Урок – путешествие «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».
Оценка 4.9

Урок – путешествие «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
география
6 кл
09.06.2017
Урок – путешествие  «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».
Открытый урок географии в 6 классе.Вид урока: комбинированный. Основные термины и понятия: вулкан, жерло, кратер, лава, вулканический конус, очаг магмы, гейзер. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый. Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, статистический. Средства обучения: физическая карта мира, видеопрезентация к уроку.Вид урока: комбинированный. Основные термины и понятия: вулкан, жерло, кратер, лава, вулканический конус, очаг магмы, гейзер. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах. Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично - поисковый. Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический, статистический. Средства обучения: физическая карта мира, видеопрезентация к уроку.
Открытый урок географии в 6 классе..doc
Урок – путешествие  «Землетрясения: причины и последствия.  Вулканы».   Цель урока: формирование знаний о землетрясениях и вулканах Земли. Задачи урока:           ­ обучающие:   расширить и углубить знания о землетрясениях,  вулканах и их строении,   познакомить с географией  их размещения;   выявить причины возникновения вулканов,  гейзеров и горячих источников    ­ развивающие:  развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;  умение  работать с учебником и географической  картой; содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства;      ­  воспитательные:    формирование   культуры   общения   при   работе   в   парах, формирование экологической культуры и экологического мышления; формировать представлений о профессиях, связанных с науками географического направления, заинтересованное отношение к учебе.      Планируемые результаты:            ­ Личностные ­        проявление учебно­познавательного интереса к                                                географической науке.            ­ Предметные ­         называть и показывать вулканы.            ­ Метопредметные: умение работать с текстом, выявлять в нём главное.      УУД:            ­ Личностные:       осознавать необходимость изучения окружающего мира            ­ Регулятивные:    планировать свою деятельность под руководством                                              учителя, оценивать работу одноклассников, работать в                                              соответствии с поставленной задачей, сравнивать                                              полученные результаты с ожидаемыми.            ­ Познавательные: умение работать с картой.          ­ Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом, извлекать   информацию   о   землетрясениях   и   вулканах,   делать     анализ   и   отбор информации. Тип урока:   урок «открытия» ­ новых знаний (ОНЗ) с элементами игры. Оборудование:  атласы, Землеведение».   6     мультимедийное   оборудование,     презентационный   материал,   технологические   карты   урока. Базовый   учебник   «География.   класс.   Учебник   (авторы   О.А.Климанова,   В.В.Климанов, Э.В.Ким). Вид урока: комбинированный. Основные термины и понятия: вулкан, жерло, кратер, лава, вулканический конус, очаг  магмы, гейзер. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в  парах. Методы обучения: наглядно­иллюстративный, объяснительно­иллюстративный, частично ­ поисковый. Методы познания: анализ, синтез, сравнительный, наблюдение, картографический,   статистический. Средства обучения:  физическая карта мира, видеопрезентация к уроку.                                                       Ход урока. Ι . Организационный момент Здравствуйте, уважаемые гости, ребята!  Я хочу пригласить всех присутствующих  совершить путешествие в глубины литосферы. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся  на поиск и творчество и начнем урок. ΙΙ . Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Но перед тем, как отправиться в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может  понадобиться нам в дороге. Предлагаю решить кроссворд. В нем зашифрованы понятия,  которые мы изучали на предыдущих уроках.  Работа со слайдами № 1­ 9.  