Урок 19. Восстание под предводительством Е. Пугачева
Оценка 4.8

Урок 19. Восстание под предводительством Е. Пугачева

Оценка 4.8
Рабочие листы
docx
история
8 кл
21.03.2019
Урок 19. Восстание под предводительством Е. Пугачева
Рабочий лист Урок 19. Восстание под предводительством Е. Пугачева учебник Л.Андреева. Содержит задания с применением технологии критериального оценивания: работа с источником, картой, датами. Таблица самооценки поможет учащимся оценивать свои успехи по предмету, составлять индивидуальное домашнее задание для успешной работы, повышает мотивацию.
Урок 19.docx
Урок 19. Восстание под предводительством Е. Пугачева «Пугачев, при всей своей безграмотности, темноте, будучи человеком  острого ума, “проворным” и проницательным, несомненно, понимал  значение и смысл того дела, на которое он поднял огромные массы  людей, пошедших за ним. Не мог он не думать о том, что его  выступление, несмотря на поражение, не было одиноким в жизни  русского народа, истинным сыном которого он был». (В. И. Буганов) Сообщение  Проверка дом задания: (3 б.) Вопросы и задание 1. Как вы думаете, почему Уложенная комиссия так и не завершила свою деятельность: не создала нового Уложения, свода законов Российской империи? 2.   На   основе   «Наказа»   Екатерины   II   Уложенной   комиссии   можно   предположить,   что императрица задумывалась о тормозящем влиянии крепостного права на развитие страны. В то же время А. Н. Радищев, показавший в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» все ужасы крепостного состояния крестьян и пытавшийся привлечь внимание общества к этой проблеме, был приговорен к смертной казни. Нет ли здесь противоречия? Сформу­ лируйте свое мнение и докажите его. Тестовое задание 1(5 б) 1. Жалованная грамота дворянству была издана: а) в 1767 г. б) в 1775 г. в) в 1785 г. 2. Губернская реформа была проведена: а) в 1773 г. б) в 1775 г. в) в 1783 г. 3. Подготовить свод законов Российской империи должно было: а) Вольное экономическое общество б) Уложенная комиссия в) Верховный тайный совет 4. Политику Екатерины II называют: а) республиканской б) «просвещенным абсолютизмом» в) жалованным абсолютизмом 5. Указ, разрешавший помещикам ссылать крестьян в Сибирь, был издан: а) в 1765 г. б) в 1775 г. в) в 1785 г. Тестовое задание 2 1. Передача монастырских и церковных земель в государственное управление: а) меркантилизм б) рекрутчина в) секуляризация 2. Запорожская Сечь была ликвидирована: а) в 1775 г. б) в 1783 г. в) в 1887 г. 3. Крепостное право на Украине было введено: а) в 1765 г. б) в 1783 г. в) в 1785 г. 4. Указ, по которому разрешалось свободно открывать типографии, был издан: а) в 1765 г. б) в 1775 г. в) в 1783 г. 5.   Автор   «Путешествия   из   Петербурга   в   Москву»,   в   котором   показаны   все   ужасы крепостной зависимости крестьян: а) А. Н. Радищев б) Н. И. Новиков в) Феофан Прокопович Чтение главного вопроса урока: «Можно ли восстание под предводительством Е. Пугачева называть крестьянской войной?» Версия __________________________________________________________________ — Что мы должны узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока? Целеполагание________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Задание 1 (2 б) Дайте определение понятий: Крестьянская война___________________________________________________________ Манифест___________________________________________________________________ Учащимся предлагается вспомнить причины народных выступлений в XVII в. и первой четверти XVIII в. и предположить, каковы могли быть причины народных выступлений во второй половине XVIII в. Вопрос и задание 2) Какие повинности несли крестьяне и решался ли вопрос об отмене крепостного права? Свои   ответы   сравните   с   авторской   позицией,   прочитав   в   §   пункт   «Обострение социальных противоречий». Задание 2  Работа с текстом. Прочитайте в учебнике документ «Манифест Пугачева».(5 б) 1. Предположите, почему Е. Пугачев издал манифест от имени царя Петра III. _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 2. Почему   бунтовщик   обратился   к   представителям   разных   народов   Российской империи? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 3. Какие предложения Пугачева привлекли на его сторону крестьян? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 4. Как   вы   думаете,   можно   ли   этот   манифест   назвать   «жалованной   грамотой крестьянству»? _______________________________________________________________________ __________________________________________________________ 5. Как вы думаете, являлось ли восстание под предводительством донского казака альтернативой развития государства, что оно несло обществу в случае победы? _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Задание 3 Работа с картой (3 б) 1. Рассмотрите карту «Восстание под предводительством Е. Пугачева». 2. Назовите территории, охваченные восстанием. Оцените масштаб распространения восстания. 