## Конспект урока литературы в 9 классе
**Тема:** Внеклассное чтение. Олег Куваев. Повесть «Всё впереди!
**Тип урока:** комбинированный (беседа, аналитическое чтение, самостоятельная работа, обсуждение)
**Цель:**
📌 Познакомить девятиклассников с жизнью и творчеством Олега Куваева, расширить представления о советской прозе 1960–1970-х годов.
📌 Развить навыки аналитического чтения, умения сопоставлять художественное произведение с историческим контекстом, определять авторскую позицию.
📌 Пробудить интерес к самостоятельной читательской деятельности, сформировать мотивацию к чтению книг о жизни и труде геологов, исследователей Сибири и Крайнего Севера.
---
## 📌 **План-конспект урока**
### 📌 **I. Организационный момент (2 минуты)**
Приветствие, объявление темы урока.
Учитель напоминает ученикам, что речь пойдет о книге, которую они прочитали дома, — повести Олега Куваева «Всё впереди!
---
### 📌 **II. Биография и творчество Олега Куваева (5 минут)**
Учитель рассказывает о жизни и творческой биографии писателя:
- Олег Куваев — советский писатель-прозаик, путешественник, геолог.
- Работал в экспедициях на Крайнем Севере, Якутии, Алтае, был непосредственным участником освоения сибирских месторождений нефти и газа.
- Автор повестей и романов, посвящённых жизни и работе геологов, романтике открытия новых земель, борьбе человека с суровыми природными условиями.
- Наиболее известное произведение — роман «Территория», ставший культовым среди геологов и исследователей Арктики.
- Повесть «Всё впереди!» стал дебютной работой автора, написанной во время учёбы в Ленинградском университете.
---
### 📌 **III. Беседа по содержанию повести (10 минут)**
Учитель задаёт вопросы, направляя беседу:
- Где происходят события повести?
- Кто главный герой произведения?
- Какие испытания выпадают на долю главного героя?
- Как меняется отношение героя к своей профессии, друзьям, самому себе в процессе повествования?
- Что символизирует название повести «Всё впереди!»
- Почему повесть считается типичным примером приключенческой прозы?
---
### 📌 **IV. Аналитическое чтение фрагментов повести (10 минут)**
Учитель выбирает фрагменты повести, акцентируя внимание на следующих аспектах:
- Атмосфера и пейзаж Крайнего Севера.
- Внутренняя борьба героя с самим собой, сомнения и переживания.
- Дружба и товарищество в экстремальных условиях.
- Символика названия повести и её финальный аккорд.
---
### 📌 **V. Самостоятельная работа (5 минут)**
Ученики работают индивидуально с предложенными вопросами:
- Опишите, каким вы видите главного героя.
- Согласны ли вы с мнением, что книга учит мужеству, стойкости и ответственности?
- Вспомните эпизоды, где проявляется сила характера героя.
- Чем книга «Всё впереди!» оказывается близка современному поколению?
---
### 📌 **VI. Обсуждение результатов самостоятельной работы (5 минут)**
Учитель собирает ответы учеников, поощряет живое обсуждение, выслушивает мнения ребят, корректирует ошибки, дополняет ответы.
---
### 📌 **VII. Итог урока (3 минуты)**
Подведение итогов:
- Учитель резюмирует основную мысль повести, подчеркивая, что она посвящена преодолению трудностей, поиску смысла жизни и уверенности в завтрашнем дне.
- Делается вывод о важности чтения книг о героизме, дружбе, силе человеческого духа.
---
### 📌 **VIII. Домашнее задание (2 минуты)**
- Написать отзыв о прочитанном произведении, отметив главное впечатление и личные размышления.
- Прочитать ещё одно произведение Олега Куваева («Территория» или «Щенки») и подготовиться к обсуждению на следующем занятии.
---
### 📌 **Используемые методы и приемы:**
- Словесный метод (рассказ учителя, беседа).
- Наглядный метод (иллюстрации, карты Крайнего Севера).
- Практический метод (анализ текста, самостоятельная работа).
- Диалоговый метод (активное обсуждение содержания произведения).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.