Технологическая карта урока по русскому языку
Тема: "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Во 2 М классе МАОУ СОШ №27 г.Балаково
Цель урока: сформировать грамматическое понятие одушевленности и неодушевленности имен существительных, познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.
Задачи урока:
2) развивающие:
- развивать устную речь учащихся; образное и логическое мышление, внимание, восприятие на слух.
3) воспитывающие:
- создать условия для формирования необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, умения работать дружно в паре, в группе.
- формирование эстетического вкуса учащихся.
- воспитывать гуманизм и бережное отношение к миру природы.
Оборудование: ТСО, компьютер, презентация к уроку, учебник «Русский язык» Канакиной, Горецкого, 2 класс.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные результаты:
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно
взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
Предметные результаты:
- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
-распознавать одушевленные и неодушевленные существительные ;
- находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;
- определять у имени существительного значение.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения · умение высказывать личные суждения · навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить · выходы из спорных ситуаций; · установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
|
· овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; · освоение способов решения проблем творческого и поискового характер · формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха; · освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; · активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; · логические действия, установление аналогий, построения рассуждений; · готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно · взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе. |
· первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его; · распознавать одушевленные и неодушевленные существительные ; · находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи; · определять у имени существительного значение
|
№ |
Этап урока. Методы и приемы |
Содержание урока. Деятельность учителя |
ЭОР |
Деятельность учащихся |
УУД |
Время |
|||||
1. |
Орг. момент Словесный Слово учителя.
|
Мы приветствуем гостей: Всех знакомых, незнакомых. И серьезных и веселых!
Посмотрите
все ль в порядке? Прозвенел уже звонок Начинается урок. – Тихо сели девочки! – Тихо сели мальчики! |
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
|
Приветствуют учителя и гостей. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Л.: самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).
|
1мин
|
|||||
2. |
Мотивационный Создание мотивационной основы учебной деятельности
Словесный Слово учителя.
|
Нас ждет большая работа. Справиться с ней могут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята. Поднимите руку, кто обладает этими качествами. Настроение на 5?(отметьте на листе путеводителе в смайлике, какое у вас настроение) Значит, будем начинать…. -Ум
и сердце в работу вложи, |
Слушают учителя. Дополняют стихотворение ответами. |
К.: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Л:устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
|||||||
|
II. Актуализация опорных знаний.
Фронтальная. Словесный, практический. Письмо. Индивидуальная.
1. Чистописание.
2.Повторение ранее изученного материала
Мини –пауза физминутка
3.Словарно- орфографическая работа.
|
Запишем число, классная работа. Я тетрадочку открою И с наклоном положу, Ручку правильно возьму, Сяду ровно, не согнусь За работу я возьмусь.
Здесь нужно быть не только аккуратным, но и внимательным. На этой станции буквы и слова решили поиграть в прятки. Вставь буквы из алфавита в соответствие номера (9, 10, 14, 1 ), и ты узнаешь, какое слово спряталось между элементами. Пропишите, не отрывая руки в тетрадь. На доске учитель показывает, что получится.
-На следующей строке напишите слово зима и сделайте звуковой анализ.
-Какой частью речи является слово зима? Образуйте с данным словом другие части речи. (зимний, зимовать) -Какой корень у родственных слов? Выделите.
Логически-поисковое задание Индивидуальная работа на карточках а)ргннатсупиларпоьхолоднаямптарщзима -найди слова, определите часть речи б) На р__ке по__вился лё___. -вставь пропущенную орфограмму в) на, опасно, льду, тонком, играть - расставь цифры над словами так, чтобы получилось предложение -Запишите в тетрадь
Зимой руки мёрзнут- разотрите ладошки
СЛОВАРЬ: -Какие зимние месяцы вы знаете? У доски ученики пишут словарные слова с комментированием по цепочке. (декабрь, январь, февраль, -Какие слова, связанные с зимой мы можем добавить к этим словам? (вставь правильно буквы) (м_роз, п_льто, хо_ей, к_ньки, сев_р, ин_й, вет_р, л_пата) -Продолжите мою фразу. Орфограмму в словарных словах нужно…. |
СЛАЙД 3
Cлайд № 4
|
Дети записывают число и классная работа
Вырабатывают каллиграфический почерк, внимание. Отвечают на вопросы учителя Вписывают буквы из алфавита между элементами и записывают в тетрадь, не отрывая руки.
