Рабочая программа по русской литературе (9 класс)
Оценка 4.6

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
русская литература
9 кл
28.01.2017
Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012).
литература.doc
Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного   стандарта   основного   общего   образования   второго   поколения,   на   основе   примерной   Программы   основного   общего образования по литературе, авторской программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику  В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012). Цели и задачи образования на данной ступени общего образования •   формирование   духовно   развитой   личности,   обладающей   гуманистическим   мировоззрением,   национальным   самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;  •   овладение   возможными   алгоритмами   постижения   смыслов,   заложенных   в   художественном   тексте   (или   любом   другом   речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;   •   овладение   важнейшими   общеучебными   умениями   и   универсальными   учебными   действиями   (формулировать   цели   деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.  Достижение   поставленных   целей   при   разработке   и   реализации   образовательным   учреждением   основной   образовательной   программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:  • обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;  • обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;  •   обеспечение   доступности   получения   качественного   основного   общего   образования,   достижение   планируемых   результатов   освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми ­ инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;  •   установление   требований   к   воспитанию   и   социализации   обучающихся   как   части   образовательной   программы   и   соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого­педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;  • обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; • взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов,   их   профессиональных   склонностей   через   систему   клубов,   секций,   студий   и   кружков,   организацию   общественно   полезной деятельности,   в   том   числе   социальной   практики,   с   использованием   возможностей   образовательных   учреждений   дополнительного образования детей;  • организация интеллектуальных  и творческих соревнований,  научно­технического творчества, проектной и учебно­исследовательской деятельности;  • участие  обучающихся, их  родителей  (законных  представителей),  педагогических  работников  и общественности в  проектировании  и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;  • включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;   •   социальное   и   учебно­исследовательское   проектирование,   профессиональная   ориентация   обучающихся   при   поддержке   педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;  • сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.  В основе реализации основной образовательной программы лежит системно­деятельностный подход, который предполагает:  • воспитание и развитие  качеств личности, отвечающих  требованиям информационного  общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;  • формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;  • ориентацию на достижение цели и основного результата образования ­ развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно­познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно­воспитательных целей и путей их достижения;  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей­инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.  Цели   изучения   литературы   могут   быть   достигнуты   при   обращении   к   художественным   произведениям,   которые   давно   и   всенародно признаны   классическими   с   точки   зрения   их   художественного   качества   и   стали   достоянием   отечественной   и   мировой   литературы. Следовательно,  цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими  образцами мировой   словесной   культуры,   обладающими   высокими   художественными   достоинствами,   выражающими   жизненную   правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.  Общая характеристика учебного предмета  Главная идея программы по литературе ­ изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, ХХ вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.  Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.  Курс литературы в 9 классе строится на основе сочетания концентрического, историко­хронологического и проблемно­тематического принципов.  На изучение предмета отводится 3 ч в неделю, итого 105 ч за учебный год.  Распределение учебных часов по разделам программы Место предмета Введение ­ 1 ч. Из древнерусской литературы ­ 3 ч.  Из русской литературы XVIII века ­ 8 ч.  Из русской литературы XIX века ­ 58 ч (в т. ч. 4К.Р., 11 Р.Р., 1 В.Ч.).  Из русской литературы ХХ века ­ 28 ч (в т. ч. 1 К.Р., 5 Р.Р., 1 В.Ч.).  Из зарубежной литературы ­ 5 ч (в т. ч. 1 Р.Р.) .  Уроки итогового контроля ­ 2 ч. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не  только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно  сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием»,  «человековедением», «учебником жизни».Литература как искусство словесного образа особый способ познания жизни, художественая  модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бтия, как высокая степень эмоционального  воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающими активное сотворчество  воспринимающего. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне  развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей ­необходимое условие становления человека  эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к  окружающему миру. