Урок внеклассного чтения в 7 классе «Художественные особенности рассказа А.П. Чехова «Казак»
Оценка 4.8

Урок внеклассного чтения в 7 классе «Художественные особенности рассказа А.П. Чехова «Казак»

Оценка 4.8
docx
24.05.2023
Урок внеклассного чтения в 7 классе «Художественные особенности рассказа А.П. Чехова «Казак»
Урок внеклассного чтения с использованием технологии развития критического мышления (приемы «Чтение с остановками», «Дерево предсказаний»)
Урок внеклассного чтения в 7 классе. Художественные особенности рассказа А.П. Чехова «Казак».docx

Урок внеклассного чтения с использованием технологии развития критического мышления

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАССКАЗА

А.П. ЧЕХОВА «КАЗАК»

7 класс

Полиенко Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

 МБОУ СОШ № 20,

г. Сургут

 

Цели урока

Цель: раскрыть художественные особенности рассказа А.П. Чехова «Казак».

 

Образовательные задачи: обеспечить изучение учащимися рассказа А.П. Чехова «Казак», используя приемы «Чтение с остановками», «Дерево предсказаний»; отработать их умение анализировать прозаическое произведение; помочь учащимся понять духовно-нравственную основу данного произведения.

 

Развивающие задачи: создать условия для развития познавательного интереса учащихся к литературе как искусству слова, творческого потенциала школьников.

 

Воспитательные задачи: создать условия для воспитания гуманного отношения к окружающим, развития культуры диалогового общения, формирования нравственно-духовных идеалов учащихся.

Оформление урока. Презентация с портретом писателя, иллюстрациями, фотографиями.

 

Стадия вызова

Слайд 1

Учитель. Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с личностью А.П. Чехова. Давайте вспомним, что мы узнали о начале его творческого пути.

Слайд 2

Ответы учащихся. (В 1884 году А.П.Чехов окончил медицинский факультет Московского университета. Начиная с первого курса, он много печатался в юмористических журналах «Будильник», «Осколки», «Стрекоза», «Зритель», «Сверчок»).

Слово учителя.  Природная наблюдательность, разнообразные жизненные впечатления, связанные с профессией врача, помогали Антону Чехонте в поиске тем, сюжетов, персонажей. По свидетельству современников, крохотные рассказы писателя «засверкали на газетных листах, как рассыпанные на сером листе алмазы».

 В творчестве раннего Чехова заметно явное тяготение автора к переосмыслению традиционных тем русской литературы XIX века. Так, в 1885—1887 годах, накануне повести «Степь», Чехов напишет несколько рассказов, которые связаны одной темой об открытии, изменившем прежнее, поверхностное, представление о жизни человека. Известный учёный, чеховед, Владимир Борисович Катаев, называет произведения этого периода писателя «рассказами открытия». Именно эти рассказы стали первым сознательным выражением той темы, того подхода к жизни, которые станут определяющими в творчестве Чехова и но­вым словом в русской литературе XIX века.

Слайд 3

Учитель. «Рассказ открытия» строится по определённым канонам. Его герой, обыкновенный человек, сталкивается с «житейской мелочью», пустячным случаем, в результате у него открываются глаза на жизнь, людей, на самого себя. Происходит главное событие рассказа — открытие. Мир предстаёт в новом свете.

К таким произведениям относится рассказ «Казак», опубликованный в «Петербургской газете» в 1887 году 13 апреля и подписанный А. Чехонте. Именно о нем мы и будем говорить сегодня на нашем уроке. Открываем тетради, записываем число, тему урока: «Художественные особенности рассказа А.П. Чехова «Казак»».

Слайд 4

Учитель. Говоря об особенностях рассказов А.П. Чехова, мы отмечали, что большое значение он уделял заглавию произведения.

- Какие читательские предположения можно сделать только по названию произведения? Кого называли в России казаками?

Слайд 5

Ответы учащихся. Исходя из основных функций названия, можно сказать, что казак — это главное действующее лицо или персонаж, оказавший каким-то образом влияние на других героев.

Слайд 6

Учитель. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова А.П. Чехова: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Как вы их понимаете?

А теперь давайте познакомимся с содержанием рассказа А.П. Чехова «Казак». Читая, я буду использовать особый прием «Чтение с остановками»

 

Приём «Чтение с остановками»

Текст разбивается на три части и последовательно прочитывается в классе.

Чтение первого отрывка из рассказа

А.П. Чехова «Казак»

     Арендатор хутора Низы Максим Торчаков, бердянский мещанин, ехал со своей молодой женой из церкви и вез только что освещенный кулич. Солнце еще не всходило, но восток уже румянился, золотился. Было тихо... Перепел кричал свои «пить пойдем! пить пойдем!», да далеко над курганчиком носился коршун, и больше во всей степи не было заметно ни одного живого существа.

     Торчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как

Христово воскресенье. Женат он был недавно и теперь справлял с женой первую пасху. На что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, все представлялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своем хозяйстве и находил, что все у него исправно, домашнее убранство такое, что лучше и не надо, всего довольно и все хорошо; глядел он на жену - и она казалась ему красивой, доброй и кроткой. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями. А когда он по пути забежал в кабак закурить папиросу и выпил стаканчик, ему стало еще веселее...

     - Сказано, велик день! - говорил он. - Вот и велик! Погоди, Лиза, сейчас

солнце начнет играть. Оно каждую пасху играет! И оно тоже радуется, как люди!

     - Оно не живое, - заметила жена.

     - Да на нем люди есть! - воскликнул Торчаков. Ей-богу, есть! Мне Иван

Степаныч рассказывал - на всех планетах есть люди, на солнце и на месяце! Право... А, может, ученые и брешут, нечистый их знает!»

 

Первая остановка. Вопросы учителя классу

- С чего начинается рассказ? Где происходит действие? Что вы можете сказать о художественном времени в рассказе? Как Чехов изображает природу, какие краски использует в ее описании?

- Что мы узнаём из первого абзаца текста?

Ответы учащихся

Вывод учителя. Рассказ начинается с мотива дороги. Ехал Максим Торчаков из церкви со своей молодой женой и «вёз только что освящённый кулич». События происходят в Малороссии (речь идёт о бердянском помещике). Чётко обозначено художественное время рассказа: весна, Пасха. Открывается панорама зарождающегося дня в степи.

Художественное пространство открытое, беспредельное. «Солнце ещё не всходило, но восток уже румянился, золотился». Знаменательна цветопись, выраженная этими двумя глаголами. Золотой и розовый цвета исконно в символике древнерусской живопи­си означали Божественный смысл. Природа и человек ликуют: ведь «нет лучше и веселее праздника как Христово Воскресенье».

В череде православных праздников Пасха занимает центральное место.

-Что вы знаете об этом празднике?

Ответы учащихся.

Слайд 7

Учитель. Теперь послушайте сообщения учениц об этом.

 

Сообщение ученицы

Пасха для христиан – это праздник Светлого воскресения Иисуса Христа. Воскресение Иисуса Христа считается величайшим событием, дарующим спасение всему миру и человечеству. Согласно библейскому повествованию, в пятницу на Страстной неделе Иисус Христос был распят на кресте и погребён в пещере, расположенной рядом с местом казни. В ночь с субботы на воскресенье Мария Магдалина, поверившая в Христа, и две женщины, пришедшие ко гробу, обнаружили, что гроб пустой. Мария Магдалина была первой, кто воскликнул «Христос воскреси!». Теперь, по её примеру, после службы все говорят друг другу эти слова и дарят пасхальные яйца и куличи, символизирующие воскрешение Господа. Этот обычай олицетворяет дань всех верующих, которые они отдают Всевышнему за всё, что он сделал для людей и за те жертвы, которые принёс ради народа.

Слайд 8.

Пасха – это церковный праздник, поэтому во всех православных церквях в ночь с субботы на воскресенье проходит служба. Самым зрелищным событием в эту ночь считается крестный ход. Люди приходят в церковь, чтобы освятить куличи и очиститься самим, проникнуться атмосферой светлого праздника Пасхи. Существует много разных интересных традиций празднования этого светлого праздника. К Пасхе издревле готовились, начиная с Чистого четверга. В этот день принято было убирать дом до сверкающей чистоты, красить и расписывать яйца, готовить куличи и различные мучные изделия в виде барашков, голубков, петушков, а также медовые пряники. Пасхальный стол всегда отличался праздничным великолепием, обилием и красотой. Традиционно запекали поросёнка, барашка, жарили телятину. Блюда, а также стол, иконы и дом украшали цветами.

Слайд 9.

Учитель. А кто знает, когда отмечается Пасха в этом году? (28 апреля), а Великий пост, предшествующий празднику, начинается 11 марта.

Герой чеховского рассказа Торчаков недавно женился и «теперь справлял с женой первую Пасху».

- Какое значение для понимания идеи произведения имеет первая фраза Максима Торчакова: «Сказано, велик день!»?

- Какие чувства переполняют его сердце? Почему? Вспомните, каким было настроение Максима?

Ответы учащихся. (Торчаков ехал и думал о том, что нет лучше и веселее праздника, как Христово воскресенье. Женат он был недавно и теперь справлял с женой первую пасху. На что бы он ни взглянул, о чем бы ни подумал, все представлялось ему светлым, радостным и счастливым. Думал он о своем хозяйстве и находил, что все у него исправно, домашнее убранство такое, что лучше и не надо, всего довольно и все хорошо; глядел он на жену – и она казалась ему красивой, доброй и кроткой. Радовала его и заря на востоке, и молодая травка, и его тряская визгливая бричка, нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями...)

