Урок: Балет. Единство музыки и танца

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 09.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства (с учётом критериев, представленных в учебнике); выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях; воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Материалы к уроку: портреты композиторов, художников, фотографии исполнителей, музыкальный материал. Ход урока: Организационный момент: Слушание: П. И. Чайковский. «Полёт лебедей» из балета «Лебединое озеро».
Иконка файла материала 3.docx
Балет. Единство музыки и танца. Цели урока: анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного   искусства   (с   учётом   критериев,   представленных   в   учебнике); выявлять   круг   музыкальных   образов   в   различных   музыкальных   произведениях; воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Материалы   к   уроку:   портреты   композиторов,   художников,   фотографии исполнителей, музыкальный материал. Ход урока: Организационный момент: Слушание: П. И. Чайковский. «Полёт лебедей» из балета «Лебединое озеро». ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Если балет может считаться братом других искусств, то лишь при условии, что он соединяет в себе их совершенства»                   (Жан Жорж Новер) Сообщение темы урока:Сегодня мы будем говорить о единстве музыки и танца. Работа по теме урока: 1. Из истории балета. Волшебный   мир   сказок,   мир   наших   грёз   и   сновидений   наиболее   совершенно способен воплотить балет. Он наряду с оперой стал одним из самых сложных и богатых видов музыкально­театрального искусства. Основа балета ­ танец. В балете танец нашёл своё высшее выражение. Слово «балет» происходит  от   итальянского   «ballo»,   что  значит   «танцую».  Назвать   точную   дату рождения и «родителей» балета невозможно. Он дитя многих европейских стран; его предки ­ народные танцы, игры, обряды, состязания, торжественные шествия. Современный   балет   ­   это   вид   музыкально­сценического   искусства,   в   основе которого танец и пантомима. В балетном спектакле объединяются и другие виды искусства: музыка, живопись, архитектура. В эпоху средневековья, когда образ жизни сельских и городских жителей стал резко отличаться,   танцы   сельские   и   городские   также   изменились.   Эти   перемены происходили   в   разных   европейских   странах.   В   XV   веке   придворные   балы превратились   в   маленькие   спектакли.   Теперь   порядок   выходов   придворных, последовательность   танцев   организовывал   «мастер   бала»   ­   балетмейстер.   А   ряд танцев,   объединённых   в   единое   целое,   получил   название   балета.   Возможно,   этатанцевальная сюита и стала родоначальницей классического балета. На протяжении XV ­XVI веков в моде были танцевальные спектакли с незатейливым сюжетом ­ интермедии,   «выходы»   придворных,   дивертисменты   ­   ряд   танцев,   не   связанных между собой общим сюжетом. Но вот во Франции в XVII веке произошёл подлинный переворот: балет поднялся на уровень профессионального искусства и надолго соединил свою судьбу с оперой. Объединение   театральных   жанров   оперы   и   балета   утвердилось   в   творчестве французского композитора Жана­Батиста Люлли. Природа наградила его редким сочетанием талантов ­ композитора и танцовщика. Свою блестящую карьеру он начал в Париже как танцовщик. Его партнёром бывал сам   король   ­   15­летний   Людовик   XIV.   В   1661   году   в   Париже   была   основана «Королевская академия танца», а позднее оперный театр «Королевская академия музыки», которую в течение 15­ти лет возглавлял, при поддержке Короля­Солнца, Люлли. В 1713 году при театре возникла балетная школа, ставшая главной балетной школой Европы, «цитаделью» классического балета. Парижская школа танца дала прочную профессиональную основу многим поколениям учеников. Она продолжает работать и сейчас. Люлли   был   также   и   постановщиком   своих   спектаклей,   часто   показывая исполнителям   танцы   и   пантомиму.   Что   же   это   такое?   Об   искусстве   балетных танцовщиков   великий   современник   Люлли   Мольер   писал:   «...Актёры   своими   па,жестами   и   движениями   поясняют   взорам   всё   что   угодно,   и   это   называется пантомимой». Итак, пантомима ­ язык выразительных жестов, поз и мимики. В школе танца сложились строгие правила классического балета. Балетные танцы разделились на сольные, массовые. В качестве сольных танцев исполнялись менуэты, гавоты, сарабанды, бурре (те же, что и в инструментальных сюитах XVII­ XVIII веков). Массовые танцы исполнял кордебалет – «хор балета».  Сочинял и записывал танцы хореограф (слово «хореография» обозначает искусство записи танцев, а в последние столетия ­ и танцевальное искусство в целом). Уже   в   операх   Люлли   танцы   были   самостоятельным   эпизодами.   Эту   традицию продолжили в XVII ­ XVIII веках Г. Пёрселл, Ж.­Ф. Рамо, К. В. Глюк. Лишь во второй половине  XVIII  века  балет  отделился  от оперы и стал  самостоятельным видом музыкально­театрального искусства. Балетные школы появились во многих странах Европы, включая Россию. 2. Сообщение по теме урока. Балет,   как   и   опера,   относится   к   жанрам,   неразрывно   связанным   с   литературой, сюжетным   первоисточником.   И   хотя   в   балете   не   звучат   слова,   отсутствуют вокальные сцены ­ замысел писателя или драматурга, воплощённый в романе, пьесе, сказке, в балете выражает себя через музыку и танец, жест и мимику с огромной художественной силой и убедительностью.Это означает, что литература не всегда непосредственно «звучит» в музыкальном произведении,   что   множество   образных   характеристик,   заложенных   в   словесном тексте,   может   быть   подхвачено   и   по­своему   развито   в   других   видах   искусства. Читая истории о Ромео и Джульетте, Щелкунчике, Золушке и Коньке­Горбунке, мы переживаем и радуемся вместе с их героями, однако их облик, их обаяние остаются за   пределами   нашего   восприятия,   существуя   лишь   в   воображении.   Как   иногда хочется нарисовать полюбившиеся персонажи, увидеть их в движении, ощутить их характер в звучании музыки, в обрамлении красочных декораций! Балет   открывает   перед   нами   такую   возможность.   Ведь   балетный   спектакль   не просто исполнение музыки: это результат совместного труда композитора,  балетмейстера,   художников,   создающих   костюмы   и   декорации,   музыкантов, артистов ­ словом, огромного художественного коллектива, вдохновлённого единой творческой целью. Искусство балета восходит к ранним формам творческой деятельности человека ­ народным танцам, пантомиме, музыкально­драматическим представлениям. С этим связано   сочетание   музыкального,   танцевального   и   зрелищного   начал   в   балете, делающего его одним из синтетических видов искусства. ­ Как вы думаете, а почему балет так привлекал композиторов? (Наверное, среди причин ­ высокая изобразительность балетной музыки.)­ Да, конечно. Уже известный нам  с вами Жан Жорж Новер говорил: «Хорошо написанная   музыка   должна   живописать,   должна   говорить.   Танец,   изображающий мелодию,   является   эхом,   повторяющим   то,   что   говорит   музыка».   Послушайте музыку, быть может, она вам знакома? Слушание: П. И. Чайковский. «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик». Да,   вы   правы,   это   музыка   из   балета   «Щелкунчик»,   «Танец   феи   Драже»,   Петра Ильича Чайковского. Вы оказались в сказочном новогоднем царстве с его чудесами и неожиданностями. Нежные, «хрустальные» тембры челесты придают музыке очарование и хрупкость. В ней отчётливо рисуются и мерцание ёлочных игрушек, и причудливая игра света, и медленное   кружение   снежинок.   Сколько   простора   для   творческой   фантазии художника открывает такая музыка! Пётр   Ильич   Чайковский   произвёл   настоящий   переворот   в   балетной   музыке.   Он приблизил   её   к   симфонической.   Оставаясь   в   основе   своей   танцевальной,   она приобрела драматическую выразительность, непрерывное симфоническое развитие. Его «Щелкунчик» ­ музыкальная поэма о высокой любви, о борьбе с силами зла. Смелая   девочка   Маша,   спасая   уродливого   Щелкунчика   от   полчищ   Мышиного короля,   вознаграждена   за   отвагу   и   бескорыстие.   Деревянный   Щелкунчик превращается в прекрасного принца и под просветлённо­радостную музыку ведёт еёв волшебное царство феи Драже. И, хотя превращения эти происходят с Машей во сне, они реальны, как правдива всякая сказка. Не   менее   изобразительна   и   прекрасна   музыка   из   балета   Сергея   Сергеевича Прокофьева «Золушка». Удивительно точно передаёт композитор своей музыкой характеры различных персонажей, а также рисует времена года, изображаемых в музыке Феями Зимы, Весны, Лета, Осени. Сейчас мы с вами послушаем Вариацию Феи Зимы из этого замечательного балета. Слушание: С. С. Прокофьев. Вариации Феи Зимы из балета «Золушка». ­ Расскажите об этой музыке. (Под эту музыку можно представить себе, как Фея Зимы   обходит   свои   владения   и,   прикоснувшись   волшебной   палочкой, замораживает   всё   на   своём   пути.   Музыка   очень   красивая,   но   какая­то холодная.) Балет  является   настолько  ярким  средством  образной   характеристики,  что  часто вводится   в   действие   опер.   