Урок биологии по теме "Значение кожи и ее строение"
Оценка 4.7

Урок биологии по теме "Значение кожи и ее строение"

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
биология
8 кл
17.02.2018
Урок биологии по теме "Значение кожи и ее строение"
Презентация к уроку
Публикация является частью публикации:
урок 8.docx

Тема  урока:  «Значение кожи и ее строение»

 

Цель урока: ознакомить со строением и значением кожи.

Задачи:

1)    формировать представления о коже как органе, участвующем в обмене веществ и энергии;

2)    развивать у учащихся словесно-логическое мышление, способности сравнивать и анализировать;

3)    продолжить развитие навыков работы с дополнительным материалом;

4)    воспитывать у учащихся навыки гигиены, правильный уход за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью.

 

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: таблица “Строение кожи”; компьютер; проектор,  лупы, презентация, рабочие листы, учебник «Биология. Человек. 8 класс», Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.
Формы работы: фронтальная (эвристическая беседа), групповая, индивидуальная (рабочие листы).
Технологии: развивающие, ИК- технология (презентация)

Ход урока

I Вводная часть

Организация класса, приветствие учащихся.

II Изучение нового материала

(вступительное слово учителя)

   Сегодня мы с вами на уроке познакомимся с органом человеческого тела, а с каким вам предстоит угадать самим с помощью подсказок.

Подсказки:

- Это сложный орган со многими функциями;

- Масса этого органа у взрослого человека достигает в среднем 2,7 кг

- Это самый тяжёлый орган человеческого тела;

- Его называют «зеркалом здоровья и болезни»;

- Этот орган является своеобразным экраном, на который проецируются процессы, происходящие в организме;

- Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь;

- Этот орган тесно связан с нервной системой;

- В нём заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения;

- Этот орган формирует расовые образования – ногти и волосы.

 

О каком органе идет речь? ( кожа)

- К какой системе органов относится кожа? (Покровная, площадь этого покрова у взрослого человека составляет около 2 квадратных метров).

     Пользуясь знаниями из курса зоологии и своими жизненными наблюдениями, назовите, какие функции кожи вам известны?

 

 

          Участие в кровообращении                                   Терморегуляторная

 

         

          Участие в обмене минер.         КОЖА                              Чувствительная

           веществ (витамин D)

 

                     Защитная                                                       Выделительная

 

2 этап - создание проблемной ситуации, при столкновении уч-ся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения.

 

 Выполняя эти и другие функции, кожа участвует в образовании и выделении веществ. Каких? – соли К, Nа, воды, пигмента, молочной кислоты, углекислого газа, тепла…

 

- мотивация учения через учебно- познавательные и собственные мотивы, и широко – социальные (на перспективу).

 

 - Подумайте, какую важную роль кожи подтверждают данные научные факты:

      1.За сутки, при t-+30 С человек выделяет через кожу 7-9г. СО2 и поглощает 3-4г. О2;

      2. При усиленной работе или в жару выделяется 8л. воды и 12л. пота;

      3. ¾ тепла, вырабатываемого телом, теряется через кожу.

 

       Роль Кожа поддерживает постоянство внутренней среды организма.

 - Вы сказали, что кожа осуществляет связь с окружающей средой.

 - Какие, факторы окружающей среды воздействуют на кожу? (тепло, холод, давление…)

- Как, кожа отвечает на эти воздействия? (изменяет цвет, покрывается потом, поднимается температура тела, покрывается пупырышками…)

- Подумайте, что происходит с внутренней средой организма в результате воздействия окружающей среды?

    

 ФАКТЫ:

Было замечено, что у некоторых раненых в дни получения писем термометр показывал на 0,2- 0,4 С выше обычного;

 

- Анализ фактов, противоречивость информации, «разрыв», фиксация противоречия  на доске.

 

 ВЫВОД: под влиянием внешних условий - непрерывно изменяется внутренняя среда организма.

       

                                    

                           СРЕДА                                КОЖА

 


ИЗМЕНЯЕТСЯ                                           ПОСТОЯНСТВО

Внутренняя среда организма            Внутренняя среда организма

 

3 – проблемная ситуация.