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными  художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими  современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному  опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в  историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и  нравственного потенциала многонациональной России. Требования к результатам освоения выпускниками основной школы программы по литературе Личностные результаты:  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;  •   формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню   развития   науки   и   общественной   практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,   вере,   гражданской   позиции,   к   истории,   культуре,   религии,   традициям,   языкам,   ценностям   народов   России   и   народов   мира; готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;  •   развитие   морального   сознания   и   компетентности   в   решении   моральных   проблем   на   основе   личностного   выбора,   формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  • формирование  коммуникативной  компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,  старшими и младшими  в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видах деятельности; • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;  •   развитие   эстетического   сознания   через   освоение   художественного   наследия   народов   России   и   мира,   творческой   деятельности эстетического характера.  Метапредметные результаты:  • умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;  • умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  • умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии   для   классификации,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить   логическое   рассуждение,   умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; • умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;  • умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:   находить   общее   решение   и   разрешать   конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учета   интересов;   формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;  •  умения   осознанно   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с  задачей   коммуникации   для   выражения   своих   чувств,  мыслей   и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно­коммуникационных технологий.  Предметные результаты:  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX­ХХ вв., литературы народов России и зарубежной литературы;  •   понимание   связи   литературных   произведений   с   эпохой   их   написания,   выявление   заложенных   в   них   вневременных,   непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; • умения анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;  •   определение   в   произведении   элементов   сюжета,   композиции,   изобразительно­выразительных   средств   языка,   понимание   их   роли   в раскрытии   идейно­художественного   содержания   произведения   (элементы   филологического   анализа);   владение   элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;  • приобщение к духовно­нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно­нравственными ценностями других народов;  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;  • умения пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой  изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;  •   понимание   образной   природы   литературы   как   явления   словесного   искусства;   эстетическое   восприятие   произведений   литературы; формирование эстетического вкуса;  •   понимание   русского   слова   в   его   эстетической   функции,   роли   изобразительно­выразительных   языковых   средств   в   создании художественных образов литературных произведений. Содержание учебного предмета Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих  золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко­и теоретико­литературных  знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в 9 классе являются их высокая художественная ценность,  гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно­­исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы. Перечень произведений представляет собой  инвариантную часть любой программы  литературного образования, обеспечивающую федеральный компонент общего образования, и  допускает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа  вариативности в изучении литературы. ВВЕДЕНИЕ (1 ч)  Литература и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребностей общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.  Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).  ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч)  Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. ((Слово о полку Игореве».   «Слово...»   как   величайший   памятник   литературы   Древней   Руси.   История   открытия   «Слова...».   Проблема   авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...». Теория литературы. Летопись. Метафорическая природа художественного образа. Исторический процесс.  Контрольная работа (далее ­ КР.). Контрольная работа №1 по теме «Древнерусская литература».  Развитие речи (далее ­ Р.Р.) . Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев древнерусской литературы и их нравственная оценка.  ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (8 ч)  Характеристика русской литературы XVIII в. Гражданский пафос русского классицизма.  Михаил Васильевич Ломоносов (3 ч)  Жизнь   и   творчество   (обзор).   Ученый,   поэт,   реформатор   русского   литературного   языка   и   стиха.   «Вечернее   размышление   о   Божием Величестве  при  случае великого  северного сияния»,  «Ода  на день восшествия  на Всероссийский  престол Ее  Величества  государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.  Р.Р. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ поэтического текста.  Гавриил Романович Державин (2 ч) Жизнь и творчество (обзор).  «Властителям   и   судиям».  Тема   несправедливости   сильных   мира   сего.   «Высокий»   слог   и   ораторские,   декламационные   интонации. «Памятник».  Традиции   Горация.   Мысль   о   бессмертии   поэта.   «Забавный   русский   слог»   Державина   и   его   особенности.   Оценка   в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р. Державина.  Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии (развитие представлений). Черты «высокого» стиля в лирике.  Р.Р. Выразительное чтение. Устное рецензирование выразительного чтения. Письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ поэтического текста. Николай Михайлович Карамзин (3 ч)  Жизнь и творчество (обзор).  Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень».  Сентиментализм.  Утверждение  общечеловеческих  ценностей  в   повести  «Бедная   Лиза».  Главные   герои  повести.  Внимание   писателя  к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.  Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).  