Насколько   многограннее   стал   образ   поляков   в   уже знакомой нам опере «Жизнь за царя», после того, как композитор включил в неё балетный фрагмент ­ польский бал. Ребята, а кто написал эту оперу? (Эту оперу написал М. И. Глинка.)Так вот, образ поляков на балу отображён через национальные танцы ­ полонез, краковяк, мазурку. Глинка нарочно подчёркивает резкие и угловатые интонации, обнажая негативные качества врагов – самодовольство и тупость. Слушание: М. И. Глинка. Полонез из оперы «Жизнь за царя». ­ Что вы заметили в этой музыке? (Да, действительно, музыка звучала как­то напыщенно, резко, угловато, остро.) А теперь послушаем, как совсем по­другому ­ нежно и трепетно – звучат мазурки Шопена!   Великий   музыкант,   воспевающий   душу   своего   народа,   способного создавать   прекрасные   мелодии   и   прекрасные   танцы,   ­   это   уже   совсем   другая Польша,   поэтичная   и   мечтательная,   Польша   Огинского   и   Адама   Мицкевича. Вслушайтесь в звучание мазурки Шопена ­ вы поймёте, как много может рассказать незатейливая танцевальная мелодия. Слушание: Ф. Шопен. Мазурка ля минор, соч. 17 № 4. ­   Как   звучит   эта   музыка? (Мазурка   звучит   поэтично,   нежно,   мечтательно, мягко.) Итог урока: При   всей   важности   танцевальных   жанров   музыка   балета   не   просто   отдельные характеристики,   это   единый   художественный   замысел,   целостное   эмоционально­ смысловое   содержание.   Поэтому   подлинного   расцвета   балет   достигает   в   техслучаях,   когда   все   его   выразительные   возможности   ­   музыка,   живопись,   танец, режиссура,   исполнение   ­   раскрываются   с   наибольшей   яркостью   и   полнотой, превращая спектакль в подлинное событие культурной жизни. Вопросы и задания: 1. Что означает слово «балет»? Что составляет его основу? 2. Каковы истоки балета? 3. Какая страна стала родиной классического балета? 4. Кто из композиторов XVII­XVIII веков писал оперы­балеты? 5. Почему балет, так же как и оперу, принято считать синтетическим жанром? 6. Какими качествами, по­вашему, должно обладать литературное произведение, чтобы оно «зазвучало» в балете? 7. Назовите балеты П. Чайковского. 8. Золушки и её сестёр. В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуйте костюмы, подходящие дляИз чего состоит опера (с   учётом   критериев, Цели урока: Анализировать   многообразие   связей   музыки,   литературы   и   изобразительного искусства     представленных   в   учебнике). Наблюдать   за   развитием   одного   или   нескольких   образов   в   музыке. Рассуждать   о   яркости   и   контрастности   образов   в   музыке. Творчески   интерпретировать   содержание   музыкальных   произведений   в изобразительной деятельности. Материалы к уроку: таблички, с наименованиями отделов, портреты композиторов, музыкальный материал. Ход урока: Организационный момент: Парты соединены по две и составлены так, чтобы дети, рассевшись  вокруг них, образовали   восемь   групп.   На   каждом   получившемся   столике   стоят   красиво оформленные таблички: «Отдел оперного либретто», «Отдел оперной арии», «Отделоперного ансамбля», «Отдел оперного речитатива», «Отдел оперного хора», «Отдел оперного оркестра», «Отдел балета и оперной постановки», «Композитор». Учитель предлагает объединиться с детьми соседней парты в общую группу. Запись на доске: «Но уж темнеет вечер синий, Пора нам в оперу скорей: Там упоительный Россини, Европы баловень – Орфей. Не внемля критике суровой, Он вечно тот же, вечно новый, Он звуки льёт – они кипят, Они текут, они горят».                    (А. С. Пушкин) ­ Прочитайте эпиграф к уроку.  Он приглашает нас в оперу. Итак... Звучит  Финал увертюры Джоакино Россини из оперы «Вильгельм Телль». Сообщение темы урока: ­ Тема нашего урока ­ «Из чего сделана опера». По законам оперного театра опера делится на действия (акты), действия на картины, картины на сцены. Работа по теме урока:­ Мы с вами разделимся на группы, которые профессионально занимаются в разных оперных   Отделах.   Представитель   каждого   отдела,   либо   все,   расскажут   нам   о деятельности каждого Отдела. Сейчас я раздам вам некоторую информацию, кое­что вы почерпнете из учебников, кое­что из собственного опыта. Учащимся раздаются печатные тексты. На ознакомление даётся семь минут. ­   Начнём   работу.   Чем   же   занимается   «Отдел   оперного   либретто»?   Вам слово. (Либретто   в   переводе   с   итальянского   языка   означает   книжечка. Либреттист   ­  тот,   кто   сочиняет   текст   оперы   в   стихах   или   прозе,  можно сказать ­ оперный поэт, оперный писатель.) Далее учащиеся показывают небольшую инсценировку. ­ Разрешите почитать! ­ Не для чтения я пишу. ­ Тогда сами почитайте вслух. ­ И декламировать не буду. Если хотите знать, я специально пересочиняю пьесы, романы,  сказки и  собственные   истории   придумываю,  чтобы  их  не  читали  ни вслух, ни про себя. ­ Для чего же это делается?­   Для   пения.   Композитор   сочиняет   музыку   на   текст   оперного   либретто,   а певцы её распевают. ­ Идём к певцам. Что же делает этот Отдел? И что такое ария? Пожалуйста, вам слово! (В ариях герой или героиня оперных событий душу свою обнажают. Да так, будто сил больше нет таить, что на душе творится. Пусть все замрут и слушают! А что именно душа показывает ­ это зависит от того, какая роль герою   или   героине   уготована:   благородно   негодовать   или   клясться   в   любви, веселиться или грустить. Слово ария у итальянцев сразу и песня, и воздух. Самое важное в пении, считают итальянцы,   владеть,   управлять   дыханием.   Именно   в   итальянской   опере родилось искусство бельканто (прекрасное пение). В оперном деле кроме слова ария   есть   ещё   каватины,   монологи   ­   они   более   развернутые,   более протяжённые, чем ариетта – маленькая ария, ариозо ­ в духе, в характере, в манере арии.) Выразительность арии необыкновенна, она раскрывает нам характер героев более полно и разносторонне, рисует автопортрет. Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из четвёртого действия оперы «Снегурочка» Н. А. Римского­Корсакова ­ «Сцену таяния Снегурочки». Это один из самых тонких, поэтичных  персонажей оперного искусства, который проходит   долгий   путь   превращения   из   фантастического   сказочного   существа   вживую, страдающую девушку. Дар любви, подаренный ей матерью Весной, губит Снегурочку, она тает от беспощадных солнечных лучей. И одновременно момент таяния становится для Снегурочки минутой счастья, её душа достигает наивысшего рассвета.   Вот   такая   двойственность   состояния   выражена   в   словах   Снегурочки: «Люблю и таю». Слушание: Н. Римский­Корсаков. «Снегурочка». 4 действие (фрагмент). Идём дальше. Вот вам и Секретный отдел или Отдел оперного ансамбля. А почему он секретный, мы узнаем из рассказа представителей этого отдела. (Слово ансамбль ­ значит вместе. Бывает такое, что несколько героев какой­то оперной истории собираются вместе. О чём они поют? Попробуйте­ка понять людей, когда все говорят   разом   и   каждый   о   своём.   Слушать   такое   просто   невозможно...   в жизни.   А   в   опере   ­   одно   удовольствие.   Почему   так?   Это   секрет   оперного ансамбля, поэтому наш отдел называется ещё и секретным.) Опера   «Князь   Игорь»   А.   Бородина   рассказывает   о   походе   князя   Игоря Святославовича   в   1185   году   против   степных   половцев.   Половцы   совершали неожиданные набеги на мирные русские города и сёла, сжигали дома, поля уводили в   плен   людей.   Войско   Князя   Игоря   было   разгромлено.   Князь   Игорь   с   сыном Владимиром попали в плен.Князь Игорь решается на побег. Кони готовы, Игорь и его сын Владимир могут бежать. Но их подслушивает дочь хана Кончака. Она сзывает половцев. Удаётся бежать только Игорю, Владимир же остаётся в плену у влюблённой половчанки. Побег Игоря вызывает у хана одобрение: «Вот молодец! Не даром я так его любил; на месте Игоря и я бы так же поступил». И он приказывает казнить сторожевых, а княжича не трогать. Слушание: Трио «Владимир! Ужель всё это правда?» из оперы А. Бородина «Князь Игорь» (фрагмент). Хорошо,   дальше   у   нас   идёт   Отдел   оперного   речитатива.   О   чём   нам   расскажут здесь? (В этом отделе герои оперы тоже собрались вместе. Только поют уже не одновременно, а по очереди, как в жизни принято разговаривать. Речитатив ­ в переводе декламация, чтение вслух. Но в оперном речитативе герои разговаривают по­оперному, нараспев. В речитативе, в отличие от оперной арии и оперного ансамбля, нет больших красивых закругленных мелодий. Здесь герои   бросают   друг   другу   короткие   фразы   ­   реплики,   сообщают   всякие подробности оперного действия.) А   теперь   вспомните,   что   поёт   Иван   Сусанин   перед   началом   своей   арии   «Ты взойдёшь, моя заря». «Чуют правду! Смерть близка, мне не страшна она. Свой долг исполнил   я».   Отрывочные,   короткие   фразы.   Это   пение,   но   очень   похожее   надекламацию – речитатив, в опере оно имеет особое значение. Именно в речитативах происходит развитие  действия. Ведь  во  время  исполнения  арии на сцене  ничего важного   не   происходит:   действие   останавливается.   