Ответы учащихся. (Радостное настроение охватило его душу, светлые чувства переполняют его сердце).

Учитель. Что радует героя рассказа?

Ответы учащихся. («На что бы он ни взглянул, о чём бы он ни подумал, всё представлялось ему светлым, радостным, счастливым. Думал он о своём хозяйстве и находил, что всё у него исправно, домашнее убранство такое, что лучше и не надо, всего довольно и всё хорошо»).

- Как Максим воспринимает молодую жену? Обратимся к тексту: «...и она казалась ему красивой, доброй, кроткой». Эпитеты «красивая» и «добрая» вам хорошо знакомы. А оценочной лексеме «кроткая» нужен комментарий. Обратимся в словарь синонимов (с. 162).

Слайд 10

Словарная работа.

«Кроткийнезлобивый, незлобный, безгневный, ангелоподобный, покорный, всепрощающий, безобидный».

Вот только немного смущает слово «казалась».

- Как Максим воспринимает природу, находясь в праздничном настроении?

«Радовала его и заря на востоке, и молодая травка... нравился даже коршун, тяжело взмахивавший крыльями».

- Что же он слышит от жены?

Ответы учащихся. «Оно не живое».

Это замечание характеризует героиню рассказа. Это яркая художественная деталь в психологическом портрете Лизы.

- А какой Максим? Какое впечатление у Вас о нем сложилось?

Вывод учителя. Если Максим с нетерпением ждет восхода солнца, радуется ему, то Лиза совершенно равнодушно относится к этому.

В этом крохотном диалоге мужа и жены заключено психологическое зерно будущей драмы.

 

Чтение второго отрывка рассказа

- Постой, никак лошадь стоит! Так и есть! На полдороге к дому, у Кривой Балочки, Торчаков и его жена увидели оседланную лошадь, которая стояла неподвижно и нюхала землю. У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе в ноги.

     - Христос воскрес! - крикнул ему Максим.

     - Воистину воскрес, - ответил казак, не поднимая головы.

     - Куда едешь?

     - Домой, на льготу.

     - Зачем же тут сидишь?

     - Да так... захворал... Нет мочи ехать.

     - Что ж у тебя болит?

     - Весь болю.

     - Гм... вот напасть! У людей праздник, а ты хвораешь! Да ты бы в

деревню или на постоялый ехал, а что так сидеть?

     Казак поднял голову и обвел утомленными, больными глазами Максима, его жену, лошадь.

     - Вы это из церкви? - спросил он.

     - Из церкви.

     - А меня праздник в дороге застал. Не привел бог доехать. Сейчас сесть

бы да ехать, а мочи нет... Вы бы, православные, дали мне, проезжему,

свяченой пасочки разговеться!

     - Пасочки? - спросил Торчаков. - Оно можно, ничего... постой, сейчас...

Максим быстро пошарил у себя в карманах, взглянул на жену и сказал:

     - Нету у меня ножика, отрезать нечем. А ломать-то - не рука, всю паску

испортишь. Вот задача! Поищи-ка, нет ли у тебя ножика?

     Казак через силу поднялся и пошел к своему седлу за ножом.

     - Вот еще что выдумали! - сердито сказала жена Торчакова.- Не дам я тебе паску кромсать! С какими глазами я ее домой порезанную повезу? И видано ль дело - в степи разговляться. Поезжай на деревню к мужикам да там  и разговляйся!

     Жена взяла из рук мужа кулич, завернутый в белую салфетку, и сказала:

     - Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свяченая паска, и грех ее

без толку кромсать.

     - Ну, казак, не прогневайся! - сказал Торчаков и засмеялся. - Не велит

жена! Прощай, путь-дорога! Максим тронул вожжи, чмокнул, и бричка с шумом покатила дальше. А жена все еще говорила, что резать кулич, не доехав до дому, - грех и не порядок, что все должно иметь свое место и время. На востоке, крася пушистые облака в разные цвета, засияли первые лучи солнца; послышалась песня жаворонка. Уж не один, три коршуна, в отдалении друг от друга, носились над степью. Солнце пригрело чуть-чуть, и в молодой траве закричали кузнечики.

     Отъехав больше версты, Торчаков оглянулся и пристально поглядел вдаль.

     - Не видать казака...- сказал он. -  Экий сердяга, вздумал в дороге

хворать! Нет хуже напасти: ехать надо, а мочи нет... Чего доброго, помрет в дороге... Не дали мы ему, Лизавета, паски, а небось и ему надо было дать. Небось и ему разговеться хочется.

