Разработка урока. Тема. Математические основы информатики. Урок: "Арифметические действия в различных системах счисления". Цель. Закрепить понятие систем счисления и представление о позиционных и непозиционных системах счисления; формировать осознанные навыки выполнения арифметических действий в различных позиционных системах счисления. Тип урока: комбинированный.Разработка урока. "Арифметические действия в различных системах счисления". Тип урока: комбинированный.
Арифметические действия.docx
Дата________
Класс______
Тема. Математические основы информатики
Урок. Арифметические действия в различных системах счисления
Цели:
образовательная: закрепить понятие систем счисления и представление о позиционных и
непозиционных системах счисления; формировать осознанные навыки выполнения арифметических
действий в различных позиционных системах счисления; формировать системноинформационную
картину мира:
развивающая: развивать самостоятельность мышления;
воспитательная: воспитывать сознательное отношение к учебной деятельности.
Тип урока: комбинированный
I Организационный момент
На доске представлен двоичный код числа 13 (1121). Посмотрите внимательно, кто нашел ошибку,
может сесть. (Спросить трех учеников) Правильно ребята. С какой же темой познакомились на
прошлом уроке?
II Воспроизведение опорных навыков и умений
Проверим, на сколько хорошо Вы усвоили данную тему.
1. Индивидуальная самостоятельная работа:
а) Индивидуальная работа у доски:
Составить развернутую запись чисел 48910, 15316, 77528.
Перевести числа в 10ую с/с 100 11102 (78), 1728(122).
Перевести числа из 10ой с/с 43 в 2ую (10 1011), 76 в 8ую (114).
б) Индивидуальная работа по карточкам:
Составить развернутую запись чисел 596310, 23526, 700268.
Перевести числа в 10ую с/с 111001102 (230), 17728(1018).
Перевести числа из 10ой с/с 39 в 2ую (10 0111), 235 в 8ую (353).
2. Фронтальная работа с классом:
1. Что такое система счисления? (это знаковая система, в которой числа записываются по
определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами)
2. Какие системы счисления Вы знаете? (позиционные и непозиционные)
3. Какая система называется позиционной? (в позиционной системе цифра имеет разное значение
от места в записи числа)
4. Непозиционная система счисления – это …? (система счисления, в которой значение цифры
не зависит от места в записи числа)
5. Приведите примеры позиционных систем счисления.
6. Приведите примеры непозиционных систем счисления.
7. Какая система счисления используется повсеместно в наше время? (десятичная)
8. Сколько и какие цифры в 10ой с/с?
9. Как вы думаете, почему люди используют именно 10ую, а не 7ую? (пальцев на руке 5, поэтому
до 10ой с/с многие народности использовали 5ую с/с)
10. Вспомните, какие другие с/с встречаются в нашей жизни по сей день? (12ричная – дюжина:
количество месяцев в году, часов во времени суток, число знаков зодиака; 7ая: 7 дней в
недели, пословицы с числом 7; 60ричная – древневавилонская с/с: градусная и временная
мера)
11. Перевести встречающиеся в стихотворении числительные из двоичной системы счисления в
десятичную:
Необыкновенная девчонка (А. Н. Стариков)
Ей было тысяча сто лет, (12)
Она в 101ый класс ходила, (5)
В портфеле по сто книг носила – (4)
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног, (2) Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий. (1, 4)
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами, (2)
И десять загорелых рук (2)
Портфель и поводок держали.
И десять темносиних глаз (2)
Рассматривали мир привычно,…
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Итог: итог индивидуальной самостоятельной работы у доски.
Молодцы! Мы вспомнили изученный материал прошлого урока, который нам поможет при изучении
новой темы.
III Мотивация учения, сообщение темы, цели и задач
Сегодня на уроке мы начнем изучение темы «Арифметические действия в позиционных
системах счисления». Будем учиться выполнять вычисления в различных системах счисления.
Изучение этой темы важно, потому что она нам необходима для осознания тех процессов, которые
осуществляются при кодировании информации в компьютере.
IV Изучение нового материала (правила, закона), его восприятие, осознание и
осмысление (вводные занятия)
1. Двоичная арифметика.
Знание позиционных систем счисления подразумевает знание выполнения арифметических
действий в этих системах. Рассмотрим двоичную арифметику, т.е. выполнение сложения, вычитания,
умножения и деления в двоичной системе счисления. Все эти операции обладают всеми теми
свойствами, которые вам известны для десятичной системы.
Таблица сложения:
Таблица умножения:
0 + 0 = 0
0 + 1 = 1
1 + 0 = 1
1 + 1 = 10
0 * 0 = 0
0 * 1 = 0
1 * 0 = 0
1 * 1 = 1
Пользуясь этими таблицами можно выполнять и вычитание с делением.
1001
+1001
10011
1011 11110 / 110 = 101
*101
1011
1011
_ 111
100
1011
110111
2. Арифметические действия в 8ой и 16ой с/с.