А   вот   в   речитативе   даётся толчок к последующему развитию. Оперы без речитатива не бывает. Зато бывают оперы, полностью построенные на речитативе. Слушание: Глинка. Речитатив Сусанина «Чуют Правду» из оперы «Жизнь за царя» (фрагмент). Идём   далее.   Отдел   оперного   хора,   о   нём   мы   не   так   давно   с   вами   уже говорили. (Арии,   ансамбли,   речитативы   в   опере   ­   это   для   главных   героев. Главные   имеют   в   опере   собственные   имена.  Часто   по  имени   самых   главных героев   называются   оперы:   «Руслан   и   Людмила»,   «Борис   Годунов»,   «Князь Игорь» и т. д. Есть в опере действующие лица без собственных имён. Имена у них   собирательные:   войско,   крестьяне,   народ   или   какие­нибудь   другие. Собирательный,   многоликий,   многоголосый   герой   в   опере   поёт   хором.   Хор может   быть   с   главными   героями   в   полном   согласии,   а   может   вступать   в конфликты.) В основу персидского хора прекрасных сказочных дев М. Глинка положил народную мелодию, широко распространённую у многих восточных народов. Известна она и вИране   (по­старому   в   Персии).   Отсюда   и   название   хора   –   персидский.   Мелодия светлая,   плавно   ниспадающая,   с   мерным   спокойным   покачиванием   ­   оказывает таинственно­чарующее воздействие на слушателей. Слушание: М. Глинка. Персидский хор из оперы «Руслан и Людмила». 3 действие (фрагмент). Следуем   дальше,   опускаемся   в   оркестровую   яму.   Оркестровой   ямой   называется площадка   перед   оперной   сценой,   где   располагается   чуть   ли   не   самый многочисленный   отдел   ­   Оперный   оркестр.   (Наверху,   на   оперной   сцене,   герой может в одиночестве душу изливать, а внизу в оркестровой яме, в это время десятки   музыкантов   на   инструментах   играют.   Наверху,   на   сцене,   действие какое­то разворачивается у всех на виду в лучах света, бывает с пушками, с пожарами,   бывает   даже   и   живая   лошадь   появится,   певцы­артисты наряжены, как оперные события требуют. А   внизу,   в   оркестровой   яме,   музыканты,   скрытые   от   глаз   в   полумраке,   на стульях   сидят   с   инструментами   в   руках   и   все   в   строгих   костюмах.   Один дирижёр   над   оркестром   возвышается.   Дирижёр   держит   в   своих   руках   все невидимые оперные нити от каждого артиста и музыканта. Он руками из этих невидимых   нитей   всякие   замысловатые   фигуры   плетёт,   чтобы   соединить старания всех многочисленных участников оперного спектакля.Оперный   оркестр   пению   помогает   и   вместе   с   пением   за   красоту   и выразительность музыки отвечает. А ещё оперный оркестр звуками картины рисует:   битву,   бурю   у   моря   или   что­нибудь   другое,   они   называются симфоническими   картинами.   Также   оркестр   выполняет   особое   задание:   он играет увертюру к опере, чтобы заранее всех настроить на нужную волну.) Инструментальные   фрагменты   опер   представляют   собой   подлинные   шедевры: обогащая   и   облагораживая   сочинение,   благодаря   которому   они   возникли,   они способны   жить   самостоятельной     жизнью   и   нередко   звучат   как   отдельные произведения. К   одному   из   таких   примеров   относится   знаменитая   «Мелодия»   Кристофера Виллибальда Глюка из оперы «Орфей и Эвридика», которую в контексте называют «Жалобой Эвридики». Опера повествует о мифическом певце Орфее, божественное пение которого подчиняло силы природы, и о его жене ­ юной нимфе Эвридике. Эвридика,   укушенная   змеёй,   умирает   и   попадает   в   царство   мёртвых.   «Жалоба Эвридики»   ­   музыка,   передающая   печаль   её   разлуки   с   жизнью,   природой, возлюбленным. Настолько выразительна и проникновенна эта музыка, что её ещё называют «арией без слов». Слушание: К. Глюк. «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» (фрагмент). ­ Как звучит эта музыка? (Музыка звучала очень нежно, изящно, красиво.)Не   менее   значительны   в   опере   и   изобразительные   свойства   музыки.   Иногда   в развитие   оперы   включаются   чисто   оркестровые   эпизоды,   рисующие   яркие   и впечатляющие   картины   происходящих   событий.   Так,   например,   знаменитая оркестровая картина из оперы Н. Римского­Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже»   изображает   не   только   сцену   битвы,   но   своей   потрясающей выразительностью вызывает буквально зрительные ассоциации. В музыке отчётливо слышно,   как   сходятся   борющиеся   силы,   каждая   из   которых   выражена   своей собственной   темой.   В   процессе   развития   тема,   связанная   с   нашествием   врагов, звучит   все   более   жёстко,   переплетаясь   с   темой   противостоящих   сил.   Жестокая борьба   продолжается   вплоть   до   кульминации,   когда   становится   очевидной   ее трагическая развязка. Слушание:   Н.   Римский­Корсаков.   «Сеча   при   Керженце»   из   оперы   «Сказание   о невидимом граде Китеже и деве Февронии». 3 действие (фрагмент). ­ Что вы скажете об этом произведении? (В музыке чётко слышно, как сходятся борющиеся силы, у каждой из них своя собственная тема, тема врага звучит более жёстко, борьба продолжается вплоть до трагической развязки.) Следующий отдел, вам слово. (Наши отделы здесь объединены за одним столом, но вообще­то, они совсем разные. Отдел балета ­ если по ходу действия оперы требуются танцы, чтобы украсить оперу, я всегда приду на помощь.А   я   представляю   Отдел   оперной   постановки,   здесь,   как   в   любом   театре, художник   рисует   декорации,  режиссёр   ставит   спектакли,  гримёр   гримирует артистов, костюмер готовит костюмы, осветитель распоряжается светом, машинист   сцены   орудует   механизмами,   а   пожарник   следит   за противопожарной безопасностью.) И, конечно, главное лицо в оперном деле ­ композитор. (Он сочиняет музыку, а  музыка   в   музыкальном   деле   всему   начало   и   всему   конец.   Недаром   имя композитора всегда стоит первым, рядом с названием каждой оперы.) Итог урока. Каждая опера ­ это целый мир сюжетов, действий, персонажей, мир богатейшей мелодики, гармонии и оркестровки, красочных декораций, умелой актёрской игры. И глубоко прав был Н. Римский­Корсаков в своём высказывании: «Сколько на свете сюжетов, столько должно быть и самостоятельных оперных форм». В   операх   представлено   все   существующее   жанровое   многообразие   литературы: произведения великих поэтов и писателей, а также памятники фольклора ­ былины, предания, сказки. Благодаря опере каждый из литературных источников получает новую жизнь, обогащается музыкальными звучаниями, становится ближе и понятнее слушателям.Многие   памятники   древней   литературы   возродились   в   опере   ­   как,   например, «Слово о полку Игореве», которое благодаря таланту и мастерству А. Бородина приобрело   живые   и   человеческие   интонации,   стало   поистине   современным произведением. А сколь многие страницы истории России открылись нам заново в потрясающей   по   художественной   силе   музыкальной   трактовке   М.   Глинки,   М. Мусоргского, Н. Римского­Корсакова! История в их операх предстаёт не просто как летопись   событий,   но   как   глубинное   ощущение   трагизма   и   иронии,   сложности национального характера и величия человеческого духа. Может быть, такое глубоко эмоциональное, психологическое понимание своей страны является более важным для участия в ее судьбе, чем просто знание вех, дат и имён. Жизнь   неумолимо   движется   вперёд,   появляются   новые   ценности   ­   а   с   ними   и сюжеты, и герои, и поступки. Как порой трудно разобраться в их хитросплетениях, отделить истинное от ложного! Произведения искусства, заключающие в себе самые поучительные   идеи   исторических   и   народных   преданий,   духовной   жизни, рассказывающие   о   них   с   огромной   поэтической,   философской,   эмоциональной убедительностью, ­ наши вечные спутники, собеседники, наставники. Вопросы и задания: 1. Почему опера относится к синтетическим видам искусства? 2. Назовите известные вам виды опер.3. Какие произведения русских писателей легли в основу известных вам оперных  сочинений? 4. В «Дневнике музыкальных наблюдений» нарисуйте эскиз декораций к  фрагментам известных вам оперных произведений. Самый значительный жанр вокальной музыки Цели урока: Формировать   познавательный   интерес   к   самому   значительному   жанру   вокальной музыки ­ опере как синтетическому виду искусства. Находить ассоциативные связи между художественными образами литературы и музыки.Наблюдать за развитием исопоставлением образов на основе сходства и различия    интонаций, музыкальных тем.  Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, иллюстрации картин, фото. Ход урока: Организационный момент: Звучит   вступление   «Рассвет   на   Москве­реке»   из   оперы   М.   Мусоргского «Хованщина». ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Я открывал трепещущей рукой больших театров расписные двери…»                                                   (С. Данилов) Сообщение темы урока: ­   Не   правда   ли,   ребята,   когда   попадаешь   в   огромный,   сверкающий   огнями   зал оперного театра, чувствуешь себя словно окрылённым радостью! Сегодня на уроке мы будем говорить об опере. Работа по теме урока, 1. Опера ­ сплав искусств.­ Оркестранты уже настраивают инструменты. И пёстрый шум этот обещает нечто таинственное,   чудесное...   