Кроссворд 1. Колебания, распространяющиеся в Земле от очагов землетрясений – это сейсмические… 2. Место на земной поверхности, где происходят самые значительные разрушения. 3. Самая большая по объему часть планеты. 4. Материк южного полушария, образовавшийся  в результате раскола материка Пангея. 5. Слой мантии, расположенный на глубине 150  км от поверхности земли. 6. Прибор, который фиксирует колебания земной коры. 7. Очаг землетрясения 8.Самая тяжелая внутренняя часть земли. 9. Волны, возникающие в результате землетрясения. Багаж собран. В путь! ΙΙΙ . Изучение нового материала.  Послушайте стихотворение: Вся земля сотряслась,  туч метнулась гряда.  Сотрясенье земли унесло города…  Все оковы небес  разомкнуться смогли.  Свел разгул сотрясенья  суставы земли,  Сжал он бедную землю  в такие тиски, Что огромные скалы  разбил на куски…  О каком природном явлении это стихотворение? (о землетрясении). Послушайте ещё одно  стихотворение:             Магма по жерлу рвется наружу                 Выход из кратера очень ей нужен,             Если проход на поверхность ей дан,              Значит проснулся грозный….вулкан  ­ О каких  природных явлениях  сегодня пойдет речь? (о землетрясениях и вулканах)  Сформулируйте тему урока.  Чему мы должны научиться в ходе нашего  урока?  Это  будет цель нашего урока (тему  урока записываю на доске). Слайд  №10  (тема урока: «Землетрясения.  Вулканы») Дети,  у каждого из вас на парте лежит технологическая карта урока, с которой вы будете  работать по ходу изучения новой темы. Запишите в нее тему урока:   Слайд  №11(цель урока)  1. О землетрясениях.   П.24 стр.116­117­118. Найдите ответы на вопросы: Слайд №12 (вопросы). ­ Как вы понимаете слово  «землетрясение»?  ­ Как вы думаете, какие явления  являются причиной возникновения  землетрясений?  ­ Что называется очагом  землетрясения? ­ Что называется эпицентром  землетрясения?  ­ Как называется прибор, с помощью которого люди научились предсказывать  землетрясения? (сейсмограф) 2. О вулканах.  ­ Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (дети чаще отвечают  «огнедышащая гора»).       3.  Как образуются вулканы. Слайд № 13 В верхней части мантии есть слой астеносферы, вещество которого находится в вязком  состоянии и имеет высокую температуру. Здесь образуется  магма­  расплавленного  вещества мантии, насыщенного газами. Под давлением магма поднимается вверх по  трещинам в земной коре. Это явление получило название магматизм или вулканизм.  ­ Что же такое вулканы?  (задание 1) П.25. стр.119. Познакомьтесь с информацией учебника, самостоятельно сформулируйте  определение  понятия  «вулкан» и продолжите фразу  «вулканы – это….»     Запишите определение в технологическую карту. Зачитайте определение,,,,,,,,,,,,,,, Слайд № 14 Вулканы ­ это горы конической формы, сложенные продуктами их извержения. 3. Строение вулкана.  (задание 2) Стр.119. рис.87. Изучите схему "Строение вулкана" и назовите его части.       В технологической карте закончите схему «Строение вулкана».  Проверьте себя по эталону. 4.  Извержение вулкана. Слайд № 15  Давайте вместе проследим, как происходит процесс извержения вулкана: Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него содрогается земля.  Под давлением  расплавленная  магма поднимается к земной поверхности по  жерлу  вулкана. На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление ­ кратер. Из него на земную  поверхность изливается лава, выходят газы,  водяной пар, вылетают пепел и камни  (вулканические бомбы). Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми.  Слайд № 16 Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву. Температура  огненных рек превышает 1000 градусов. Вулканические газы несутся вниз по склону со  скоростью 300 км/ч, сжигая все на своем пути.   5. Немые свидетели вулканической деятельности. Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим  последствиям, нередко  сопровождающимся большими человеческими жертвами. Достаточно вспомнить  об  извержении вулкана Везувий в Италии,  уничтожившего город Помпеи. Слайд № 17 Трагедию этого города  изобразил в своей картине художник Карл Брюллов «Последний  день Помпеи».  Слайд № 18­ 19 Шли годы.. На поверхности пепла и лавы образовалась почва, возникли новые поселения.  Жители новых городов стали находить в земле посуду, домашнюю утварь. Отрыли целую  улицу. И глазам людей предстал древний город Помпеи, который был погребен много лет  назад… 6.