     Солнце взошло, но играло оно или нет, Торчаков не видел. Всю дорогу до

самого дома он молчал, о чем-то думал и не спускал глаз с черного хвоста

лошади. неизвестно отчего, им овладела скука, и от праздничной радости в груди не осталось ничего, как будто ее и не было.

     Приехали домой, христосовались с работниками; Торчаков опять повеселел и стал разговаривать, но как сели разговляться и все взяли по куску

свяченого кулича, он невесело поглядел н жену и сказал:

     - А нехорошо, Лизавета, что мы не дали тому казаку разговеться.

     - Чудной ты, ей-богу! - сказала Лизавета и с удивлением пожала плечами. - Где ты взял такую моду, чтобы свяченую паску раздавать по дороге? Нешто это булка? Теперь она порезана, на столе лежит, пущай ест, кто хочет, хоть и казак твой! Разве мне жалко?

     - Так-то оно так, а жалко мне казака. Ведь он хуже нищего и сироты. В

дороге, далеко от дому, хворый...

     Торчаков выпил полстакана чаю и уж больше ничего не пил и не ел. Есть

му не хотелось, чай казался невкусным, как трава, и опять стало скучно.

После разговенья легли спать. Когда часа через два Лизавета проснулась, он стоял у окна и глядел во двор.

     - Ты уже встал? - спросила жена.

     - Не спится что-то... Эх, Лизавета, - вздохнул он, обидели мы с тобой

казака!

     - Ты опять с казаком! Дался тебе этот казак. Бог с ним.

     - Он царю служил, может кровь проливал, а мы с ним, как с свиньей

обошлись. Надо бы его больного домой привесть, покормить, а мы ему даже кусочка хлеба не дали.

     - Да, так дам я тебе паску портить. Да еще свяченую! Ты бы ее с казаком

искромсал, а я бы потом дома глазами лупала? Ишь ты какой!

 

Стадия осмысления

 

Вторая остановка. Беседа по вопросам

- Что является поворотом в развитии сюжетной линии?

Ответ учащихся. («На полдороге к дому, у Кривой Балочки», Торчаков и его жена встречают казака).

- Как Чехов представляет нам его?

Ответ учащихся. («У самой дороги на кочке сидел рыжий казак и, согнувшись, глядел себе под ноги»).

- Прочитаем диалог по ролям (до слов: «Прощай, путь-дорога!»).

Чтение по ролям.

- Что из этого разговора мы узнаём о казаке?

Ответы учащихся. (Казак. Верующий. Едет домой, окончил службу. Узнаём, что казак «захворал», что у него «нет мочи ехать», что «праздник в дороге застал» его, что до церкви «не привёл Бог доехать»).

-Докажите словами текста, что он, действительно, болен.

Ответы учащихся. («… обвел утомленными, больными глазами Максима»; ответил казак, не поднимая головы; казак через силу поднялся).

 

- О чём просит казак молодожёнов?

Ответы учащихся. («Вы бы, православные, дали мне, проезжему, свячёной пасочки разговеться!»)

 

Словарная работа.

- Как вы понимаете значение слова «разговеться»? Обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля (т. 4, с. 22).

Слайд 11

«Разговеться — разрешить себе скоромную пищу, поесть после Поста. По старинно­му обычаю, на Пасху весь дом, и с чадами, и домочадцами разговляются вместе с хозяевами».

Скоромная пища — мясо, молоко, масло, яйца.

- Смог ли казак разговеться? Почему?

Ответы учащихся.

Вывод учителя. Рыжий казак просит разговеться, а это значит, что он, несмотря на тяжёлую болезнь, выдержал Великий пост и хочет приобщиться к светлой радости Христова Воскресения, к Пасхе, вкусить «свячёной пасочки», то есть кулича. И обращение его к молодожёнам знаменательно — «православные».

- Как вы думаете, подобное обращение — дань традиции, а, может быть, в нём сокрыт более глубокий смысл?

Слайд 12

Вывод учителя. В понимании схиархимандрита Иоанна Маслова, автора «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского», православный и христианин — слова-синонимы: «Высокое и совсем небесное звание есть — христианин! Нет большего, высшего, почтеннейшего, славнейшего имени под небесами, как христианин. Само высокое звание «христианин» обязывает благочестивой жизни. Христианское имя без христианской жизни есть лицемерие».

 

Словарная работа.

- А что вы понимаете под словом «благочестие»? Обратимся к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля (т. 1, с. 96).

Слайд 13

«Благочестие — истинное богопочитание, благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле».

- Исходя из высокого понимания этого слова, можно ли Максима и Лизу считать православными?

Ответы учащихся.

Учитель. Как ведет себя Лиза? Почему жена Торчакова отвечает ка­заку отказом? Как объясняет свой отказ?

