УМК: «Школа России».
Тема урока: Звуки [ з ] и [ з’] буква З.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Цель: Создание условий для овладения детьми способа чтения слов, предложений с буквой З.
Задачи урока:
1. Предметные:
· развивать фонематический слух;
· учить выделять новые звуки из слова, давать им характеристику;
· учить слышать, различать новые звуки в словах, определять их место в слове;
· формировать у учащихся четкий образ буквы З;
· формировать навыки работы с текстом;
· развивать связную речь;
· формировать навык плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами;
· умение приводить примеры слов с изученными звуками в начале, середине, конце слова;
· развивать умение соотносить предметные картинки и схемы-модели слов;
· повторить правила чтения слогов с изученными буквами - а,о,и,у,ы, е;
ü Познавательные УУД:
· развивать речь, помять, внимание, логическое мышление;
· формировать умение ставить причинно-следственные связи;
· формировать способ чтения слогов, слов, текста.
ü Коммуникативные УУД:
· совершенствовать умение слушать и понимать речь другого;
· развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока.
· обогащать речь новыми словами;
ü Регулятивные УУД:
· развивать способность к самоопределению темы урока;
· научить применять установленные правила.
2. Личностные:
· формировать у детей учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
· способствовать формированию правильной речи учащихся;
· воспитывать уважительное отношение к окружающим;
· развивать умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
· сохранять мотивацию к учёбе.
Технологии:
1)Коммуникативная технология;
2) ИКТ – технологии;
3) Рефлексивная технология.
Оборудование: презентация, касса букв, лента букв, плакат с буквой, тетради, азбука Горецкий В.К. 1 класс часть 1, 2017 год.
Подпись учителя:
Подпись методиста:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Образовательные ресурсы |
I.Организационный момент Цель: Организация класса, мобилизующее начало урока. Время:9:30-9:31
II. Актуализация знаний. Время: 9:31-9:32 Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
1. Работа с лентой букв.
2. Работа со слоговыми таблицами. Цель: формирование способа чтения.
III. Постановка
целей и определение темы урока.
IV.Открытие новых знаний Цель: формирование новых знаний, УУД
1)Звуковой разбор слова замок для выделения звука [з]
2)Характеристика звука [з]
3)Знакомство со звуком [з']
Физкультминутка Время: 9:40-9:41
4)Сопоставление звуков [з], [з’].
5)Знакомство с буквой З з.
6)Работа с лентой букв
7)Печатание буквы З з.
8)Упражнения в слышании данных звуков в словах.
8)Чтение слогов. -Чтение слогов по цепочке(1 слог-1 ученик)
-Выборочное чтение слогов
-Чтение всех слогов хором
Физкультминутка Время: 9:57-9:58
V.Закрепление. Цель: усвоение учащимися новой буквы и новых звуков.
1)Чтение столбиков слов по готовым пометам
· Чтение по цепочке
· Чтение всех слов 1 учеником · Выборочное чтение по заданию
2)Чтение текста. Формирование способа чтения. Работа над сознательностью, правильностью и выразительностью чтения.
· Подготовка текста для чтения
· Чтение текста по предложениям
· Чтение текста целиком хорошо читающим учеником
· Выборочное чтение, анализ текста
3)Характеристика звуков по схемам в азбуке
4)Работа над связной речью. Составление рассказа по началу · Чтение текста в зоопарке учителем или хорошо читающими детьми
· Работа с иллюстрацией
· Чтение задания
· Чтение начала рассказа
· Работа в парах Цель: составление рассказа
· Рассказы детей
Подведение итогов. Время: 10-12 Цель: выявить, что учащиеся узнали нового, чему научились.
Рефлексия. Время: 10:14
|
-Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. - Проверьте глазками все необходимое для урока: учебник, тетрадь, письменные принадлежности. - У кого чего-то нет? - Тихо садимся.
- Давайте вспомним, с какими буквами вы уже знакомы? Посмотрите на ленту букв, вспомните, с какими буквами вы уже познакомились. - Какие буквы согласных звуков вы знаете? - Какие буквы гласных звуков вы знаете? - Какие гласные буквы отличается от других и обозначает мягкость согласного? - Чем отличаются гласные от согласных звуков?