3. Сравните направления движения восставших и правительственных войск. Задание 4 Соотнесите даты, отмеченные на ленте времени, и события: (3 б) 1) начало восстания под предводительством Е. Пугачева; 2) казнь Е. Пугачева; 3) подавление восстания. Ответ на вопрос урока_______________ (1б) Оцени свою работу на уроке_________________ 0­6 «2», 7­9 «3», 10 – 12 «4», 13­14 «5» Рефлексия Заполни таблицу по факту: (+), (­), (н/д ­ необходимо доработать) Знаю Годы восстания Состав участников  Причины восстания ответ на главный вопрос урока Умею Определять цели работы на  уроке Быстро находить в § нужную  информацию Работать с картой Разрабатывать критерии  выполнения заданий совместно  с учителем Оценивать себя по критериям Устанавливать причины  успеха/неуспеха своей  деятельности Проанализируй и составь своё индивидуальное домашнее задание  Домашнее задание: § 16 предварительное чтение. + индивидуальное  задание + Подготовка к дискуссии. Познакомьтесь с мнением историков. Историк Л. Семенникова считает, что по своему содержанию восстание не несло никакой позитивной   программы,   восставшие   выступали   против   модернизации,   разрушающей патриархальные   традиции,   и   стремились   вернуться   к   идеализированной   старине, коллективному общинному труду под руководством доброго православного царя. Историки   П.   Черкасов   и   Д.   Чернышевский   считают,   что   «правительству   Екатерины   с большим   трудом   удалось   подавить   восстание.   Память  же   о  “кровавом   русском  бунте” крепко   засела   в   общественном   сознании   России,   предостерегая   как   от   чрезмерного завинчивания гаек в государственном механизме, так и от бессилия власти». Н. Эйдельман писал: «Восстание страшное, жестокое, взявшее много крови и неправедной, и   праведной,   бунт,   своего   не   достигший,   но…   историки,   экономисты   вычислили,   что, между прочим, заработная плата на уральских заводах после восстания выросла, даны были некоторые  льготы   разным   категориям  крестьян.  Это  не  мелочь,  приглядимся   получше: пугачевцев победили, переказнили, но победители испугались и все же повысили плату или уменьшили оброк! Если бы не 1773—1774­й, то, конечно, не стали бы повышать… Скажем иначе: вообще в России с крестьян “драли три шкуры”, но если бы не Болотников, Разин, Булавин, Пугачев, содрали бы все десять». Е.   Анисимов   и   А.   Каменский   указывают,   что   «восстание   Пугачева,   повергшее   в   ужас дворянскую Россию, имело важные последствия для определения дальнейшей внутренней политики   Екатерины   II.   Во­первых,   императрица   убедилась   в   глубоком   консерватизме низших слоев населения империи. Во­вторых, стало ясно, что при всех издержках лишь дворянство могло быть истинной опорой трона. Наконец, в­третьих, восстание наглядно продемонстрировало глубокий кризис общества и, следовательно, невозможность и далее откладывать  реформы,  которые  следовало  проводить  постепенно,  шаг за шагом,  путем медленной каждодневной работы». Вопросы и задание для обсуждения 1.   Что   имели   в   виду   историки,   говоря,   что   восстание   предостерегло   власть   «как   от чрезмерного завинчивания гаек в государственном механизме, так и от бессилия»? 2. Согласны ли вы с утверждением, что восстание привело к снижению угнетения крестьян и работных людей? Подтвердите свою мысль фактами. 3. Как вы думаете, в чем заключался «консерватизм низших слоев населения империи» и о каком «кризисе общества» говорят историки? Памятка «Правила ведения дискуссии» 1. 2. Прежде чем выступать, четко определи свою позицию. Излагай свою точку зрения, начиная фразы со слов: «Я считаю…»; «По моему мнению…»; «Не могу согласиться…». Внимательно   слушай   оппонента.   При   необходимости   конкретизации   мнения 3. оппонента начинай фразы словами: «Я не совсем понял, что ты имел в виду…»; «Не мог бы ты обосновать свое высказывание…». Не забывай о четкой аргументации и логике. 4. Аргументы должны быть:  достоверными; доказанными самостоятельно; достаточными. Высказывайся только по теме дискуссии. Говори ясно, точно, просто, отчетливо, своими словами, не «по бумажке» Не стесняйся признать правоту собеседника. Никогда не «навешивай ярлыков», не допускай грубостей и насмешек. Стремись к разностороннему исследованию проблемы. Заканчивая выступление, подведи итоги и сформулируй выводы. 5. 6. 7. 8. 9. 10. (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252) (cid:252)

Урок 19. Восстание под предводительством Е. Пугачева

Урок 19. Восстание под предводительством Е. Пугачева

Урок 19. Восстание под предводительством Е. Пугачева

Урок 19. Восстание под предводительством Е. Пугачева

Урок 19. Восстание под предводительством Е. Пугачева

Урок 19. Восстание под предводительством Е. Пугачева

Урок 19. Восстание под предводительством Е. Пугачева

Урок 19. Восстание под предводительством Е. Пугачева
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2019