4Si
|
Cl (I) |
O (II) |
Cu (I)
|
|
|
Cu (II)
|
|
|
Fe (III)
|
|
|
Si (IV)
|
|
|
P (V)
|
|
|
Домашнее задание
1) определить валентность: ZnO Na2O CrO3 PbO2
2) составить формулы:
III IV II Ш СrO MgSi KS AlN
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.