Типы вулканов.  (задание 3).    Стр.121. На какие группы делятся вулканы?     Заполните схему в технологической карте.   Проверьте  себя по эталону.   Слайд № 20 По своей активности вулканы делятся на 3 группы: действующие Группы вулканов   вувулканов ГруппыВулканы уснувшие потухшие На земном шаре насчитывается около 850 действующих вулканов, хотя эти цифры  в  разных источниках информации отличаются. Действующие вулканы  есть на всех  материках, кроме Австралии.  Слайд № 21  Это вулканы:  Ключевская  Сопка (самый высокий действующий вулкан Евразии ­ 4750м),  Кракатау,  Фудзияма и др.  Показываю вулканы на карте полушарий. Есть вулканы, об   извержении которых не сохранилось никаких сведений. Об их активной  жизни в прошлом свидетельствуют конусообразная форма горы и кратер на вершине. Это   потухшие вулканы. К ним относятся:   влк. Эльбрус в горной системе Кавказ, влк.  Килиманджаро в Африке и   влк. Везувий в Италии. Показываю на карте.       Есть еще и уснувшие вулканы. Это те, которые считались потухшими, но они вновь начали  извергаться. Слайд № 22 Почти половина действующих вулканов расположена в районах сейсмических поясов.  Например,  в районе Тихоокеанического огненного кольца. Показываю на карте.      Слайд № 23    Вулканы образуются не только на суше,  но и на на дне океанов. Если вулкан возвышается над поверхностью воды, то он образует остров вулканического происхождения. Например,  Гавайские острова в Тихом океане. Показываю на карте.    7. Вулканолог – опасная профессия.  Слайд № 24 Изучением вулканов занимаются  люди, чья профессия является одной из опасных в мире ­  вулканологи. Одним из представителей этой профессии был  польский вулканолог и  писатель Гарун Тазиев. Он опускался в кратеры многих вулканов мира, написал множество  книг, снял несколько фильмов. 8. Горячие источники и гейзеры. В районах действующих и потухших вулканов встречаются горячие источники. ­ Почему они расположены именно в этих районах? Слайд № 25 Горячие источники спокойно вытекают из трещин в земной коре.   (задание 4) Стр.122. Познакомьтесь с текстом , самостоятельно сформулируйте определение понятия  «гейзер» и закончите фразу в технологической карте   «гейзер – это……» Зачитайте определение. ­Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются  гейзерами ­Чем же объяснить эту загадку природы?  Гейзеры  —  это   периодически   фонтанирующие   горячие   источники,   распространенные   в областях   современной   или   недавно   прекратившейся   вулканической   деятельности.   Со взрывом и грохотом огромный столб кипящей воды, окутанный густыми клубами пара, взлетает вверх, достигая иногда 80 м. Фонтан бьет некоторое время, затем исчезает, клубы пара рассеиваются, и наступает покой.  Рассмотрим схему действия гейзера.  Слайд № 26 Находящаяся под  давлением  вода  в  подземных  пустотах  постепенно нагревается   выше 100°.   При   достижении   критической   температуры   она   вскипает.   Образующийся   пар   с шумом выбрасывается из гейзера, увлекая с собой кипящую воду.   Они есть на Камчатке, в Исландии, Новой Зеландии и Северной Америке.  В России на полуострове Камчатка есть Долина Гейзеров. Там расположено 20 крупных и 300 мелких гейзеров. Показываю на карте.    Долина гейзеров на Камчатке.   Слайд № 27. Гейзер­ Великан. Самый большой камчатский гейзер – Великан, выбрасывающий фонтан диаметром до 3 м и высотой 40­ 50 м. Он фонтанирует каждые 5­ 6 часов.  Вода гейзера – минеральная, в ней содержатся  соли различных веществ.  Слайд № 28. Физминутка. Ι V. Закрепление изученного материала. 1.   (Задание   5).       Нанесите   на   контурную   карту   вулканы   (работа   в   парах,   оценить работу). Пользуясь физической картой полушарий атлас стр.14­15  мы сейчас нанесем на контурную карту (в технологической карте) вулканы: Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка. Найдите их в атласе. Вы уже обратили внимание на то, как вулканы обозначены.  * влк. Везувий   Название объектов пишут вдоль параллелей. Проверьте друг друга, оценить свою работу. Слайд № 29 2. (Задание 6) "Найдите пару" (работа в парах, оценить работу). V. Подведение итогов урока.  ­   Путешествие  на  нашем уроке  подходит  к  концу, предлагаю  вам  закончить  одно из предложений: Этап рефлексии: 1. Сегодня на уроке я узнал(а) о……………… 2. Меня особенно  удивило  то, что…………………. 