Практическая работа: Знакомство со средой программирования. Реализация линейных алгоритмов

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Практическая работа: Знакомство со средой программирования. Реализация линейных алгоритмов» Цель: ознакомление с интерфейсом среды программирования КУМИР и с исполнителем ЧЕРТЕЖНИК Задачи: • познакомить с системой команд Чертежника; • научить строить алгоритм команд для исполнителя. Ход урока 1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания 15 урок – 2 алгоритма – блок схемы 16-17 урок написание программы + рисунок для чертежника, линейный алгоритм 3. Изучение нового материала Работа с презентацией Исполнитель Чертежник предназначен для построения рисунков на координатной плоскости. Чертежник имеет перо, которое можно поднимать, опускать и перемещать. При перемещении опущенного пера за ним остается след – отрезок от предыдущего положения до нового. При перемещении поднятого пера никакого следа не остается. В начальном положении перо Чертежника всегда поднято и находится в точке (0, 0). Система команд исполнителя “Чертежник” включает 6 команд: 1. опустить перо 2. поднять перо 3. сместиться в точку (X, Y) 4. сместиться на вектор (dX, dY) 5. установить цвет (цвет) 6. надпись (ширина, текст) Команда “опустить перо” переводит чертежника в режим перемещения с рисованием. Команда “поднять перо” переводит чертежника в режим перемещения без рисования. Если перо уже было поднято, то команда просто игнорируется. Команда “сместиться в точку (x, y)” перемещает перо в точку с координатами (x, y). Не зависимо от предыдущего положения Чертежник окажется в точке с координатами (x, y). Эту команду называют командой абсолютного смещения. Команда “сместиться на вектор (dX, dY)” перемещает перо на dX вправо и dY вверх. Если текущие координаты были (x, y), то новое положение будет (x+dX, y+dY). Т.е. координаты отсчитываются не от начала координат, а относительно текущего положение пера. Эту команду называют командой относительного смещения. Команда “установить цвет (цвет)” устанавливает цвет пера. Допустимые цвета: “черный”, “белый”, “красный”, “оранжевый”, “желтый”, “зеленый”, “голубой”, “синий”, “фиолетовый”. Команда “надпись (ширина, текст)” выводит на чертеж текст, начиная от текущей позиции пера. В конце выполнения команды перо находится на правой нижней границе текста (включая отступ после последнего символа). Ширина знакоместа измеряется в условных единицах чертежника. Это ширина буквы вместе с отступом после нее. При использовании исполнителя Чертежник программа должна начинаться со строчки “использовать Чертежник”. 4. Практическая работа 1. «Линейные алгоритмы» Составим алгоритм рисования треугольника. После рисования вернем Чертежника в исходную позицию. Для перемещения можно использовать две команды — «сместиться в точку» и «сместиться на вектор». Запишем два алгоритма — в одном будем использовать только первую команду, в другом только вторую. использовать Чертежник алг треугольник нач сместиться в точку(1,1) опустить перо сместиться в точку(3,3) сместиться в точку (5,1) сместиться в точку (1,1) поднять перо сместиться в точку(0,0) кон самостоятельно: Вариант 1: ромба Вариант 2: прямоугольника Вариант 3: квадрата Вариант 1: Буквы А красным цветом Вариант 2: Буквы Х желтым цветом Вариант 3: Цифры 8 зеленым цветом Вариант 4: Цифры 2 красным цветом 2. «Вспомогательные алгоритмы» Рассмотрим задание: необходимо нарисовать три треугольника Алгоритм может выглядеть так (см. ниже). Но получается слишком много одних и тех же строк, выделены они цветом. А если нам захочется нарисовать десять одинаковых треугольников или 20? использовать Чертежник алг треугольник нач сместиться на вектор (1,1) опустить перо сместиться на вектор (2,2) сместиться на вектор (2,-2) сместиться на вектор (-4,0) поднять перо сместиться в точку(6,1) опустить перо сместиться на вектор (2,2) сместиться на вектор (2,-2) сместиться на вектор (-4,0) поднять перо сместиться в точку (11,1) опустить перо сместиться на вектор (2,2) сместиться на вектор (2,-2) сместиться на вектор (-4,0) поднять перо сместиться в точку (0,0) кон
Иконка файла материала Практическая работа Знакомство со средой программирования..doc

Уроки  15, 16, 17, 5 класс

Учитель: Брух Т.В.

Дата:________

Тема урока: «Практическая работа: Знакомство со средой программирования.

