Урок – семинар на тему: «Е.И.ЗАМЯТИН. «МЫ». СУДЬБА ЛИЧНОСТИ В ТОТАЛИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ.»

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 05.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Значение местоимения МЫ: личное местоимение первого лица множественного числа; указывает на множество, к которому говорящий относит себя (я) вместе с другими употребляется вместо «я» в речи монарха употребляется вместо «я» при обозначении себя как носителя каких-либо свойств, качеств Местоимение МЫ играет важнейшую роль в познавательной и ценностно-ориентационной деятельности человека, метафорически выражая идею общечеловеческой общности, идею кооперативности, совместности человеческой деятельности на Земле, идею объединения людей в сверхличностные единства по значимому признаку (этнос, род, государство, семья и пр.). Значение местоимения Я: личное местоимение первого лица, единственного числа, служит для обозначения говорящим, пищущим самого себя несклон., в качестве сущ. ср. р. индивидуум, личность Синонимы: моя персона, эго
Иконка файла материала Замятин Е.И..ppt
Дата рождения: 20 января 1884   Место рождения: Лебедянь   Место смерти: Париж  Дата смерти: 10 марта 1937 (53 года) Род деятельности: русский писатель Направление: неореализм Дебют: «Один» 1908            Библиография:  Один (1908) Уездное (1912)  На куличках (1913) Алатырь (1914) Островитяне (1917)  Пещера (1920) Ловец человеков (1921)   Мы (1920)  Краткая история литературы от  основания и до сего дня (1924) Наводнение (1929) Бич Божий (1935)  и др.
Я спрашиваю: о чем люди с  самых пеленок – молились, мечтали,  мучились? Е. Замятин.
1. Какова общая характеристика литературного  процесса 20­х гг. 20 века? Связана ли была  литература с политикой государства? 2. Какие задачи ставились перед литературой? 3. Какие темы, проблемы и герои вышли на первый  план? 4. Какие произведения этого периода мы с вами  рассмотрели? Что общего между ними? 5. Что такое утопия как литературный жанр? 6. Что такое антиутопия и чем она отличается от  утопии?
Кириллов Владимир Тимофеевич          МЫ          Мы несметные, грозные легионы Труда. Мы победители пространства морей, океанов  и суши, Светом искусственных солнц мы зажгли  города, Пожаром восстаний горят наши гордые души. Мы во власти мятежного, страстного хмеля;  Пусть кричат нам: "Вы палачи красоты",  Во имя нашего Завтра ­ сожжем Рафаэля,  Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.  Мы сбросили тяжесть наследья гнетущего,  Обескровленной мудрости мы отвергли  химеры;  Девушки в светлом царстве Грядущего  Будут прекрасней Милосской Венеры...   Слезы иссякли в очах наших, нежность убита,  Позабыли мы запах трав и весенних цветов.  Полюбили мы силу паров и мощь динамита,  Пенье сирен и движенье колес и валов...           О, поэты­эстеты, кляните Великого Хама,  Целуйте обломки былого под нашей пятой,  Омойте слезами руины разбитого храма.  Мы вольны, мы смелы, мы дышим иной  красотой.  Мускулы рук наших жаждут гигантской  работы, Творческой мукой горит коллективная грудь,  Медом чудесным наполним мы доверху соты,  Нашей планете найдем мы иной,  ослепительный путь.  Любим мы жизнь, ее буйный восторг  опьяняющий,  Грозной борьбою, страданьем наш дух  закален.  Всё ­ мы, во всем ­ мы, мы пламень и свет  побеждающий, Сами себе Божество, и Судья, и Закон. 1917
Смысл названия  романа  Е.И.Замятина.
Значение местоимения МЫ: 1.личное местоимение первого лица множественного числа; указывает на  множество, к которому говорящий относит себя (я) вместе с другими 2.употребляется вместо «я» в речи монарха 3.употребляется вместо «я» при обозначении себя как носителя каких­либо  свойств, качеств Местоимение МЫ играет важнейшую роль в познавательной и ценностно­ ориентационной деятельности человека, метафорически выражая идею  общечеловеческой общности, идею кооперативности, совместности  человеческой деятельности на Земле, идею объединения людей в  сверхличностные единства по значимому признаку (этнос, род, государство,  семья и пр.).  Значение местоимения Я: 1.личное местоимение первого лица, единственного числа, служит для  обозначения говорящим, пищущим самого себя 2.несклон., в качестве сущ. ср. р. индивидуум, личность  3.Синонимы: моя персона, эго
Модель Единого  Государства.