К.Р. Контрольная работа № 2 по произведениям литературы XVIII века.  ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА (58 ч)  Василий Андреевич Жуковский (2 ч)  Жизнь и творчество (обзор). «Море». Романтический образ моря.  «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» ­ пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана ­ пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.  Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы (развитие представлений).  Р.Р.   Выразительное   чтение   баллады.   Устное   рецензирование   выразительного   чтения.   Участие   в   коллективном   диалоге.   Устный   и письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Составление плана баллады (в том числе цитатного). Характеристика героев русской романтической баллады.  Александр Сергеевич Грибоедов (8 ч) Жизнь и творчество (обзор).  Комедия «Горе от ума». История создания, публикации, первые постановки комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного   человека»   в   русской   литературе.   Своеобразие   любовной   интриги.   Образ   фамусовской   Москвы.   Художественная   роль внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц.   Конкретно­историческое   и   общечеловеческое   в   произведении.   Необычность   развязки,   смысл   финала   комедии.   Критика   о   пьесе Грибоедова. Проект. Теория литературы. Комедия (развитие представлений).  К.Р. Контрольная работа № 3 по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Р.Р. Выразительное чтение отрывков комедии. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы. Устная и письменная характеристика героев. Анализ эпизодов. Александр Сергеевич Пушкин (12 ч)  Жизнь и творчество (обзор).  Стихотворения  «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», ((Я вас любил; любовь еще, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...». Многообразие тем, жанров, мотивов лирики А.С. Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворенность и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.  «Евгений Онегин».  Обзор содержания. «Евгений  Онегин» ­ роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления. Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна ­ нравственный идеал А.С. Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно­композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика ­ В.Г. Белинский, Д.И. Писарев; «органическая» критика А.А. Григорьев; «почвенники» ­ Ф.М. Достоевский; философская критика начала ХХ в.; писательские оценки).  «Моцарт   и   Сальери».  Проблема   «гения   и   злодейства».   Трагедийное   начало   «Моцарта   и   Сальери».   Два   типа   мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Проект. Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия). Психологизм изображения (начальные представления).  К.Р. Контрольная работа № 4 по произведениям А.С. Пушкина.  Р.Р. Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповая характеристика героев (в том числе сравнительная). Составление анализа эпизода. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно­эмоционального содержания.  Михаил Юрьевич Лермонтов (12 ч)  Жизнь и творчество (обзор). «Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» ­ первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной   личности.   Главные   и   второстепенные   герои.   Особенности   композиции.   Печорин   ­   «самый   любопытный   предмет   своих наблюдений» (В.Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».  Повесть «Фаталист» и ее философско­композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа.  Поэзия М.Ю. Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского.  Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророю», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...»,  «Есть речи ­ значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий». Основные мотивы, образы и настроения поэзии М.Ю. Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть,   приносящая   страдания.   Чистота   и   красота   поэзии   как   заповедные   святыни   сердца.   Трагическая   судьба   поэта   и   человека   в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии. Проект.  Теория   литературы.   Психологический   роман   (развитие   представлений).   Романтический   герой   (развитие   представлений),   романтизм, реализм (развитие представлений).  К.Р. Контрольная работа № 5 по произведениям М.Ю. Лермонтова.  Р.Р. Составление плана анализа лирического стихотворения, письменный анализ эпизода романа по плану (с использованием цитирования). Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа с последующим рецензированием выразительного чтения. Написание сочинения на  литературном   материале   и   с   использованием   собственного   жизненного   и   читательского   опыта.   Редактирование   текста.   Участие   в коллективном   диалоге.   Устный   и   письменный   ответы   на   проблемные   вопросы.   Характеристика   сюжета   романа,   его   тематики, проблематики, идейно­эмоционального содержания.  Николай Васильевич Гоголь (12 ч)  Жизнь и творчество (обзор).  «Мертвые души».  История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков ­ «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Н.В. Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом­путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора ­ от сатирика к проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Н.В. Гоголя на критику В.Г. Белинского.  Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии и сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений). Проект.  К.Р. Контрольная работа № 6 по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души».  Р.Р. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования. Составление плана анализа фрагмента поэмы. Устный   и   письменный   анализ   эпизодов   поэмы   по   плану.   Устное   рецензирование   выразительного   чтения.   Написание   сочинения   на литературном   материале   и   с   использованием   собственного   жизненного   и   читательского   опыта.   Редактирование   текста   сочинения. Характеристика сюжета поэмы, ее тематики, проблематики, идейно­композиционного содержания.  Федор Михайлович Достоевский (5 ч)  Жизнь и творчество (обзор).  «Белые   ночи».  Тип   «петербургского   мечтателя»   ­   жадного   к   жизни   и   одновременно   нежного,   доброго,   несчастного,   склонного   к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М. Достоевского. Проект.  