 

Итак, с одной стороны, кожа поддерживает постоянство внутренней среды организма, а с другой, внутренняя среда организма постоянно меняется, т. к. на кожу оказывают влияния внешние условия.

 

- формулировка проблемы и запись её на доске.

 

КАКИЕ СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ФУНКЦИИ  ИМЕЕТ КОЖА,  и как они СВЯЗАНЫ С РЕГУЛЯЦИЕЙ ПОСТОЯНСТВА  ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА.

 

4  - начало решения проблемы.

 

РЕФЛЕКСИЯ - Почему, вы, не можете сразу решить данную проблему? (не хватает знаний).

 

- уч-ся испытывают «дефицит» знаний, познавательный мотив двигаться дальше, указывая пути решения проблемы

.

- Что нужно знать, чтобы её решить?

 

Изучить строение, свойства, функции кожи; установить взаимосвязи функций кожи с функциями выделительной, кровеносной, дыхательной, нервной системами, вопросы гигиены кожи, закаливание организма, профилактику заболеваний кожи…

    Таким образом, в течение нескольких уроков, изучая эти вопросы, мы будем решать проблему темы «Кожа».

  - Что можно узнать на этом уроке? С чего начать?

     Тема урока: Значение кожи и ее строение

Цель: получить знания о структуре и функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма.

Чем, мы можем воспользоваться для решения проблемы? (учебником, собственными наблюдениями, а ещё научными фактами и познавательными задачами.)

 

Работа в парах

Задание:

  • Прочитайте предложенный текст и подчеркните все найденные вами функции кожи.

   На границе соприкосновения с внешней средой у животных исторически образовался кожный покров – защита от различных воздействий. Кожа покрывает все тело человека, но это не просто оболочка, а сложный орган со многими функциями.
   Благодаря плотности эпидермиса, упругости волокон дермы и мягкой подстилки кожа предохраняет расположенные под ней ткани и органы от механических травм. Упругость подстилки, состоящей из подкожной жировой клетчатки, и строго упорядоченное расположение волокон дермы придают коже свойство амортизатора.
   Поверхность эпидермиса смазана кожным салом, вырабатываемым сальными железами. Эта жировая мантия предохраняет кожу и подлежащие ткани от вредного действия химических веществ.
   На поверхности кожи всегда находятся микробы. Однако сквозь здоровую кожу они проникнуть не могут. Кожа, находясь в состоянии постоянного отшелушивания роговых клеток, вместе с ними механически освобождается от микробов, а химические особенности кожного сала и пота, кислая реакция кожи создают неблагоприятную среду для их развития и жизнедеятельности. Кроме того, здоровая кожа вырабатывает особые защитные вещества, убивающие микробы.
   В коже находятся потовые и сальные железы. Пот содержит 98% воды, 1% растворенной в ней  поваренной соли и 1% органических веществ – мочевины, мочевой кислоты, аммиака. Усиленное потоотделение освобождает от излишнего напряжения почки, что иногда используется с лечебной целью при их заболевании. Вместе с потом из организма выводятся ядовитые вещества, попавшие в организм с пищей, а также задержавшиеся в нем лекарственные вещества.
   Через кожу удаляется 2% углекислого газа, через кожную поверхность попадает в организм 1 % кислорода. Здоровая кожа – плохой проводник тепла и электричества, а наличие в ней пигмента меланина защищает от чрезмерного воздействия световой энергии. 
   Кожа участвует в теплорегуляции. Температура тела всегда остается постоянной. Значит, в разное время года идет разная теплоотдача. Она зависит от температуры воздуха, его влажности, движения.
   В коже размещено огромное количество чувствительных нервных окончаний. Так, на 1 см2  кожи имеется около 100-250 таких окончаний. Прикосновение, давление, вибрация, боль, холод и тепло, осязание предметов: все это воспринимается кожей.

Проверяем задание.

А теперь посмотрим на рисунок ( слайд и рисунок в учебнике)

Слушаем меня и заполняем таблицу ( только строение кожи столбец)

 Кожа состоит из трех слоев.

