Моделирование логических устройств для решения прикладных задач

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок «Моделирование логических устройств для решения прикладных задач» ориентирован на учащихся 10-11 профильных классов с углубленным преподаванием информатики при изучении темы «Моделирование и формализация». Ранее учащиеся ознакомлены с темой «Основы логики», должны уметь по таблице истинности создавать формулу и по ней строить логическую схему. Использование программной среды LogМodel для реализации решения специально подобранных задач позволяет сразу увидеть результат решения и оценить эффективность ответа.
Иконка файла материала Методическая разработка урока Моделирование логических устройств для решения прикладных задач1.doc

 

 

Методическая разработка урока «Моделирование логических устройств для решения прикладных задач»

Корчецева Любовь Ивановна учитель информатики        МОУ СОШ № 56

Ярославль

2024

Методическая разработка урока

«Моделирование логических устройств для решения прикладных задач»

 

Цель урока: Создание условий для развития способностей обучающихся самостоятельно решать прикладные задачи в различных сферах деятельности на основе освоенного им опыта.

 

Задачи урока:

·        повторить основные этапы компьютерного моделирования;

·        повторить алгоритм получения формулы по таблице истинности, упрощение логических функций;

·        предоставить учащимся разнообразные задачи прикладного характера на моделирование логических устройств по заданному результату;

·        смоделировать логические устройства с помощью среды LogМodel.

·        показать учащимся экономное и рациональное воплощение устройств в «железе»

 

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

- определения элементарных дизъюнкций и конъюнкций, ДНФ И КНФ, СДНФ и СКНФ;

- алгоритмы получения функции по таблице истинности.

Учащиеся должны уметь:

-  решать задачи на конструирование логических схем по заданному результату.

 

Этапы урока:

I.                   Повторение 10 мин

I.                   Решение задач на построение логических схем по таблице истинности и их моделирование их в среде LogModel 30 мин.

II.                Подведение итогов урока 5 мин.

 

Набор прикладных задач для моделирования устройств:

1.      Освещение 2-х этажного дома по «евростандарту»

2.      Голосование жюри «Минута славы»

3.      Автомат размена наличных денег

4.      Отбор задач для олимпиады

 

Ход урока

В жизни  же часто возникает ситуация, когда известен результат и для его реализации необходимо построить устройство.

Рассмотрим следующую задачу:

Задача. В двухэтажном доме лестница освещается одной лампой Х. На первом этаже установлен один выключатель А, на втором этаже - выключатель В. Если включают А, то лампа загорается. При поднятии на второй этаж и включении В лампа гаснет. Если кто-то выходит и нажмет В, то лампа включается, при спуске на первый этаж и нажатии А лампа должна погаснуть.

Алгоритм решения:

·         Составить таблицу истинности по условию задачи.

·         Определить логическую функцию по таблице.

·         Построить логическую схему.

Чтобы решить данную задачу необходимо повторить основные понятия, а именно:

·         этапы моделирования;

·         алгоритмы получения формулы по таблице истинности

·         построение логической схемы по формуле

 

I.      Повторение:

1.     Этапы моделирования:

2.     Алгоритмы получения формулы по таблице истинности:

СДНФ

|

СКНФ

1. Конструирование логических схем начинается с таблицы истинности

(1)

X

Y

f(X,Y)

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

0

2. Отметим те строки таблицы, выходы которых равны

1

X

Y

f(X,Y)

0

0

0

0

1

1*

1

0

1*

1

1

0

|
|
|
|
|
|
|
|

0

X

Y

f(X,Y)

0

0

0*

0

1

1

1

0

1

1

1

0*

3.Выписываем для каждой отмеченной строки комбинацию переменных через знак

конъюнкцию (&)

|

дизъюнкцию (V)

знаки операции отрицания расставим следующим образом:

если переменная = 1, то запишем саму эту переменную, если же она = 0, то запишем ее отрицание.

 для 2-й строки
для 3-й строки

|
|
|
|
|
|
|

если переменная = 0, то запишем саму эту переменную, если же она = 1, то запишем ее отрицание.