Но   вот   свет   меркнет.   Вспыхивает   рампа.   Светильники скрестили   лучи   на   бархатном   занавесе,   расшитом   золотыми   узорами.   Дирижёр взмахнул палочкой, и звуки оркестра слились в удивительную увертюру. Большинство опер начинается с увертюры (от фр. слова «ouverture» ­ открывать), исполняемой оркестром до поднятия занавеса. Увертюра передает идейный замысел∙ оперы,   вводит   слушателей   в   эмоциональную   сферу   спектакля,   где   музыкальные темы являются основными характеристиками героев и развернутся в дальнейшем в опере в большие сцены. Занавес   медленно   поднимается,   и   мы   оказываемся   на   солнечной   площади   в испанском городе Севилье, или в Древнем Киеве на свадьбе Руслана и Людмилы, либо в тенистом саду имения Лариных, а то и вовсе на дне морском ­ каждый раз в новом, похожем на сказку мире. Мелодичная   музыка,   прекрасные   голоса,   красочные   декорации,   костюмы, сценические эффекты ­ всё разворачивается на сцене, и мы с волнением следим за драматичной, порой трагической судьбой героев, сочувствуем им, переживаем или весело   смеёмся   вместе   с   ними.   Воздействие   оперы   огромно.   При   всей   своей сложности она предельно доходчива. Опера не только в доступной, «зримой» форме раскрывает какое­то жизненное явление, но помогает силой музыки проникнуть в его глубину ­ мы ощущаем, какие горячие чувства, какие душевные порывы скрытыза ним. Музыка, не спрашивая  вашего  согласия, проникает  в сердца  и вызывает восторг или слезы сочувствия. Опера   ­   это   чудодейственный   сплав   многих   искусств.   И   музыка   играет   в   нём ведущую роль. Ведущую, но не исключительную. Как   в   литературе   существует   повесть,   роман,   драма,   так   и   в   музыке   есть   свои крупные   жанры   ­   оратория,   опера,   балет.   В   этом   ряду   больше   всего   связана   с литературой   опера:   во­первых,   она   обязательно   предполагает   литературный первоисточник   ­   художественное   произведение   или   специально   написанное либретто, во­вторых, большинство оперных фрагментов предназначается для пения хором,   различными   вокальными   ансамблями   или   солистами.   Таким   образом, словесный   текст,   его   содержание,   композиция   и   звучание   играют   при   создании оперы первостепенную роль. История оперы отражает все многообразие литературных образов и идей. Огромное количество великих произведений прозы и поэзии зазвучало в музыке, иногда лишь дополняющей их содержание средствами, недоступными слову, но значительно чаще ­   возносящей   их   в   область   самоценной   музыкальной   интерпретации,   дающей   им собственную жизнь в искусстве. «Пиковая дама» А. Пушкина и П. Чайковского, «Кармен» П. Мериме и Ж. Бизе, «Снегурочка»   А.   Островского   и   Н.   Римского­Корсакова   ­   вся   эта   великаялитература и великая музыка существуют независимо, не вторгаясь в область друг друга, но находясь в вечном животворящем культурном диалоге. Но   для   того   чтобы   опера   состоялась,   написать   музыку   на   литературный   сюжет недостаточно.   Опера   –   синтетический   вид   искусства,   её   исполнение   ­   всегда спектакль, поэтому огромную роль в её создании приобретают театральное действие и декоративное оформление. Оперный   исполнитель   должен   быть   не   только   хорошим   певцом,   но   и   актёром   ­ недаром   с   оперой   связывали   свою   творческую   деятельность   такие   выдающиеся артисты,   как   Ф.   Шаляпин,   Л.   Собинов,   А.   Нежданова,   И.   Козловский   и   многие другие. Выдающиеся художники нередко работали над оформлением оперных декораций. Богатство образного содержания оперы, ее психологическая глубина и красочная изобразительность музыки, эффектность театрального представления, популярность у публики ­ все это привлекало лучшие творческие силы живописцев. Это далеко не полный перечень выдающихся имён, связанных с историей оперы, способствующих   ее   расцвету.   Занавесы,   костюмы,   декорации   ­   каждый   элемент оперного представления входил в единую художественную концепцию спектакля, наряду со словом и музыкой участвовал в создании целостного образа музыкальной драмы.2. История оперы. Первый   музыкальный   спектакль   с   пением   был   поставлен   в   итальянском   городе Флоренция   в   1594   году.   Сюжетом   для   него   послужил   греческий   миф   о   борьбе Аполлона с чудовищем ­ змеем Пифоном; Такие представления сначала назывались музыкальной   сказкой,   потом   музыкальной   драмой.   Прошло   немало   лет,   пока   их стали именовать музыкальным произведением (opera in musica), и наконец, осталось одно слово опера (по латыни «opus») ­ деяние, труд, сочинение. Поначалу   спектакли   предназначались   только   для   придворной   знати.   Но   позже   в разных   странах   стали   открываться   музыкальные   театры,   доступные   для   более широких слоёв городского населения, и опера постепенно заняла важное место в жизни общества. 3. Что такое либретто? Прежде   всего,   композитору   необходимо   либретто.   Мы   привыкли   считать,   что либретто ­ это содержание оперы. Это не совсем точно. На самом деле либретто ­ полный   словесный   текст   музыкально­сценического   произведения.   Итальянское слово libretto означает «книжечка». Очень   часто   основой   либретто   становится   какое­либо   литературное   или драматическое   произведение.   Мы   знаем   случаи,   когда   в   качестве   либретто композитор выбирает законченное драматическое произведение. Например, опера«Каменный гость» Даргомыжского написана на полный текст Маленькой трагедии Пушкина. Но   обычно   либретто   перерабатывается   в   связи   со   спецификой   оперы.   Текст   её должен быть сжатым, лаконичным. Ведь когда слово поётся, оно звучит дольше, чем произносимое. Не может быть в опере и большого количества персонажей, как в романе,   например.   Поэтому   из   романа   чаще   всего   выбирается   какая­то   одна сюжетная   линия.   Это   сильно   изменяет   литературный   первоисточник,   но   ведь либретто – это самостоятельное произведение. Либретто   целиком   подчинено   музыке.   Либреттист   работает   под   руководством композитора, чутко прислушиваясь ко всем его замечаниям. В таком творческом контакте   создано   большой   количество   произведений.   Брат   Петра   Ильича Чайковского Модест Ильич написал либретто двух его опер: «Пиковая дама» и «Иоланта».   Над   либретто   оперы   Антона   Григорьевича   Рубинштейна   «Демон»   по поэме Лермонтова работал известный биограф и исследователь творчества поэта П. А. Висковатый. М. Глинка, обращаясь к созданию либретто «Руслана и Людмилы», сократил ряд сцен   пушкинской   поэмы,   объединил   их   в   иную   композицию.   Всем   известно прекрасное, полное поэтического очарования вступление к «Руслану и Людмиле» А. Пушкина:У Лукоморья дуб зелёный, Златая цепь на дубе том. И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом... Идёт направо ­ песнь заводит, Налево ­ сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит. Такое начало поэмы вводит читателя в волшебную атмосферу русских сказок, с их излюбленными образами и персонажами: здесь и избушка на курьих ножках, леший и русалка,   колдун   и   богатырь.   Из   этого   вступления   повествование   о   Руслане   и Людмиле выплывает эпически ­ неспешно, как неторопливый рассказ учёного кота­ сказителя, знатока старинных преданий. Опера М. Глинки тоже открывается вступлением (увертюрой). Это исключительно оркестровый эпизод, в котором не участвуют ни хор, ни солисты. Таким образом, введение в атмосферу оперы целиком возлагается на музыку. Если бы композитор полностью следовал замыслу Пушкина, то музыка увертюры звучала бы в духе былинного повествования: в русской музыке сложилась богатая традиция   интонационности   и   ритмики   былинного   характера.   Однако   великий музыкант   решает   иначе:   с   первых   тактов   слушателя   захватывает   стремительная,ликующая мелодия: она увлекает за собой, она обещает сюжет, полный событий и приключений. Слушание увертюры из оперы «Руслан и Людмила» (фрагмент). ­   Расскажите,   что   вы   услышали? (Сначала   в   музыке   звучат   фанфары, предвосхищающие победу добра над злом. Затем звучат темы главных героев, чувствуется   некоторое   напряжение,   понятно,   что   борьба   будет   нелёгкой. Музыка   звучит   динамично,   стремительно,   увлекая   в   мир   сказочный   и волшебный.) В   музыке   увертюры   слышны   интонации,   предвосхищающие   многие   сюжетные эпизоды   оперы:   в   первоначальном   мотиве   фанфар   угадываются   звуки   будущей победы Руслана ­ затем, в финале, они снова прозвучат в торжественном хоровом апофеозе   «Слава   великим   богам!»,   однако   в   последующих   темах   содержится предсказание того, что эта победа достанется нелёгкой ценой. Столкновение сил добра и зла, динамичность музыкально­драматического действия, яркость музыкально­образных характеристик, богатство сказочно­фантастического колорита   ­   и   вместе   с   тем   веселье,   юмор,   оптимизм   ­   все   это   обещает   музыка увертюры, и все это находит затем подтверждение в опере. Произведение М. Глинки, восторженно принятое современниками (в том числе и самим А. Пушкиным), похоже на свой литературный первоисточник лишь общейсюжетной канвой. В остальном же ­ это яркое и самобытное явление музыкального искусства,   ставшее   выдающимся   именно   благодаря   музыкальному   гению   и мастерству своего создателя. 