Реализация линейных алгоритмов»

Цель: ознакомление с интерфейсом среды программирования КУМИР и с исполнителем ЧЕРТЕЖНИК

Задачи:

  • познакомить с системой команд Чертежника;
  • научить строить алгоритм команд для исполнителя.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

15 урок – 2 алгоритма – блок схемы

16-17 урок написание программы + рисунок для чертежника, линейный алгоритм

3. Изучение нового материала

Работа с презентацией

Исполнитель Чертежник предназначен для построения рисунков на координатной плоскости. Чертежник имеет перо, которое можно поднимать, опускать и перемещать.

При перемещении опущенного пера за ним остается след – отрезок от предыдущего положения до нового. При перемещении поднятого пера никакого следа не остается. В начальном положении перо Чертежника всегда поднято и находится в точке (0, 0).

Система команд исполнителя “Чертежник” включает 6 команд:

1.      опустить перо

2.      поднять перо

3.      сместиться в точку (X, Y)

4.      сместиться на вектор (dX, dY)

5.      установить цвет (цвет)

6.      надпись (ширина, текст)

Команда “опустить перо” переводит чертежника в режим перемещения с рисованием.

Команда “поднять перо” переводит чертежника в режим перемещения без рисования. Если перо уже было поднято, то команда просто игнорируется.

Команда “сместиться в точку (x, y)” перемещает перо в точку с координатами (x, y). Не зависимо от предыдущего положения Чертежник окажется в точке с координатами (x, y). Эту команду называют командой абсолютного смещения.

Команда “сместиться на вектор (dX, dY)” перемещает перо на dX вправо и dY вверх. Если текущие координаты были (x, y), то новое положение будет (x+dX, y+dY). Т.е. координаты отсчитываются не от начала координат, а относительно текущего положение пера. Эту команду называют командой относительного смещения.

Команда “установить цвет (цвет)” устанавливает цвет пера. Допустимые цвета: “черный”, “белый”, “красный”, “оранжевый”, “желтый”, “зеленый”, “голубой”, “синий”, “фиолетовый”.

Команда “надпись (ширина, текст)” выводит на чертеж текст, начиная от текущей позиции пера. В конце выполнения команды перо находится на правой нижней границе текста (включая отступ после последнего символа). Ширина знакоместа измеряется в условных единицах чертежника. Это ширина буквы вместе с отступом после нее.

При использовании исполнителя Чертежник программа должна начинаться со строчки “использовать Чертежник”.

4. Практическая работа

1. «Линейные алгоритмы»

Составим алгоритм рисования треугольника. После рисования вернем Чертежника в исходную позицию.

Для перемещения можно использовать две команды — «сместиться в точку» и «сместиться на вектор». Запишем два алгоритма — в одном будем использовать только первую команду, в другом только вторую.

использовать Чертежник

алг треугольник

нач

сместиться в точку(1,1)

опустить перо

сместиться в точку(3,3)           

сместиться в точку (5,1)

сместиться в точку (1,1)

поднять перо

сместиться в точку(0,0)

кон

самостоятельно:

Вариант 1: ромба

Вариант 2: прямоугольника

Вариант 3: квадрата

Вариант 1: Буквы А красным цветом

Вариант 2: Буквы Х желтым цветом

Вариант 3: Цифры 8 зеленым цветом

Вариант 4: Цифры 2 красным цветом

 

2. «Вспомогательные алгоритмы»

Рассмотрим задание: необходимо нарисовать три треугольника

Алгоритм может выглядеть так (см. ниже). Но получается слишком много одних и тех же строк, выделены они цветом. А если нам захочется нарисовать десять одинаковых треугольников или 20?

использовать Чертежник

алг треугольник

нач

сместиться на вектор (1,1)

опустить перо

сместиться на вектор (2,2)

сместиться на вектор (2,-2)

сместиться на вектор (-4,0)

поднять перо

сместиться в точку(6,1)

опустить перо

сместиться на вектор (2,2)

сместиться на вектор (2,-2)

сместиться на вектор (-4,0)

поднять перо

сместиться в точку (11,1)

опустить перо

сместиться на вектор (2,2)

сместиться на вектор (2,-2)

сместиться на вектор (-4,0)

поднять перо

сместиться в точку (0,0)

кон

 

самостоятельно:

Вариант 1: Нарисовать 4 ёлок

 

 

 

 

 


Вариант 2: Нарисовать 4 домика

 

 

 

 

 


Вариант 3: Нарисовать слово БАНАН

Вариант 4: Нарисовать 5 квадратов

http://www.licey.net/kumir/img/drawman/taskCycles2_2.png

 

 

 

 

 

Вариант 5: Нарисовать 5 ромбов

 

 

 

 

 


4. Домашнее задание

16-17 урок написание программы + рисунок для чертежника, линейный алгоритм

 

 


Посмотрите также