3. Мне не понравилось………………….. 4. Я испытывал(а) затруднения в………………… Как вы думаете, мы достигли на уроке намеченной цели? Слайд № 30 VI. Домашнее задание. Слайд № 31    Изучить материал учебника п.24­25 стр. 116­122. Отметить на контурной карте самые высокие вулканы.  Творческие задания (по желанию): 1. Найти информацию о вулкане Везувий. 2. Нарисовать рисунок на тему «Извержение вулкана». 3. Выполнить макет вулкана из пластилина или другого материала. Приложение 1 Технологическая карта урока Приложение 1      Слово "вулкан" происходит от латинского "вулканус", что означает "огонь, пламя".  Людей всегда интересовал вопрос ­ почему на земле происходят извержения вулканов.      В Тирренском море  есть небольшой остров Вулкано. На нем возвышалась, казалось бы,  ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала  был слышен сильный гул, от которого содрогался весь остров. Потом из ее вершины  вырывался черный дым,  ярко­красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это очень  пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко  в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана… Поэтому  огнедышащие горы  древние римляне прозвали вулканами. Название это дошло и до наших  дней, хотя ученые давно установили истинные причины извержений вулканов. Приложение 2    Везувий был живописной горой. Величественно возвышался он над Средиземным морем.  На склонах горы рос сладчайший виноград, а на побережье процветали три города ­  Помпеи, Геркуланум и Стабия.  Трагедия настигла город Помпеи 24 августа 79 г. н. э.  Весь ужас этой природной  катастрофы отражен на полотне Карла Брюллова "Последний день  Помпеи".   Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали. Оступались и падали, погибая прямо на  улицах. Многие нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами,  обрушившимися под тяжестью пепла. Город засыпал слой пепла толщиной до 3 метров. Приложение 3. Мы вулкана сыны… Кратер гремит, маня. Выведать мы должны Тайны бога огня. Шлак под ногами горяч, Шлаковый конус крут, Бомба летит как мяч, Бомбы дымят вокруг. В гору шаги тяжелы, По каскам стекает град. Упрямы, упрямы и злы, Лезем мы прямо в ад. Пепел в глаза и в рот, Взрывы как свет зарниц, Черный как деготь пот Капает с наших лиц. Едок сернистый газ­ Стиснув зубы,  держись! Жизнь нам дается раз, Ставим на карту жизнь! Приложение 4 Технологическая карта урока Тема урока…………………………………………………….. 1. Вулкан­ это………………………………………………………………….. ………………………………………………………………………… 2. Закончите схему "Строение вулкана" 3. Заполните схему Группы вулканов                                                                                                                             4. Гейзер­это……………………………………………………………………                             …………………………………………………………………………………..                     5. Нанесите на контурную карту вулканы:  Везувий, Ключевская Сопка, Кракатау * влк. Килиманджаро 5.  "Найдите пару" Жерло                         Чашеобразное углубление на  вершине вулкана        Кратер  Вулкан  Гейзер  Источники, которые периодически  выбрасывают горячую воду и пар называются    Горы конической формы, сложенные  продуктами их извержения.  Канал, по которому магма движется к земной  коре           1. Сегодня на уроке я узнал(а)…………….… 2. Меня особенно  удивило  то, что……………….. 3. Мне не понравилось……………………….. 4. Я испытывал(а) затруднения в …………………………

Урок – путешествие «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие  «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие  «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие  «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие  «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие  «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие  «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие  «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие  «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие  «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие  «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие  «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие  «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие  «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».

Урок – путешествие  «Землетрясения: причины и последствия. Вулканы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2017