Методическая разработка урока «Моделирование логических устройств для решения прикладных задач»
Корчецева Любовь Ивановна учитель информатики МОУ СОШ № 56
Ярославль
2024
Методическая разработка урока
«Моделирование логических устройств для решения прикладных задач»
Цель урока: Создание условий для развития способностей обучающихся самостоятельно решать прикладные задачи в различных сферах деятельности на основе освоенного им опыта.
Задачи урока:
· повторить основные этапы компьютерного моделирования;
· повторить алгоритм получения формулы по таблице истинности, упрощение логических функций;
· предоставить учащимся разнообразные задачи прикладного характера на моделирование логических устройств по заданному результату;
· смоделировать логические устройства с помощью среды LogМodel.
· показать учащимся экономное и рациональное воплощение устройств в «железе»
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
- определения элементарных дизъюнкций и конъюнкций, ДНФ И КНФ, СДНФ и СКНФ;
- алгоритмы получения функции по таблице истинности.
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на конструирование логических схем по заданному результату.
Этапы урока:
I. Повторение 10 мин
I. Решение задач на построение логических схем по таблице истинности и их моделирование их в среде LogModel 30 мин.
II. Подведение итогов урока 5 мин.
Набор прикладных задач для моделирования устройств:
1. Освещение 2-х этажного дома по «евростандарту»
2. Голосование жюри «Минута славы»
3. Автомат размена наличных денег
4. Отбор задач для олимпиады
Ход урока
В жизни же часто возникает ситуация, когда известен результат и для его реализации необходимо построить устройство.
Рассмотрим следующую задачу:
Задача. В двухэтажном доме лестница освещается одной лампой Х. На первом этаже установлен один выключатель А, на втором этаже - выключатель В. Если включают А, то лампа загорается. При поднятии на второй этаж и включении В лампа гаснет. Если кто-то выходит и нажмет В, то лампа включается, при спуске на первый этаж и нажатии А лампа должна погаснуть.
Алгоритм решения:
· Составить таблицу истинности по условию задачи.
· Определить логическую функцию по таблице.
· Построить логическую схему.
Чтобы решить данную задачу необходимо повторить основные понятия, а именно:
· этапы моделирования;
· алгоритмы получения формулы по таблице истинности
· построение логической схемы по формуле
I. Повторение:
1. Этапы моделирования:
2. Алгоритмы получения формулы по таблице истинности:
СДНФ |
| |
СКНФ |
||||||||||||||||||||||||||||||
1. Конструирование логических схем начинается с таблицы истинности (1)
2. Отметим те строки таблицы, выходы которых равны |
||||||||||||||||||||||||||||||||
1
|
| |
0
|
||||||||||||||||||||||||||||||
3.Выписываем для каждой отмеченной строки комбинацию переменных через знак |
||||||||||||||||||||||||||||||||
конъюнкцию (&) |
| |
дизъюнкцию (V) |
||||||||||||||||||||||||||||||
знаки операции отрицания расставим следующим образом: |
||||||||||||||||||||||||||||||||
если переменная = 1, то запишем саму эту переменную, если же она = 0, то запишем ее отрицание.
|
| |
если переменная = 0, то запишем саму эту переменную, если же она = 1, то запишем ее отрицание.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
4. Все полученные выражения связываем операцией |
||||||||||||||||||||||||||||||||
дизъюнкция |
| |
конъюнкция |
3. Решение задач на конструирование логических схем
Для заданной таблице истинности построить логическую схему:
Запишем элементарные конъюнкции и, перед построением логической схемы, упростим СДНФ:
![]() |
3)
II. Решение задач на построение логических схем по таблице истинности и их моделирование их в среде LogModel
Вернёмся к нашей задаче:
Задача 1. «Освещение подъезда по «евростандарту»: В двухэтажном доме лестница освещается одной лампой Х. На первом этаже установлен выключатель А, на втором этаже - выключатель В. Если включают А, то лампа загорается. При поднятии на второй этаж и включении В лампа гаснет. Если кто-то выходит и нажмет В, то лампа включается, при спуске на первый этаж и нажатии А лампа должна погаснуть.
1. Постановка задачи: лампа горит, когда выключатели в разных позициях.
2. Формализация: построим ТИ по условию задачи, и по ней составим СДНФ или СКНФ
Определим логическую функцию по таблице истинности.
Пометим те строки, выходы в которых равны, и количество которых меньше, т.е. с
выходом =1. Воспользуемся сначала 1-ым алгоритмом получения СДНФ функции по
таблице истинности. Выпишем для каждой отмеченной
строки комбинацию переменных через знак & и расставим знаки операции
отрицания: F=.
Теперь воспользуемся 2-ым алгоритмом и получим СКНФ функции. Для каждого набора переменных, на которых функция принимает значение логической 1, запишем конъюнкции, которые объедим дизъюнкцией:
3. Компьютерная модель и эксперимент
Построим логические схемы по полученным функциям:
Реализуем и проверим с помощью среды LogModel полученные логические схемы:
4. Анализ: модель работает в обоих случаях; в обоих случаях используется четыре логических элемента и на экономичное воплощение устройства в «железе» не отразится.
Задача2 «Минута славы» Смоделировать устройство, которое можно было бы использовать для голосования членам жюри: артист проходит в следующий тур конкурса, если за него проголосовало не менее двух человек из жюри.
