Урок внеклассного чтения "Олег Куваев"

  • docx
  • 02.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Внеклассное чт_Куваев.docx

## Конспект урока литературы в 9 классе 

**Тема:** Внеклассное чтение. Олег Куваев. Повесть «Всё впереди! 

**Тип урока:** комбинированный (беседа, аналитическое чтение, самостоятельная работа, обсуждение) 

**Цель:** 

📌 Познакомить девятиклассников с жизнью и творчеством Олега Куваева, расширить представления о советской прозе 1960–1970-х годов. 

📌 Развить навыки аналитического чтения, умения сопоставлять художественное произведение с историческим контекстом, определять авторскую позицию. 

📌 Пробудить интерес к самостоятельной читательской деятельности, сформировать мотивацию к чтению книг о жизни и труде геологов, исследователей Сибири и Крайнего Севера.

 

---

 

## 📌 **План-конспект урока**

 

### 📌 **I. Организационный момент (2 минуты)** 

Приветствие, объявление темы урока. 

Учитель напоминает ученикам, что речь пойдет о книге, которую они прочитали дома, — повести Олега Куваева «Всё впереди! 

 

---

 

### 📌 **II. Биография и творчество Олега Куваева (5 минут)** 

Учитель рассказывает о жизни и творческой биографии писателя: 

- Олег Куваев — советский писатель-прозаик, путешественник, геолог. 

- Работал в экспедициях на Крайнем Севере, Якутии, Алтае, был непосредственным участником освоения сибирских месторождений нефти и газа. 

- Автор повестей и романов, посвящённых жизни и работе геологов, романтике открытия новых земель, борьбе человека с суровыми природными условиями. 

- Наиболее известное произведение — роман «Территория», ставший культовым среди геологов и исследователей Арктики. 

- Повесть «Всё впереди!» стал дебютной работой автора, написанной во время учёбы в Ленинградском университете.

 

---

 

### 📌 **III. Беседа по содержанию повести (10 минут)** 

Учитель задаёт вопросы, направляя беседу: 

- Где происходят события повести? 

- Кто главный герой произведения? 

- Какие испытания выпадают на долю главного героя? 

- Как меняется отношение героя к своей профессии, друзьям, самому себе в процессе повествования? 

- Что символизирует название повести «Всё впереди!» 

- Почему повесть считается типичным примером приключенческой прозы? 

 

---

 

### 📌 **IV. Аналитическое чтение фрагментов повести (10 минут)** 

Учитель выбирает фрагменты повести, акцентируя внимание на следующих аспектах: 

- Атмосфера и пейзаж Крайнего Севера. 

- Внутренняя борьба героя с самим собой, сомнения и переживания. 

- Дружба и товарищество в экстремальных условиях. 

- Символика названия повести и её финальный аккорд. 

 

---

 

### 📌 **V. Самостоятельная работа (5 минут)** 

Ученики работают индивидуально с предложенными вопросами: 

- Опишите, каким вы видите главного героя. 

- Согласны ли вы с мнением, что книга учит мужеству, стойкости и ответственности? 

- Вспомните эпизоды, где проявляется сила характера героя. 

- Чем книга «Всё впереди!» оказывается близка современному поколению?

 

---

 

### 📌 **VI. Обсуждение результатов самостоятельной работы (5 минут)** 

Учитель собирает ответы учеников, поощряет живое обсуждение, выслушивает мнения ребят, корректирует ошибки, дополняет ответы.

 

---

 

### 📌 **VII. Итог урока (3 минуты)** 

Подведение итогов: 

- Учитель резюмирует основную мысль повести, подчеркивая, что она посвящена преодолению трудностей, поиску смысла жизни и уверенности в завтрашнем дне. 

- Делается вывод о важности чтения книг о героизме, дружбе, силе человеческого духа.

 

---

 

### 📌 **VIII. Домашнее задание (2 минуты)** 

- Написать отзыв о прочитанном произведении, отметив главное впечатление и личные размышления. 

- Прочитать ещё одно произведение Олега Куваева («Территория» или «Щенки») и подготовиться к обсуждению на следующем занятии.

 

---

 

### 📌 **Используемые методы и приемы:**

- Словесный метод (рассказ учителя, беседа). 

- Наглядный метод (иллюстрации, карты Крайнего Севера). 

- Практический метод (анализ текста, самостоятельная работа). 

- Диалоговый метод (активное обсуждение содержания произведения).