Теория литературы. Повесть (развитие представлений). Психологизм литературы (развитие представлений). Р.Р.   Выразительное   чтение   отрывков   романа.   Рецензирование   выразительного   чтения.   Устный   и   письменный   ответы   на   проблемные вопросы. Анализ отрывков произведения по алгоритму выполнения задания.  Антон Павлович Чехов (7 ч)  Жизнь и творчество (обзор).  «Тоска»,   «Смерть   чиновника».  Истинные   и   ложные   ценности   героев   рассказа.   Рассказ   «Смерть   чиновника»   ­   эволюция   образа «маленького человека» в русской литературе XIX в. Чеховское отношение и «маленькому человеку». Боль и негодование автора. Рассказ «Тоска» ­ тема одиночества в многолюдном городе.  Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.  Р.Р. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств   создания   их   образов.   Составление   плана   письменного   высказывания.   Написание   творческой   работы   с   последующим редактированием текста. Проект.  ИЗ Русской ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (28 ч)  Русская литература ХХ в. (обзор) (1 ч)  Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы ХХ в. Из русской прозы ХХ в. Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений ХХ в., о ведущих прозаиках России.  Иван Алексеевич Бунин (3 ч)  Жизнь и творчество (обзор).  Рассказ  «Темные аллеи».  Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.  Теория литературы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя. Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования. Характеристика сюжета рассказа, его тематики,   проблематики,   идейно­эмоционального   содержания,   составление   плана   характеристики   героя   по   плану   (в   том   числе сравнительная).  Михаил Афанасьевич Булгаков (4 ч)  Жизнь и творчество (обзор).  Повесть   «Собачье   сердце».  История   создания   и   судьба   повести.   Смысл   названия.   Система   образов   произведения.   Умственная, нравственная, духовная недоразвитость ­ основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова­сатирика. Прием гротеска в повести.  Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий). Р.   Р.   Выразительное   чтение   фрагментов   рассказа.   Устное   или   письменное   рецензирование   выразительного   чтения.   Различные   виды пересказов.   Участие   в   коллективном   диалоге.   Устный   или   письменный   ответ   на   проблемный   вопрос   с   использованием   цитирования. Михаил Александрович Шолохов (1 ч)  Жизнь и творчество (обзор).  Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина, труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.  Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия). Р.Р.   Выразительное   чтение   фрагментов   рассказа.   Устное   или   письменное   рецензирование   выразительного   чтения.   Различные   виды пересказов.   Участие   в   коллективном   диалоге.   Устный   или   письменный   ответ   на   проблемный   вопрос   с   использованием   цитирования. Александр Исаевич Солженицын (2 ч)  Жизнь и творчество (обзор).  Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.  Теория литературы. Притча (углубление понятия).  К.Р. Контрольная работа № 7 по творчеству А.П. Чехова, М.А. Булгакова, М.А Шолохова, А. И. Солженицына.  Р.Р.   Выразительное   чтение   рассказа.   Устное   и   письменное   рецензирование   выразительного   чтения.   Участие   в   коллективном   диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Анализ отрывков рассказа.  Из русской поэзии ХХ века (обзор) (1 ч)  Общий обзор и изучение трех монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные направления русской поэзии ХХ в.  Александр Александрович Блок (2 ч)  Жизнь и творчество (обзор). «Ветер принес издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие  перемен.  Трагедия  поэта  в   «страшном  мире».  Глубокое,   проникновенное   чувство   Родины.   Своеобразие   лирических интонаций А.А. Блока. Образы и ритмы поэзии. Образ Родины в поэзии А.А. Блока.  Теория   литературы.   Лирический   герой.   Тематика   и   проблематика   лирических   произведений   (развитие   представлений).   Виды   рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).  Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение стихотворений, устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный анализ стихотворного текста по алгоритму выполнения задания.  Сергей Александрович Есенин (2 ч)  Жизнь и творчество (обзор). «Вот уж вечер...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно­песенная основа произведений поэта. Сквозные образы   в   лирике   С.А.   Есенина.   Тема   России   ­   главная   в   есенинской   поэзии.   Олицетворение   как   основной   художественный   прием. Своеобразие метафор и сравнений.  Теория   литературы.   Образность   языка   лирики   С.А.   Есенина   (развитие   представлений).   Виды   рифм.   Способы   рифмовки   (углубление понятий).  Р.Р.   Выразительное   чтение.   Рецензирование   выразительного   чтения.   Участие   в   коллективном   диалоге.   Устный   и   письменный   анализ стихотворений  по алгоритму выполнения задания.  Владимир Владимирович Маяковский (2 ч)  Жизнь и творчество (обзор). «Послушайте!»,   «А   вы   могли   бы?»,   «Люблю»  (отрывок)   и   другие   стихотворения   по   выбору   учителя   и   учащихся.   Новаторство Маяковского­поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. В.В. Маяковский о труде поэта.  Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Система стихосложения (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).  Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания.  Марина Ивановна Цветаева (2 ч)  Жизнь и творчество (обзор).  «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи Блоку», «Откуда такая нежность?», «Родина»,  «Стихи  о Мосте».  Стихотворения   о   поэзии,   о   любви.   Особенности   поэтики   М.И.   Цветаевой.   Традиции   и   новаторство   в творческих поисках поэта.  Теория литературы. Литературные традиции. Лирический герой. Экспрессия чувства (развитие представлений).  Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).  Р.Р. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Устный и письменный анализ стихотворений по алгоритму выполнения задания. Николай Алексеевич Заболоцкий (2 ч)  Жизнь и творчество (обзор).  «Я не ищу гармонии в природе...», «Где­то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст»,   «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщения поэта­мыслителя.  Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий). Р.Р. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.  Анна Андреевна Ахматова (2 ч) Жизнь и творчество (обзор).  Стихотворные   произведения   из   книг   «Чётки»,   «Белая   стая»,   «Пушкин»,   «Подорожник»,   «Аnnо   Domini»,   «Тростник»,   «Ветер войны».  Трагические интонации в любовной лирике А.А. Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики стихотворений А.А. Ахматовой.  Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий).  Р.Р. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворений.  Борис Леонидович Пастернак (2 ч)  Жизнь и творчество (обзор). «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака. Одухотворенная предметность поэзии Б.Л. Пастернака. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.  Теория литературы. Лирическое стихотворение (развитие представлений). Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятый).  Р.Р. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.  Александр Трифонович Твардовский (1 ч)  Жизнь и творчество (обзор).  «Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.  Теория литературы. Силлабо­тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий). Р.Р. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.  Песни и романсы на стихи поэтов ХIХ­ХХ вв. (обзор) (1 ч)  А.С.   Пушкин   «Певец»;   М.Ю.   Лермонтов   «Отчего»;   В.А.   Соллогуб   «Серенада»;   Н.А.   Некрасов   «Тройка»;   Е.А.   Баратынский «Разуверение»; Ф.И. Тютчев «К. Б.»; А.К. Толстой «Средь шумного бала, случайно...»; А.А. Фет «Я тебе ничего не скажу...»; А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь...»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь...»; Н.А. Заболоцкий «Признание» и др. Романсы и   песни   как   синтетический   жанр,   посредством   словесного   и   музыкального   искусства   выражающий   переживания,   мысли,   настроения человека. Проект.  Теория литературы. Силлабо­тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление понятий). Р.Р. Выразительное чтение романсов. Устный и письменный анализ романсов. Рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.  ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)  Античная лирика (1 ч)  Гораций. Жизнь и творчество (обзор). «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах ­ знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Г.Р. Державина и А.С. Пушкина.  Теория литературы. Античная ода (развитие представлений).  Р.Р. Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответ на вопросы с использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.  Данте Алигьери (1 ч)  Жизнь и творчество (обзор).  «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение  загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея  восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический  (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным  человеком, разумом поэта). Универсально­философский характер поэмы.  Теория литературы. Поэма (развитие понятий). Р.Р. Устный анализ фрагментов поэмы. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Устный и письменный ответ на  вопрос с использованием цитирования по плану.  Уильям Шекспир (1 ч)  Жизнь и творчество (обзор). Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1­й акт), сцены первой (3­й  акт), сцены четвертой (4­й акт). «Гамлет» ­ «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета,  гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. У. Шекспир и русская литература.  Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).  Р.Р. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном диалоге.  Иоганн Вольфганг Гёте (2 ч)  Жизнь и творчество (обзор). Характеристика особенностей эпохи Просвещения.  «Фауст» (обзор с чтением отдельны сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста»,  «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). «Фауст» ­ философская  трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамика бытия.  Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного  смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» ­ ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера,  творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии ­ «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности  и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература. Проект.  Теория литературы Драматическая поэма (углубление понятия).  ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (2 ч)  К.Р. Контрольное тестирование по итогам изучения курса.  Система оценки достижения планируемых результатов образовательной деятельности обучающихся Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных  проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное  средство развития речи. Объем сочинений в 9 классе должен быть примерно таким: 3­4 листа; Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5­9­ых  классах  первая оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку. Оценка устных ответов При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного    класса: 1.Знание текста и понимание идейно­художественного содержания изученного произведения. 2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев. 3.Понимание роли художественных средств  в раскрытии идейно­эстетического содержания изученного произведения. 4.Знание теоретико­литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и  прочитанных самостоятельно. 5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи. 6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и  выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам. В соответствии с этим: Отметкой «5» оценивается ответ,  обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно­эстетического  содержания произведения; умение пользоваться теоретико­литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного  произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов,  свободное владение монологической литературной речью. Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого  произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно­эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико­литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение  монологической литературной речью. Однако допускается одна­две неточности в ответе. Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении  объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств  в раскрытии идейно­ художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями  при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст  произведения для подтверждения  своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в  композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса. Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение  объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств  в раскрытии идейно­эстетического  содержания произведения; незнание элементарных теоретико­литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. Оценка сочинений В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного  класса: правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев,  исходя из идейно­тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала,  важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст  сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка. Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку». Отметка «5» ставится за сочинение: глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов,  необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один­два речевых недочета. Отметка «4» ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других  источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются две­три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех­четырех речевых  недочетов. Отметка «3» ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и  обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов. Отметка «2» ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного  пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. Оценка тестовых работ. При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие: «5» ­ 90 – 100 %; «4» ­ 78 – 89 %; «3» ­ 60 – 77 %; «2»­ менее  59%.   Материально­техническое оснащение образовательной деятельности Оборудование: интерактивная доска, компьютер, колонки. Используемый учебно­методический комплекс  Коровина В.Я. ­ М: Просвещение, 2012 Тема урока Теория Практика Контроль № урок а Дата проведения Дата фактическог Причина о проведения Планируемые результаты: Предметные: научиться определять свой уровень литературного развития; УУД: познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать  Введение (1 час) обобщения, устанавливать аналогии; регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению, самосовершенствованию; 1 1 Литература и её роль  в духовной жизни  человека Из древнерусской литературы (3 часа) Планируемые результаты: Предметные: научиться определять жанровое и тематическое своеобразие произведения, давать характеристику главным  и второстепенным героям произведения, проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения  проблемных зон в изученных темах; УУД: познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в  зависимости от поставленной цели, определять понятия; уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии  способов решения задач; регулятивные: использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно­следственные связи,  формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность; коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи; уметь формулировать  собственное мнение и свою позицию: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации  для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;  личностные: формирование целостного представления об историческом пошлом Руси, устойчивой мотивации к  индивидуальной и коллективной творческой деятельности, навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения литературоведческой задачи; 2 3 1 «Слово о полку  Игореве» как  величайший памятник  литературы Древней  Руси Р.Р. Образы русских  князей. Ярославна как 1 идеальный образ  русской женщины в  «Слове о полку  Игореве» Контрольная работа  № 1 по теме  «Древнерусская  литература» 4 1 Из русской литературы 18 века (8 часов) Планируемые результаты: Предметные: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа, выделять и  формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах; регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала, применять методы информационного поиска, в том  числе с помощью компьютерных средств, уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа; коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания; уметь  формулировать собственное мнение и свою позицию, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной  речью; личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной  помощи учителя; формирование спектра этических чувств, чувства патриотизма, гордости за историческое прошлое  Отечества; 5 1 М.В. Ломоносов.  Учёный, поэт,  реформатор русского  литературного языка  и стиха. Ода  «Вечернее  размышление о  Божием Величестве  при случае великого  северного сияния» М.В. Ломоносов «Ода  на день восшествия на 6 1 1 Всероссийский  престол Её  Величества  государыни  императрицы  Елисаветы Петровны  1747 года» Прославление  Родины, мира, науки и  просвещения в  произведениях М.В.  Ломоносова Г.Р. Державин.  Стихотворение  «Властителям и  судиям». Тема  несправедливости  сильных мира сего Г.Р. Державин.  Стихотворение  «Памятник». Традиции Горация. Мысль о  бессмертии поэта Н.М. Карамзин.  Повесть «Бедная  Лиза». Утверждение  общечеловеческих  ценностей в повести Н.М. Карамзин.  Стихотворение  «Осень». Особенности русского  1 1 1 1 7 8 9 10 11 12 сентиментализма Контрольная работа  № 2 по произведениям литературы 18 века 1 Из русской литературы 19 века (58 часов) Планируемые результаты: Предметные: научиться правильно и чётко давать ответы на поставленные вопросы, аргументировать свою точку зрения,  выразительно читать и анализировать тексты с позиции их идейно­тематической направленности; научиться определять  роль изобразительно­выразительных средств в раскрытии замысла автора, производить самостоятельный и групповой  анализ фрагментов текста; научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками анализа поэтического текста,  выявлять характерные художественные приёмы лирики определённого писателя и соответствие их определённой эпохе;   УУД: познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа на проблемный вопрос,  аргументированного ответа; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; уметь осмысленно  читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять  понятия;  регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала, выполнять учебные действия (отвечать на вопросы  тестов, вопросы, требующие развёрнутого или устного ответа), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно;  выполнять ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формулировать операциональный опыт; коммуникативные: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания; уметь строить  монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства  для решения коммуникативных задач; уметь читать вслух, понимать прочитанное, аргументировать свою точку зрения; личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля, навыков взаимодействия в группе по алгоритму  выполнения задачи при консультативной помощи учителя; формирование навыков исследовательской деятельности,  готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 13 1 Р.