3. Лирические отступления в опере. ­   Мы   уже   говорили   о   том,   что   смысл   в   оперных   спектаклях   передаётся   через словесно­музыкальный   синтез,   в   котором   музыка   играет   очень   важную   роль, выражая подчас глубину смысла того или иного эпизода. Один из примеров ­ сцена в лесу из оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», в которой Иван Сусанин, углубляясь всё дальше в дремучий лес, ведёт за собой поляков. Они ещё   не   знают,   что   с   ними   произойдет   дальше,   но   музыка   оркестрового сопровождения   в   искажённом   виде   воспроизводит   мазурку   из   второго   действия оперы, которая звучит, как зловещее предчувствие гибели врагов. Слушание. Мазурка. Из оперы «Жизнь за царя». II действие. Фрагмент. Искажённая тема мазурки из оперы «Жизнь за царя» ­ IV действие. Фрагмент. ­   В   этом   примере   психологический   подтекст,   заключённый   в   музыкальном сопровождении, вторгаясь в драматическое действие, не замедляет его, а, наоборот, делает ещё более динамичным. Итог урока.­ Сегодня наш урок был посвящён значительному вокально­драматическому жанру ­ опере. Вы узнали много разных специальных терминов, которые необходимо знать для   того,   чтобы   быть   более   образованными   в   мире   музыки.   А   об   опере   мы продолжим разговор на следующем уроке. Вопросы и задания: 1. 2. Какие виды искусства объединяются в опере? 3. Как называется полный словесный текст оперы? 4. Назовите известные виды опер. 5. Какие произведения русских писателей легли в основу известных вам оперных  В какой стране родилась опера? сочинений? 6. В дневнике музыкальных наблюдений (стр. 17) продолжите ряд создателей  оперного спектакля.Что может изображать хоровая музыка. Цели урока: раскрыть смысл воздействия хоровой музыки на культуру в целом и её влияние на слушателя. Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, репродукции картин. Ход урока: Организационный момент. Звучит фрагмент из симфонии № 9 Л. В. Бетховена «Ода к радости». Запись на доске: «Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!»                                                                (И. Шиллер)­ Ребята, прочитайте внимательно эпиграф к нашему уроку. Эти слова взяты из симфонии № 9 Л. В. Бетховена. Да­да, не удивляйтесь, именно из симфонии. Хотя симфония   ­   музыка   инструментальная,   которая   написана   для   симфонического оркестра,   но   эта   симфония   особенная:   чтобы   показать   мощь   и   единство   людей, Бетховен в заключительной части вводит хор. Девятая симфония Бетховена – величайшее произведение композитора, известное и любимое   во   всем   мире.   В   этом   отрывке   звучат   голоса   солистов   и  хор,   поющий великолепные   слова   поэтического   текста   И.   Шиллера   «Оды   к   радости».   Вполне понятно, почему именно эта мелодия принята в настоящее время в качестве гимна Европейского Союза. Сообщение темы урока. ­ Мы продолжаем разговор о хоровом пении. Работа по теме урока. 1. Влияние духовной музыки на творчество. Обращение к церковным жанрам и текстам свидетельствовало об огромном влиянии духовной   музыки   на   светское   композиторское   творчество.   Это   влияние обнаруживало себя и в таких далёких от литургической традиции жанрах, как опера, симфония, инструментальный концерт.Звуковые образы древнерусского пения запечатлены в концертах и симфонических произведениях С.   В.   Рахманинова,   в   оперных   сценах   «Бориса   Годунова»   и «Хованщины» М. П. Мусоргского, «Псковитянки» Н. А. Римского­Корсакова. 2. Слушание музыкального произведения. Китеж   (Китеж­град,   Кидиш)   ­   мифический   чудесный   город,   который   согласно русским легендам, спасся от войск Батыя во время татаро­монгольского нашествия в XIII веке благодаря чудесному свойству быть невидимым. То были времена, не лучшим образом приспособленные для мирного существования. Раздоры   между   княжествами,   набеги   татар   и   болгар,   лесные   хищники   —   за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия. В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо­татары под руководством хана Батыя. Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска   на   святой   город.   Войска   шли   на   Китеж   через   лес,   а   по   пути   прорубали просеку. Вёл татар предатель Гришка Кутерьма. В тот страшный день неподалёку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан. Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!».Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелёк — он бьёт до сих пор. Монголо­татары   осадили   город.   Горожане   понимали,   что   шансов   нет.   Горстка народа против хорошо вооружённой и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее, без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием, а также иконами и крестами в руках. Люди молились с вечера и всю ночь напролёт. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку. И свершилось чудо: зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля, и на глазах изумлённых татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр. Поражённые мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведённый таинственной силой. Город   же   исчез.   Но   увидеть   его   и   даже   достичь   можно   уже   сейчас.   Человек,   в котором нет греха, различит отражение церковных маковок и белокаменных стен в водах озера Светлояр. Только истинно верующий достоин слышать перезвон его колоколов. Град Китеж. Город­легенда. До сих пор множество православных христиан собирается, чтобы совершить   паломничество   на   озеро,   в   глубинах   которого   якобы   покоитсялегендарный город. Прошли столетия, но люди все равно стремятся сюда. Они верят в то, что Китеж стоит на дне озера, и вера их непоколебима. Легенда  неоднозначна. И люди  трактуют ее по­разному. Кто­то  утверждает,  что Китеж ушёл под воду, кто­то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым. ­ Откройте учебник на стр. 97, прочитайте текст. «Свою   предпоследнюю   оперу,   «Сказание   о   невидимом   граде   Китеже и   деве Февронии», сам Римский­Корсаков называл «литургической оперой». В основе ее сюжета   лежат   древние   сказания   о   чудесном   спасении   града   Китежа   от нашествия татар ­ погружении его под воды озера Светлояр, а также сказание о Петре и Февронии Муромских. В музыке оперы слышны отзвуки и интонации обиходных   песнопений,   молитв,   духовных   стихов,   слышен   перезвон   церковных колоколов. С   жанрами   и   звуковыми   образами   православной   службы   связаны драматургически важные моменты оперы ­ молитва Февронии «Боже, сотвори невидим Китеж град», звон колоколов церквей отражённого в озере невидимого града. Неторопливо, скорее, по законам литургии, чем по законам театрального спектакля   развивается   действие   оперы.   Все   это   произвело   сильнейшеевпечатление   на   современников,   поражённых   христианской   поэтикой   оперного творения Римского­Корсакова» ­ так описывает исследователь древнерусского певческого искусства Ю. Артамонова образные истоки одной из вершин русской оперной классики – «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского­Корсакова. ­ Как называл Н. А. Римский­Корсаков свою предпоследнюю оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»? (Н.А. Римский­Корсаков называл свою оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» литургической.) ­ Что лежит в основе её сюжета? (В основе сюжета этой оперы лежат древние сказания о чудесном спасении города Китежа от нашествия татар, благодаря погружению   под   воды   озера   Светлояр.   Вся   музыка   этой   оперы   как   будто пропитана   интонациями   духовных   песнопений,   звоном   колоколов,   молитв, духовных стихов. Само действие оперы развивается скорее по законам литургии, нежели театрального спектакля.) Слушание. Н. А. Римский­Корсаков. «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Оркестровой переход ко II­й картине ­ Вхождение в невидимый град. Звон успенский. Райские птицы. Далее проводится беседа о прослушанной музыке. ­ Зарубежная хоровая музыка также в значительной степени выросла из церковного пения.   Отличие   ее   от   хоровой   русской   музыки,   очевидное   даже   длянеподготовленного слушателя, проистекает из очень многих причин, прежде всего ­ из различия между православной верой и католической. Каждая традиция в течение многих веков выработала свои собственные взгляды на церковную службу, на архитектуру храмов, на отношение к тексту, на музыкальные и   певческие   правила...   Особенностью   зарубежной   культовой   музыки   является   её инструментальное сопровождение, в то время как православная певческая культура носит строго вокальный характер. Первым  церковным инструментом был орган, поддерживающий  хоровое пение, а затем,   начиная   с   эпохи   Возрождения,   ввели   инструментальное   ансамблевое сопровождение. Развитие хоровой музыки долгое время протекало в неразрывной связи с текстами Священных писаний – Библии и Евангелия. Величайшие мастера хоровой музыки И. С. Бах, О. Мессиан, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, И. Брамс ­ видели в христианских идеях средоточие всей мудрости и всей нравственности человечества,   вечную   непрерывающуюся   жизнь   духа.   