1. Формализация: построим ТИ по условию задачи, и по ней, в зависимости от рациональности, составим СДНФ или СКНФ
2. Компьютерная модель и компьютерный эксперимент: Функциональная схема и реализация её в среде LogModel.
3. Анализ: модель работает, но если упростить полученную формулу, то воплощение устройства в «железе» будет белее экономичным.
Задача3 Автомат размена наличных денег. Построить логическую схему для автомата по размену наличных денег. Автомат может разменять одну купюру 10 рублей двумя монетами по 5 рублей или одну купюру 50 рублей пятью купюрами по 10 рублей или одну купюру 100 рублей двумя купюрами по 50 рублей или 10 купюрами по 10 рублей.
1. Постановка задачи:
1. Сколько различных вариантов решения предусматривает
условие задачи и почему?
2. Какие исходные данные должен иметь такой автомат для работы и какие данные
должны быть на выходе?
3. Какой вариант решения задачи проще (на первый взгляд и после анализа) и соответственно выгоднее для реализации “в металле”?
Задание предусматривает 2 варианта решения:
Первая реализация: “или” в задании используется в разделяющей форме, т.е. нельзя, например, разменять за один раз 2 купюры: одну – 10 рублей и одну – 50 рублей.
Вторая реализация: “или” используется в объединяющей форме, т. е. за один раз можно разменять любую комбинацию из трёх купюр: 10 рублей, 50 рублей и 100 рублей.
2. Формализация:
Обозначения:
Входы:
А: “наличие купюры 10 рублей”;
В: “наличие купюры 50 рублей”;
С: “наличие купюры 100 рублей”;
D: “вид размена при наличии купюры 100 рублей”:0 – по 50 рублей,1 – по 10 рублей.
Выходы:
F0:“выдать две монеты по 5 рублей”;
F1: “выдать 10 купюр по 10 рублей”;
F2: “выдать 5 купюр по 10 рублей”;
F3: “выдать две купюры по 50 рублей”.
3. Компьютерная модель и компьютерный эксперимент:
Первая реализация:
“или” в задании используется в разделяющей форме, т.е. нельзя, например, разменять за один раз 2 купюры: одну – 10 рублей и одну – 50 рублей.
Построить сразу формулы для функций выходов сложно, поэтому нужно сначала составить таблицу истинности, в которой предусмотреть все возможные варианты.
Некоторые формулы необходимо упростить перед построением схемы.
![]() |
||
![]() |
||
![]() |
||
![]() |
Построим логическую схему в среде LogModel и сравним результат:
Вторая реализация:
“или” используется в объединяющей форме, т. е. за один раз можно разменять любую комбинацию из трёх купюр: 10 рублей, 50 рублей и 100 рублей.
Некоторые формулы необходимо упростить перед построением схемы:
Построим логическую схему и реализуем её в среде LogModel и сравним результат:
· Анализ: оказывается, что этот вариант более простой в реализации, так как зависимость функций F0, F1, F2, F3 более простая (в первой реализации эти функции зависят не напрямую от наличия сигнала на соответствующих входах, но и от отсутствия сигналов на других входах – реализация более жёсткая).
III. Домашнее задание
1) По заданной таблице истинности составьте СКНФ, упростите её, если это возможно, и постройте логическую схему:
2) По заданной таблице истинности составьте СДНФ, упростите её, если это возможно, и постройте логическую схему
3) Задача4. Отбор задач для олимпиады Три преподавателя отбирают задачи для олимпиады. Задач несколько. По каждой из задач каждый из преподавателей высказывает свое мнение: легкая задача (0) или трудная (1). Задача включается в олимпиадное задание, если не менее 2 преподавателей отметили ее как трудную, но если все три преподавателя считают ее трудной, то такая задача не включается в олимпиадное задание как слишком трудная. Требуется составить функциональную схему устройства, которое на выходе выдавало бы 1, если задача включается в олимпиадное задание, и 0, если не включается.
Алгоритм решения:
· Составить таблицу истинности.
· Определить логическую функцию.
· Построить логическую схему.
· Проверить устройство в среде LogModel
IV. Итог урока:
· повторили основные этапы компьютерного моделирования, алгоритм получения формулы по таблице истинности, упрощение логических функций;
· на основе полученных ранее знаний решали разнообразные задачи прикладного характера на моделирование логических устройств по заданному результату и реализовали их решение в среде LogМodel.
· Увидели возможности экономного и рационального воплощения устройств в «железе»
Список литературы:
1) Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 10 класс. Базовый уровень — М : Бином. Лаборатория знаний, 2021 — 288с.
2) Поляков. К.Ю., Еремин Е.А. Информатика (базовый и углубленный уровени). 10 класс. Ч.1 — М: Бином. Лаборатория знаний2019 — 352с.
3) http://www.getsoft.ru/users/32238/programs/?platform=9x - Агафонников В. под руководством Коршунова А. Д., программа для моделирования логических схем «LogModel», физический факультет ИГУ, г. Иркутска, программа является бесплатной,
4) http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
5) http://www.uchenik.vofka.ru/my_files/indx.htm - Учимся информационным технологиям, Моделирование информационных процессов на уроках информатики
1)
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.