для 1-й строки
для 4-й строки

4. Все полученные выражения связываем операцией

дизъюнкция

|
|
|
|

конъюнкция

3.     Решение задач на конструирование логических схем

Для заданной таблице истинности построить логическую схему:

Запишем элементарные конъюнкции и, перед построением логической схемы, упростим СДНФ:

                                                                                    

 


 

                                                                                     3)

 

 

 

 

 

 

 

II.                                                   Решение задач на построение логических схем по таблице истинности и их моделирование их в среде LogModel

Вернёмся к нашей задаче:

 Задача 1. «Освещение подъезда по «евростандарту»: В двухэтажном доме лестница освещается одной лампой Х. На первом этаже установлен выключатель А, на втором этаже - выключатель В. Если включают А, то лампа загорается. При поднятии на второй этаж и включении В лампа гаснет. Если кто-то выходит и нажмет В, то лампа включается, при спуске на первый этаж и нажатии А лампа должна погаснуть.

1.     Постановка задачи: лампа горит, когда выключатели в разных позициях.

2.     Формализация: построим ТИ по условию задачи, и по ней составим СДНФ или СКНФ

Надпись: A	B	F
0	0	0
1	0	1*
1	1	0
0	1	1*
0	0	0
 
 



Определим логическую функцию по таблице истинности. Пометим те строки, выходы в которых равны, и количество которых меньше, т.е. с выходом =1. Воспользуемся сначала 1-ым алгоритмом получения СДНФ функции по таблице истинности. Выпишем для каждой отмеченной строки комбинацию переменных через знак &  и расставим знаки операции отрицания: F=.

Теперь воспользуемся 2-ым алгоритмом и получим СКНФ функции. Для каждого набора переменных, на которых функция принимает значение логической 1, запишем конъюнкции, которые объедим дизъюнкцией:

 

3.     Компьютерная модель и эксперимент

Построим логические схемы по полученным функциям:

 

 

 

 

 

Реализуем  и проверим с помощью среды LogModel полученные логические схемы:

 

 

 

 

 

 

 

4.     Анализ: модель работает в обоих случаях;  в обоих случаях используется четыре логических элемента и на экономичное воплощение устройства в «железе» не отразится.

 

Задача2 «Минута славы» Смоделировать устройство, которое можно было бы использовать для голосования членам жюри: артист проходит в следующий тур конкурса, если за него проголосовало не менее двух человек из жюри.

1.     Формализация: построим ТИ по условию задачи, и по ней, в зависимости от рациональности, составим СДНФ или СКНФ

2.     Компьютерная модель и компьютерный эксперимент: Функциональная схема и реализация её в среде LogModel.

3.   Анализ: модель работает, но если упростить полученную формулу, то воплощение устройства в «железе» будет белее экономичным.

 


 

 

 

 

 

 

 

Задача3 Автомат размена наличных денег. Построить логическую схему для автомата по размену наличных денег. Автомат может разменять одну купюру 10 рублей двумя монетами по 5 рублей или одну купюру 50 рублей пятью купюрами по 10 рублей или одну купюру 100 рублей двумя купюрами по 50 рублей или 10 купюрами по 10 рублей.

1.     Постановка задачи:

1. Сколько различных вариантов решения предусматривает условие задачи и почему?
2. Какие исходные данные должен иметь такой автомат для работы и какие данные должны быть на выходе?

3. Какой вариант решения задачи проще (на первый взгляд и после анализа) и соответственно выгоднее для реализации “в металле”?

 

Задание предусматривает 2 варианта решения:

Первая реализация: “или” в задании используется в разделяющей форме, т.е. нельзя, например, разменять за один раз 2 купюры: одну – 10 рублей и одну – 50 рублей.

Вторая реализация: “или” используется в объединяющей форме, т. е. за один раз можно разменять любую комбинацию из трёх купюр: 10 рублей, 50 рублей и 100 рублей.

 

2.     Формализация:

Обозначения:

Входы:

А: “наличие купюры 10 рублей”;

В: “наличие купюры 50 рублей”;

С: “наличие купюры 100 рублей”;

D: “вид размена при наличии купюры 100 рублей”:0 – по 50 рублей,1 – по 10 рублей.

Выходы:

F0:“выдать две монеты по 5 рублей”;

F1: “выдать 10 купюр по 10 рублей”;

F2: “выдать 5 купюр по 10 рублей”;

F3: “выдать две купюры по 50 рублей”.

3.     Компьютерная модель и компьютерный эксперимент:

Первая реализация:

“или” в задании используется в разделяющей форме, т.е. нельзя, например, разменять за один раз 2 купюры: одну – 10 рублей и одну – 50 рублей.

Построить сразу формулы для функций выходов сложно, поэтому нужно сначала составить таблицу истинности, в которой предусмотреть все возможные варианты.

