Урок " Разносклоняемые имена существительные" ( 5 класс , русский язык)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
19.08.2019
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Разносклоняемые имена существительные" с использованием учебно - методического комплекта под редакцией А. Д. Шмелева. Урок открытия нового знания с использованием упражнений из учебного пособия и схем - подсказок.
открытый урок 5 класс Шмелев.docx
Учитель русского языка и литературы Невзорова Галина Анатольевна.
УМК Русский язык 5 класс под редакцией А.Д.Шмелева.
Тема:
Разносклоняемые имена существительные
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели урока:
1. Познакомиться с существительными среднего рода на –мя, выяснить к какому типу склонения они относятся.
2. Выявить особенности правописания разносклоняемых имен существительных.
3. Учить распознавать разносклоняемые имена существительные в тексте, правильно образовывать и писать формы
косвенных падежей.
4. Употреблять в речи конструкции с разносклоняемыми именами существительными в косвенных падежах.
Ход урока
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология
оценивания, духовнонравственное
воспитание
I. Оргмомент.
II.Актуализация
изученного с элементами
проверки домашнего
задания.
Приветствие.
отсутствующих.
Проверка готовности к уроку.
Выявление
На доске ( слайде) представлены слова :
Родина, слава, поклон, ветеран, звезда, верность, солнце,
гордость, герой, речь, время, знамя.
Запишите число. Оставьте две строки для темы урока и
распределите данные слова по группам. На какие группы их можно
разделить?
( 1, 2, 3 склонение)
Самопроверка. На доске представлены группы слов:
1 скл.: 2 скл. 3 скл.
Родина поклон верность
Познавательные УУД:
1.Анализировать,
классифицировать, делать выводы.
2. Преобразовывать информацию из
одной формы в другую.
сравнивать, Слава ветеран гордость
Звезда солнце речь
Герой
Вывод: Большинство имен существительных относятся к одному из
трех типов склонения.
Как вы определите принадлежность слова ктому или иному типу
склонения? ( По окончаниям)
Составьте кластер « Склонение имен существительных»
1 скл. 2 скл.
Склонение имен
М.р., ж.р. существительных м.р. ср.р.
а ; я е ; о
III.
Постановка
учебной проблемы.
3 скл.
Ж.р
Есть ли в нашей группе слов имена существительные, которые нельзя
отнести к 1, 2 или 3 склонению? ( время, знамя)
Почему мы эти слова не отнесли к данным группам? Какая
особенность есть у этих слов?
( Время и знамя – среднего рода)
Сформулируйте проблему, с которой вы столкнулись?
Формулировка проблемы : К какому склонению относятся имена
существительные среднего рода, оканчивающиеся на –мя?
Регулятивные УУД:
1. Высказывать предположения на
основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему)
урока.
IV Открытие новых
1. Работа в паре.
Регулятивные УУД: знаний.
проблемы.
Решение
Переходим к решению нашей проблемы.
Понаблюдайте, как склоняются слова время ( 1 вариант) , знамя
( 2 вариант)
В качестве вывода составим опорную схему:
Р.п.
Д.п.
П.п.
и
Тв.п.
ем
Какую особенность вы заметили?
Вспомните окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения.
( Слова время, знамя имеют окончания существительных 3 склонения
( Р., Д., П. падежи) и 2 склонения ( Тв. падеж)
Сверьтесь со схемой на слайде.
Используя наш богатый русский язык, мы можем сказать, что эти
имена существительные склоняются поразному, то есть они …
( разносклоняемые). Значит, тема нашего урока « Разносклоняемые
имена существительные»
Сделаем вывод, почему эти слова разносклоняемые?
2. Работа в группе. Упражнение 52 ( устно)
Докажите, что перед вами разносклоняемые имена существительные.
( выступления представителей групп)
Обучающиеся делают вывод: у существительных на мя и слова
путь есть окончания как II, так и III склонения.
3.
Вспомните, какие еще имена существительные среднего рода на –мя
есть в русском языке?