Схема Единого Государства Зеленая Стена Благодетель  Бюро Хранителей Часовая скрижаль Единая  Государственная  наука Газовый Колокол Великая Операция Государственное  Бюро  Поэтов Музыкальный Завод Государственная газета Детско­воспитательный  завод
Место человека и  личности в  романе.
 «равенство всеобщей  сытости»  «Как всегда, Музыкальный Завод всеми своими трубами  пел  Марш   Единого Государства. Мерными  рядами,  по  четыре,  восторженно   отбивая  такт,  шли нумера – сотни, тысячи нумеров, в голубоватых  юнифах, с золотыми бляхами  на груди – государственный нумер  каждого и каждой. И я – мы,  четверо,  ­  одна из бесчисленных волн в  этом могучем  потоке»  «Нам нечего скрывать  друг от друга»  «Мы счастливейшее среднее арифметическое»  «Математически  безошибочное счастье»  «…допускать,  что  у  «я»  могут  быть  какие­то  «права»  по   отношению   к Государству,  и  допускать,  что  грамм  может   уравновесить  тонну,  ­  это совершенно одно и то же. Отсюда –  распределение: тонне  –  права,  грамму  –обязанности; и естественный  путь от ничтожества к величию: забыть, что ты  –грамм, и  почувствовать себя миллионной долей тонны…»
Действительно ли  счастлив человек?
 «Жизнь должна стать стройной машиной и с  механической неизбежностью вести нас к желанной  цели»  «Мы шли так, как всегда, то есть так, как изображены  воины на ассирийских памятниках: тысяча голов — две  слитных интегральных ноги, две интегральных в размахе  руки»  «Тем двум в раю – был предоставлен выбор: или счастье  без свободы  – или свобода без счастья; третьего не  дано. Они, олухи, выбрали свободу  –  и что же: понятно  –  потом  века  тосковали  об  оковах.  И  только  мы   снова догадались,  как  вернуть  счастье…    Благодетель,  Машина,   Куб,   Газовый Колокол,  Хранители –  все  это  добро,  все  это  величественно,   прекрасно, благородно, возвышенно,  кристально­чисто.   Потому  что  это  охраняет  нашу несвободу – то есть  наше счастье»
Что противостоит  обезличиванию человека в  романе?
  “Всякий из нумеров имеет право, как на  сексуальный продукт, на любой нумер”  «Душа­это болезнь»   «…Не было Единого Государства,  не  было меня.  Были только нежно­острые, стиснутые зубы, были  широко распахнутые  мне глаза – и через них я  медленно входил внутрь все глубже. И тишина  –   только в углу – за тысячи миль – капают капли в  умывальнике, и я – вселенная, и  от капли  до  капли   –  эры,  эпохи…»  .  «…Эта нелепая «душа» – так же реальна, как моя  юнифа, как мои сапоги – хотя  я  их и не вижу  сейчас. И если сапоги не болезнь – почему же «душа»  болезнь?»
В чем  заключаются  «истина» и «благо»  для Благодетеля?
     «Площадь Куба. Шестьдесят шесть мощных концентрических кругов: трибуны. И  шестьдесят шесть рядов... Углубленная, строгая, готическая тишина. А наверху, на  Кубе, возле машины — недвижная, как из металла, фигура того, кого мы именуем  Благодетелем. Лица... не разобрать: видно только, что оно ограничено строгими,  величественными, квадратными очертаниями. Но зато руки... Эти тяжкие, пока еще  спокойно лежащие на коленях руки — ясно: они каменные, и колени — еле  выдерживают их вес... И вдруг одна из этих громадных рук медленно поднялась —  медленный, чугунный жест, — и с трибун, повинуясь поднятой руке, подошел к Кубу  нумер» «Благодетель, мудро связавший нас по рукам и ногам благодетельными  тенетами  счастья» «Истинная алгебраическая любовь к человеку — непременно бесчеловечна, и  непременный признак истины — ее жестокость» «Вам предстоит  благодетельному  игу   разума   подчинить   неведомые   существа,  обитающие на иных планетах ­ быть может,  ещё  в  диком  состоянии  свободы. Если  они не поймут, что мы несём им математически безошибочное счастье,  наш долг  заставить  их  быть  счастливыми» «Одни – вверху, обрызганные кровью, прибивают тело к кресту; другие – внизу,  обрызганные слезами, смотрят. Не кажется ли вам, что роль тех, верхних, – самая  трудная, самая важная. Да не будь их, разве была бы поставлена вся эта  величественная трагедия? Они были освистаны темной толпой: но ведь за это автор  трагедии – Бог – должен еще щедрее вознаградить их»
Е.И.Замятин  выбрал для своего  Почему  романа форму  дневника героя?