Ответы учащихся. (Для неё главное — соблюдение внешних условностей, обрядов христианских: «Не дам! Надо порядок знать. Это не булка, а свячёная паска, и грех её без толку кромсать». «И видано ль дело — в степи разговляться! Поезжай на деревню к мужикам да там и разговляйся!»)

Учитель. Почему Максим не перечит жене, не противостоит её немилосердному поступку? А как должен был бы? (Засмеялся.) Можно ли Торчакова назвать добрым, милосердным? Аргументируйте свой ответ.

Ответы учащихся.

Учитель. В чем вина Максима?

Ответы учащихся. (Он послушался жену, хотя она была не права).

Вывод учителя. Верно, а православные каноны предписывают жене слушаться мужа. Народная мудрость гласит: «Муж – голова, жена – душа?)

- Счастлива ли семья, где жена, такая, как у Максима?

 

Слайд 14

 

Н.В. Гоголь в статье «Светлое Воскресение» так определял уникальность Пасхи и идеал поведения православного человека в день Христова Воскресения: «...взглянуть в этот день на человека, как на лучшую свою драгоценность, - так обнять и прижать его к себе, как наироднейшего своего брата, так ему обрадоваться, как бы своему наилучшему другу, с которым несколько лет не видались и который вдруг неожиданно к нам приехал... День этот есть тот святой день, в который празднуется святое, небесное своё братство всё человечество до единого, не исключив из него ни одного человека».

По народным поверьям, от Пасхи до Вознесения по земле Христос и апостолы странствуют в нищенских одеяниях. Они испытывают людское милосердие, награждают добрых людей и наказывают (а не карают) жадных и злых.

 

Слайд 15

 

Учитель читает стихотворение С.А. Есенина «Шел Господь пытать людей в любови..»

Шел Господь пытать людей в любови,

Выходил он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом в дуброве,

Жамкал деснами зачерствелую пышку.

 

Увидал дед нищего дорогой,

На тропинке, с клюшкою железной,

И подумал: «Вишь, какой убогой, -

Знать, от голода качается, болезный».

 

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол, сердца их не разбудишь…

И сказал старик, протягивая руку:

«На, пожуй… маленько крепче будешь».

 

- Почему Максим не проходит достойно испытание любовью христианской?

Ответы учащихся.

Вывод учителя. Церковная жизнь Максима и его жены не соотносится с духовной. Они выдержали Великий пост, отстояли всенощную пасхальную службу, освятили кулич, едут домой разговляться — перед нами картина обрядовой церковной жизни, но в ней нет места христианской любви. Супруги предстают в сцене встречи с казаком людьми немилосердными. За внешним соблюдением церковных обрядов непонимание глубинной сущности православия.

Слайд 16

 

- Основы христианской веры изложены в заповедях данных ученикам Иисусом Христом. Важнейшей частью этих заповедей считаются Заповеди о блаженствах, данные в Нагорной проповеди.

 

Слайд 17

 

- Вспомним Заповеди Божьи.

1.     Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоей, всею мыслию твоей.

2.     Возлюби ближнего твоего, как сам себя.

3.     Не сотвори себе кумира.

4.     Не называй имени Господа Бога твоего всуе.

5.     Чти отца твоего и матерь твою.

6.     Не убий.

7.     Не укради.

8.     Не возводи на друга своего ложного свидетельства.

9.     Помни же день субботний: шесть дней делай и сотвори все дела твои. Суббота Господу Богу твоему.

- Какую заповедь нарушают Максим и Лиза? 

Ответы учащихся. («Возлюби ближнего своего» — главная христианская заповедь).

Учитель. Кого мы называем ближним? В «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» (с. 480) находим ответ: «Всякий человек друг другу есть ближний: разумный невежде, молодой и здоровый — старому, здоровый немощному, сильный беззаступному, свободный заключённому в темнице, имеющий дом странному должен быть». И как предзнаменование надвигающейся беды, «три коршуна, в отдалении друг от друга, носились над степью».

- Как меняется погода?

Ответы учащихся. На востоке, крася пушистые облака в разные цвета, засияли первые лучи солнца; послышалась песня жаворонка. Уж не один, три коршуна, в отдалении друг от друга, носились над степью. Солнце пригрело чуть-чуть, и в молодой траве закричали кузнечики». Тучи сгущаются – беда все ближе.)

Учитель. Отъехав чуть больше версты, Торчаков начинает мучаться сомнениями. Попробуем ответить, почему Максимом овладела скука. Что случилось с ним? Что на него так сильно подействовало? Почему он не мог есть, спать? Как жене Торчаков объясняет своё состояние?

Ответы учащихся. (Он говорит Лизе: «Обидели мы с тобой казака! Он царю служил, может, кровь проливал, а мы с ним как с свиньёй обошлись. Надо было его, больного, домой привезтъ, покормить, а мы ему даже кусочка хлеба не дали». Мучается угрызениями совести Максим).

