Урок 26. Развитие речи. ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ПО КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
Оценка 5

Урок 26. Развитие речи. ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ПО КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
10.02.2017
Урок 26. Развитие речи.  ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ  ПО КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
урок для 9 класса по литературе. развитие речи.Любое рассуждение – это всегда мысль, отражающая наиболее существенные признаки того предмета или явления, о котором предстоит рассуждать. рассматривается объем темы – это тот круг фактов, явлений, предметов, который ею охватывается; содержание темы – это совокупность наиболее существенных признаков (свойств, отношений), характерных для всех фактов, явлений, предметов, составляющих объем данной темы.
Урок 26 9 кл.doc
Урок 26. Развитие речи.  ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ­РАССУЖДЕНИЕ  ПО КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» Ц е л ь : учить определять объем и содержание темы. Х о д   у р о к а I. Работа по теме урока. С л о в о   у ч и т е л я  об объеме и содержании темы. Любое рассуждение – это всегда мысль, отражающая наиболее существенные признаки того предмета или явления, о котором предстоит рассуждать. Записать в тетрадь: Объем темы – это тот круг фактов, явлений, предметов, который ею охватывается. Содержание   темы –   это   совокупность   наиболее   существенных   признаков   (свойств,   отношений), характерных для всех фактов, явлений, предметов, составляющих объем данной темы. II. Практическая часть. З а д а н и е  1. Определить объем следующих тем: 1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»; 2) «Молчалин и Скалозуб»; «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума». О б ъ е м   т е м ы  1: Молчалин. О б ъ е м   т е м ы  2: Молчалин и Скалозуб. О б ъ е м   т е м ы   3: Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Репетилов, Хлестова, Софья и т. д. З а д а н и е  2. Определить содержание темы № 1. Формулировка   темы   не   заключает   в   себе   ни   утверждения,   ни   отрицания   относительно   Молчалина, поэтому надо данную формулировку переделать так, чтобы выявить основную идею, которую она может в себе содержать. Чтобы легче было произвести эту операцию, нужно сначала определить задачу, которую ставит тема перед автором рассуждения, т. е. поставить вопрос, который содержит в себе тема. Прямой ответ на этот вопрос поможет сформулировать основную идею рассуждения. После этого остается только подобрать аргументы для обоснования тезиса. 1)   Определим   задачу   первой   темы   (каждый   определяет   ее   по­своему,   поэтому   возможны   и   другие вопросы): а) Зачем Грибоедов ввел в комедию Молчалина? б) Как Грибоедов раскрывает характер Молчалина? в) Какое значение имеет образ Молчалина в развитии конфликта комедии? 2) Дадим точные ответы на поставленные вопросы: а) Грибоедов ввел Молчалина в комедию для того, чтобы противопоставить Молчалина Чацкому. б)   Характер   Молчалина Грибоедов   раскрывает   главным   образом   в   его   отношениях   с   другими героями. в) Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии. 3) Выделим из каждого ответа основной тезис. Формулировка должна быть четкой, ясной, краткой, иметь форму грамматически законченного предложения: а) «Молчалины блаженствуют на свете». б)   Показ   отношений   Молчалина   с   другими   героями   комедии   –   главный   прием   раскрытия   его характера. в) Молчалин – один из главных участников конфликта, изображенного в комедии. 4) Подберем аргументы для обоснования каждого из этих тезисов. Чтобы   легче   было   подобрать   аргументы,   надо   найти   в   основном   тезисе   слово   или   словосочетание, выражающее   мысль,   которую   и   требуется   доказать.   Как   найти   такое   слово   или   словосочетание?   Если основной тезис сформулирован в виде двусоставного предложения (с подлежащим и сказуемым), то это слово   или   словосочетание   всегда   будет   находиться   в   группе   сказуемого,   так   как   сказуемое   как   раз   и обозначает то, что мы утверждаем или отрицаем о предмете рассуждения. К   т е з и с у  1: 1) Молчалин видит смысл жизни в том, чтобы «и награжденья брать, и весело пожить». 2) Он убежден, что связь с влиятельными лицами – лучший способ продвижения по служебной лестнице. 3) Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». К   т е з и с у  2: 1) В отношениях с кем из героев особенно ярко раскрывается характер Молчалина? С Фамусовым? С Чацким? С Софьей? С Лизой? 2) Какие черты Молчалина раскрываются в отношениях с этими героями: а) карьеризм; б) исполнительность, угодничество, подхалимство как средство делания карьеры; в) умственная ограниченность, узость интересов; г) трусость, лицемерие, подлость, цинизм. К   т е з и с у  3: 1)   Молчалин   играет   главную   роль   в   сцене,   изображающей   обстоятельства,   при   которых   завязался драматический узел; 2) Молчалин – главная фигура в борьбе между Софьей и Чацким; 3) Молчалин – главное лицо в сцене катастрофы. В ы в о д .  Разобрав три варианта содержания одной темы, мы получили три разных рассуждения, потому что по­разному определили проблему и вследствие этого – содержание темы. Домашнее задание: написать сочинение по одной из ранее предложенных тем, откорректировав его в соответствии с полученными знаниями; подготовиться к защите литературных газет.

Урок 26. Развитие речи. ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ПО КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Урок 26. Развитие речи.  ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ  ПО КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Урок 26. Развитие речи. ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ПО КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Урок 26. Развитие речи.  ОБУЧАЮЩЕЕ СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ  ПО КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017