Наружный слой – эпидермис, образован  эпителиальной тканью. В наружный  слой состоит из живых и мертвых клеток. Живые клетки оттесняют наружу дочерние клетки, те  роговеют и отмирают, поэтому поверхностный слой состоит из мертвых клеток. Мертвые клетки постоянно слущиваются. В живых клетках содержится  красящее вещество – пигмент, которое  определяет цвет кожи  и загар.

Заполняем таблицу

Второй слой кожи – дерма. Стр. 163 в учебнике и рисунок71. Задание заполнить в таблице  строку о дерме.

Дерма  образована соединительной тканью. Толще наружного слоя . придает коже эластичность. Слой пронизан кровеносными сосудами и нервными окончаниями.  Здесь  сальные и потовые железы, корни волос.

 

Самый глубокий слой – гиподерма, или подкожная жировая клетчатка, связывает кожу   с костями и мышцами. Предохраняет органы от ушибов. Защищает организм от переохлаждения, в ней откладывается жир. Образована жировыми клетками  и соединительными волокнами.

Итог. Из каких слоев образована кожа? Назвать друг другу ( работа в парах)

Работа в группах. Выполните задание и составьте краткий отчет о работе  ( устно)

Группа №1 Волосы.

Задание.

1.Посмотрите волос  под микроскопом.

2.Прочтите  текст.

Волосы- роговые образования кожи. Они постоянно растут. Корни волос находятся  во втором слое – дерме. Видимая часть волоса  называется стержнем. Часть волоса спрятанная в коже, называется корнем. Она окружена волосяным мешочком- фолликулом. Питается волос при помощи  мелких  капилляров, подходящих к корню волоса.  Фолликул содержит сальную железу, смазывающую волос. Мышца, расположенная в фолликуле поднимает  волос, когда человек мерзнет  или встревожен. Цвет волос  зависит от количества пигмента меланина. На одном  квадратном сантиметре кожи  около 880 штук волос.

3.     Подготовьте сообщение о волосах.

 

 

 

 

Группа №2. Самонаблюдение « Кожа человека»

1.     Рассмотрите без лупы, а потом с ее помощью  кожу тыльной стороны  кисти  руки. Сожмите  руку в кулак. Что происходит со складками  кожи в области сустава ? Каково значение  этих складок кожи?

2.     Оттяните кожу на тыльной стороне  кисти. Какие   свойства кожи  вы обнаружили?

3.     Рассмотрите узоры на подушечках пальцев. Почему по отпечаткам  пальцев можно установить личность человека? Почему подушечки пальцев обладают большой чувствительностью ? Почему незрячие люди  познают мир с помощью рук ?

Подготовьте сообщение о проделанной работе.

Группа №3 « Ногти»

1.     Рассмотрите ноготь с помощью лупы.

2.     Прочитайте текст о ногтях.

Ноготь - это роговая пластинка, которая лежит на ногтевом ложе и растет из ногтевого корня. В корне и ложе находится множество кровеносных сосудов и нервных окончаний, поэтому ногти очень чувствительны к воздействиям за исключением свободного края, который не связан с ложем и может быть безболезненно срезан.

У здорового человека ногти розовые, блестящие, гладкие и полностью соответствуют форме пальца. На больших и указательных пальцах имеются полулунные образования - ногтевые лунки. Ноготь растет со скоростью 0,1 мм в сутки . У молодых людей ногти растут быстрее, чем у пожилых, у мужчин быстрее, чем у женщин, летом быстрее, чем зимой.

Медленнее растут ногти при заболеваниях внутренних органов, некоторые из которых сопровождаются патологическими изменениями ногтей. Например, отслоение ногтя, расщепление его пластинки, образование на нем дугообразных линий или различных точек могут свидетельствовать о наличии каких-либо воспалительных и инфекционных заболеваний, могут быть результатом отравления или нарушения функции желез внутренней секреции.

А вот периодически появляющиеся белые полоски или пятна на ногтях – не повод для волнений. Они появляются обычно после различных ушибов, травм, небрежно сделанного маникюра.

3.     Составьте рассказ о ногтях.

 

Группа  № 4 Определение типа кожи.