Страницы   их   хоровых сочинений озарены светом высокой веры, музыка устремлена ввысь, подобно линиям собора. Такая устремлённость церковного искусства, его освобождённость от всего житейского, суетного составляет главный смысл христианской культуры, которая учит   человека   ценить   и   любить   как   высший   дар   эту   способность   своей   души   к воспарению.3. Работа с учебником. ­   Прочитайте   стихотворение   Максимилиана   Волошина   на   стр.   99,   рассмотрите фотографию   внутреннего   вида   собора   Сен­Шапель   в   Париже,   рассмотрите репродукцию картины Клода Моне «Руанский собор в полдень». Плавны, как пение хора, Прочь от земли и огней Высятся дуги собора К светлым пространствам ночей... В горний простор, без усилья Взвились громады камней... Птичьи упругие крылья ­ Крылья у старых церквей. «Хорал»   ­   немецкое   слово,   означающее   хоровое   песнопение.   Мелодии   хоралов отличаются простотой и строгостью, намеренной обезличенностью, объективностью. Тексты были взяты в основном из Библии и во всей Европе пелись на латыни. Послушайте хорал Оливье Мессиана ­ выдающегося французского композитора, с именем которого связаны прекрасные страницы духовной музыки. Слушание. Оливье Мессиан. Хорал «Святой праздник». Фрагмент.Художественные   возможности   хоровой   музыки   огромны.   Она   породила   такие глубокие и сложные в образно­содержательном плане жанры, как месса, страсти, кантата, оратория. В них выражен огромный диапазон художественных образов ­ христианская вера и природа, человеческая личность и драматичность судьбы. Хор   напоминает   совершенный   многоголосный   инструмент.   Ему   доступны   все средства   музыкальной   выразительности.   Хоровое   звучание   может   передать тончайшие   оттенки   чувств,   воплощённых   в   музыке,   способно   нарисовать живописные музыкальные картины. По   своей   манере   пения   хоровые   коллективы   отличаются   друг   от   друга.   Хоры, исполняющие   классическую   музыку   и   современные   произведения,   поют «прикрытым», «округленным» звуком. Народные хоры поют в особой манере, так называемым «открытым» звуком (показ). Хор присутствует и в опере, которая никогда не обходится без массовых сцен. В зависимости   от  сюжета, темы,  сцены  хор проявляет  себя   по­разному.  Он может звучать как многоголосная лирическая песня, например хор «Улетай на крыльях ветра»   из   оперы   Александра   Порфирьевича   Бородина   «Князь   Игорь»,   как торжественный гимн ­ в опере «Жизнь за царя» Михаила Ивановича Глинки (хор «Славься»).Иногда   хор   становится   выразителем   больших   идей.   Известна   роль   хора   в   опере Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», которым сам композитор дал определение народных музыкальных драм. Потрясающие по силе воздействия   хоровые   сцены   у   Мусоргского   не   только   насыщены   действием,   они достоверны, зримы, реальны. Ни в каком другом искусстве нет возможности так достоверно,   зримо,   реально   выразить   характер,   силу,   самобытность   народа,   его историю и эпос и так же легко обрисовать слепоту и глупость толпы. 4. Выразительные возможности хоровой музыки. ­   Шло   время,   и   хоровая   музыка   обретала   всё   более   самостоятельную   роль. Композиторы открывали новые возможности хоровой выразительности, связанные не   только   с   церковной   службой,   как   в   духовной   музыке,   и   не   только   с драматургическим   развитием   сюжета   и   характеристикой   образов,   как   в   опере. Выразительные   возможности   хоровой   музыки   стали   развиваться   и   в   том направлении, которое связывалось с усилением её изобразительных средств: ведь изначально   хоровая   музыка   таила   в   себе   богатый   запас   изобразительных возможностей. Каковы эти возможности? Прежде всего, отметим соборное звуковое пространство, подвластное хоровому звучанию: пространство собора для церковного пения или пространство   природы   ­   для   народного.   Такое   пространство   заполняется   несплошным потоком звучания: в этом потоке различаются регистры и тембры, низкие голоса и высокие, громкие звуки и тихие. Иногда к хору присоединяется орган или оркестр, и тогда тембровое и регистровое «содержание» становится ещё более многомерным. Наконец, важнейшую роль в хоровой музыке играют особенности распевания текста. Синхронное   произнесение   слов   различными   голосами   или   несинхронное,   как   бы размывающее смысл текста,­ эти приёмы всегда отражали замысел произведения, служили либо смысловым, либо изобразительным целям. Давайте посмотрим, как характер хоровой музыки отражает содержание поэтического текста. Поёт зима ­ аукает Поёт зима ­ аукает, Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки шаловливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мёрзлого окна, И снится им прекрасная,В улыбках солнца ясная Красавица весна.                                               (Сергей Есенин) Стихотворение Сергея Есенина «Поёт зима ­ аукает» легло в основу второй части  кантаты Георгия Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина». Слушание. Г. Свиридов. «Поэма памяти Сергея Есенина» (фрагмент). ­ Ребята, скажите, содержание поэтического текста соответствует музыке? (Да,  конечно. Музыка делает ещё более зримым содержание, углубляет смысл.) Кантата ­ это многочастное музыкальное произведение для хора с симфоническим  оркестром. О чём же идёт речь в этом произведении и как это углубляют музыка и  хор? (Очень ярко в произведении передан образ русской зимы ­ и бескрайняя  снежная долина, и звон бубенцов мчащейся тройки, и завывание вьюги, и  безмолвный, скованный морозом лес.) Как стихотворение Есенина «помогает» музыке? (Оно передаёт своеобразную  музыку зимы, в самих строках звучит музыка: «Поёт зима ­ аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка». Холод, метель, вьюга ­ все по­своему «поёт», «аукает», играет свою злую симфонию. Суровому   холоду,   кажется,   заполнившему   весь   мир,   противопоставлены   «малыепташки», прижавшиеся у окна. Это ­ контрастный образ, живой и тёплый, близкий чувствам самого поэта. Ведь в том, как он описывает зиму в своём стихотворении, заметна и его усталость, и его тоска по весне. Случайно ли, что, обращаясь к этому стихотворению, Г. Свиридов увидел в нём возможности   именно   хорового   претворения?   Слушая   музыку   поэмы,   мы убеждаемся,   как   необходима   для   достоверной   передачи   образа   эта   хоровая разноголосица, в которой отчётливо выражены и шум ветра, и сила вьюги, и весь суровый, лишённый малейшего тепла зимний мир. А в партии оркестра так ярко и зримо передаётся непрерывное движение, кружение зимней метели! А теперь послушайте, как совсем по­другому ­ весело и празднично ­ звучит хор в кантате «Весна» С. Рахманинова на стихи Н. Некрасова. Слушание. С. Рахманинов. Кантата «Весна» (фрагмент). Идёт­гудёт зелёный шум, Зелёный шум, весенний шум! Играючи расходится Вдруг ветер верховой: Качнёт кусты ольховые, Подымет пыль цветочную,Как облако: все зелено, И воздух и вода! Это стихотворение ­ словно гимн весне, ее уверенному и торжественному приходу. Название   стихотворения   –   «Зелёный   Шум»   ­   соединяет   в   себе   и   зрительный,   и звуковой образы. Из стихии музыки и изображения рождаются и упругие ритмы некрасовской поэзии, и красочность её определений. В музыке С. Рахманинова верно и точно передаётся настроение стихотворения: Н. Некрасов пишет о весне, охватившей своим цветением, своим шумом всю природу,­ и воду, и воздух, и кроны деревьев ­ словом, все видимое и слышимое пространство. Хоровая   ткань   кантаты   Рахманинова   «рисует»   это   пространство,   наполняет   его звуками,   передающими   и   шелест   свежей,   весенней   листвы,   и   силу   неудержимо расцветающей природы, созвучной весёлым и сочным краскам картины А. Рылова. Но главное, что отличает эту музыку, ­ господство настроения, победного, яркого, весёлого. 5. Вокально­хоровая работа. ­ Представим, что наш класс ­ это профессиональный хор, способный выразить всё то, что хотели выразить как Сергей Есенин, так и Георгий Свиридов. Разучивание   фрагмента   из   кантаты   «Поёт   зима   ­   аукает».   Работа   над выразительностью исполнения.Итог урока: Итак, мы видим, что хоровая музыка способна выражать самые различные образы. В ней находят воплощение и народные чувства, и молитвенное единение верующих; в ней с огромной художественной убедительностью представлены и драма, и эпос, и лирика;   она   обладает   яркими   изобразительными   возможностями.   Не   случайно   к хоровой музыке обращались все великие композиторы, искавшие в могучей стихии слова пути обновления музыкального стиха. Без   хоровой   музыки   невозможно   представить   и   жизнь   современного   человека, потому что нигде так полно не выражает себя стремление к дружбе, товариществу, солидарности, как в совместном пении. Поют друзья, поёт класс – и это лучше всего доказывает,   как   много   общего   между   всеми   людьми.   «Запоёт   школа   ­   запоёт страна»,­   сказал   В.   Ушинский.   