-Прочитайте слоги со слайда. Но для начала давайте вспомним правила чтения слогов. - Смотрим на гласную стоящую перед согласной, вспоминаем правило чтения слогов, читаем слог. -Как мы будем читать согласный звук, если после него будет стоять гласная [а]? -Как мы будем читать согласный звук, если после него будет стоять гласная [о]? -Как мы будем читать согласный звук, если после него будет стоять гласная [у]? -Как мы будем читать согласный звук, если после него будет стоять гласная [и]? -Как мы будем читать согласный звук, если после него будет стоять гласная [ы]? -Как мы будем читать согласный звук, если после него будет стоять гласная [е]? (разобрали все слоги с буквой н вместе, дальше дети читают слоги со слайда) -Кому трудно было читать слоги? Поднимите красную светофорик -Кто не знает правило чтения слогов? Поднимите красную светофорик - Вот мы и повторили с вами правила чтения слогов, и прочитали слоги. Вы хорошо постарались. Молодцы! -Отгадайте загадку: Что за коняшки – На всех тельняшки. -Правильно ребята, это зебры, в загадке мы видим строчку чудные коняшки и то что на них есть тельняшки(полосатые кофточки ), а кони в полосатых кофточках это зебры -Маленькая собачка Свернувшись лежит – Не лает, не кусает, А в дом не пускает. -Правильно, это замок -Произнесите слова-отгадки так, чтобы мы услышали первый звук -Назовем 1 слово ЗЕБРА так, что бы мы услышали первый звук, все вместе -Назовем 2 слово ЗАМОК так, чтобы мы все услышали 1 звук. -Какие звуки вы услышали в начале слов? - Это гласные или согласные звуки? - Докажите, что это согласные звуки? - Как вы это поняли?
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? -Сделаем звуковой разбор слова Замок - Откроем рабочие тетради. Проверим посадку. Ноги поставь в упор. Спина касается спинки стула. Кулачком проверили расстояние между партой и грудью. Тетрадь под наклоном, проверим расстояние от головы до тетради. Отступим 1 клеточку вниз, 1 вправо.
-Возьмём в руки простой карандаш и начинаем выполнять звуковой разбор вместе. -Произношу слово, выделяя первый звук голосом: [ззз]амок -Какой 1 звук ? -Дадим характеристику. Он:
-Обозначу выделенный звук условным значком квадратик со звоночком, подушечку не раскрашиваем, обозначаем в тетрадях 1 звук - Произношу слово, выделяя голосом 2 звук: з[ааа]мок. -Какой 2 звук? - Дадим характеристику. Он: - Обозначу выделенный звук условным значком кружочком. - Произношу слово, выделяя голосом 3 звук: за[ммм]ок. -Какой 3 звук? - Дадим характеристику. Он:
- Обозначу выделенный звук условным значком квадратик со звоночком, подушечку не раскашиваем. - Произношу слово, выделяя голосом 4 звук: зам[ооо]к. -Какой 4 звук? - Дадим характеристику. Он:
- Обозначу выделенный звук условным значком кружочком. - Произношу слово, выделяя голосом 5 звук: замо[ккк]. -Какой 5 звук? - Дадим характеристику. Он: - Обозначу выделенный звук условным значком квадратик без звоночка, не закрашиваю подушечку. - Называю все звуки в слове по порядку. - Поставлю ударение. Для этого, позову слово к себе. - Делю слово на слоги, прохлопаем слово вместе - Проверим, получилось ли слово. Прочитаем по слогам. -Прочитаем слово по схеме. - Поставьте карандашик под первый звук в слове «замок». - Произнесём первый звук все вместе. - Давайте повторим характеристику звука [з]. - Как вы думаете, есть ли пара у звука [з]? Давайте в этом убедимся, сделаем звуковой разбор слова зебра - Проверим посадку. Ноги поставь в упор. Спина касается спинки стула. Кулачком проверили расстояние между партой и грудью. Тетрадь под наклоном, проверим расстояние от головы до тетради. Отступим 1 клеточку вниз, 1 вправо. -Посмотрите на картинку на слайде, назовите слово на картинке -Назови слово… -Назовем слово вместе - Возьмём в руки простой карандаш и начинаем выполнять звуковой разбор. - Произношу слово, выделяя первый звук голосом: [ззз']ебра -Какой 1 звук ? -Дадим характеристику. Он:
-Обозначу выделенный звук условным значком
- Произношу слово, выделяя голосом 2 звук: з[эээ]бра. -Какой 2 звук? - Дадим характеристику. Он: - Обозначу выделенный звук условным значком . - Произношу слово, выделяя голосом 3 звук: зе[ббб]ра. -Какой 3 звук? - Дадим характеристику. Он:
- Обозначу выделенный звук условным значком « ».
