Урок биологии "Скелет. Строение и форма костей" (8 класс)
Оценка 4.8

Урок биологии "Скелет. Строение и форма костей" (8 класс)

Оценка 4.8
Презентации учебные +1
doc
биология
8 кл
24.11.2017
Урок биологии "Скелет. Строение и форма костей" (8 класс)
инструкция по выполнению практической работы
Публикация является частью публикации:
конспект.doc
Подробный конспект урока. Организационная информация Тема урока Предмет Класс Автор/ы урока (ФИО, должность) Образовательное учреждение Федеральный округ России (или страна СНГ   для   участников   ближнего зарубежья) Республика/край  Город/поселение Скелет. Строение и форма  костей. биология 8 Анисимова   Любовь   Викторовна,   учитель   биологии   и химии МБОУ «Тюхтетская СОШ №1» Сибирский федеральный округ России Красноярский  С. Тюхтет Методическая информация Тип урока (мероприятия, занятия) Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, воспитательные) Задачи урока (мероприятия, занятия)   развивающие,   педагогические Используемые технологии,  методы и приемы Время реализации урока (мероприятия, занятия)  Знания,   умения,   навыки   и   качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики   в   ходе   урока   (мероприятия, занятия) Урок изучения нового материала. Создать условия необходимые для успешного  усвоения знаний о функциях опорно­двигательной  системы и строении костей.  обучающие: сформировать у учащихся знания    об опорно­двигательной системе человека и ее  функциях; о макро и микроскопическом строение костей;  развивающие:  формировать умение устанавливать взаимосвязь  между строением и функциями; развивать креативность мышления, инициативу;  воспитательные: воспитывать   ответственность за свое здоровье. ИКТ, практическая работа, групповая работа.  способность принимать самостоятельные решения; 45 мин учащиеся смогут  Называть:   функции опорно­двигательной системы. Распознавать на таблицах и макетах:  основные части скелета человека;   формы костей. Устанавливать взаимосвязь:   между строением и функциями костей;   между строением и функциями скелета. Сделать выводы о значении органических и  минеральных веществ, входящих в состав костей, на  1 Необходимое материалы   оборудование   и Дидактическое   обеспечение   урока (мероприятия, занятия) