Департамент общего образования Томской области
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»
Урок-занятие
«Все профессии важны, все нужны и служат людям …»
(индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи)
Автор: Моисеева Раиса Ивановна –
учитель высшей квалификационной категории
rimoiseeva@list.ru
Томск - 2020
Пояснение
Слабослышащему или полностью оглохшему ребёнку очень сложно встроиться в мир слышащих людей, так как почти полностью отсутствует возможность общения. Тем не менее, при соответствующей подготовке можно максимально облегчить ребёнку коммуникации с окружающими. На индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи (РСВ и ФПСР) младшие школьники с нарушениями слуха учатся воспринимать и произносить достаточно естественно, внятно и выразительно разнообразный речевой материал: новые фразы, слова, словосочетания, тексты диалогического и монологического характера, а также слоги, слогосочетания и отдельные звуки.
Специальное обучение слабослышащих учащихся строится на восприятии речевого материала на слух. Слухозрительное восприятие используется как вспомогательное средство. Отбор речевого материала, семантизация новых слов и форм и введение их в активную речь учащихся являются задачами любого урока или занятия. В современных условиях хорошим средством компенсации нарушенных функций является компьютер – ребёнок, имеющий аномальное развитие слухового анализатора, получает информацию в более доступном варианте – на зрительной основе.
Принятый в современной отечественной системе метод обучения произношению характеризуется как аналитико-синтетический концентрический полисенсорный (Ф.Ф. Pay, Н.Ф. Слезина). При использовании аналитико-синтетического метода исходными и основными единицами обучения произношению служат целые слова и фразы. При этом ведётся работа и над слогами и фонемами. Практический эффект использования этого метода состоит в одновременном достижении слитного и ритмичного произношения целых слов при достаточно чётком воспроизведении составляющих их фонем, что служит важным условием разборчивости речи ученика.
Вопросам профессионально-трудовой подготовки в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» всегда уделяется большое внимание. Профессионально-трудовое обучение как учебный предмет в специальной школе охватывает все классы– с 1-ого подготовительного по 12-ый класс.
Цель: создание условий для ознакомления с названиями профессий: учитель, доктор, повар, парикмахер; для восприятия первоначальной характерологической информации по данным профессиям.
Главная задача: повышать уровень общего и речевого развития на основе принципа речевой коммуникации при широком использовании остаточного слуха, помочь ребёнку с кохлеарной имплантацией (К/И) в преодолении барьера между ним и окружающим миром.
Коррекционно-обучающая задача: обогащать словарный запас названиями профессий.
Коррекционно-развивающая задача: развивать предметный и глагольный словарь, интонационную выразительность речи, зрительное восприятие и слуховое внимание.
Коррекционно-воспитательная задача: воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Регулятивные универсальные учебные действия: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи.
Познавательные универсальные учебные действия: формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта, проводить классификацию предметов.
Коммуникативные универсальные учебные действия: понимать задаваемые вопросы, выражать свою точку зрения.
Актуальность
Профессионально-трудовая подготовка, профессиональная ориентация и социально-трудовая адаптация – самые актуальные направления, как в образовательном учреждении, так и в жизни глухого и слабослышащего ребёнка. Основные проблемы выбора профессии у детей с нарушениями слуха – это недостаточные знания о мире профессий, неумение адекватно соотносить свои возможности с требованиями, предъявляемые той или иной профессией. Поэтому, очень важно, как можно раньше вводить детей в мир профессий.
Содержание речевого материала: словарь по основному содержанию урока, относящийся к профессиям (слова, словосочетания, фразы, вопросы, поручения).
Слуховой словарь: речевой материал (слова, фразы, словосочетания), воспринимаемый ребёнком на слух в процессе взаимодействия с педагогом.
Речевой материал, знакомый по звучанию: неоднократно воспринимаемый материал ребёнком в разных модальностях – слухозрительно и на слух.
Речевой материал, незнакомый по звучанию: предъявляемый ребёнку материал (доктор, повар, парикмахер, учитель) сразу на слух, без предварительного слухозрительного восприятия.
Дидактический материал: предметные картинки, отражающие деятельность повара, парикмахера, что позволяет предъявлять на слух ребёнка соответствующий речевой материал.
Предъявление материала: слухозрительно, на слуховой основе (за фонетическим экраном).
Оборудование:
· фонетический экран;
· Большой логопедический альбом. Автор Козырева Л.М. – Ярославль: Академия развития, 2007 г. (стр. 207, 216, 228 )
· мультимедиа-оборудование: презентация;
· индивидуальная карточка с выражениями на сложение (математика);
· предметные карточки, отражающие вид деятельности повара, парикмахера;
· медицинский бинт;
· мяч;
· речевые карточки
· предметные карточки с изображением профессий.
Ход мероприятия
1. Организационный момент (Активизация внимания)
Педагог: Сядь красиво, слушай внимательно.
(Уход за фонетический экран, восприятие знакомого речевого материала на слух).
- Лиза, здравствуй!
