Тема: Великая греческая колонизация.
Я думаю, вы согласитесь, что история полна тайн и загадок, а история Древности вдвойне. А разве есть что-то интереснее, чем разгадывать тайны. Чтобы открыть одну из них, мы с вами проведём историческое исследование, совершив путешествие в Древнюю Грецию.(слайд 1) И чтобы оно было удачным, мы вспомним, что происходило в Греции в 8 веке до н. э. Итак, начинаем.
Учитель. В данное время на территории Эллады начинается экономический и культурный подъём: (слайд 2) греки научились обрабатывать железо, развивались ремесла, кораблестроение, возникли самостоятельные полисы – что это такое?(Ответ. Греческие города-государства.)
Учитель. Кто правил греческими городами?(Предполагаемый ответ: аристократы. Демос вёл борьбу за власть.)
III. Постановка задач учебной деятельности.
Учитель. Обратите внимание на интересный факт, уважаемые исследователи. (Обращает внимание на историческую карту.)
По данным археологов, в VIII – VI веках до н.э. на берегах Средиземного и Черного морей появились греческие города. Судя по найденным монетам, осколкам глиняных ваз, инструментам, здесь жили выходцы из городов Эллады. Следовательно, греки покидали свои полисы и переселялись на новые земли,
Что же получается: с одной стороны, в VIII в. До н.э. на территории Греции бурно развивалось хозяйство, культура, жизнь становилась лучше, но с другой стороны, эллины уезжали в поисках новых земель. Какой вопрос появляется при сопоставлении этих двух фактов?»
(Предполагаемый ответ: почему эллины покидали родину и основывали новые поселения?)
Учитель. На этот вопрос мы и будем сегодня искать ответ в ходе исследования, изучая тему (слайд 3) «Великая греческая колонизация VIII-VI вв. до н.э.»
Мы с вами выясним причины колонизации, её последствия. (слайд 4)
Исследуем путь к новым землям, узнаем, что такое метрополии и как складывались отношения между ними и колониями. (слайд 5)
План.
Причины колонизации.
Путь к новым землям.
Метрополии.
Итоги колонизации.
IV. Операционно-познавательный этап.
1.Учитель.
Давайте и отметим период греческой колонизации с VIII – VI века до н.э. на ленте времени на доске и в дневниках.( слайд 6)
Кто желает это сделать у доски?(Один ученик выходит работать к доске.)Зарисуем столетия. В каком веке началось освоение греками новых земель? В каком закончилось?
- Подсчитайте, сколько столетий назад произошло это великое событие?
- Сколько веков длилось освоение греками чужих земель?
- Сколько лет?
( Дети отмечают, зарисовывают соответствующий период времени.)
Обратите внимание не три года, не пять, не десять и даже не пятьдесят, а триста долгих лет длилась Великая греческая колонизация.
С какой целью финикийцы основывали колонии? (Предполагаемый ответ: чтобы вести торговлю)
Учитель. Тысячи эллинов уезжали из Греции за моря, чтобы навсегда поселиться в чужих краях. Почему? Что толкало их в путь, заставляло бросать родной дом и переселяться в дальние неведомые страны?
Каковы были причины? Сформулируем гипотезу исследования.(слайд8) Выскажите своё мнение по этому вопросу. (Предполагаемый ответ: греки уезжали, чтобы развивать торговлю, чтобы завоевать другие народы, чтобы разбогатеть, чтобы увидеть мир.)
Гипотеза:
Греки уезжали,
1)чтобы развивать торговлю (этот ответ основан на знаниях учащихся о финикийских колониях);
2) чтобы завоевать другие народы.
3) чтобы разбогатеть;
4) чтобы увидеть мир.
Учитель. Правы ли мы? Чтобы узнать это, поспешим в порт.(слайд 9)Здесь многолюдно, мы видим корабль, готовый к отплытию, и его пассажиров. Давайте подойдём тихонечко к ним и послушаем, о чём они говорят.
- Кто и по какой причине покидает свою родину?
