Урок Великая греческая колонизация
Оценка 5

Урок Великая греческая колонизация

Оценка 5
docx
01.08.2023
Урок Великая греческая колонизация
Документ Microsoft Word.docx

Тема: Великая греческая колонизация.

Я думаю, вы согласитесь, что история полна тайн и загадок, а история Древности вдвойне. А разве есть что-то интереснее, чем разгадывать тайны. Чтобы открыть одну из них, мы с вами проведём историческое исследование, совершив путешествие в Древнюю Грецию.(слайд 1) И чтобы оно было удачным, мы вспомним, что происходило в Греции в 8 веке до н. э. Итак, начинаем.

Учитель. В данное время на территории Эллады начинается экономический и культурный подъём: (слайд 2) греки научились обрабатывать железо, развивались ремесла, кораблестроение, возникли самостоятельные полисы – что это такое?(Ответ. Греческие города-государства.)

Учитель. Кто правил греческими городами?(Предполагаемый ответ: аристократы. Демос вёл борьбу за власть.)

III. Постановка задач учебной деятельности.

Учитель. Обратите внимание на интересный факт, уважаемые исследователи. (Обращает внимание на историческую карту.)

По данным археологов, в VIII – VI веках до н.э. на берегах Средиземного и Черного морей появились греческие города. Судя по найденным монетам, осколкам глиняных ваз, инструментам, здесь жили выходцы из городов Эллады. Следовательно, греки покидали свои полисы и переселялись на новые земли,

Что же получается: с одной стороны, в VIII в. До н.э. на территории Греции бурно развивалось хозяйство, культура, жизнь становилась лучше, но с другой стороныэллины уезжали в поисках новых земельКакой вопрос появляется при сопоставлении этих двух фактов?»

(Предполагаемый ответ: почему эллины покидали родину и основывали новые поселения?)

Учитель. На этот вопрос мы и будем сегодня искать ответ в ходе исследования, изучая тему (слайд 3) «Великая греческая колонизация VIII-VI вв. до н.э.»

Мы с вами выясним причины колонизации, её последствия. (слайд 4)

Исследуем путь к новым землям, узнаем, что такое метрополии и как складывались отношения между ними и колониями. (слайд 5)

План.

Причины колонизации.

Путь к новым землям.

Метрополии.

Итоги колонизации.

IV. Операционно-познавательный этап.

1.Учитель.

Давайте и отметим период греческой колонизации с VIII – VI века до н.э. на ленте времени на доске и в дневниках.( слайд 6)

Кто желает это сделать у доски?(Один ученик выходит работать к доске.)Зарисуем столетия. В каком веке началось освоение греками новых земель? В каком закончилось?

Подсчитайте, сколько столетий назад произошло это великое событие?

- Сколько веков длилось освоение греками чужих земель?

- Сколько лет?

( Дети отмечают, зарисовывают соответствующий период времени.)

Обратите внимание не три года, не пять, не десять и даже не пятьдесят, а триста долгих лет длилась Великая греческая колонизация.

  • Попробуем определить, а что же называют Великой греческой колонизацией?

С какой целью финикийцы основывали колонии? (Предполагаемый ответ: чтобы вести торговлю)

Учитель. Тысячи эллинов уезжали из Греции за моря, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Почему? Что толкало их в путь, заставляло бросать родной дом и переселяться в дальние неведомые страны?

Каковы были причины? Сформулируем гипотезу исследования.(слайд8) Выскажите своё мнение по этому вопросу. (Предполагаемый ответ: греки уезжали, чтобы развивать торговлю, чтобы завоевать другие народы, чтобы разбогатеть, чтобы увидеть мир.)

Гипотеза:

Греки уезжали,

1)чтобы развивать торговлю (этот ответ основан на знаниях учащихся о финикийских колониях);

2) чтобы завоевать другие народы.

3) чтобы разбогатеть;

4) чтобы увидеть мир.

Учитель. Правы ли мы? Чтобы узнать это, поспешим в порт.(слайд 9)Здесь многолюдно, мы видим корабль, готовый к отплытию, и его пассажиров. Давайте подойдём тихонечко к ним и послушаем, о чём они говорят.

- Кто и по какой причине покидает свою родину?

 (Предполагаемый ответ: уезжали крестьяне, потому что не хватало плодородной земли, нависла угроза долгового рабства, так как увеличилось количество населения; аристократы и бедные люди убегали из страны; торговца заставляли отправляться в путь торговые дела. Все надеялись на лучшую жизнь)(слайд 10)

Учитель. Подтвердилась ли наша версия? В чём мы оказались правы? (Ответ. Греки уезжали развивать торговлю, разбогатеть).Какие причины не были нами названы?(Ответ. Рост населения, угроза голода и долгового рабства, борьба между аристократами и демосом).(слайд 11)

2.Учитель. Жители города, в котором жили отъезжающие, обязаны были снарядить корабль, обеспечить переселенцев пищей и водой. Выбирался руководитель экспедиции – ойкист, (слайд 12)который и становился основателем города. Невозможно было отплыть в путь, не посоветовавшись с богами. Поэтому руководитель посещал Дельфийский храм, если предсказания богов были благополучными, колонисты отправлялись в путь.

