ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА»
по профессии 15.01.32 Оператор станков с программным управлением
Методическая разработка преподавателя общеобразовательных дисциплин ГАПОУ РС (Я) «Региональный технический колледж в г. Мирном» Касаткиной Татьяны Евгеньевна
Дисциплина: ОДП.02 Информатика
Тема занятия: Организация расчетов в табличном процессоре.
Тип занятия: урок открытие новых знаний, обретение новых умений и навыков.
Форма занятия: семинар – мозговой штурм.
Цель урока: сформировать знания и умения по организации расчетов в табличном процессоре MS Excel, используя относительные и абсолютные ссылки. Задачи:
• Образовательная – познакомить обучающихся с понятием ссылка, а также типами ссылок; формировать навыки организации расчетов в табличном процессоре Excel.
• Развивающая – развивать у обучающихся внимание и аналитическое мышление, память, воображение, навыки самостоятельности и самоконтроля; умение правильно формулировать свою мысль.
• Воспитательная – формировать способность к самостоятельной работе, умению работать в команде, самоконтролю и правильной организации рабочего времени и ответственность за принятие решений; формировать умение ответственно и качественно выполнять профессиональные функции на основе заданных заданий.
Планируемые результаты: Личностные:
Л1. готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационнокоммуникационных технологий;
Л2. умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
Л3. умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
Л4. умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов.
Метапредметные:
МП1. умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
МП2. использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
МП3. умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах.
Предметные: П1. владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах.
Метод: частично – поисковый, продуктивный (выполнение дифференцированные заданий практической работы). Оборудование: компьютер/ы, проектор, экран, презентация, дифференцированные задания практической работы.
Программный инструмент: MS Excel. Список используемой литературы:
Основные источники:
1. Информатика. Базовый курс: Учебник для вузов. 3-е изд.Стандарт третьего поколения./С.В.Симанович - СПб.: Питер, 2016. — 640 с.: ил. Дополнительные источники:
1. Практикум по информатике: учеб. пособие для студ. Учреждений сред. проф. образования/ Е. В. Михеева – 9-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 192 с.
2. Практикум по информатике: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2013. — 320 с.: ил. Дополнительные интернет - источники:
1. Сайт Университетская библиотека онлайн [форма доступа]: http://www.biblioclub.ru/
2. Федеральный сайт образования РФ [форма доступа]: http://www.fciru.du/
|
Содержание этапов урока |
1. Организационный момент. Цели для преподавателя: - создать условия для возникновения у студентов внутренней потребности включения в учебную деятельность; -стимулировать активность и инициативу студентов при фронтальном опросе; -определить ошибки и пробелы в знаниях, пути их устранения; - организовать совместное целеполагание урока (преподаватель-студент). Цели для обучающихся: - включиться в учебную деятельность; - проявлять активность при проведении фронтального опроса; - подготовиться к выполнению задания. Цели этапа занятия достигаются посредством: - создания условия для возникновения у студентов внутренней потребности включения в учебную деятельность; - стимулирования активности и инициативу студентов при фронтальном опросе; - объявления темы занятия и постановки общих целей с вовлечением обучающихся в данный процесс. |
1. Организационный момент. Актуализация знаний (5 мин.) 1.1. Целевая установка на урок. На прошлом занятие мы с вами познакомились с основными объектами табличного документа и действия с ними. Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, вспомним основные понятия. Фронтальный опрос Для чего используется программа MS Excel? Что такое электронная таблица? Сферы применения электронных таблиц?