- Произношу слово, выделяя голосом 4 звук: зеб[ррр]а. -Какой 4 звук? - Дадим характеристику. Он:
- Обозначу выделенный звук условным значком « ».
- Произношу слово, выделяя голосом 5 звук: зебр[ааа]. -Какой 5 звук? - Дадим характеристику. Он: - Обозначу выделенный звук условным значком « ». - Называю все звуки в слове по порядку.
- Поставлю ударение. Для этого, позову слово к себе. - Делю слово на слоги. - Проверим, получилось ли слово. Прочитаем по слогам.
-Прочитаем слово по схеме. -Поставьте указку под первый звук в слове - Произнесём первый звук все вместе.(И индивидуально) - Давайте повторим характеристику звука [з']. - Сядем удобно. Посмотрим глазками в сторону окна, не поворачивая головы. Посмотрим в сторону стенки. Посмотрим на потолок, на пол. По кругу покрутили зрачками глаз. Поморгали. (2 раза!)
-Произнесем 1 звук в слове зебра -Теперь произнесите 1 звук в слове замок - Произнесите попарно звуки [з], [з’]. Начинай, ______, теперь ты ______, и ты ______. А теперь все вместе. - Чем эти звуки похожи?
- Чем они отличаются?
- Ребята, эти звуки разные, но обозначаются они одной буквой з. Посмотрите на плакат с буквой З. -Кто знает, какой буквой обозначаются эти звуки? - Посмотрите на плакат, сколько букв видите ? - Какие это буквы? - А когда мы употребляем большую букву З? - Совершенно верно. - А на что похожа буква З? - Ребята, давайте найдем букву з на ленте букв. Где она находится? - Почему?
- Прочитайте букву з в ленте букв. - Сейчас мы с вами научимся печатать букву з. Учебник на подставку, тетрадь с наклоном. Проверим посадку. - Отступим 1 клетку вниз. Посмотрите, как печатается большая буква З, а затем маленькая буква з. - А теперь посмотрите, как я напечатаю большую и маленькую букву Зз. - Напечатай 1 большую и 1маленькую букву на рабочей строке. Не забываем про посадку. - Найдите схему слова замок. - Назовите первый звук. - На письме какой буквой мы обозначим звук [з]? - Клеточку вниз и под первым звуком [з] в схеме напечатаем букву з. - Найдем схему слова зебра. - Поставим карандаш под первый звук. - Назовем первый звук в слове зебра? - Какой буквой на письме обозначим? - Клеточку вниз и под первым звуком [з’] напечатаем букву з.
- Кто сможет назвать больше слов со звуками [з’], [з] в начале слова? - Кто сможет назвать больше слов со звуками [з’], [з] в середине слова?
- Открой Азбуку на странице 91. Найди слоги. Вспомним правило, как читаем слоги? - Прочитайте по цепочки слоги, где согласные читаются мягко.(______) - Прочитайте продолжая цепочку слоги, где согласные читаются твёрдо.(______) -Прочитай (______) все слоги -Прочитаем слоги все вместе
- Встаньте все, немного отдохнем. Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок. Сели, травушку покушали. Тишину послушали. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко.(2раза)
- Найдите столбик слов. Поставьте карандаш под первое слово столбика. Прочитаем слова по цепочке. Читаем 1 слово. - А теперь целым словом с опорой на ударение, как говорим. - Поставили карандашик под второе слово столбика. Читаем. - А теперь целым словом с опорой на ударение. -Поставим карандашик под 3 слово столбика Читаем -А теперь целым словом с опорой на ударение -Поставим карандашик под 4 слово столбика Читаем -А теперь целым словом с опорой на ударение -Поставим карандашик под 5 слово столбика Читаем -А теперь целым словом с опорой на ударение -Теперь (_________) прочитает нам все слова -Прочитайте слова в которых звук[з] твердый
-В которых звук [з’] мягкий -Прочитайте слова которые отвечают на вопрос «Что сделала?» -Теперь те слова которые отвечают на вопрос «Что сделал?» -Теперь прочитайте те слова, которые отвечают на вопросы «Кто?Что?» - Ребята, где мы встретили букву з в этих словах? - А одинаковые ли звуки обозначаются этой буквой в словах? - Почему? - Под столбиком слов найдите текст. -Кто не нашёл? Подготовим этот текст для чтения. - Что значит подготовить для чтения? -Подготовьте текст для чтения - Работаем самостоятельно, не забываем про посадку. - Прочитаем 1 предложение.