И   мы   понимаем,   что   поющая   Россия   возможно, лучший из возможных вариантов её будущего. Вопросы и задания: 1. Почему композиторы С. Рахманинов и Г. Свиридов, обращаясь к  стихотворениям Н. Некрасова и С. Есенина, избрали для своих сочинений хоровой  жанр? 2. Почему хор так необходим в операх? 3. В чём состоят изобразительные возможности хоровой музыки?Тема: Обобщающий урок. Цели   урока:   проверить   полученные   знания,   обобщающие   раздел,   посвящённый вокальной музыке; развивать слушательскую культуру учащихся. Материалы к уроку: тестовые задания.Ход урока: Организационный момент. ­ Урок начинается с песни М. Таривердиева на слова Н. Добронравова «Маленький принц». ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске: «Откройся, мысль! Стань музыкою, слово! Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!»                                                        (Н. Заболоцкий) Сообщение темы урока. ­ На уроках второй четверти мы с вами говорили о вокальных жанрах музыки. В них происходит взаимное обогащение слова и музыки; слово делает музыку конкретней по содержанию, а музыка усиливает эмоциональность слова. Легендарный певец Орфей не только доставлял своим пением наслаждение, но и усмирял диких животных. Имя Орфея сделалось синонимом замечательного певца; его лира, на которой он аккомпанировал себе, ­ эмблема искусства, а пение муз оставило нам великое слово ­ музыка.С   незапамятных   времен   вокальная   музыка,   ставшая   выразителем   благородных, высоких чувств, у всех народов обрела способность волновать человеческие сердца, помогать людям в жизни. Сегодня вы покажете свои знания. Работа по теме урока: раздаются тестовые задания. Тесты: Вариант 1. 1. К вокальным жанрам относятся... а) опера, симфония, кантата; б) песня, романс, кантата; в) романс, балет, песня. 2. Из какого произведения эти строки: «Зорька поёт! Зорька поёт!» ­ закричал я и запрыгал неизвестно отчего»: а) В. Астафьев «Последний поклон»; б) Ю. Нагибин «Книга детства»; в) Г. Гейне «Похвала знатока». 3. Из какой песни следующие строчки: «Со старой отцовской будёновки, что где­то в шкафу мы нашли»:а) М.И. Глинка, Н. Кукольник, «Жаворонок»; б) В. Баснер, М. Матусовский, «С чего начинается Родина?»; в) И. Козлов, «Вечерний звон». 4. Какое известное стихотворение легло в основу нескольких песен: а) «Вечерний звон»; б) «Ах ты, степь широкая»; в) «Жаворонок». 5.   Как   называется   один   из   наиболее   известных   сборников,   кладезь   немецкой народной поэзии: а) «Волшебный рог мальчика»; б) «Любовь поэта»; в) «Прекрасная мельничиха». 6. Кто является известным мастером жанра «Песня без слов»: а) Ф. Мендельсон; б) Г. Малер; в) Э. Григ. 7.   Как   называется   обязательно   сольное   произведение   с   инструментальным сопровождением:а) песня; б) романс; в) хорал. 8. Какой подход господствует в музыке композиторов­романтиков, как русских, так и зарубежных: а) восприятие природы сквозь призму человеческих отношений; б) утверждение общечеловеческих идей и истин; в) прямое, непосредственное выражение чувств и стремление как одного человека,  так и многих людей. 9. «Висла» ­ это... а) польская народная песня; б) русская народная песня; в) венгерская народная песня. 10. Кто был судьёй песни «Похвала знатока»: а) кукушка; б) осёл; в) соловей. 11. Романс «В сиянье тёплых майских дней» является первым произведением цикла:а) «Любовь поэта»; б) «Волшебный рог мальчика»; в) «Прекрасная мельничиха». 12.   Какой   музыкальный   жанр   характеризуется   стремлением   к   единению   людей отличается особой мощью и слаженностью звучания: а) романс; б) песня; в) хоровая музыка. Вариант 2. 1. Какую оперу Н.А. Римский­Корсаков называл «литургической»: а) «Хованщина»; б) «Сказание о великом граде Китеже и деве Февронии»; в) «Князь Игорь». 2. Многоголосное музыкальное произведение для хора с симфоническим оркестром ­ это... а) хорал; б) кантата; в) литургия.3. Кто написал оперу «Сказание о великом граде Китеже и деве Февронии»: а) Н. А. Римский­Корсаков; б) М. П. Мусоргский; в) П. И. Чайковский. 4. Одной из особенностей православного богослужения является хоровое пение... а) без сопровождения; б) с инструментальным сопровождением; в) и с сопровождением, и без сопровождения. 5. Художники данного направления стремились наиболее естественно запечатлеть реальный   мир   в   его   подвижности   и   изменчивости,   передать   мимолётное впечатление... а) импрессионизм; б) фольклор; в) романтизм. 6. Кто написал музыку к романсу «Ночь печальна»: а) С. В. Рахманинов; б) М. И. Глинка; в) Р. Шуман. 7. Кого пригласили кукушка с соловьём для разрешения их спора:а) осла; б) козла; в) петуха. 8. О чём поётся в польской народной песне «Висла»: а) о вечернем звоне; б) о пастушке, пасущем стадо волов у реки; в) о широкой степи. 9.   В   какой   песне   речь   идёт   об   облике   «деревянной»   России   с   её   церквами, воспоминаниях о юных днях, мечтах, надеждах: а) «Ах ты, степь широкая»; б) «Вечерний звон»; в) «Висла». 10. Из какой песни взяты слова: «Из клятвы, которую в юности, ты ей в своём сердце принёс»: а) «Ах ты, степь широкая»; б) «Вечерний звон»; в) «С чего начинается Родина?». Музыкальные сюжеты в литературе.Цели урока: Исследовать значение музыки для воплощения литературных образов и наоборот; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы; анализировать и обобщать многообразие связей музыки и литературы; анализировать примеры преобразующего воздействия музыки на человека. Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов, иллюстрации картин. Ход урока: Организационный момент: Звучит песня Булата Окуджавы «Надежды маленький оркестрик» (автор музыки и слов – Б. Окуджава). Когда внезапно возникает Ещё неясный голос труб, Слова как ястребы ночные Срываются с горячих губ, Мелодия как дождь случайный Гремит и бродит меж людьми, Надежды маленький оркестрикПод управлением любви. Надежды маленький оркестрик Под управлением любви. В года разлук, в года смятений, Когда свинцовые дожди Лупили так по нашим спинам, Что снисхождения не жди, И командиры все охрипли, Тогда командовал людьми Надежды маленький оркестрик Под управлением любви, Надежды маленький оркестрик Под управлением любви. Кларнет пробит, труба помята, Фагот как старый посох стёрт, На барабане швы разлезлись, Но кларнетист красив, как черт, Флейтист как юный князь изящен, И вечно в сговоре с людьми, Надежды маленький оркестрикПод управлением любви, Надежды маленький оркестрик Под управлением любви. ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Что общего в стихотворении Константина Никольского и песне Булата Окуджавы? Запись на доске: «О несчастных и счастливых, о добре и зле, О лютой ненависти и святой любви, Что творилось, что творится на твоей земле – Всё это в музыке, ты только улови».                                         (К. Никольский) Сообщение темы урока: ­ Музыка жила в литературе всегда. Она несла надежду и спасение, оплакивала потери и возвеличивала любовь. В музыке вся наша жизнь. Музыка бросала вызов судьбе ­ и нередко выигрывала, потому что перед её силой отступала даже смерть. Не случайно эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова Константина Никольского из песни «Музыкант». Сегодня мы продолжаем разговор о музыкальных сюжетах в литературе. Работа по теме урока:Легенды о музыке. Люди   всегда   знали   божественную   силу   музыки.   Не   случайно   ещё   во   времена глубокой   древности   они   сложили   миф   об   Орфее   ­   легендарном   прародителе самоотверженного   племени   певцов   и   музыкантов,   чей   голос   покорял   не   только людей и природу, но даже богов. Каков был его голос, как звучала его лира, ­ этого мы, к сожалению, не услышим никогда. История навсегда унесла живую музыку Орфея. Она   осталась   только   в   древнем   предании,   бессмертном   памятнике   литературы, получившем название «Миф об Орфее». Миф об Орфее «...Орфей был животворящим гением священной Греции, пробуждающим её божественную душу. Его лира о семи струнах обнимала всю вселенную. Каждая из струн соответствовала также одному из состояний человеческой души и содержала закон одной науки и одного вида искусства. Мы потеряли ключ к её полной гармонии, но её различные тона никогда не переставали звучать для человечества...» (Эдуард Шюре) В легендах мы читаем об Орфее:«...Однажды   ранней   весной,   когда   на   деревьях   появилась   первая   зелень,   сидел великий певец на невысоком холме. У ног его лежала золотая кифара. Поднял её певец, тихо ударил по струнам и запел. Вся природа заслушалась дивным пением. Такая сила звучала в песне Орфея, так покоряла  она и влекла к певцу, что вокруг него, как зачарованные столпились дикие звери из окрестных лесов и гор. Птицы слетелись   слушать   певца,   даже   деревья   двинулись   с   места   и   окружили Орфея...» (Н. А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции») ­   Прочитайте   миф   об   Орфее   в   учебниках   на   стр.   140­141. Самостоятельное чтение учащимися. Орфей, сын фракийского царя 3агра и музы Каллиопы, был самым известным из когда­либо живших поэтов и музыкантов. Аполлон подарил ему лиру, а музы научили играть на ней, да так, что он не только очаровывал диких зверей, но и заставлял деревья и скалы двигаться под звуки его музыки. Во Фракии несколько древних горных дубов так и остались стоять в танце. Орфей участвовал в походе аргонавтов, своей музыкой помогая им преодолевать множество препятствий. По возвращении он женился на юной нимфе Эвридике. Когда Эвридика внезапно умерла от укуса змеи, Орфей смело спустился в Аид в надежде   вернуть   её   назад.   