 

Приём «Дерево предсказаний»

Учитель. Как дальше будут разворачиваться события?

- Свои предположения о дальнейшем развитии сюжета оформим в виде «Дерева предсказаний». Первый вариант – предположите, как будет вести себя Максим, второй вариант – предскажите, что произойдет с Лизой.

 

Чтение третьего отрывка

Максим потихоньку от жены пошел в кухню, завернул в салфетку кусок кулича и пяток яиц и пошел в сарай к работникам.

- Кузьма, брось гармонию, - обратился он к одному из них. - Седлай

гнедого или Иванчика и езжай поживее к Кривой Балочке. Там больной казак с лошадью, так вот отдай ему это. Может, он еще не уехал.

Максим опять повеселел, но, прождав несколько часов Кузьму, не

вытерпел, оседлал лошадь и поскакал к нему навстречу. Встретил он его у самой Балочки.

     - Ну что? Видал казака?

     - Нигде нету. Должно, уехал.

     - Гм... история!

     Торчаков взял у Кузьмы узелок и поскакал дальше. Доехав до деревни, он

спросил у мужиков:

     - Братцы, не видали ли вы больного казака с лошадью? Не проезжал ли

тут? Из себя рыжий, худой, на гнедом коне.

     Мужики поглядели друг на друга и сказали, что казака они не видели.

     - Обратный почтовый ехал, это точно, а чтоб казак или кто другой такого не было.

    Вернулся Максим домой к обеду.

     - Сидит у меня этот казак в голове и хоть ты что! сказал он жене. - Не

дает спокою. Я все думаю: а что, ежели это бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал. Ведь бывает это.

Нехорошо, Лизавета, обидели мы человека!

      - Да что ты ко мне с казаком пристал? - крикнула Лизавета, выходя их

терпения. - Пристал, как смола!

      - А ты, знаешь, не добрая...- сказал Максим и пристально поглядел ей в

лицо.

      И он впервые после женитьбы заметил, что его жена не добрая.

      - Пущай я не добрая, - крикнула она и сердито стукнула ложкой, - а только не стану я всяким пьяницам свяченую паску раздавать!

      - А нешто казак пьяный?

      - Пьяный!

      - Почем ты знаешь?

      - Пьяный!

      - Ну и дура!

       Максим, рассердившись, встал из-за стола и начал укорять свою молодую жену, говорил, что она немилосердная и глупая. А она, тоже рассердившись, заплакала и ушла в спальню и крикнула оттуда:

      - Чтоб он околел, твой казак! Отстань ты от меня, холера, со своим

казаком вонючим, а то я к отцу уеду!

      За все время после свадьбы у Торчакова это была первая ссора с женой.

До самой вечерни он ходил у себя по двору, все думал о жене, думал с досадой и она казалась теперь злой, некрасивой. И как нарочно, казак все не выходил из головы, и Максиму мерещились то его больные глаза, то голос, то походка...

      - Эх, обидели мы человека! -  бормотал он. - Обидели! Вечером, когда

стемнело, ему стало нестерпимо скучно, как никогда не было, - хоть в петлю полезай! От скуки и с досады на жену он напился, как напивался в прежнее время, когда был неженатым. В хмелю он бранился скверными словами и кричал

жене, что у нее злое, некрасивое лицо и завтра же он прогонит ее к отцу.

     Утром на другой день праздника он захотел опохмелиться и опять напился.

      С этого и началось расстройство.

      Лошади, коровы, овцы и ульи мало-помалу друг за дружкой стали исчезать со двора, долги росли, жена становилась постылой... Все эти напасти, как говорил Максим, произошли оттого, что у него злая, глупая жена, что бог прогневался на него и на жену... за больного казака. Он все чаще и чаще напивался. Когда был пьян, то сидел дома и шумел, а трезвый ходил по степи и ждал, не встретится ли ему казак...

 

Третья остановка. Беседа с классом

 

Учитель. Какие ваши предсказания подтвердились? Почему именно так произошло? Аргументируйте.

- Какие версии не нашли своего отражения? Почему?

- Какую развязку предложил нам автор? Что же произошло с героями?

- Почему «потихоньку от жены» берёт кусок кулича, «пяток яиц» и посылает Кузьму съездить к Кривой Балочке и отдать это казаку?

Характерна психологическая деталь: после этого «Максим опять повеселел».

- Почему изменилось настроение героя? Почему, не дождавшись Кузьму, «оседлал лошадь и поскакал ему навстречу»? Знаменательно, что встретившихся мужиков называет «братцами». Какой символический смысл содержится в этом обращении?