- Прочитаем 2 предложение.
- Весь текст прочитает (_______). -Молодцы, вы читали по слогам , старался, соблюдал паузы.
- Посмотрите на страницу 91 и ответьте на вопросы в синих рамочках. Звуки [з] и [з'] гласные или согласные? Поясните свой ответ.
- Эти звуки мягкие или твердые? - В каком случае этот звук бывает мягким? -Вы отлично справились с этим заданием. -Найдите текст который называется «В зоопарке», приготовтесь следить за чтением и внимательно слушать.
-Прочитайте, какие звери есть в зоопарке? -Кто за забором? -Что крикнула Зина?
-Что такое аквариум? -Кто живет в аквариуме в зоопарке? -Ребята, налимы это пресноводные рыбки, посмотрите на слайд -Кто заинтересовал детей, прочитайте -Что дети узнали о змеях? -Ребята, рассмотрите иллюстрацию, как вы думаете, она подходит к рассказу? Почему? -Кто из вас был в зоопарке? Кого вы там видели? -Ребята, подумайте, какие животные еще могут жить в зоопарке в названии которых встречаются звуки [з],[з‘] -Вместе с соседом по парте попробуйте составить рассказ, и начните его так : В субботу наш класс ходил в зоопарк. Там мы видели разных животных. Нам больше всего понравился…. -Прежде чем начать работать вспомним правила работы в паре. -1 пара, расскажите нам сой рассказ
- С какой новой буквой мы с вами сегодня познакомились? - А какие звуки обозначает эта буква? - Дайте им характеристику.
- Посмотрите на ленту букв и скажите, каких букв мы изучили больше — гласных или согласных? - Назовите гласные буквы, которые мы изучили, затем согласные. - Хорошо. - У вас на столах лежат буквы з, возьмите их. Закрасьте их: - в зелёный цвет — если вы работали хорошо и у вас всё получилось; - в жёлтый цвет — если у вас что-то не получилось; - в красный цвет — если у вас ничего не получилось. -Покажите мне свои буквы -Кто-то уже хорошо усваивает материал, а кому-то ещё немного нужно постараться. - Спасибо за урок. Урок окончен. |
Проверяют все необходимое.
Садятся.
- а, о, у, ы, и, н, с, к, т, л, р, в, е, п, м
- н, с, к, т, л, р, в, п, м
- а, о, у, ы, и, е
- Буквы и, е
- При произношении согласных звуков есть преграда во рту, а при произношении гласных нет. Гласные звуки образуют слог и состоят из голоса.
-Перед гласной буквой а, согласные читаются твёрдо, рот открываю на [а], читаю: на. -Перед гласной буквой о, согласные читаются твёрдо, рот открываю на [о], читаю: но. -Перед гласной буквой у, согласные читаются твёрдо, рот открываю на [у], читаю: ну. -Перед гласной буквой и, согласные читаются мягко, рот открываю на [и], читаю: ни. -Перед гласной буквой ы, согласные читаются твёрдо, рот открываю на [ы], читаю: ны. -Перед гласной буквой е, согласные читаются мягко, рот открываю на [е], читаю: не. -Читают слоги со слайда
-Зебры
-Замок
-[З'-З'-З']ебра
[З-З-З]амок
- [з] и [з']
-Согласные
- Они состоят из шума и голоса. - При произнесении есть преграда во рту. - Знакомиться с новыми звуками и буквой и печатать её.