Итак, тема нашего занятия: Организация расчетов в табличном процессоре. Таким образом, как вы думаете, чем мы сегодня с вами займемся и какая цель нашего урока? (студенты отвечают на вопрос и формулируют цель урока) Целью урока является формирование знаний и умений по организации расчетов в табличном процессоре MS Excel. В течение всего занятия вы работаете в командах. За каждый вид работы вам выставляется оценка. Итоговое среднеарифметическое значение и будет вашей отметкой за урок. Также, по среднеарифметическому значению мы определим команду - победитель. (на слайде ведомость урока) Обучающиеся включаются в работу, слушают, отвечают на вопросы. |
2. Изучение учебного материала. Цели для преподавателя: - создать условия для развития у обучающихся умений анализировать, сравнивать и обобщать информацию; - способствовать развитию познавательных способностей обучающихся, посредством организации самостоятельной работы; - получить достоверную информацию о достижении |
2. Изучение учебного материала. 2.1. Создание проблемной ситуации. (5 мин) Нам необходимо провести расчеты в электронной таблице. Демонстрация видеоролика с использованием ссылок. Обучающиеся внимательно смотрят. С помощью, какой функции были проведены расчеты и в чем ее особенность? 2.2. Поиск решения: Обучающиеся самостоятельно находят ответ на вопрос, используя, основную и дополнительную учебную литературу. В процессе работы заполняют таблицу. |
всеми обучающимися запланированных результатов обучения; - сформировать знания по организации расчетов в табличном процессоре MS Excel; - организовать взаимоконтроль результатов учебной деятельности. - обеспечить обучающихся критериями взаимоконтроля. Цели для обучающихся: - уметь работать с учебной литературой (находить, анализировать, сравнивать и обобщать необходимую информацию); - усвоить принципы работы в команде; - осуществлять взаимоконтроль результатов учебной деятельности. Цели этапа занятия достигаются посредством: - постановки конкретной учебной цели перед обучающимися; - проявления активности и инициативы; - обеспечения критериев взаимоконтроля при выполнении задания. |
(приложение 1) и (демонстрация на слайде) 2.3.Мозговой штурм. Решение проблемной ситуации. (30 мин) У каждого члена команды на столе лежит учебник «Информатика. Базовый курс: Учебник для вузов. 3-е изд. Стандарт третьего поколения./С.В.Симанович - СПб.: Питер, 2016. — 640 с.: ил.» (Тема 12.2. Содержание электронной таблицы, стр.337). На ноутбуках открыт электронный учебник «Практикум по информатике: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. — СПб.: Питер, 2013. — 320 с.: ил.» (Тема 2.2. Информационные объекты табличного документа и действия с ними, стр.108). Обучающиеся включаются в работу. Выполняют задание. Преподаватель выполняет роль консультанта. После того, как команды заполнят таблицу (найдут решение проблемы), необходимо придумать задание на использование ссылки. Итак, время вышло. Проверим, как вы справились с заданием. Обучающиеся называют по каждому пункту таблицы найденные ответы. Преподаватель фиксирует. Проверка задания на использование типа ссылки. Критерии оценивания: 1. Оригинальность – 2 балл 2. Четкое определение расчетов – 2 балла 3. Использование различных типов ссылок 2 балла 6 баллов – оценка «5» 5 баллов – оценка «4» 4 балла – оценка «3» Преподаватель выставляет оценку за командное задание. Анонимная взаимооценка. Обучающимся необходимо оценить активность каждого члена своей команды по заданным критериям. Таким образом, каждый получит три оценки. По результатам взаимооценки обучающийся получит среднеарифметическую оценку на уроке и среднеарифметическую оценку команды в целом. (приложение 2) |
3. Закрепление учебного материала. Цели для преподавателя: - сформировать умение выполнять разноуровневую индивидуальную работу по решению задач; - способствовать формированию навыка работы по организации расчетов в табличном процессоре MS |
3. Практическая работа. (25 мин) Преподаватель демонстрирует расчеты в табличном процессоре с использованием относительной и абсолютной ссылки. Обучающиеся включаются в работу, смотрят. Теперь закрепим теоретические знания на практике. Практическая работа состоит из трёх уровней. Обучающиеся самостоятельно определяет уровень на закрепление |