- Здравствуйте, Раиса Ивановна (Восприятие знакомого речевого материала).
Педагог: (За фонетическим экраном) Лиза, Поля, Семён, осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, дождь, погода.
Игровая деятельность. Упражнение с мячом (Восприятие знакомого речевого материала. Ребёнок слушает слово, ловит мяч, далее повторяет слово и передаёт мяч педагогу).
Педагог: мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра.
(Восприятие незнакомого речевого материала, отражающего названия профессий)
Педагог: учитель, доктор, повар, парикмахер.
2. Введение в тему
Педагог: Сегодня мы поговорим о профессиях. (Считывание с экрана темы урока)
Лиза: Все профессии важны, все нужны и служат людям … . Слайд №1
Педагог: Что такое профессия? Слайд №2
Лиза: Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь (Считывает с экрана).
Педагог: Какие качества любой профессии имеют люди? Слайд №3
Лиза: Знания, умения, трудолюбие, уважение к людям (Считывает с экрана).
(Просмотр видео «Навигатум» «Все профессии важны, все нужны и служат людям» … 2 м. 52 сек.) https://www.youtube.com/watch?v=xW-24VIcn6I Слайд №3
3. Самоопределение к деятельности – работа по теме
(Загадки о профессиях)
Педагог: Слушай внимательно и смотри глазками. На уроке и расскажет, и покажет, и подскажет, чтобы понемногу дети узнавали всё на свете. Про кого загадка? Кто всё рассказывает на уроке?
Лиза: Учитель. Слайд №4
Педагог: Как зовут твоего учителя?
Лиза: Раиса Ивановна.
Педагог: Теперь предлагаю проявить знания и умения. Реши на сложение три выражение. Слайд №5 (Выполнение задания, работа с индивидуальной карточкой, сравнение результатов решения с экранным вариантом)
Педагог: Слушай загадку. Кто болен, он капли предложит принять. Тому, кто здоров, разрешит погулять. Слайд №6
Лиза: Доктор (Считывает с экрана)
Педагог: У меня болит рука. Помоги мне. Окажи мне помощь. Возьми бинт, забинтуй потуже руку, чтобы повязка не спала. Слайд №7 (Предметно-практическая деятельность, речевая практика)
Педагог: Спасибо.
Лиза: Пожалуйста.
Педагог: И в школьной столовой и в лагере летом, он кормит нас вкусным и сытным обедом. Слайд №8 Кто кормит нас вкусным обедом? Кто готовит обеды?
Лиза: Повар (Считывает с экрана).
Педагог: Какие предметы нужны повару? Слайд №9 (Работа с предметными карточками, отражающими деятельность повара, речевая практика, определение предметов, не соответствующих назначению).
Лиза: Ковшик, сковорода, стакан, кастрюля, гусятница, кружка, половник, заварной чайник, телевизор, чайник.
Педагог: Дайте ножницы, расчёску, он вам сделает причёску. И, конечно, непременно, подстрижёт вас современно. Слайд №10 О ком загадка? Кто это?
Лиза: Парикмахер (Считывает с экрана).
Педагог: Выбери предметы, которыми пользуется парикмахер. Слайд №11 (Работа с речевым материалом, проговаривание, считывание).
Лиза: Весы, лампочка, подушка, ножницы, фен, расчёска, веник (Называет необходимые парикмахеру предметы, озвучивает назначение данных предметов, определяет предметы, не соответствующие назначению).
Игра: «Профессия» Слайд №12 (Уход педагога за слуховой экран, восприятие речевого материала на слух, соотнесение слова, совместное проговаривание).
Педагог: Мел, журнал, доска = учитель.
Белый халат, больной, бинт = доктор.
Суп, нож, кастрюля = повар.
Ножницы, фен, расчёска = парикмахер.
Игра «Твой ответ» Слайд №13
Педагог: Кто учит людей? Учитель.
Кто лечит людей? Доктор.
Кто готовит обед? Повар.
Кто стрижёт людей? Парикмахер.
Педагог: Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии – слава и честь! Слайд №14
4. Итог. Рефлексия (Просмотр видео «Навигатум» «Все профессии важны, все нужны и служат людям» Песня Мультфильм из сериала «В мире профессий») https://www.youtube.com/watch?v=xW-24VIcn6I
Педагог: Прекрасных профессий на свете не счесть, и каждой профессии слава и честь!
Упражнение на дыхание: «Вдох - выдох».
Педагог: Какая из этих профессий тебе понравилась больше всего? (Представление предметных картинок. Закрепление нового речевого материала – называние профессий).
Упражнение с мячом. (Закрепление нового речевого материала: повар, парикмахер, учитель, доктор).
Упражнение: «Потягушки-потягушки»
Педагог: Какую из профессий ты запомнила? (Словарная работа, повторение). Как ты сегодня работала? Ты молодец? Ты сегодня хорошо работала?
Упражнение: «Раз – хлопок, два - хлопок»
Педагог: Спасибо!
Лиза: Пожалуйста.
Педагог: До следующей встречи.
Лиза: До свидания!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.