-[ззз]амок -[з] -Согласный, твердый, звонкий -Обозначают 1 звук в тетради
-з[ааа]мок
-[а] -Гласный, безударный -Обозначают 2 звук
-за[ммм]ок
-[м] -Согласный, твердый, звонкий -Обозначают 3 звук
-зам[ооо]к -[о] -Гласный, ударный
-Обозначают 4 звук
-замо[ккк]
-[к] -Согласный, твердый, глухой -Квадратик
- [з], [а], [м], [о], [к]
-замооок
-За-мок
-За-мок, сколько в слове гласных, столько и слогов -Замок
-[з]
-Согласный, звонкий, твердый -Есть
-Зебра -Зебра
-[ззз']ебра
-[з'] -Согласный, мягкий, звонкий -Квадратик с подушечкой закрашенной, и нарисую звоночек - з[эээ]бра
-[э] -гласный , ударный -Кружочек
-зе[ббб]ра. -[б] -Согласный, твердый, звонкий, -Квадратик, поставлю звоночек, тк звонкий звук, подушечку не закрашиваю
-[р] -Согласный , твердый, звонкий - Квадратик, поставлю звоночек, тк звонкий звук, подушечку не закрашиваю
-зебр[ааа]. -[а] -Гласный, безударный -Кружочек
-[з'], [э], [б], [р], [а]
-Зееебра
-Зеб- ра, сколько в слове гласных звуков столько и слогов -Зеб-ра -Зебра
-[З']
-Согласный, звонкий, мягкий
-[з’-з’-з’]
-[з-з-з]
- [з] , [з’] - [з] , [з’] - [з] , [з’]
-Оба звука согласные, оба звонкие -Звук [з]-твердый, а звук [з’]-мягкий
-Буквой З
-2
-Зз -Когда пишем имена и названия городов
-На змею -В первом ряду
-Потому что звук [з] согласный, звонкий
-буква з обозначает звуки [з], [з’]
Дети печатают букву в тетради.
- [з].
- Буквой з.
- [з’].
- Буквой з.
-Зяблик, зонт, зебра, золото, замок, зима, Зина, зерно, зефир… -Хозяин, друзья, изюм, фантазия, бензин…
- Перед гласными: а, о, у, ы – согласные читаем твердо, перед гласной и,е – согласный читаем мягко. -зе, зи
-за, зу, зо, зы
-1 ученик читает все слоги
-Чтение слогов хором
-зна-ко-мы-е -ЗнакОмые
-по-зна-ко-ми-ла -познакОмила
-про-из-не-си-те -поизнесИте
-за-зве-нел -зазвенЕл
-зво-нок -звонОк
-1 Ученик читает все слова
-Знакомые, познакомила, зазвенел, звонок -Произнесите -Познакомила
-Прозвенел
-Знакомые, звонок
-в начале, в середине слов
-Да
-Все звуки твердые
- Поставить под гласные звуки точки, разделить текст на слоги, прочитать по слогам, поставить над словами ударение, перечитать целым словом -Читает 1 предложение 1 ученик -Читает 2 предложение 2 ученик -Хорошо читающий ученик читает весть текст
-Скоро мы посетим зоопарк -А пока Анна Ивановна рассказала нам о еноте и степном волке
- Согласные. - Их нельзя пропеть, при произнесении воздух встречает преграду. - Звук [з] — твёрдый, а звук [з'] – мягкий. - Если за звуком [з'] следует звук [и] или [е].
-Лев, слон, сомы, налимы, змеи -Лев -Смотрите, смотрите! Вот он, слон. -Место где живут рыбки -Сомы и налимы
-Нас заинтересовали змеи
-Как они зимовали -Подходит, на иллюстрации есть зоопарк, есть лев, слон
-Ответы детей
-Зебра, зубр, коза, обезьяна
-Составление рассказа в парах
- Работать сообща, выслушивать ответы товарища, не перебивать. -Рассказывают составленный рассказ
- Мы познакомились с буквой З
-Эта буква обозначает звуки [з],[з']
-Звук [з]Согласный, твердый ,звонкий -Звук [з']Согласный, мягкий ,звонкий -согласных
- а, о, у, ы, и, е - н, с, к, т, л, р, в, п, м |
Если у ребенка чего-то не хватает, то дать.
Лента букв над доской
Слайд – слоги: на-но-ну-ни-ны-не; са-со-су-си-сы-се; ка-ко-ку-ки-кы-ке; та-то-ту-ти-ты-те; ла-ло-лу-лы-ли-ле; ра-ро-ру-ры-ри-ре; ва-во-ву-вы-ви-ве; па-по-пу-пы-пи-пе; ма-мо-му-мы-ми-ме
-На слайде зебра и замок
На слайде картинка зебра
Картинка замок
На доске вместе с детьми делаю звуковой разбор
Картинка-отгадка
Схема:
Картинка-отгадка
Схема:
Лента букв
На слайде картинки слов на букву з и с буквой з в середине слова
Перечитываю целым словом, орфоэпически
Скоро мы посетим зоопарк. А пока Анна Ивановна рассказала нам о еноте и степном волке.
Чтение текста из азбуки «В зоопарке»
На слайде сомы и налимы, что бы наглядно показать детям кто это
На слайде животные которые могли бы жить в зоопарке в названии которых есть звуки [з],[з‘]
Повторение звуков На слайде звуки :сначала гласные, потом появляются согласные
Буквы «З» |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.