Excel; - обеспечить критериями, позволяющие студентам самостоятельно определить степень достижения запланированных результатов. Цели для обучающихся: - научиться проводить расчеты в табличном процессоре MS Excel; - самостоятельно выполнять задание, исходя из своих возможностей; - осуществлять самоконтроль результатов учебной деятельности. Цели этапа занятия достигаются посредством: - демонстрации использования разных типов ссылок; - организации самостоятельного выполнения задания, путем понимания планируемого результата; - определения критериев, позволяющих обучающимся самостоятельно определить степень достижения запланированного результата. |
навыков работы по организации расчетов в табличном процессоре. Работа будет оцениваться не только по каждому члену команды, но и по совокупности набранных баллов командой в целом. Критерии оценки: 1 уровень – оценка «3» 2 уровень - оценка «4» 3 уровень - оценка «5» Практическая работа проверяется в форме самопроверки. Преподаватель на экране демонстрирует решенные задания. Обучающиеся самостоятельно проверяют себя и комментируют свою работу. |
4. Подведение итогов Цели для преподавателя: -провести анализ и оценку успешности достижения цели урока, перспектив последующей работы; -мобилизовать обучающихся на рефлексию результатов учебной деятельности; -поставить цели самостоятельной работы для студентов (что должны сделать студенты в ходе выполнения домашнего задания). Цели для обучающихся: - иметь собственную оценку результатов урока в целом и в своей учебной деятельности в частности. Цели этапа занятия достигаются посредством: - выставления и обоснования отметок обучающимся; - определять для студентов содержание и объем домашнего задания. |
4.Заключительная часть. Подведение итогов, выставление отметок. (15 мин) Сегодня на занятие мы с вами познакомились с понятием адрес ячейки (ссылка). Рассмотрели типы ссылок: относительные (меняются в формуле вместе со своим местоположением), абсолютные (не меняются при изменении местоположения формулы) и смешанные (изменяются частично). Закрепили полученные знания на практике.
Домашняя работа: в ваших рабочих листах указана домашняя работа. Практикум по информатике: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования/ Е. В. Михеева – 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с. (Практическая работа №16, стр.88).
Таким образом, в соответствии с баллами за урок, были получены следующие отметки и определена команда победитель. (демонстрация заполненной ведомости). Вручается диплом команде, которая набрала наибольшее количество баллов. Обучающиеся слушают. Спасибо за урок. До свидание. |
Приложение 1 Тема: Организация расчетов в табличном процессоре.
Цель: формирование знаний по организации расчетов в табличном процессоре MS Excel, используя относительные и абсолютные ссылки.
Теоретическая часть:
Рабочая книга содержит в произвольно порядке листы, которые служат для организации и анализа данных.
Рабочий лист – это электронная таблица, состоящая из столбцов и строк. Заголовок столбца содержит от одной до трёх букв латинского алфавита (от A до XFD). Заголовки строк – цифры.
Ячейка – это пересечение строк и столбцов (A6, В10). Местоположение ячеек задается адресом, образованным из имени столбца и номера строки, на пересечении которых она находится. Адрес ячейки в электронной таблице обычно называется ____________
Наименование |
|
|
|
Настройка |
|
|
|
Обозначение |
|
|
|
Особенности |
|
|
|
Способ записи в формуле |
|
|
|
Практическая часть:
Придумайте задание с использованием ссылок.
Критерии оценивания:
1. Оригинальность – 2 балл
2. Четкое определение расчетов – 2 балла
3. Использование различных типов ссылок 2 балла
6 баллов – оценка «5»
5 баллов – оценка «4» 4 балла – оценка «3»
Приложение 2 Взаимооценка активности члена команды
№ |
Ф.И.О. |
Оценка деятельности над решением проблемы |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
Критерии оценивания:
1. Проявлял ли инициативу?
2. Выдвигал ли идеи?
3. Находил ли информацию?
4. Выдвинутые им идеи были подтверждены при проверки?
Оценить по «5» - ти балльной системе, деятельность члена команды, по выше указанным критериям.
Приложение 3 Тема: Организация расчетов в табличном процессоре.
Цель: формирование умений организации расчетов в табличном процессоре MS Excel, используя относительные и абсолютные ссылки. Индивидуальные задания по уровням Критерии оценки:
1 уровень - ставится «3» балла 2 уровень - ставится «4» балла
3 уровень - ставится «5» балла
1 уровень
Расчет сроков реализации продукции кондитерских фабрик В задании требуется заполнить таблицу недостающими исходными данными и на их основе рассчитать срок реализации продуктов. Отформатировать данные: подобрать ширину столбцов, высоту строки заголовка и осуществить выравнивание согласно образцу.
№ п/п |
Наименование товара |
Наименование фабрикипоставщика |
Местонахождение фабрики (город) |
Срок хранения (месяцы) |
Дата выработки |
Срок хранения (сутки) |
Срок реализации |
|
1 |
Вафли "Мишутка" |
им. Крупской |
Санкт-Петербург |
2 |
05.09.2009 |
|
|
|
|
Пирожные "Моя Мечта" |
им. Крупской |
Санкт-Петербург |
2 |
|
|
|
|
|
Зефир "Воздушный поцелуй" Экстра |
Красный Октябрь |
Москва |
2 |
|
|
|
|
|
Зефир "Крем-брюле" Экстра |
Красный Октябрь |
Москва |
2 |
|
|
|
|
|
Набор конфет "Вечерний Петербург" |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
Суфле "Лунный свет" |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
Конфеты "Гвоздика" |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
Конфеты "Желейные" (АПЕЛЬСИН) |
|
|
4 |
|
|
|
|
|
Набор конфет "Летний сад" |
|
|
6 |
|
|
|
|
|
Конфеты "Чернослив в шоколаде" |
|
|
6 |
|
|
|
|
|
Конфеты "Коровка ирисная" |
|
|
6 |
|
|
|
|
|
Конфеты "Южная ночь" |
|
|
6 |
|
|
|
|
|
Набор конфет "Санкт-Петербург" |
|
|
8 |
|
|
|
|
|
Шоколад "Тройка" |
|
|
8 |
|
|
|
|
|
Какао-порошок |
|
|
9 |
|
|
|
|
|
Горький шоколад "Летний сад" |
|
|
12 |
|
|
|
|
2 уровень Расчет расходов на командировки за сентябрь
В таблице представлены данные о командировках внутри России для сотрудников некоторого предприятия.
В задании требуется:
1) Рассчитайте количество дней командировки
2) Рассчитать стоимость проезда в оба конца
3) Рассчитать общую стоимость суточных
4) Рассчитайте выдаваемую сумму
5) Рассчитайте итоговую сумму к выдаче
Суточные (руб.) |
|
Непредвиденные расходы |
100 |
Гостиничные |
550 |
ФИО |
Место назначения |
Дата командировки |
Средняя стоимость проезда |
Кол-во дней |
Стоимость проезда в оба конца |
Общая сумма суточных |
Выдаваемая сумма |
|
Начало |
Конец |
|||||||
Карташов И.Н. |
Мурманск |
03.09.2010 |
15.09.2010 |
6 000 |
|
|
|
|
Мамонов Г.Т. |
Мурманск |
03.09.2010 |
10.09.2010 |
6 000 |
|
|
|
|
Соколов С.П. |
Архангельск |
10.09.2010 |
18.09.2010 |
4000 |
|
|
|
|
Белоусов Е.А. |
Архангельск |
10.09.2010 |
21.09.2010 |
4000 |
|
|
|
|
Иванова И.А. |
Владивосток |
12.09.2010 |
27.09.2010 |
10000 |
|
|
|
|
Разумова Е.Т. |
Владивосток |
12.09.2010 |
27.09.2010 |
10000 |
|
|
|
|
Калинин А.А. |
Комсомольск на Амуре |
02.09.2010 |
23.09.2010 |
15000 |
|
|
|
|
Всего |
|
|
Расчет стоимости автомобиля, купленного на аукционе в Японии
В задании рассматриваются автомобили выпуска с 2005 по 2007 год, купленные и доставленные физическим лицом. В задании требуется: 1) Рассчитать все затраты на территории Японии, используя данные Таблицы 2.
Таблица 1 Таблица 2
|
|
Модель автомашины |
Средняя цена на аукционе, ¥ |
Цена с аукционным сбором, ¥ |
Налог с продаж, ¥ |
Общая цена в Японии, ¥ |
Общая цена в Японии, руб. |
Mitsubishi Lancer CS2A 4G15 |
420520 |
|
|
|
|
Honda Streem RN1 |
499863 |
|
|
|
|
Honda Streem RN3 |
642681 |
|
|
|
|
Honda Streem RN5 |
1041381 |
|
|
|
|
DAEWOO CHAIRMAN 2.8 |
1356771 |
|
|
|
|
DAEWOO CHAIRMAN 2.4 |
1578932 |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.