в 8ой с/с:
38
+25
64
9С
7 8
2 4
в 16ой с/с:
V Первичное применение приобретенных знаний
1111
+ 1
10000
Решение задач под руководством учителя.
1100
10
1010
10100
*1010
101
+101
11001000
VI
Усвоение навыков и умений на основе применения знаний и навыков в
нестандартных условиях
Рассмотрите пример и объясните ход решения: (110112 + 558) * 28 = (27 + 45) * 2 = 72 * 2 = 14410
(Для выполнения действий, нужно перевести числа в одну с/с (лучше в 10ую) и выполнить
обычным образом действия)
VII Самостоятельная работа на творческое применение знаний, навыков и
умений, проверка результатов выполненных заданий.
Задание: В данном поле зашифрован рисунок, чтобы его отгадать Вы должны решить
примеры, ответы на которые покажут Вам как надо закрасить поля, 1 закрашенное поле,
0 – незакрашенное поле.
Пример
1000 * 100
1 0010 1100 – 100 1100
110 0100 + 111 1100
1 1100 0010 / 10
10 1011 + 1 0100
101 1000 – 1 1001
110 0011 / 11
10 0001 * 11
Ответ
0010 0000
1110 0000
1110 0000
1110 0001
0011 1111
0011 1111
0010 0001
0110 0011
Рисунок
VIII Итог урока
1100*2
+ 1**12
***1102
110012
+ 1
1001102
10 12
Домашнее задание:
Восстановите запись числа. Так чему же мы
научились сегодня на уроке?
1.
2.
3.
Сложить восьмеричные числа 5 и 4, 17 и 41.
Провести вычитание шестнадцатеричных чисел F и A, 41 и 17.
Сложить числа 178 и 1716, 418 и 4116.
Резерв: Решить задачу. У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший
учится в 1001 классе может ли такое быть? Карточка 1
Составить развернутую запись чисел:
596310=
23526 =
700268=
________________________________________________________________
Карточка 2
Перевести числа в 10ую с/с:
111001102 =
17728=
_______________________________________________________________
Карточка 3
Перевести числа из 10ой в 2ую с/с число 39, в 8ую с/с число 235.
______________________________________________________________
Карточка 1
Составить на доске развернутую запись чисел 48910, 15316 , 77528.
________________________________________________________________
Карточка 2
Перевести на доске числа в 10ую с/с 100 11102 , 1728.
________________________________________________________________
Карточка 3
Перевести на доске числа из 10ой с/с в 2ую с/с число 543, в 8ую с/с число 769.
Карточка 1
Составить развернутую запись чисел:
596310=
23526 =
700268=
________________________________________________________________
Карточка 2
Перевести числа в 10ую с/с:
111001102 =
17728=
_______________________________________________________________ Карточка 3
Перевести числа из 10ой в 2ую с/с число 39, в 8ую с/с число 235.
______________________________________________________________ Задание
В данном поле зашифрован рисунок, чтобы его отгадать Вы должны решить примеры, ответы на
которые покажут Вам как надо закрасить поля, 1 закрашенное поле, 0 – незакрашенное поле.
ответ
рисунок
пример
1000 * 100
1 0010 1100 – 100 1100
110 0100 + 111 1100
1 1100 0010 / 10
10 1011 + 1 0100
101 1000 – 1 1001
110 0011 / 11
10 0001 * 11
__________________________________________________________________
Задание
В данном поле зашифрован рисунок, чтобы его отгадать Вы должны решить примеры, ответы на
которые покажут Вам как надо закрасить поля, 1 закрашенное поле, 0 – незакрашенное поле.
ответ
рисунок
пример
1000 * 100
1 0010 1100 – 100 1100
110 0100 + 111 1100
1 1100 0010 / 10
10 1011 + 1 0100
101 1000 – 1 1001
110 0011 / 11
10 0001 * 11
_________________________________________________________________
Задание
В данном поле зашифрован рисунок, чтобы его отгадать Вы должны решить примеры, ответы на
которые покажут Вам как надо закрасить поля, 1 закрашенное поле, 0 – незакрашенное поле.
ответ
рисунок
пример
1000 * 100
1 0010 1100 – 100 1100
110 0100 + 111 1100
1 1100 0010 / 10
10 1011 + 1 0100
101 1000 – 1 1001
110 0011 / 11
10 0001 * 11
_________________________________________________________________
Задание
В данном поле зашифрован рисунок, чтобы его отгадать Вы должны решить примеры, ответы на
которые покажут Вам как надо закрасить поля, 1 закрашенное поле, 0 – незакрашенное поле.
ответ
рисунок
пример
1000 * 100
1 0010 1100 – 100 1100
110 0100 + 111 1100
1 1100 0010 / 10
10 1011 + 1 0100 101 1000 – 1 1001
110 0011 / 11
10 0001 * 11
Урок "Арифметические действия"
Урок "Арифметические действия"
Урок "Арифметические действия"
Урок "Арифметические действия"
Урок "Арифметические действия"
Урок "Арифметические действия"
Урок "Арифметические действия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.