Ответы учащихся. (Получив отрицательный ответ, возвращается домой и говорит жене сакраментальные слова: «Сидит у меня этот казак в голове и хоть ты что! Не даёт спокою»).

Учитель. Отчего Максим лишился душевного равновесия? Почему встреча с больным казаком выбивает его из привычной колеи жизни? Как на происшедшее реагирует Лизавета? Зачем без всякого основания называет казака пьяницей, то есть попросту клевещет на него?

Ответы учащихся.

 

Слайд 18

 

Учитель. Как меняется ли представление Максима о жене? Свои выводы внесите в таблицу.

 

До встречи с казаком

После встречи с казаком

Красивая

Добрая

Кроткая

Злая

Некрасивая

Немилосердная

Глупая

 

Ответы учащихся. Максим встречает не только глухую стену непонимания, душевной чёрствости, но и жестокости. Лиза шлёт проклятия казаку: «чтоб он околел, твой казак!» До самой вечерни Максим ходил по двору и думал о своей жене с досадой, «...и она казалась теперь злой, некрасивой». «Жена становилась постылой».

 

Слайд 19

 

Словарная работа. Обратимся к словарю В.И. Даля (т. 3, с. 348).

Постылая — немилая, нелюбая, противная, ненавистная.

В восприятии героем жены явно прослеживается градация.

 

Слайд 20

 

Учитель. Сначала она казалась ему красивой, доброй и кроткой, затем недоброй, немилосердной, глупой, злой, некрасивой, и наконец, постылой, то есть ненавистной.

- Что повлияло на отношение Максима к Лизе? Почему «жизнь героя полностью разладилась»?

Ответы учащихся.

Слайд 21

 

Вывод учителя. Рассказ Чехова «Казак» построен на антитезе. Все события делятся на те, что происходят до встречи с казаком, и после этой встречи. Композиция имеет трёхчастную структуру: события до встречи, сама встреча и события после этой встречи. Казалось бы, больной казак, встретившийся супругам на дороге, эпизодический персонаж. Мимолётное событие, ничем не примечательное на первый взгляд, способно изменить, перевернуть всю жизнь человека. Эта встреча становится судьбоносной в жизни главных героев.

Стадия рефлексии

- Какую роль играет в рассказе Чехова мотив дороги?

Ответы учащихся.

Слайд 22

Вывод учителя. В устном народном творчестве (сказках, былинах, песнях, легендах) на дорогах про­исходят встречи. Увидеть кого-то, вступить с ним в разговор, услышать что-то, почувствовать чей-то запах, дотронуться до «чужого» предмета или существа — значит войти в соприкосновение с иномирием, которое таит в себе опасность. Любая неосторожность, небрежность, бестактность в обращении могут привести к беде или к гибели человека.

В рассказе «Казак» мотив дороги приобретает метафорическое значение судьбы, жизненного пути героев. Встреча в пути является сюжетной завязкой, отправным пунктом испытания персонажа. Мотив дороги в рассказе Чехова содержит в себе глубокий философский смысл.

- К какому открытию приходит герой в результате мучительных раздумий?

«Я всё думаю: а что если Бог нас испытать хотел и ангела или святого какого в виде казака нам навстречу послал?», «... Бог прогневался на него и на жену».

Ответы учащихся.

Слайд 23

Учитель. В замечательной книге Антония Сурожского есть сокровенные слова: «Каждая встреча может быть во спасение или нет и тому и другому. Причём встречи бывают разные: поверхностные, глубокие, истинные, ложные, во спасение, не во спасение, — но все они начинаются с того, что человек, у которо­го есть сознание евангельское или просто острое, живое человеческое сознание, должен научиться видеть, что другой существует.

Надо в себе развить способность каждого человека, кого встречаешь, встретить, каждого человека увидеть, каждого человека услышать. услышать. А значит — полюбить. Любить — значит перестать в себе самом видеть центр и цель существования. Любить — значит увидеть другого человека и сказать: «Для меня он драгоценнее меня самого...» К тому и должны вести все наши встречи...».

- Покаялся ли герой? Осознал ли свою вину в случившемся?

Ответы учащихся.

Вывод учителя. Уныние, тоска — потеря надежды на промысел Божий, на Его милосердную заботу о нас. Максим мучается, обвиняет во всём глупую, злую жену, но к истинному раскаянию не приходит, а запивает тоску вином. Говорит, что жить нужно «пo-Божьи», но не знает выхода из сложившейся ситуации.

А как вы думаете, кто виноват из супругов в том, что их жизнь расстроилась?

- Какова доля вины каждого в том, что их жизнь

Ответы учащихся.

Вывод учителя. В случившемся виноваты оба. Брак Максима и Лизы оказался несчастливым, потому что лишён света истинно христианской любви. Перед нами два разных, чужих друг другу человека. И начало их семейной драмы мы обнаруживаем в том крохотном диалоге о солнце. А эпизод с казаком способствовал крушению той временной иллюзии, которая лежала в основе их недолгого, непрочного счастья.