Выполнение звукового анализа слова и составление транскрипции
Подбирают родственные слова, выделяют корень слов
Выделение слов из набора букв, составление предложения, выделение грамматической основы и определение частей речи.
Вспоминают слова, связанные с зимой.
Вставляют пропущенную орфограмму Вырабатывают правильность написания непроверяемых слов.
|
П: Общеучебные: - поиск и выделение информации; Логические - анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; К: Постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Р: Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона).
|
1мин
1мин
2мин
5мин
4мин |
|||||
3. |
Целеполагание. Мини –пауза физминутка
Словес.: ответы на вопросы.
Нагляд.: презентация, работа в паре
Словес.: устная фронтальная беседа. Нагляд.: презентация.
Постановка учебной задачи и ее решение
|
Ребята, вы любите зиму. Почему? Покажите как можно лепить снежки и бросать(мини-физминутка) Девочка Маша тоже любит зиму и про это время года составила текст. Напомните, пожалуйста, что такое текст и чем он отличается от предложения? Все ли верно у Маши? ОБСУДИ С СОСЕДОМ Я смотрю в окно. На земле лежит пушистый_____________. В воздухе кружат белые______________. На ветке сидит красногрудый___________. Во дворе стоит одинокий_______________. Скоро Новый год! На праздник придут Дед Мороз и________. (незаконченность предложений) - Вы догадались, какие слова потеряла Маша? Давайте поможем ей восстановить текст. снег, снежинки, снегирь, снеговик, Снегурочка -Что объединяет эти слова?(родственные слова) - Чем отличаются? Какой частью речи являются эти слова? Почему одни отвечают на вопрос что, а другие на вопрос кто?
- Какой мы можем сделать вывод?
Определите основную тему нашего урока.
- Сверим с темой, написанной на слайде. (Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.) Сегодня на уроке мы будем учиться классифицировать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?
-Какая задача перед нами стоит? Узнаем … Научимся … |
Cлайд № 5
Cлайд № 6
Cлайд № 7
Cлайд № 8 |
Вспоминают что такое текст.
Текст – это связанные предложения между собой по смыслу.
Дети совещаются в паре, какие нужно вставить слова. Записывают слова в строчку по порядку в тетрадь
Проверка по слайду правильности написания слов.
Имена существи-тельные получили такое название потому, что обозначают всякий предмет, который существует в окружающем нас мире.
-Они разнообразны. Одни отвечают на вопрос кто?, а другие на вопрос что? Одни обозначают живые существа, а другие неживые предметы.
"Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Читают предлагают формулировки задачей урока Научить различать слова и применять их правильно в речи |
К.: умение выражать свои мысли.
П.: структуриро- вание знаний, Р.: выполнение учебного действия.
П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевого высказывания. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Р.: целеполагание как постановка учебной задачи.
П: формулирование задач с помощью учителя. |
5мин |
|||||
4. |
ФИЗМИНУТКА |
Прежде чем отправиться дальше по дороге знаний, давайте немного разомнёмся. Дед Мороз одевается(имитируете движения) шапка, пальто, поясок, валенки, варежки, погладил бороду, сложил в мешок подарки, взял посох и пошёл к ребятам. |
|
Повторяют движения |
|
1мин |
|||||
5. |
Работа по достижению поставленных задач Частично-поисковый метод
Практич.: фронтальный опрос, групповая, игра, формулирование вывода.
Нагляд.: видео
Словес.: ответы на вопросы. Нагляд.: презентация.
Практич.: письм. Словес: доказывают правильность поставленного вопроса
Словес.: устная фронтальная проверка.
Практич.: выполнение задания по вариантам.
|
1.Групповая работа по рядам (детям дают лист с картинками, они вместе обсуждают и дают ответ) - Найди лишнее слово-картинку. Докажи почему. - Сделайте вывод, что же надо делать, чтобы определить одушевлённое существительное или нет
2. Посмотрим видеоролик. -Что нового вы узнали из этого видео?