Р. В.А. Жуковский.  Романтический образ  моря в стихотворении  «Море». Границы  невыразимого в  стихотворении  «Невыразимое» 14 15 16 17 18 19 1 1 1 1 Жанр баллады в  творчестве В.А.  Жуковского. Баллада  «Светлана». Проект История создания,  публикации, первых  постановок комедии  А.С. Грибоедова  «Горе от ума» Р.Р. Смысл названия и проблема ума в  комедии А.С.  Грибоедова Система образов в  комедии А.С.  Грибоедова «Горе от  ума». Особенности  развития комедийной  интриги Р.Р. Комедия А.С.  Грибоедова «Горе от  ума». Чацкий как  необычный резонёр,  предшественник  «странного человека»  в русской литературе Р.Р. Комедия А.С.  Грибоедова «Горе от  ума». Чацкий как  необычный резонёр,  предшественник  1 1 20 21 22 23 24 «странного человека»  в русской литературе Р.Р. Образ  фамусовской Москвы  в комедии А.С.  Грибоедова «Горе от  ума» Образность и  афористичность  языка комедии А.С.  Грибоедова «Горе от  ума». Мастерство  драматурга в  создании речевых  характеристик  действующих лиц Контрольная работа  № 3 по комедии А.С.  Грибоедова «Горе от  ума» Многообразие тем,  жанров, мотивов  лирики А.С. Пушкина.  Стихотворения «К  Чаадаеву», «К морю»,  «Пророк», «Анчар» Одухотворённость и  чистота любви в  стихотворениях А.С.  Пушкина «На холмах  Грузии лежит ночная  мгла…», «Я вас  1 1 1 1 1 любил: любовь, ещё,  быть может…» Слияние личных,  гражданских и  философских мотивов в лирике А.С.  Пушкина.  Стихотворения  «Бесы», «Я памятник  себе воздвиг  нерукотворный…»,  «Два чувства дивно  близки нам…» Р.Р. Урок содержания  романа А.С. Пушкина  «Евгений Онегин» Образы главных  героев романа А.С.  Пушкина «Евгений  Онегин». Основная  сюжетная линия и  лирические  отступления Р.Р. Татьяна –  нравственный идеал  А.С. Пушкина Типическое и  индивидуальное в  судьбах Ленского и  Онегина Р.Р. Автор как идейно­ композиционный и  1 1 1 1 1 1 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 лирический центр  романа «Евгений  Онегин» Р.Р. Роман А.С.  Пушкина «Евгений  Онегин» в зеркале  критики А.С. Пушкин. Трагедия «Моцарт и Сальери».  Проблема «гения и  злодейства».  Трагедийное начало  «Моцарта и Сальери» Два типа  мировосприятия,  олицетворённые в  двух персонажах  трагедии А.С.  Пушкина «Моцарт и  Сальери». Проект Контрольная работа  № 4 по творчеству  А.С. Пушкина М.Ю. Лермонтов.  Роман «Герой нашего  времени». Обзор  содержания.  «Герой нашего  времени» ­ первый  психологический  роман в русской  литературе, роман о  1 1 1 1 1 1 1 незаурядной  личности.  Главные и  второстепенные герои в романе М.Ю.  Лермонтова «Герой  нашего времени» Печорин – «самый  любопытный предмет  своих наблюдений» Печорин и Максим  Максимыч. Печорин и  доктор Вернер Р.Р. Печорин и  Грушницкий.  Печорин и Вера. Печорин и  Мэри.   Повесть М.Ю.  Лермонтова «Тамань». Печорин и «ундина».  Повесть М.Ю.  Лермонтова  «Фаталист» и её  философско­ композиционное  значение Поэзия М.Ю.  Лермонтова и «Герой  нашего времени» в  критике В.Г.  Белинского Р.Р. Основные мотивы 1 1 1 1 1 37 38 39 40 41 42 43 1 лирики М.Ю.  Лермонтова.  Стихотворения  «Смерть поэта»,  «Парус», «И скучно, и  грустно». Чувство  трагического  одиночества М.Ю. Лермонтов.  Стихотворения  «Дума», «Поэт»,  «Родина», «Пророк».  Трагическая судьба  поэта и человека в  бездуховном мире.  Проект М.Ю. Лермонтов.  Стихотворения «Нет,  не тебя так пылко я  люблю…», «Нет, я не  Байрон, я другой…»,  «Расстались мы; но  твой портрет…»,  «Есть речи­  значенье…»,  «Предсказание»,  «Молитва», «Нищий».  Характер лирического героя лермонтовской  поэзии. Проект Контрольная работа  № 5 по творчеству  44 45 46 1 1 1 М.Ю. Лермонтова Н.В. Гоголь. Поэма  «Мёртвые души».  История создания.  Смысл названия  поэмы Система образов  поэмы Н.В. Гоголя  «Мёртвые души».  Мёртвые и живые  души Чичиков –  «приобретатель»,  герой новой эпохи «Мёртвые души» ­  поэма о величии  России.  Первоначальный  замысел и идея Н.В.  Гоголя Соотношение поэмы  Н.В. Гоголя «Мёртвые  души» с  «Божественной  комедией» Данте, с  плутовским романом,  романом –  путешествием.  Жанровое  своеобразие  произведения Причины  1 1 1 1 1 1 47 48 49 50 51 52 незавершённости  поэмы Н.В. Гоголя  «Мёртвые души».  Чичиков как антигерой Эволюция Чичикова и  Плюшкина в замысле  поэмы Н.В. Гоголя  «Мёртвые души» Эволюция образа  автора поэмы  «мёртвые души» ­ от  сатирика к  проповеднику. Проект Поэма Н.В. Гоголя  «Мёртвые души» в  критике В.Г.  Белинского  Проект Ответ Н.В. Гоголя на  критику В.Г.  Белинского Контрольная работа  № 6 по поэме Н.В.  Гоголя «Мёртвые  души» Жизнь и творчество  Ф.М. Достоевского.  Обзор Тип «петербургского  мечтателя» ­ жадного  к жизни и  одновременно  1 1 1 1 53 54 55 56 57 58 59 60 1 1 1 1 склонного к  несбыточным  фантазиям в романе  Ф.М. Достоевского  «Белые ночи» Роль истории  Настеньки в романе  Ф.М. Достоевского  «Белые ночи» Содержание и смысл  «сентиментальности»  в понимании Ф.М.  Достоевского  Проект А.П. Чехов. Рассказ  «Смерть чиновника».  Истинные и ложные  ценности героев  рассказа Эволюция образа  «маленького  человека» в  литературе 19 века Чеховское отношение  к «маленькому  человеку» А.П. Чехов. Рассказ  «Тоска». Тема  одиночества в  многолюдном городе Проект. Составление  коллективного  1 1 1 1 1 61 62 63 64 65 66 67 68 1 1 1 иллюстративного  электронного  сборника рефератов  на тему «Образ  «маленького  человека» в русской  литературе 19 века» Р.Р. Сочинение на  тему «Боль и тоска в  изображении А.П.  Чехова» Анализ ошибок,  допущенных в  сочинении.  