Там   он   не   только   сумел   очаровать   перевозчика Харона, пса Цербера и судей своей чарующей музыкой, но и на время прекратил муки осуждённых.Пленительная   музыка   тронула   даже   грубое   сердце   Гадеса,   и   он   позволил Эвридике вернуться в мир живых. Гадес поставил лишь одно условие: по пути назад Орфей не должен оборачиваться до тех пор, пока Эвридика не выйдет на солнечный свет. Эвридика   шла   по   тёмному   проходу,   ведомая   звуками   лиры,   и,   уже   завидев солнечный свет, Орфей обернулся, чтобы убедиться, что Эвридика идёт за ним, и в тот же миг потерял жену навеки. Смерть Орфея, погибшего от дикого неистовства вакханок, оплакивали птицы, звери, леса, камни, деревья, очарованные его музыкой. Со слезами на глазах музы собрали его останки и погребли у подножия горы Олимп, и соловьи там теперь поют слаще, чем где бы то ни было на свете. Лиру Орфея волны прибили к острову Лесбос, где её возложили на почётное место в храме Аполлона. По просьбе Аполлона и муз лиру поместили на небесах в виде созвездия. ­ Кто же такой Орфей? (Согласно легенде, это самый известный поэт и певец, когда­либо живший на свете. Сила его искусства была настолько велика, что, когда   он   пел   и   играл   на   лире,   которую   подарил   ему   Аполлон,   даже   скалы двигались под его музыку. Он участвовал в походе аргонавтов, помогая им своим талантом преодолевать различные трудности. Силой своего искусства он даже воскресил умершую жену, прекрасную Эвридику.)Древнегреческий   миф   прославлял   великую   силу   музыки,   покорившей   даже бессмертных богов. Для К. Глюка Орфей стал не мифическим героем, а живым человеком. Рассказывая в музыке о его судьбе, композитор словно заглянул в душу Орфея, раскрыл скорбь, верность и мужество его страдающего сердца. Образы поэтического мифа  исключительно популярны в мировом искусстве. Опера К. Глюка ­ не единственное произведение, созданное на этот сюжет. Легенда об Орфее вдохновляла композиторов на протяжении многих веков. Так, одна из первых опер в Европе, созданная и поставленная в Италии в 1600 году, называлась «Эвридика». В начале XVII века за ней последовала опера итальянского композитора Клаудио Монтеверди «Орфей». В конце XVIII века в России появилась мелодрама Евстигнея Фомина «Орфей». Жак Оффенбах написал оперетту «Орфей в аду».   В   ХХ   веке   миф   об   Орфее   возродился   в   балете   Игоря   Стравинского. Оригинальную трактовку мифа дал американский драматург Теннесси Уильямс в драме «Орфей спускается в ад». По   его   мотивам   написаны   полотна   великих   живописцев   Тинторетто,   Рубенса, Брейгеля и др. Многие   годы   в   Польше   в   Сопоте   проходил   международный   фестиваль   певцов «Золотой Орфей».И может быть, мы ещё увидим и услышим новые выдающиеся произведения на этот бессмертный сюжет. Слушание: «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка. ­ Расскажите, как называется эта «Ария без слов», кто написал эту оперу и как звучит эта музыка? О чём же дальше повествует миф? (Орфей не выполнил условия Аида обернулся, Эвридика тут же исчезла в царстве смерти. Музы погребли Орфея у подножия горы Олимп, а соловьи там поют теперь более красиво, чем где бы то ни было. Лиру, на которой играл Орфей, по просьбе муз и Аполлона поместили на небе в виде созвездия.) ­ Слово и Музыка. Язык слов и язык музыки... На первый взгляд они очень далеки друг от друга. Но, как и всякий язык, они помогают нам общаться между собой. Слова, прежде всего, воздействуют на ум, а потом уже на чувства. Речь человека ­ универсальный   язык   нашего   общения   между   людьми.   Разговаривая,   мы   отлично понимаем друг друга. Но не всё можно передать словами. Бывают в жизни такие моменты, когда обычный человеческий язык не в силах раскрыть чувства, которые владеют нами. И тогда мы обращаемся к музыке. Однако   язык   музыки   не   обладает   конкретностью,   а   слово   проигрывает   в соревновании   со   своим   другом­соперником   в   передаче   эмоций.   Именно   поэтому между   словом   и   музыкой   издавна   существует   стремление   слиться   в   единомпроизведении. Музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придаёт музыке большую определённость. Слушание: песня  «Слово и нота» в исп. А. Иванова  (автор слов и музыки ­  М. Шелег). Где найти мне такое слово, Чтобы скептик не мог оспорить, Чтобы даже самого злого Слово это могло успокоить? Разбудило б любовь и нежность, Подарило бы веру снова, Чтоб вселяло в сердца надежду, Где найти мне такое слово? Ночью, когда за окном стемнеет, Ночью, когда лишь Луна и звёзды, Слово это над миром реет, Словно птица, пронзая воздух.  Ночью, когда засыпает город, Ночью, когда сон смыкает вежды, Я в тишине разыщу это слово ­Слово Веры, Любви и Надежды, Слово Веры, Любви и Надежды. Где найти мне такую ноту И так к слову её поставить, Чтоб сердца пригласить к полёту, Чтобы души летать заставить? Чтоб струной натянулась тонко, Не сфальшивила б ни на йоту, Чтоб звучала легко и звонко, Где найти мне такую ноту? Утром проявится дня рисунок, Утром, когда горизонт проснётся, На золотых лучах, как на струнах, Ноту эту сыграет солнце. Утром, когда всколыхнёт природу Птичий гомон светло и нежно, Я в пеньи птиц разыщу эту ноту ­ Ноту Веры, Любви и Надежды, Ноту Веры, Любви и Надежды.Утром, когда всколыхнёт природу, Птичий гомон светло и нежно, Я в пеньи птиц разыщу эту ноту ­ Ноту Веры, Любви и Надежды, Ноту Веры, Любви и Надежды. Вопросы и задания: 1. Почему поэзию принято считать самой музыкальной из форм литературы? 2. Назови известные тебе произведения литературы, посвящённые музыке или  музыкантам. 3. В «Дневнике музыкальных наблюдений» запиши стихотворение, которое, на твой взгляд, особенно отличается музыкальностью.«Русские сезоны» в Париже. Цели   урока:   исследовать   значение   изобразительного   искусства   для   воплощения музыкальных   образов;   находить   ассоциативные   связи   между   художественными образами   музыки   и   другими   видами   искусства;   воспринимать   разные   по   смыслу музыкальные   интонации   (при   прослушивании   музыкальных   произведений,   в исполнении); творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в изобразительной деятельности. Познакомить   с   историей   русского   балета;   развивать   умение   определять   главные отличительные особенности сценического жанра ­ балет. Материалы   к   уроку:   портреты,   фото   композиторов,   хореографов,   танцовщиков, музыкальный, иллюстративный материал. Ход урока: Организационный момент: Слушание: С. Прокофьев. Вариации Феи Зимы из балета «Золушка». ­ Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете? Запись на доске:«Узрю ли русской Терпсихоры душой исполненный полёт»...                                                   (А. С. Пушкин) Сообщение темы урока: ­   Итак,   ребята,   сегодняшний   урок   мы   с   вами   вновь   посвящаем   замечательному жанру   ­   балету.   Давайте   вспомним,   что   это   за   жанр? (Балет   ­   музыкальный спектакль,   в   котором   соединились   музыка   и   танец,   драматическое   и изобразительное искусство...) Хорошо, ну, а сегодня разговор пойдёт о русском балете, истории его создания, традициях. Работа по теме урока. 1. Из истории русского балета. Учителями   русских   танцовщиков   были   хореографы   из   Франции   и   Италии, приглашённые работать в Петербург и Москву в XVIII веке. Так, в Шляхетном корпусе (самом «престижном» учебном заведении Петербурга первой половины XVIII века) танцы преподавал французский балетмейстер Ж.­Б. Ланде.   В   1738   году   он   открыл   Танцевальную   школу,   которая   со   временем превратилась   в   знаменитую   Академию   Русского   балета   имени   А.   Я.   Вагановой. Балетная   школа   открылась   в   1773   году   и   в   Москве   при   Воспитательном   доме. Позднее в ней стали обучать профессиональных танцовщиков для Большого театра.обученные   секретам   профессионального   мастерства. Уже   в   40­е   годы   XVIII   века   в   балетных   спектаклях   стали   участвовать   русские танцовщики,   Балет превратился   в   любимое   придворное   зрелище.   Сюжеты   балетов   были мифологическими,   историческими   или   сказочными.   Постановки   отличались роскошью костюмов и декораций. На сцене происходили «чудеса»: сказочные герои внезапно «проваливались сквозь землю» или, наоборот, «взлетали в небеса», вызывая восторг у публики. Иногда в сказочных «полётах» участвовали не только солисты, но и группы кордебалета. Во   второй   половине   XVIII   века   профессионализм   русских   танцовщиков   уже   не уступал мастерству западных. «Золотым веком» балета в России стал XIX. Русский балет стремительно развивался и   во   многом   стал   превосходить   западный.   Славу   ему   создавали   талантливые балетмейстеры и танцовщики. Такими были Шарль Дидло, современник Пушкина, и его ученики, среди которых выделялась Авдотья Истомина, воспетая в пушкинских строках: ...Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она,