Физкультминутка.

– Колонии основывались всегда на берегу моря.

- С помощью легенды карты на с. 155 учебного пособия определите, как обозначаются греческие колонии? (Ответ. Кружками)

По берегам каких морей располагались колонии? (Ответ. Средиземное,Черное моря)

- Чтобы не сбиться с пути, вспомните стороны горизонта? (Ответ. Север, юг, запад, восток. ) Учитель прикрепляет названия сторон горизонта на карту.

Как на карте обозначены направления греческой колонизации?

  • Чем обозначены на карте направления греческой колонизации?

Определите, в каких направлениях осуществлялась колонизация?(на запад, на юг, на северо-восток)

Учитель.Замечательно, 1 группа путешественников-исследователей отправляется на запад, 2 группа– на юг, 3 – на северо-восток. В дневнике найдите картосхему. Найдите Средиземное и Чёрное моря. Найдите Грецию, она обозначена красным цветом. Теперь найдите направления греческой колонизации, они прорисованы пунктирной линией. Обведите ручкой своё направление. Закрасьте кружочки – города-колонии в своём направлении. Будьте готовы показать их на карте.(слайд 14)

Ребята называют и показывают колонии. На слайде проявляются разноцветные кружки

Учитель. Как вы видите, многие колонии были расположены далеко от Греции, и дорога до них занимала долгое время.(слайд 15)Но будучи хорошими мореплавателями, греки главным образом плавали вдоль берегов и избегали выходить в открытое море?

– Почему они боялись штормов и бурь больше, чем моряки нашего времени?

– Почему моряки могли заблудиться в открытом море?

– Почему они вынуждены были часто приставать к берегу? (гребное судно)

(Предполагаемый ответ: легкие корабли из дерева могли легко затонуть; отсутствие компаса; необходимость пополнить запасы воды и пищи; ночевки, т. к. гребцы уставали)

– Известно, что греки часто окрашивали в синий цвет корпус корабля, его паруса, снасти. Подумайте, только ли для красоты они так поступали? Кого они боялись?

(Предполагаемый ответ: сливались с морем, красиво. Такой корабль могли не заметить бороздившие моря пираты – морские разбойники)

Учитель. К сожалению, проблема пиратства актуальна и сегодня. За последнее время зарегистрировано 234 случая нападения пиратов на проплывающие корабли.

Учитель. Новые города были независимы от старых. Но греки-переселенцы относились с уважением к старому городу. Государство, основавшее колонию, так и называлось по-гречески: «метрополия».(слайд 18)

Как переводится это слово, найдите на с.22 п. 3?(Ответ. Город-матерь).

Учитель. Запишем это в дневник.

Учитель. На новых землях проживали другие народы, которые отличались культурой, религией.Они разговаривали на непонятном грекам языке. Греки лишь слышали «вар – вар». Переставив в слове слоги, (слайд 19)вы разгадаете загадку и узнаете, как греки называли народы, которые не говорили на греческом языке. (Ответ. Варвары).

Отметьте новое понятие в дневнике.

Сегодня мы тоже используем это слово. А в каком значении? Кого мы называем варваром? (Предполагаемый ответ: варвар – это дикий, необразованный человек.) Обратим я к толковому словарю. Правы ли мы?(Дети узнают значение слова «варвар» в словаре)

4.Учитель. Предположите, как складывались отношения эллинов с местным населением. (Предполагаемый ответ: воевали, торговали)

На основе знаний, полученных во время исследования, подтвердите или опровергните версии о последствиях греческой колонизации. Вычеркните неправильный вариант в своих дневниках.

Каждая группа зачитывает две версии, выбирает правильную и аргументирует свой выбор.

  1. Колонизация способствовала развитию хозяйства, торговли, кораблестроения, мореплавания;
  2. Колонизация повлекла бессмысленные жертвы во время путешествия;
  3. Колонизация расширила знания греков об окружающем мире;
  4. Из Греции уезжали самые умные и талантливые люди;
  5. У греков формировалось чувство принадлежности к единому народу. Они стали называть себя эллинами, а родную страну –Элладой;
  6. Колонисты разрушили многие города.

 

Тема: Великая греческая колонизация

Тема: Великая греческая колонизация

Дети отмечают, зарисовывают соответствующий период времени

Дети отмечают, зарисовывают соответствующий период времени

Определите, в каких направлениях осуществлялась колонизация? (на запад, на юг, на северо-восток)

Определите, в каких направлениях осуществлялась колонизация? (на запад, на юг, на северо-восток)

Из Греции уезжали самые умные и талантливые люди;

Из Греции уезжали самые умные и талантливые люди;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2023