Надпись: A	B	C	D	F0	F1	F2	F3
0	0	0	0	0	0	0	0
0	0	0	1	0	0	0	0
0	0	1	0	0	0	0	1
0	0	1	1	0	1	0	0
0	1	0	0	0	0	1	0
0	1	0	1	0	0	1	0
0	1	1	0	0	0	0	0
0	1	1	1	0	0	0	0
1	0	0	0	1	0	0	0
1	0	0	1	1	0	0	0
1	0	1	0	0	0	0	0
1	0	1	1	0	0	0	0
1	1	0	0	0	0	0	0
1	1	0	1	0	0	0	0
1	1	1	0	0	0	0	0
1	1	1	1	0	0	0	0

Некоторые формулы необходимо упростить перед построением схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Построим логическую схему в среде LogModel и сравним результат:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторая реализация:

“или” используется в объединяющей форме, т. е. за один раз можно разменять любую комбинацию из трёх купюр: 10 рублей, 50 рублей и 100 рублей.

Надпись: A	B	C	D	F0	F1	F2	F3
0	0	0	0	0	0	0	0
0	0	0	1	0	0	0	0
0	0	1	0	0	0	0	1
0	0	1	1	0	1	0	0
0	1	0	0	0	0	1	0
0	1	0	1	0	0	1	0
0	1	1	0	0	0	1	1
0	1	1	1	0	1	1	0
1	0	0	0	1	0	0	0
1	0	0	1	1	0	0	0
1	0	1	0	1	0	0	1
1	0	1	1	1	1	0	0
1	1	0	0	1	0	1	0
1	1	0	1	1	0	1	0
1	1	1	0	1	0	1	1
1	1	1	1	1	1	1	0

Некоторые формулы необходимо упростить перед построением схемы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Построим логическую схему и реализуем её в среде LogModel и сравним результат:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·        Анализ: оказывается, что этот вариант более простой в реализации, так как зависимость функций F0, F1, F2, F3 более простая (в первой реализации эти функции зависят не напрямую от наличия сигнала на соответствующих входах, но и от отсутствия сигналов на других входах – реализация более жёсткая).

 

 

I.  

II.  

III. Домашнее задание

1)    По заданной таблице истинности составьте СКНФ, упростите её, если это возможно, и постройте логическую схему:

Надпись: А	В	С	F
0	0	0	0
0	0	1	1
0	1	0	0
0	1	1	0
1	0	0	1
1	0	1	1
1	1	0	0
1	1	1	1

 

 

 

 

 

2) По заданной таблице истинности составьте СДНФ, упростите её, если это возможно, и постройте логическую схему

Надпись: X	Y	Z	F
0	0	0	0
0	0	1	0
0	1	0	1
0	1	1	1
1	0	0	0
1	0	1	0
1	1	0	1
1	1	1	0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) Задача4. Отбор задач для олимпиады Три преподавателя отбирают задачи для олимпиады. Задач несколько. По каждой из задач каждый из преподавателей высказывает свое мнение: легкая задача (0) или трудная (1). Задача включается в олимпиадное задание, если не менее 2 преподавателей отметили ее как трудную, но если все три преподавателя считают ее трудной, то такая задача не включается в олимпиадное задание как слишком трудная. Требуется составить функциональную схему устройства, которое на выходе выдавало бы 1, если задача включается в олимпиадное задание, и 0, если не включается.

 

Алгоритм решения:

·          Составить таблицу истинности.

·          Определить логическую функцию.

·          Построить логическую схему.

·          Проверить устройство в среде LogModel

 

IV. Итог урока:

·        повторили основные этапы компьютерного моделирования, алгоритм получения формулы по таблице истинности, упрощение логических функций;

·        на основе полученных ранее знаний решали разнообразные задачи прикладного характера на моделирование логических устройств по заданному результату и реализовали их решение в среде LogМodel.

·        Увидели возможности экономного и рационального воплощения устройств в «железе»

Список литературы:

 

1)    Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 10 класс. Базовый уровень — М : Бином. Лаборатория знаний, 2021 — 288с.

2)    Поляков. К.Ю., Еремин Е.А. Информатика (базовый и углубленный уровени). 10 класс. Ч.1 — М: Бином. Лаборатория знаний2019 — 352с.

3)    http://www.getsoft.ru/users/32238/programs/?platform=9x - Агафонников В. под руководством Коршунова А. Д., программа для моделирования логических схем «LogModel», физический факультет ИГУ, г. Иркутска, программа является бесплатной,

4)    http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

5)    http://www.uchenik.vofka.ru/my_files/indx.htm - Учимся информационным технологиям, Моделирование информационных процессов на уроках информатики

 

 

 

 

 

 

1)       

 


Скачано с www.znanio.ru