       «Мы счастливейшее среднее арифметическое» «Почему  танец  красив?  Ответ:   потому   что   это несвободное  движение,  потому   что  весь  глубокий  смысл  танца  именно  в абсолютной, эстетической  подчиненности, идеальной несвободе» «Чулки ­ брошены у меня на  столе,  на  раскрытой  193­й  странице  моих записей.  Второпях я задел за  рукопись,  страницы  рассыпались  и  никак  не сложить по  порядку, а главное ­  если  и  сложить,  всё  равно  ­  не  будет настоящего  порядка,   всё  равно   ­   останутся   какие­то   пороги,   ямы, иксы» «Я ухожу ­ в неизвестное. Это мои последние строки.  Прощайте  ­вы, неведомые, вы,   любимые,  с  кем  я  прожил  столько  страниц,  кому  я, заболевший душой, ­ показал  всего себя, до последнего смолотого винтика,  до последней лопнувшей пружины...я  ухожу»  «Я не могу  больше  писать  ­  я  не хочу больше!» «Неужели я,  Д  ­  503,  написал  эти двести двадцать страниц? Неужели я когда­ нибудь чувствовал ­ или  воображал, что чувствую это? Почерк ­ мой. И дальше ­ тот   же  самый  почерк.  Никакого бреда, никаких нелепых  метафор,  никаких  чувств:   только  факты» «Я надеюсь ­ мы победим. Больше:  я  уверен­  мы победим. Потому что разум должен  победить»
Почему в XX веке  жанр антиутопии  становится  популярным?
Как возвратить золотой век , вернуть потерянный рай , как  создать на земле царство Божие ­ этими вопросами  задавались мыслители с глубокой древности , желая если  не на практике, то хотя бы в воображении создать  идеальную, упорядоченную модель человеческого  общежития. Неудовлетворенность настоящим заставляет  задавать вопрос: каким должно быть будущее, чтобы  человек чувствовал себя счастливым, чтобы осуществил  свои надежды, реализовал идеалы?.. …Но жизнь заставляет нас задуматься: так ли хороши будут  те результаты, к которым может прийти человечество?  Что вообще есть прогресс? То, что помогает человеку  стать хозяином природы, мира, чувств? Но не приведет  ли это к потери человеком своей индивидуальности, к  обезличиванию серой одинаковой массы?
произведения  похожи на роман  Какие  «Мы»?
 Олдос Хаксли — «О дивный новый мир!»  Джордж Оруэлл — «1984»  Герберт Уэллс — «Когда спящий проснётся»  Джек Лондон — «Железная пята»  Станислав Лем — «Возвращение со звёзд»  Иван Ефремов — «Час Быка»  Энтони Бёрджесс — «Заводной апельсин»   Рэй Бредбери — «451 градус по Фаренгейту»  Айн Рэнд — «Атлант расправил плечи»  Андрей Платонов — «Чевенгур», «Котлован»  Братья Стругацкие — «Обитаемый остров», « Хищные вещи века»  Владимир Войнович — «Москва 2042»  Курт Воннегут — «Механическое пианино, или Утопия  14», «Колыбель для кошки»  Лао Шэ — «Записки о кошачьем городе»
1. Почему роман назван антиутопией? 2. Отражена ли, по­вашему, современная автору  действительность в романе? 3. Может ли быть счастлив человек, имея все,  кроме личной свободы? 4. Почему герои романа носят номера, а не имена? 5. Что такое личность в вашем понимании? Кто  является личностью? 6. Как вы считаете, актуален ли роман «Мы» в наше  время? Воплотились ли в жизнь какие­то из  опасений Замятина?
1. Прочитать один из зарубежных романов­ антиутопий. Сравнить с романом «Мы». 2. Подготовить доклад о развитии литературы в  30­40­е гг. XX века.