3. Выборочное письмо (у доски) -Запиши слова в нужную колонку Медведь, берлога, лес, заяц, лиса, волк, вьюга, лось, ель, сугроб.
Какие слова в русском языке называются многозначными. Как же к таким словам задавать вопросы?
4. Проблемная ситуация. Ученика попросили задать вопрос к слову
Он затрудняется. Помогите ему. -Почему он не можете? У слова шарик два лексических значения. Это слово многозначное. -Как нам понять, «о чем? или о ком?» идёт речь?(правильно составить предложение или словосочетание)
Собачка у куртки на замке, собачка в будке Шарик в воздухе, Шарик в будке Таких многозначных слов много в русском языке. Давайте посмотрим на несколько таких картинок на слайдах и составим словосочетания Полевая мышка, компьютерная мышка Гусеницы на листе, гусеницы трактора Лисички в корзинке, лисички в норе ВЫВОД: одно и то же слово в одном случае может быть одушевленным, а в другом – неодушевленным, потому что они меняют свое лексическое значение в зависимости от того, в каком предложении употребляются). Верно! Молодцы! СОСТАВЬТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ЗАПИШИТЕ 1 вариант –ёршик(кто?) 2 вариант бабочка(что?) Коллективная работа в учебнике стр. 48 упр.80 упр. 81 (устно) ВЫВОД: прочитайте в учебнике |
Cлайд № 9 -11
Cлайд № 10
Cлайд № 12
Слайд № 12-18
|
Дети выбирают лишнее и доказывают почему. Слайды 9-11 Распечатаны на листах
Смотрят видеоурок и вывод:
Что растения хоть и живые, но не будут отвечать на вопрос кто?
У доски коллективная работа с объяснением
Выполняют фронтальную проверку.
Подбирают лексическое значение к слову, составляют предложение, записывают.
выполняют письменно грамматическое упражнение. |
П.: смысловое чтение, осознанное построение речевого высказывания. Р.: выполнение учебного действия.
П.: осознанное построение речевого высказывания.
Р.: выполнение учебного действия, осмысляют уч. материал, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
П.: осознанное построение речевого высказывания.
К.: контроль, коррекция, оценка действия партнера. |
2 мин
4мин
4 мин
5 мин |
|||||
5. |
Самостоятельная работа в тетрадях |
Стр. 60 2,4 |
|
Работают самостоятельно в тетради для проверочных работ |
Р.: выполнение учебного действия, осмысляют уч. материал, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров |
|
|||||
6. |
Итог урока. Рефлексия Словес.: слово учителя, учебная беседа.
Нагляд.: эмоц. карточки. |
- Итак, ребята, какова была наша тема? - Поднимите руку, кто считает, что достиг поставленной цели. - Замечательно!
Нарисуйте веселый смайлик, если вам на уроке было комфортно, вы смогли справиться со всеми заданиями без особых трудностей. Нарисуйте грустный смайлик ребята, которые справились не со всеми заданиями, и было трудно работать. ? А в чем у вас были трудности? - Не переживайте. В следующий раз у вас обязательно все получится! - Что ж, наш урок подошел к концу. Благодарю вас за урок, мне было очень приятно с вами работать
Домашнее задание: Учебник: стр. 49, упр. 82.
|
|
Слушают учителя. Анализируют урок. Оценивают учебный процесс и свою деят-ть на уроке. |
П.: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Л: самооценка, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха. |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ к уроку
Настроение на 5?
|
Настроение на 5?
|
||||
|
|
||||
2. а) ткглнатсупиларпоьхолоднаямптарщзима
б) На р__ке по__вился лё___.
в) на, опасно, льду, тонком, играть |
2.а) ткглнатсупиларпоьхолоднаямптарщзима
б) На р__ке по__вился лё___.
в) на, опасно, льду, тонком, играть
|
||||
3.Составь разные предложения со словом 1 вариант – ЁРШИК(кто?)
______________________________________________________________________________________________________
|
3. Составь разные предложения со словом 2 вариант – БАБОЧКА(что?)
_____________________________________________________________________________________________________
|
||||
________________________________________
|
______________________________________ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.