Урок биологии. 10 класс. Вирусы
Оценка 4.7

Урок биологии. 10 класс. Вирусы

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
10 кл
30.03.2018
Урок биологии. 10 класс. Вирусы
Урок биолгии построен с использованием технологии "Альтернатива".Ученые до сих пор спорят: вирусы – это существа или вещества? А как считаете вы? В чем сходны вирусы с живыми организмами, а чем отличаются? На уроке мы выявим черты сходства, и отличия вирусов и живых организмов. Сторонники биологической природы вирусов выдвигают доказательства, которые вы сейчас представите, поработав в своей группе. На первом этапе группам задание: охарактеризовать вирусы по пункту плана. Приготовить небольшую защиту своего выступления. 1 группа- характеристика вирусов с точки зрения признаков живого ; 2 группа- особенности строения вирусов, как живого организма; 3 группа – генетический материал 4 группа-способность к размножению Учащиеся самостоятельно добывают ответы , на поставленные вопросы, работают с дополнительным материалом в группах. Затем краткое выступление перед одноклассниками с записью главных выводов.
УРОК ВИРУСЫ.docx
Муниципальное Автономное общеобразовательное учреждение Мариинская  Средняя общеобразовательная школа №3 г.Томска УРОК биологии. 10 класс Вирусы Составила :Елегечева Капитолина Михайловна,  учитель биологии Томск 2018 Урок биологии учителя МАОУ Мариинская СОШ 3№ г.Томска Елегечевой Капитолины Михайловны. Урок. «Вирусы » Цель урока: познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами,  раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности, выяснить  вирус  ­ это существо  или вещество? Задачи урока: Образовательные: -Изучить строение и классификацию вирусов; -Познакомить с особенностями жизнедеятельности вирусов их значением; Развивающие: -Формировать умение учащихся работать с учебником и компьютерными средствами; -Развитие коммуникативных умений учащихся; -продолжить развитие памяти через работу с новыми понятиями; -развитие логического мышления через построение умозаключений, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, подводить итоги. Воспитательные: -Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний; -Создать условия для формирования навыков работы в группе; -Научить учащихся выражать своё собственное мнение по определённому вопросу; -Воспитание культуры общения учащихся. Тип урока: урок изучения нового материала. Технология – «АЛЬТЕРНАТИВА» 1.Организационный момент. Деление учащихся на 4 группы. (На реализацию данного этапа можно отвести 15 минут). 2. Участники групп делятся со всем классом своим вариантом доказательств, что вирусы – это существа. Предлагаемый вариант должен быть обоснован. (Для выступления группе дается 4-5 минут, на реализацию этапа 20 минут). 3. Затем учащимся предлагается поработать над другим пунктом плана и найти противоположное, альтернативное объяснение природы вирусов. Доказать , что вирусы – это вещества. Предлагаемая альтернатива должна быть обоснована. (на реализацию этапа можно отвести 15 минут). 4. Участники групп делятся со всем классом альтернативными вариантами объяснениями ситуации (для выступления группе дается 4-5 минут, на реализацию этапа 20 минут). 5.Предварительные итоги. План урока: I. Организационный  этап. Класс делится на 4 группы, каждая группа работает над определенным пунктом . Ход урока. Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования  угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги  разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей  погибших  от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней. Эти крошечные существа тысячелетиями вызывали опустошительные эпидемии.  Частокол крестов, плантации погибших растений, вереницы слепых, парализованные  дети – вот итоги их разрушительной деятельности.   Что же это такое, о чем мы будем с вами говорить сегодня на уроке? ­  Вирусы.  Запишите тему урока  «Вирусы ». Ученые до сих пор спорят: вирусы – это существа или вещества?  А как считаете вы?  В чем сходны вирусы с живыми организмами, а чем отличаются?  На   уроке мы выявим черты сходства, и отличия вирусов и живых организмов. Сторонники биологической природы вирусов выдвигают доказательства, которые вы  сейчас представите, поработав в своей группе. На первом этапе группам задание: охарактеризовать вирусы  по пункту плана. Приготовить небольшую защиту своего выступления. 