(Предполагаемый ответ: уезжали крестьяне, потому что не хватало плодородной земли, нависла угроза долгового рабства, так как увеличилось количество населения; аристократы и бедные люди убегали из страны; торговца заставляли отправляться в путь торговые дела. Все надеялись на лучшую жизнь)(слайд 10)
Учитель. Подтвердилась ли наша версия? В чём мы оказались правы? (Ответ. Греки уезжали развивать торговлю, разбогатеть).Какие причины не были нами названы?(Ответ. Рост населения, угроза голода и долгового рабства, борьба между аристократами и демосом).(слайд 11)
2.Учитель. Жители города, в котором жили отъезжающие, обязаны были снарядить корабль, обеспечить переселенцев пищей и водой. Выбирался руководитель экспедиции – ойкист, (слайд 12)который и становился основателем города. Невозможно было отплыть в путь, не посоветовавшись с богами. Поэтому руководитель посещал Дельфийский храм, если предсказания богов были благополучными, колонисты отправлялись в путь.
Физкультминутка.
– Колонии основывались всегда на берегу моря.
- С помощью легенды карты на с. 155 учебного пособия определите, как обозначаются греческие колонии? (Ответ. Кружками)
По берегам каких морей располагались колонии? (Ответ. Средиземное,Черное моря)
- Чтобы не сбиться с пути, вспомните стороны горизонта? (Ответ. Север, юг, запад, восток. ) Учитель прикрепляет названия сторон горизонта на карту.
- Как на карте обозначены направления греческой колонизации?
Определите, в каких направлениях осуществлялась колонизация?(на запад, на юг, на северо-восток)
Учитель.Замечательно, 1 группа путешественников-исследователей отправляется на запад, 2 группа– на юг, 3 – на северо-восток. В дневнике найдите картосхему. Найдите Средиземное и Чёрное моря. Найдите Грецию, она обозначена красным цветом. Теперь найдите направления греческой колонизации, они прорисованы пунктирной линией. Обведите ручкой своё направление. Закрасьте кружочки – города-колонии в своём направлении. Будьте готовы показать их на карте.(слайд 14)
Ребята называют и показывают колонии. На слайде проявляются разноцветные кружки
Учитель. Как вы видите, многие колонии были расположены далеко от Греции, и дорога до них занимала долгое время.(слайд 15)Но будучи хорошими мореплавателями, греки главным образом плавали вдоль берегов и избегали выходить в открытое море?
– Почему они боялись штормов и бурь больше, чем моряки нашего времени?
– Почему моряки могли заблудиться в открытом море?
– Почему они вынуждены были часто приставать к берегу? (гребное судно)
(Предполагаемый ответ: легкие корабли из дерева могли легко затонуть; отсутствие компаса; необходимость пополнить запасы воды и пищи; ночевки, т. к. гребцы уставали)
– Известно, что греки часто окрашивали в синий цвет корпус корабля, его паруса, снасти. Подумайте, только ли для красоты они так поступали? Кого они боялись?
(Предполагаемый ответ: сливались с морем, красиво. Такой корабль могли не заметить бороздившие моря пираты – морские разбойники)
Учитель. К сожалению, проблема пиратства актуальна и сегодня. За последнее время зарегистрировано 234 случая нападения пиратов на проплывающие корабли.
Учитель. Новые города были независимы от старых. Но греки-переселенцы относились с уважением к старому городу. Государство, основавшее колонию, так и называлось по-гречески: «метрополия».(слайд 18)
Как переводится это слово, найдите на с.22 п. 3?(Ответ. Город-матерь).
Учитель. Запишем это в дневник.
Учитель. На новых землях проживали другие народы, которые отличались культурой, религией.Они разговаривали на непонятном грекам языке. Греки лишь слышали «вар – вар». Переставив в слове слоги, (слайд 19)вы разгадаете загадку и узнаете, как греки называли народы, которые не говорили на греческом языке. (Ответ. Варвары).
Отметьте новое понятие в дневнике.
Сегодня мы тоже используем это слово. А в каком значении? Кого мы называем варваром? (Предполагаемый ответ: варвар – это дикий, необразованный человек.) Обратим я к толковому словарю. Правы ли мы?(Дети узнают значение слова «варвар» в словаре)
4.Учитель. Предположите, как складывались отношения эллинов с местным населением. (Предполагаемый ответ: воевали, торговали)
На основе знаний, полученных во время исследования, подтвердите или опровергните версии о последствиях греческой колонизации. Вычеркните неправильный вариант в своих дневниках.
Каждая группа зачитывает две версии, выбирает правильную и аргументирует свой выбор.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.