( Выступления учеников)
(Слайд) Запомните эти имена существительные : 10 существительных
на –мя и существительное путь мужского рода
4. Анализ словосочетаний.
Сделайте синтаксический разбор словосочетаний. Найдите
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и
личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, делать
выводы,
устанавливать
закономерности.
2. Создавать модели объектов в
знаковосимволической форме,
преобразовывать структуры и модели
(создавать схемыопоры).
3. Соотносить информацию,
представленную в разных формах
(текст со схемойопорой),
воспроизводить информацию в
удобной для себя форме. разносклоняемые имена существительные, определите их падеж.
( Запись в тетради и на доске)
Цвет знамени, нога в стремени, происхождение имени, пламенем
свечи.
Обратите внимание на морфемы данных разносклоняемых имен
существительных.
Какую особенность вы заметили?
Кто затрудняется, обратите внимание на словосочетания
представленные в учебнике на странице 135.
– Сделайте
вывод
об особенностях разносклоняемых
существительных и сравните с правилом в учебнике.
4. Чтение 2го текста в рамке.
– Почему буква е в суффиксе ен подчёркнута одной чертой?
(Орфограмма.)
Схема
подсказка
для
запоминания разносклоняемых
существительных
и
путь
путь
бремя
стремя
имя
вымя
путь
время
знамя
пламя
ЕН
семя
темя
племя
путь
V.Развитие учебно
языковых умений.
Переходим к следующему этапу нашего урока: этап развития
учебно языковых умений.
Познавательные УУД:
1.Владеть приемами отбора и 1. Упр. 54 – развивается умение правильно образовывать и писать
формы разносклоняемых имён существительных.
А) Комментированное письмо.
Образуйте правильную форму разносклоняемых имен
существительных, определите их падеж, объясните правописание
( добавляется суффикс –ЕН)
Б) Устно объясните смысл пословиц и поговорок.
2. Употребление в речи существительного время.
– Что нужно запомнить во фразах представленных на слайде
Найдите ошибки, исправьте их (устно).
a) Время было в обрез.
б) У тебя нет время потолковать со мной?
в) Сколько время?
Проверьте себя! ( Слайд)
а) Времени было в обрез.
б) У тебя нет времени потолковать со мной ?
в) Сколько времени?
VI.Этап
самостоятельной работы.
Объяснительный диктант с последующей самопроверкой.
Называть по имени, росток из семени, изложить от имени,
тяжелые времена, прикоснуться к темени.
сравнивать,
систематизации материала.
2.Анализировать,
устанавливать сходства и различия
группировать.
Коммуникативные УУД:
1. Свободно излагать свои мысли в
устной и письменной форме.
2. Соблюдать в практике речевого
общения грамматические нормы
3. Договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности.
4. Оказывать взаимопомощь,
осуществлять взаимный речевой
контроль.
5. Находить грамматические
речевые ошибки, исправлять их.
и
Познавательные УУД:
1.Владеть приемами отбора и
систематизации материала.
2.Анализировать, сравнивать.
Регулятивные УУД:
Искать пути решения проблемы. VII.
Рефлексия и
самоанализ
Над какой проблемой мы работали на уроке?
(К какому склонению относятся имена существительные среднего рода,
оканчивающиеся на –мя?)
Какой вывод мы можем сделать? ( Эти имена существительные
разносклоняемые)
Самооценка обучающихся.
С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый
материал).
По каким критериям будете оценивать себя?
Регулятивные УУД:
1. Соотносить цели и результаты своей
деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности
работы.
VIII.
задание.
Домашнее
Выучить разносклоняемые имена существительные.
Урок " Разносклоняемые имена существительные" ( 5 класс , русский язык)
Урок " Разносклоняемые имена существительные" ( 5 класс , русский язык)
Урок " Разносклоняемые имена существительные" ( 5 класс , русский язык)
Урок " Разносклоняемые имена существительные" ( 5 класс , русский язык)
Урок " Разносклоняемые имена существительные" ( 5 класс , русский язык)
Урок " Разносклоняемые имена существительные" ( 5 класс , русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.