Новые образовательные стандарты- новый формат урока.Тема «Урок – проект как интерактивная форма обучения».Выступление на районной методической конференции рассказывает о новой интерактивной форме обучения.Урок-проект рассмотрен на основе урока окружающего мира в 3 классе по программе Плешакова УМК "Школа России", проведённого на региональном этапе всероссийского конкурса 2учитель года 2016".Урок – проект как интерактивная форма обучения. Выступление на районной методической конференции.
конференция янв 17.doc
Секция: Новые образовательные стандарты новый формат урока.
Тема «Урок – проект как интерактивная форма обучения»
Игнатьева Наталья Борисовна учитель начальных классов МБОУ
«Локнянская средняя общеобразовательная школа»
Цель обучения в современной школе состоит не только в накоплении знаний,
но и в подготовке школьника как субъекта образовательной деятельности.
Поэтому одним из главных требований к современному уроку является
необходимость организации активной познавательной деятельности
школьника, приобретение им личностнозначимых знаний и умений. Этим во
многом объясняется и растущий интерес к такой форме самостоятельной
творческой работы учащихся, как проект.
В методической литературе активно используется термин «проектная
деятельность». Но чаще всего под проектной деятельностью понимается
самостоятельная творческая разработка определенной темы с последующим
отчетом о результатах проделанной работы.
Технология урокапроекта как особой формы урока разработана в
методической литературе крайне мало.
Что же такое урокпроект? Я расскажу об этом на примере урокапроекта по
учебному предмету « Окружающий мир»в 3 классе на тему «Сохранение
природы родного края. Заповедник «Полистовский»" УМК « Школа России».
Тип урока: открытие нового знания, проведённого мной на региональном
этапе конкурса «Учитель года 2016»
Урок проект –это форма урока, которая предполагает изучение темы урока
путем выполнения логически последовательного ряда творческих заданий,
предлагаемых учителем, обсуждение и материализацию результатов,
представление их участникам проекта. Одно из требований к урокупроекту –
концептуальная целостность (композиционная, содержательная, идейная): он
должен обладать логической завершенностью, в ходе проекта обязательно
реализуется так называемая Яконцепция (через призму изучаемого материала
выход на личность ребенка). Это одно из главных отличий проекта от
традиционного урока и одна из главных причин, позволяющая говорить о
проекте как интерактивной форме обучения. Личность ученика не менее
важна, чем предмет изучения, и столь же интересна. Цель урокапроекта не
только в получении определенных знаний, но и в активной самореализации
уникальных возможностей каждого ребенка, самореализации личности.
Проект требует от участников значительного интеллектуального напряжения,
эмоциональной отдачи. Поэтому задачи моего урока, направленные на достижение личностных
результатов обучения таковы: создать условия, позволяющие формировать
экологическую культуру, нравственноэтическую ориентацию учащихся на
принятые моральные нормы; понимать красоту и значение природы для
самого человека и для живых существ; развитие личности учащихся, развитие
психических познавательных процессов; сохранение эмоционального
равновесия; воспитание чувства патриотизма.
Центральной организующей структурой класса на урокепроекте становится
группа. Атмосфера творческой группы создает условия как для
самореализации возможностей каждого из ее участников, так и для
проявления взаимной поддержки и помощи; дает уникальную возможность
коммуникативного опыта, опыта принятия совместных решений. Исходя из
этого коммуникативные задачи моего урока: создать условия для
формирования навыков взаимодействия при работе в группе;
формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для
партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
содействовать развитию умений планировать учебное сотрудничество –
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Проект существенно изменяет функцию учителя на уроке: определяющая
роль принадлежит ему лишь на этапе подготовки (определение темы, цели
проекта, видов деятельности, подготовка оборудования), собственно на
уроке учитель – модератор. Основной задачей учителя становится создание на
уроке атмосферы психологического комфорта. Свой урок я начала с создания
положительного эмоционального настроя и приветствия. Модератор
наблюдает, советует, обеспечивает плавный логический переход от одного
вида деятельности к другому, дает сигнал к началу и окончанию работы. На
уроке я исполняла роль директора заповедника, ученики были сотрудниками
моего заповедника.