1.     Кожа бывает жирная, сухая и  нормальная. Жирная кожа блестит и лоснится, ее поры хорошо видны, из-за чего она напоминает апельсиновую корку. Если приложить к лицу салфетку, то жирная кожа оставит на ней следы. Сухая кожа шелушится, нормальная  кожа этих недостатков не имеет.

2.     Вытрите  влажными салфетками руки, прежде , чем трогать кожу.

3.     Проверьте  тип своей кожи с помощью бумажных салфеток.

4.     Подготовьте отчет о работе группы.

 

 

Группа №5 Потовые железы

Рассмотрите  строение кожи на лбу товарища, прочитайте данные по теме и ответьте на вопросы:

Где расположены  потовые железы?  Сколько пота выделяет человек за свою жизнь? Что содержит пот ? Каково  значение потоотделения для человека ?

 

Потовые железы залегают глубоко  в толще дермы. У человека их более  2 млн. все потовые железы  ежедневно выделяют  700 мл пота/ у жителей тропиков – до 4 литров/. За жизнь набегает   18-20 тыс.литров. Изначально пот стерилен, но в нем быстро поселяются микроорганизмы. Пот орошает кожу, с ним выделяются ненужные организму  шлаки. Кроме того, испарение  влаги  помогает снизить температуру тела. Потовые железы  расположены  по всей поверхности кожи, но особенно много их на лбу , на стопах, подмышечных впадинах.

 

Отчет  о работе групп.

 

Возвращаемся к проблемному вопросу , который мы ставили в начале  урока. ( выводы по уроку)

КАКИЕ СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ФУНКЦИИ  ИМЕЕТ КОЖА,  и как они СВЯЗАНЫ С РЕГУЛЯЦИЕЙ ПОСТОЯНСТВА  ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА.

 

- Кожа - наружный покров тела. Это такой же орган, как, например, сердце или почки.

- Основная функция кожи – обособить и частично изолировать тело от внешней среды.

- Другие функции кожи – терморегуляция, получение информации об окружающей среде, обеспечение развития и функционирования волос и желёз.

- Волосы и ногти – это видоизменения кожи.

- Сальные и потовые железы – структурные элементы кожи, обеспечивающие её нормальную деятельность.

 

Закрепление.

Заполнить в таблице столбец функции ( каждый сам выполняет) . Работы сдаются.

Рефлексивный ринг

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал… Я научился…

Меня удивило… У меня получилось…

Было трудно… Я смог ….

Я понял, что… Я попробую…

Я теперь могу…. Меня удивило…

Мне захотелось…. Было интересно…

 

 

Выставление оценок, домашнее задание (п. 41) — 3 мин

Подготовить сообщения :

1.     Полезно или вредно окрашивать волосы ?

2.     Правила загара

3.     Родинки

4.     Юношеские угри


 

Тема урока: «Значение кожи и ее строение»

Тема урока: «Значение кожи и ее строение»

О каком органе идет речь? ( кожа) -

О каком органе идет речь? ( кожа) -

Было замечено, что у некоторых раненых в дни получения писем термометр показывал на 0,2- 0,4

Было замечено, что у некоторых раненых в дни получения писем термометр показывал на 0,2- 0,4

Цель: получить знания о структуре и функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма

Цель: получить знания о структуре и функциях кожи, связанных с регуляцией постоянства внутренней среды организма

Кожа участвует в теплорегуляции

Кожа участвует в теплорегуляции

Работа в группах. Выполните задание и составьте краткий отчет о работе ( устно)

Работа в группах. Выполните задание и составьте краткий отчет о работе ( устно)

Группа №3 « Ногти» 1.

Группа №3 « Ногти» 1.

Группа №5 Потовые железы Рассмотрите строение кожи на лбу товарища, прочитайте данные по теме и ответьте на вопросы:

Группа №5 Потовые железы Рассмотрите строение кожи на лбу товарища, прочитайте данные по теме и ответьте на вопросы:

Закрепление. Заполнить в таблице столбец функции ( каждый сам выполняет)

Закрепление. Заполнить в таблице столбец функции ( каждый сам выполняет)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018