Образ казака имеет в рассказе знаковое, идейно-художественное значение. Эпизодический персонаж становится ключевой фигурой в раскрытии авторского замысла о несостоявшейся «встрече людей».

- Над чем заставляет задуматься рассказ?

Ответы учащихся.

Вывод учителя. Пасхальный рассказ назидателен – он учит добру и Христианской любви. Его сюжеты: духовное проникновение, нравственное перерождение человека, прощение во имя спасения души, воскрешение человека к духовной жизни, изменение человека к лучшему.

- Произошло ли перерождение нашего героя? Нет. Но он осознал свое ошибку, понял, что поступил неправильно. Скорее всего, рано или поздно он придет к покаянию, и тогда душа его воскреснет и откроется для любви к ближнему.

Заключительное слово учителя. Мы вместе с вами вдумчиво прочитали рассказ А.П. Чехова о встрече трёх людей, которая «не состоялась» на духовном уровне. Этот рассказ напоминает евангельскую притчу.

Чеховская правда о несостоявшейся «встрече» сложна. Она не признаёт громких слов, в ней слышится печаль, но не безысходность.

Символично, что рассказ «Казак», «рассказ открытия» заканчивается многоточием. Мы не знаем и можем только догадываться о том, какова дальнейшая судьба Максима Торчакова.

 Слайд 24

Вспомним слова Чехова, писателя-гуманиста: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Это значит: как ни печальна правда, в ней спасение, надежда на то, что человек станет иным. Может быть, и Максим преобразится?

Слайд 25

Домашнее задание:

1)    написать сочинение-рассуждение на тему «Возможно ли преображение Максима Торчакова?»;

2)    написать продолжение рассказа (возможный финал).

Литература

 

1.     Граблина, Н.В. В творческой мастерской А. П. Чехова // Литература в школе. ­ 2009. - № 7. - С. 28-31.

2.     Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроках. - М.: Просвещение, 2015.

3.     Кузовлева И.В. Урок литературы по теме «Пасхальный рассказ А.П. Чехова "Казак"». Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/583274/ (дата обращения: 13.01.2013).

4.     Чехов А. П. Повести и рассказы. – М.: Сов. Россия, 1983. – 339 с.

 


 

Урок внеклассного чтения с использованием технологии развития критического мышления

Урок внеклассного чтения с использованием технологии развития критического мышления

Слово учителя. Природная наблюдательность, разнообразные жизненные впечатления, связанные с профессией врача, помогали

Слово учителя. Природная наблюдательность, разнообразные жизненные впечатления, связанные с профессией врача, помогали

А теперь давайте познакомимся с содержанием рассказа

А теперь давайте познакомимся с содержанием рассказа

Христово Воскресенье». В череде православных праздников

Христово Воскресенье». В череде православных праздников

Какое значение для понимания идеи произведения имеет первая фраза

Какое значение для понимания идеи произведения имеет первая фраза

Постой, никак лошадь стоит! Так и есть!

Постой, никак лошадь стоит! Так и есть!

Нет хуже напасти: ехать надо, а мочи нет

Нет хуже напасти: ехать надо, а мочи нет

Ответы учащихся. (Казак. Верующий

Ответы учащихся. (Казак. Верующий

Слайд 13 «Благочестие — истинное богопочитание, благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле»

Слайд 13 «Благочестие — истинное богопочитание, благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле»

Жамкал деснами зачерствелую пышку

Жамкал деснами зачерствелую пышку

Учитель. Кого мы называем ближним?

Учитель. Кого мы называем ближним?

Обратный почтовый ехал, это точно, а чтоб казак или кто другой такого не было

Обратный почтовый ехал, это точно, а чтоб казак или кто другой такого не было

Третья остановка. Беседа с классом

Третья остановка. Беседа с классом

Слайд 20 Учитель. Сначала она казалась ему красивой, доброй и кроткой, затем недоброй, немилосердной, глупой, злой, некрасивой, и наконец, постылой, то есть ненавистной

Слайд 20 Учитель. Сначала она казалась ему красивой, доброй и кроткой, затем недоброй, немилосердной, глупой, злой, некрасивой, и наконец, постылой, то есть ненавистной

Надо в себе развить способность каждого человека, кого встречаешь, встретить, каждого человека увидеть, каждого человека услышать

Надо в себе развить способность каждого человека, кого встречаешь, встретить, каждого человека увидеть, каждого человека услышать

Слайд 24 Вспомним слова Чехова, писателя-гуманиста: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть»

Слайд 24 Вспомним слова Чехова, писателя-гуманиста: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2023