1 группа­ характеристика вирусов  с точки зрения  признаков живого ; 2 группа­ особенности строения вирусов, как живого организма; 3 группа – генетический материал 4 группа­способность к размножению  1 группа­ характеристика вирусов  с точки зрения  признаков живого: вирусы  способны размножаться, обладают наследственностью, изменчивостью, благодаря  которой они способны приспосабливаться к окружающей среде. Вирусы способны скрещиваться и давать плодовитое потомство, производить  жизнеспособные гибриды. 2 группа   ­ особенности строения вирусов, как живого организма - вирусы сильно отличаются от других живых организмов. Вирусы – это особая и уникальная форма жизни,   хотя   и   примитивная.   Вирусы   часто   называют   переходной   формой   между организмами живой и неживой природы. Когда вирус находится в клетке хозяина, он ведет себя как живой организм, он находится во внутриклеточной форме, образует комплекс «вирус – клетка хозяина».  Все вирусы условно разделяют на две группы:     1.простые             2. сложные.          Простые состоят из нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) и покрывающей их  белковой оболочки (капсид), например, вирус табачной мозаики. Сложные вирусы на  поверхности капсида имеют еще внешнюю оболочку – мембрану, содержащую липиды,  белки и углеводы, например, вирус гриппа и герпеса.   Если вирус находится вне клетки  хозяина, в покоящейся внеклеточной форме, он представляет собой вирусную частицу или  вирион, в этом случае вирус не проявляет признаков живого организма.          3 группа – генетический материал­ Любой вирус представляет собой белковую оболочку,  защищающую от действия ферментов, разрушающих нуклеиновые кислоты – капсид (от лат. слова  «capsa» ­ вместилище). Капсид содержит рецепторы, распознающие подобные рецепторы в клеточной мембране «клетки  хозяина», поэтому вирусы поражают строго определенный круг хозяев.  Внутри капсида помещены  нити нуклеиновой кислоты, либо ДНК или РНК, они несут наследственную информацию. ДНК и  РНК могут быть однонитчатыми так и двунитчатыми. Обычно у клеток растений или животных  наследственная информация сосредоточена в молекуле ДНК, а у вирусов либо в ДНК или в РНК.  Формы вирусов могут быть различными: нитевидными, сферическими, палочковидными,  многоугольными, кубическими, в форме кристалла. Отдельные вирусные частицы – вирионы –  представляют собой симметричные тела, внутри каждого вириона находится генетический  материал в виде ДНК или РНК 4 группа­способность к размножению. Размножение вируса, т.е. редупликация вирусного генома. Проникнув внутрь клетки, вирусная  ДНК встраивается в ДНК клетки ­хозяина. Проникает в святая святых клетки, в центр управления  жизнедеятельностью – в ядро. Синтез вирусных белков и самосборка капсида. Клетка, сама того не желая, начинает  синтезировать вирусные белки вместо собственных. При этом используются структуры и энергия  самой клетки. Из этих вирусных белков и образуются новые вирусные оболочки – капсиды. Этот  процесс размножения не сравним с размножением других биологических видов. “Происходит  смерть ради жизни” ­ при попадании в клетку вирус сначала разрушается. Но ему достаточно одной нуклеиновой кислоты, чтобы через 10 минут внутри клетки хозяина образовалось сотни новых  вирусных частиц. Затем группам дается задание проработать доказательства: Вирусы – вещества.   Каждая группа  готовить аргументированное доказательство своего выступления. Итог работы – таблица с примерными вариантами ответов 1 группа 2 группа Вирусы - вещества вирусы не имеют важных  свойств живого – они не  питаются, не растут, нет  обмена веществ и не  способны к  самостоятельному  размножению вне клетки  хозяина имеют форму кристаллов­  типичное вещество неживой природы, не имеют  клеточного строения, т.е.  нет цитоплазматической  мембраны и цитоплазмы с  органоидами Вирусы -существа Вирусы – это автономные  генетические структуры,  которым присущи основные признаки живых  организмов: размножение,  изменчивость и  наследственность. Вирусные частицы представляют собой мельчайшие (20—300 нм) симметричные структуры, построенные из повторяющихся элементов. -Частица нуклеиновой кислоты . -Белковая оболочка, которую называют Вирусы –  субмикроскопические  структуры доклеточного  уровня организации капсидом. Наследственный материал  вирусов представлен либо  ДНК, либо РНК. Клетка,  сама того не желая,  начинает синтезировать  вирусные белки вместо  собственных. При этом  используются структуры и  энергия самой клетки. Вирусная ДНК  встраивается в ДНК клетки  ­ хозяина. Размножение вирусов  невозможно вне чужой  клетки 3 группа 4 группа Специфические черты, характерные только для вирусов: 1.