Традиционный урок чаще всего затрагивает только рассудок, не включает
чувства, эмоции человека, а значит, не несёт личностного смысла. Главный
принцип проекта – включение в работу и рассудка, и сердца, и рук.
Использование нестандартных приемов работы, особых видов проектной
деятельности позволяют осуществлять познавательную деятельность
учащихся через ощущения и переживания.
Для урокапроекта выбирается интересная тема, часто размышление над
проблемой.
На уроке я предложила детям стать участниками сетевого проекта «Любим
Псковщину», одной из страниц которого будет запись телепередачи для детей «С кочки на кочку» об уникальности природного заповедника
«Полистовский».
Важный этап урока – формирование команд; оно происходит на достаточно
демократической основе, однако прием комплектования всякий раз меняется
(эмблемы, карточки разных цветов, на которых «рассыпаны» стихотворные
строки, мозаика, предметы, имеющие отношение к изучаемому материалу и т.
д.). Учитель должен привнести момент неожиданности, интриги, что позволит
создать творческую группу, исходя из интереса участников проект к
определенному материалу, проблеме, идее, ассоциативного восприятия
окружающего мира, а не из приятельских или иных соображений. После того
как команды сформированы, учитель предлагает познакомиться с памяткой
участников проекта.
Второй этап урока – инициирование проекта, эмоциональный толчок,
подготавливающий определенный настрой всей дальнейшей работы. Для этого
я использовала замечательное стихотворение о своей малой родине и
небольшой видеоролик. В центре находится ключевое слово, понятие,
проблема, обозначенная в названии проекта –охрана уникальной природы
родного края.
Центральный этап урока – это развитие проекта.
На моём уроке задания, выстроенные в логической последовательности,
учитывая нарастающую сложность, чередование видов деятельности,
требующие проявления разнообразных способностей были объединены для
каждой группы в рабочие листы.
Обучающиеся смотрели обучающие фильмы, видеосюжеты, слушали
аудиозаписи, проводили мини исследования, изготавливали коллаж.
Сделанные выводы дети записывали в шаблон сценария телепередачи.
Последний этап (презентация работы) – это крайне важный момент
обобщения, где происходит логическое и эмоциональное завершение проекта.
Важное место на урокепроекте занимает момент театрализации: на нашем
уроке ученики инсценировали запись телепередачи по совместно
составленному сценарию.
Проект завершен; изучение темы будет расширено и углублено на других
уроках, но главное состоялось: произошло приближение к сокровенному,
знание приобрело эмоциональную наполненность, стало личностнозначимым.
Ученики сделали вывод, что они стали чуточку мудрее после нашего урока,
научились сами добывать знания из разных источников информации, были
исследователями, сумели сделать выводы и в интересной форме представить эти выводы одноклассникам, были артистами и сценаристами. То есть через
развитие Яконцепции личность ребёнка получила развитие.
В отличие от традиционных форм урока, где на долю ученика чаще всего
выпадает статическая роль слушателя, а деятельность ограничивается
немногими функциями: слушаю, говорю, пишу – проект позволяет в рамках
одного урока попробовать свои силы в самых разных амплуа: актера,
режиссера, чтеца, оратора, сочинителя, исследователя, художника
оформителя.
Урок проект – гибкая, открытая форма обучения, где в процессе
сотворчества ученика и учителя рождаются новые разнообразные формы,
виды, приемы познавательной деятельности на уроке, где мотивация обучения
достигает уровня мотивации самосовершенствования, способствует
личностному росту человека.
Проектное обучение – полезная альтернатива классноурочной системе, но
отнюдь не должна вытеснять ее. Урокпроект не самоцель, не единственная
форма обучения. В сочетании с другими, традиционными и нетрадиционными
видами обучения проект поможет сделать процесс познавательной
деятельности разнообразнее и интереснее, даёт возможность получить
радость от учения, сформировать у детей позитивное отношение к школе.
Урок – проект как интерактивная форма обучения
Урок – проект как интерактивная форма обучения
Урок – проект как интерактивная форма обучения
Урок – проект как интерактивная форма обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.