Урок " Разносклоняемые имена существительные" ( 5 класс , русский язык)
Оценка 4.8

Урок " Разносклоняемые имена существительные" ( 5 класс , русский язык)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
19.08.2019
Урок " Разносклоняемые  имена существительные" ( 5 класс , русский язык)
Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме "Разносклоняемые имена существительные" с использованием учебно - методического комплекта под редакцией А. Д. Шмелева. Урок открытия нового знания с использованием упражнений из учебного пособия и схем - подсказок.
открытый урок 5 класс Шмелев.docx
Учитель русского языка и литературы Невзорова Галина Анатольевна. УМК Русский язык 5 класс под редакцией А.Д.Шмелева. Тема: Разносклоняемые имена существительные  Тип урока. Урок открытия новых знаний. Цели  урока:  1. Познакомиться с существительными среднего рода на –мя, выяснить к какому типу склонения они относятся. 2. Выявить особенности правописания разносклоняемых имен существительных. 3. Учить распознавать разносклоняемые имена существительные в тексте, правильно образовывать и писать формы косвенных падежей. 4. Употреблять в речи конструкции с разносклоняемыми именами существительными в косвенных падежах.   Ход урока Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания,   духовно­нравственное воспитание I. Оргмомент. II.Актуализация изученного с элементами проверки   домашнего задания. Приветствие. отсутствующих.   Проверка   готовности   к   уроку.   Выявление На доске ( слайде) представлены слова  : Родина,   слава,   поклон,   ветеран,   звезда,   верность,   солнце, гордость, герой, речь, время, знамя. ­   Запишите   число.     Оставьте   две   строки   для   темы   урока   и распределите данные слова по группам. На какие группы их можно разделить? ( 1, 2, 3 склонение) Самопроверка. На доске представлены группы слов: 1 скл.:                        2 скл.                        3 скл. Родина                    поклон                       верность  Познавательные УУД:    1.Анализировать,   классифицировать, делать выводы. 2.  Преобразовывать   информацию   из одной формы в  другую. сравнивать, Слава                      ветеран                     гордость Звезда                     солнце                       речь                                      Герой Вывод:   Большинство   имен   существительных   относятся   к   одному   из трех типов склонения. ­   Как   вы   определите   принадлежность   слова   ктому   или   иному   типу склонения? ( По окончаниям) ­ Составьте кластер « Склонение имен существительных»       1 скл.                                                                              2 скл.                                           Склонение имен   М.р., ж.р.                       существительных                   м.р. ср.р.            ­а  ;  ­  я                                                                                     ­е   ;  ­о III.   Постановка учебной проблемы.                                                   3 скл.                                               Ж.р  ­ Есть ли в нашей группе слов имена существительные,  которые нельзя отнести к 1, 2 или 3 склонению? ( время, знамя) ­   Почему   мы   эти   слова   не   отнесли   к   данным   группам?   Какая особенность есть у этих слов? ( Время и знамя – среднего рода) ­ Сформулируйте  проблему, с которой вы столкнулись? Формулировка   проблемы   :  К   какому   склонению   относятся   имена существительные среднего рода, оканчивающиеся на –мя? Регулятивные УУД: 1.  Высказывать предположения на  основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему)  урока.   IV  Открытие   новых 1.         Работа в паре.  Регулятивные УУД: знаний. проблемы.   Решение ­ Переходим к решению нашей проблемы. ­ Понаблюдайте, как склоняются слова время ( 1 вариант) , знамя ( 2 вариант) ­ В качестве вывода составим опорную схему:       Р.п. Д.п. П.п.   и    Тв.п. ем ­ Какую особенность вы заметили?  Вспомните окончания имен существительных 1, 2, 3 склонения. ( Слова время, знамя имеют окончания существительных 3 склонения ( Р., Д., П. падежи) и  2 склонения ( Тв. падеж) ­ Сверьтесь со схемой на слайде. ­ Используя наш богатый русский язык, мы можем сказать, что эти имена   существительные   склоняются   по­разному,   то   есть   они   … (   разносклоняемые).   Значит,   тема   нашего   урока   «   Разносклоняемые имена существительные» ­ Сделаем вывод, почему эти слова разносклоняемые?  2. Работа в группе. Упражнение 52 ( устно) ­ Докажите, что перед вами разносклоняемые имена существительные.  ( выступления представителей групп) Обучающиеся делают     вывод: у существительных на  мя  и слова путь есть окончания как II, так и III склонения.  3. ­ Вспомните, какие еще имена существительные среднего рода на –мя есть в русском языке?  ( Выступления учеников) ­ (Слайд) Запомните эти имена существительные : 10 существительных на –мя и существительное путь мужского рода  4. Анализ словосочетаний. ­   Сделайте   синтаксический   разбор   словосочетаний.   Найдите 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и  личностную рефлексию. Познавательные УУД:  1.  Анализировать,   сравнивать,   делать выводы, устанавливать   закономерности. 2. Создавать модели объектов в  знаково­символической форме,  преобразовывать структуры и модели  (создавать схемы­опоры). 3. Соотносить информацию,  представленную в разных формах  (текст со  схемой­опорой),  воспроизводить информацию в  удобной для себя форме. разносклоняемые   имена   существительные,   определите   их   падеж. ( Запись в тетради и на доске) Цвет знамени, нога в стремени, происхождение имени, пламенем свечи. ­   Обратите   внимание   на   морфемы   данных   разносклоняемых   имен существительных. ­ Какую особенность вы заметили? ­   Кто   затрудняется,   обратите   внимание   на   словосочетания представленные в учебнике на странице 135. –   Сделайте  вывод  об   особенностях   разносклоняемых существительных и сравните с правилом в учебнике.   4. Чтение 2го текста в рамке. –   Почему   буква  е  в   суффиксе  ен  подчёркнута   одной   чертой? (Орфограмма.)  Схема  подсказка   для   запоминания   разносклоняемых существительных  и путь путь бремя стремя имя вымя путь время знамя пламя  ЕН семя темя племя  путь                                  V.Развитие   учебно­ языковых умений.                                                   ­   Переходим   к   следующему   этапу   нашего   урока:   этап   развития учебно­ языковых умений. Познавательные УУД:  1.Владеть   приемами   отбора   и 1.  Упр. 54  – развивается умение правильно образовывать и писать формы разносклоняемых имён существительных.  А) Комментированное письмо. ­   Образуйте   правильную   форму   разносклоняемых   имен существительных,   определите   их   падеж,   объясните   правописание ( добавляется суффикс –ЕН) Б) Устно объясните смысл пословиц и поговорок.   2. Употребление в речи существительного время. –  Что   нужно   запомнить   во   фразах   представленных   на   слайде Найдите ошибки, исправьте их (устно). a) Время было в обрез. б) У тебя нет время потолковать со мной? в) Сколько время? Проверьте себя! ( Слайд) а) Времени было в обрез. б) У тебя нет времени потолковать со мной ? в) Сколько времени?   VI.Этап самостоятельной работы. ­ Объяснительный диктант с последующей самопроверкой. Называть   по   имени,   росток   из   семени,   изложить   от   имени, тяжелые времена, прикоснуться к темени.   сравнивать, систематизации материала. 2.Анализировать, устанавливать   сходства   и   различия группировать. Коммуникативные УУД:  1. Свободно излагать свои мысли в  устной и письменной форме. 2. Соблюдать в практике речевого  общения грамматические нормы 3. Договариваться и приходить к  общему решению в совместной  деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь,  осуществлять взаимный речевой  контроль. 5.  Находить   грамматические   речевые ошибки, исправлять их.   и Познавательные УУД:  1.Владеть   приемами   отбора   и систематизации материала. 2.Анализировать, сравнивать. Регулятивные УУД:  Искать пути решения проблемы. VII.     Рефлексия   и самоанализ ­ Над какой проблемой мы работали на уроке? (К какому склонению относятся имена существительные среднего рода, оканчивающиеся на –мя?) ­   Какой   вывод   мы   можем   сделать?   (   Эти   имена   существительные разносклоняемые) Самооценка обучающихся. ­ С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? ­ Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? ­ Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). ­ По каким критериям будете оценивать себя? Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей  деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и  определять степень успешности  работы.   VIII.   задание.    Домашнее  Выучить разносклоняемые имена существительные.

Урок " Разносклоняемые имена существительные" ( 5 класс , русский язык)

Урок " Разносклоняемые  имена существительные" ( 5 класс , русский язык)

Урок " Разносклоняемые имена существительные" ( 5 класс , русский язык)

Урок " Разносклоняемые  имена существительные" ( 5 класс , русский язык)

Урок " Разносклоняемые имена существительные" ( 5 класс , русский язык)

Урок " Разносклоняемые  имена существительные" ( 5 класс , русский язык)

Урок " Разносклоняемые имена существительные" ( 5 класс , русский язык)

Урок " Разносклоняемые  имена существительные" ( 5 класс , русский язык)

Урок " Разносклоняемые имена существительные" ( 5 класс , русский язык)

Урок " Разносклоняемые  имена существительные" ( 5 класс , русский язык)

Урок " Разносклоняемые имена существительные" ( 5 класс , русский язык)

Урок " Разносклоняемые  имена существительные" ( 5 класс , русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.08.2019