очень маленькие размеры 2.простое строение – нуклеиновая кислота (ДНК или РНК) заключенная в белковую оболочку – капсид; 3.занимают пограничное положение между живой и неживой материей; 4.высокая скорость размножения; 5.наследственная информация находится в ДНК или РНК; 6.вирусы – обязательные паразиты, вне клетки хозяина существуют в виде вирусной частицы или вириона. Выводы: 1. Вирусы являются внутриклеточными паразитами на генетическом уровне, не что иное, как комплект генов, странствующий набор информации, бездействующий, пока не найдет себе пристанища в живой клетке. 2.Жизненный цикл вируса имеет две фазы —  внеклеточную или покоящуюся (вирусные частицы или вирионы) и  внутриклеточную (размножающуюся). Существующие вне клеток вирионы не обнаруживают никаких признаков жизни. Во время внутриклеточной фазы вирус существует в виде реплицирующейся (делящейся) молекулы нуклеиновой кислоты — ДНК или РНК, и его генетический материал служит для синтеза клеткой хозяина специфичных вирусных белков. 4. Используют энергию, получаемую за счет обмена веществ клетки- хозяина. 5. Могут существовать только как внутриклеточные облигатные суперпаразиты. 6. Вирусы могут воспроизводить себя только внутри живой клетки. 7. Вирусы сочетают в себе двойственность свойств живой и неживой природы. Домашнее задание: изучить параграф по данной теме. По   выражению   английского   биолога,   лауреата   Нобелевской   премии   Питера  Медавара: Вирусы  – это «плохие новости в  упаковке из  белка». Как вы  думаете,  почему  он так сказал? Напишите дома эссе на эту тему. Или приготовить сообщение по плану: План характеристики. 1.Вид вируса. 2.Вызываемое заболевание. 3.Течение заболевания и клинические признаки болезни. 4.Профилактика и способы лечения. Приложение 1 История открытия вирусов.  Конец 19 века. Бактериология достигла больших успехов. В этот период учеными открыты возбудители чумы, холеры, туберкулеза, дифтерии и других наиболее   часто   встречающихся   и   широко   распространенных   болезней.   Однако возбудителей многих других заболеваний, в том числе и очень опасных (например, корь, натуральная оспа, грипп, гепатит и др.), обнаружить не удавалось, хотя о болезнях знали давно.  В 1892 году Дмитрий Иосифович Ивановский (1864 – 1920), занимаясь поисками возбудителя болезни табачной мозаики (болезнь листьев растения табака), установил, что он не виден в микроскоп даже при сильном увеличении и проходит через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки; он не растет на обычных искусственных питательных средах,   применяемых   в   бактериологии.   Табачный   сок,   проходимый   через   фильтр   не утратил заразных свойств.           Спустя много лет ученые узнали, что вирусы меньше бактерий в 50 раз, поэтому они свободно   проходили   через   фильтр.   Ивановский   назвал   открытые   организмы «фильтрующимися микробами», и выявил два основных свойства вирусов: они очень малы, и их невозможно в отличие от клеток выращивать на искусственных питательных средах.  Шесть лет спустя, в 1898 году независимо от Ивановских таких же результатов получил голландский микробиолог М. Бейеринк. Он сделал вывод, что болезнь мозаику табака вызывают не микробы, а «жидкое заразное начало», или фильтрующийся  вирус, который размножается лишь в живых организмах. Оба ученых были отчасти правы, но отчасти и ошибались. Возбудителем болезни табака оказались не бактерии, как утверждал Ивановский, но и не жидкое заразное начало, как предполагал Бейеринк. Причиной болезни являлись вирусы – особые организмы (от латинского «virus» ­ яд). Размеры вирусов от 20 до 300 нм, их удалось увидеть только с помощью электронного микроскопа в 30 – е годы XX  века,   они   примерно   в   50   раз   меньше   бактерий.   Вирусы   входят   в   царство  Vira,   и распространены повсеместно. Первым сфотографировали именно вирус табачной мозаики, который является самым изученным. Открытие вирусов положило начало новой науке – вирусологии, изучающей неклеточные формы организмов

Урок биологии. 10 класс. Вирусы

Урок биологии. 10 класс. Вирусы

Урок биологии. 10 класс. Вирусы

Урок биологии. 10 класс. Вирусы

Урок биологии. 10 класс. Вирусы

Урок биологии. 10 класс. Вирусы

Урок биологии. 10 класс. Вирусы

Урок биологии. 10 класс. Вирусы

Урок биологии. 10 класс. Вирусы

Урок биологии. 10 класс. Вирусы

Урок биологии. 10 класс. Вирусы

Урок биологии. 10 класс. Вирусы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2018