69 70 1 1 Из русской литературы 20 века (28 часов) Планируемые результаты: Предметные: научиться определять идейно­художественное содержание произведений 20 века, составлять литературный  поэт писателя, характеристику героя(ев), выявлять художественные особенности рассказов определённого писателя; УУД: познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать  обобщения, устанавливать аналогии; выделять и формулировать познавательную цель, уметь узнавать, называть и  определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритмам); регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, применять метод информационного поиска, в  том числе с помощью компьютерных средств; уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения; коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе, формировать навыки  выразительного чтения, коллективного взаимодействия; уметь определять общую цель и пути её достижения; личностные: формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности, навыков  взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя; формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию;  71 Богатство и  1 72 73 74 75 76 77 разнообразие жанров  и направлений в  русской литературе 20 века И.А. Бунин. Обзор  жизни и творчества  писателя Рассказ И.А. Бунина  «Тёмные аллеи».  Печальная история  любви Р.Р. «Поэзия» и  «проза»  русской  усадьбы в рассказе  И.А. Бунина «Тёмные  аллеи» Р.Р. М.А. Булгаков.  Жизнь и творчество  (обзор). Повесть  «Собачье сердце».  История создания и  судьба повести Смысл названия  повести М.А.  Булгакова «Собачье  сердце». Система  образов повести Р.Р. Умственная,  нравственная и  духовная  недоразвитость  «шариковщины» в  1 1 1 1 1 1 повести М.А.  Булгакова «Собачье  сердце». Поэтика  Булгакова­сатирика Приём гротеска в  повести М.А.  Булгакова «Собачье  сердце» М.А. Шолохов. Жизнь  и творчество (обзор).  Смысл названия  рассказа М.А.  Шолохова «Судьба  человека» А.И. Солженицын.  Жизнь и творчество  (обзор). Образ  праведницы в  рассказе И.А.  Солженицына  «Матрёнин двор» Контрольная работа  № 7 по творчеству  А.П. Чехова, М.А.  Булгакова, М.А.  Шолохова, А.И.  Солженицына Вершинные  направления русской  поэзии 20 века А.А. Блок.  Стихотворения  1 1 1 1 1 78 79 80 81 82 83 1 84 85 86 87 «Ветер принёс  издалека…», «О,  весна, без конца и без краю…» Своеобразие  лирических интонаций А.А. Блока.  Стихотворение «О, я  хочу безумно жить…», цикл «Родина» Сквозные образы в  лирике С.А. Есенина.  Стихотворения «Вот  уж вечер. Роса…»,  «Не жалею, не зову,  не плачу…», «Край ты  мой заброшенный…»,  «Гой ты, Русь моя  родная…» Тема России – главная в поэзии С.А. Есенина. Стихотворения «Нивы  сжаты, рощи голы…»,  «Разбуди меня завтра  рано…», «Отговорила  роща золотая…» Р.Р. В.В. Маяковский.  Жизнь и творчество  (обзор).  Стихотворения  «Послушайте!», «А вы  могли бы?».  1 1 1 1 88 89 90 91 Новаторство  Маяковского­поэта В.В. Маяковский о  труде поэта.  Своеобразие стиха,  ритма,  словотворчества В.В.  Маяковского.  Стихотворение  «Люблю» (отрывок) М.И. Цветаева. Слово  о поэте.  Стихотворения о  поэзии, любви.  «Идёшь, на меня  похожий…»,  «Бабушке», «Мне  нравится, что вы  больны не мной» Особенности поэтики  М.И. Цветаевой.  Стихотворения  «Откуда такая  нежность?»,  «Родина», стихи о  Москве Н.А. Заболоцкий.  Жизнь и творчество  (обзор).  Стихотворения о  человеке и природе  «Я не ищу гармонии в  1 1 1 1 92 93 94 95 природе», «Где­то в  поле возле  Магадана»,  «Можжевеловый  куст» Н.А. Заболоцкий.  Стихотворения «О  красоте человеческих  лиц», «Завещание».  Философская глубина обобщения поэта­­ мыслителя А.А. Ахматова. Жизнь  и творчество (обзор).  Стихотворные  произведения из книг  «Чётки», «Белая  стая», «Пушкин».  Особенности поэтики  А.А. Ахматовой А.А. Ахматова.  Стихотворные  произведения из книг  «Подорожник», «Anno  Domini», «Тростник»,  «Ветер войны» Б.Л. Пастернак.  Жизнь и творчество  (обзор).  Стихотворения  «Красавица моя, вся  стать…, «Перемена»,  1 1 1 1 «Весна в лесу».  Философская глубина лирики Б.Л.  Пастернака Приобщение вечных  тем к современности в лирике Б.Л.  Пастернака.  Стихотворения «Во  всём мне хочется  дойти…», «Быть  знаменитым  некрасиво» А.Т. Твардовский.  Жизнь и творчество  (обзор).  Стихотворения о  Родине, о природе.  «Урожай», «Весенние  строчки», «Я убит  подо Ржевом…» 1 1 Песни и романсы на  стихи поэтов 19­20 в.в. (обзор) 1 96 97 98 Из зарубежной литературы (5 часов) Предметные: научиться владеть терминологией по теме, навыками устной и письменной монологической речи; научиться  определять идейно­эмоциональное содержание поэмы, идейно­этическую направленность произведений, аргументировать  свою точку зрения, выстраивать внутреннюю монологическую речь; УУД: познавательные: научиться выделять и формулировать познавательную цель, уметь устанавливать аналогии,  ориентироваться в разнообразии способов решения задач, уметь синтезировать полученную информацию для составления  Планируемые результаты: аргументированного ответа; регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; формулировать  и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность; уметь делать анализ текста, используя  изученную терминологию и полученные знания; коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию, осознанно использовать речевые средства  в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью; личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими  людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование навыков самодиагностики по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя, устойчивой мотивации к самосовершенствованию; 99 1 Р.Р. Античная лирика.  Гораций.  Стихотворение «Я  воздвиг памятник…» Данте Алигьери.  Поэма «Божественная комедия».  Множественность  смыслов поэмы У. Шекспир. Трагедия  «Гамлет» И.В. Гёте. «Фауст»­  философская  трагедия эпохи  Просвещения Поиски  справедливости и  истинного смысла  жизни в трагедии И.В. Гёте «Фауст» 100 101 102 103 1 1 1 1 Итоговый контроль (2 часа) Планируемые результаты: Предметные: научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в  изученных темах;  УУД: познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач; регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность; коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и отстаивать свою позицию; личностные: формирование навыков индивидуального выполнения диагностических заданий по алгоритму решения  литературоведческой задачи; 104 1 Итоговое  тестирование Итоговое  тестирование 105 1

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе (9 класс)

Рабочая программа по русской литературе  (9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017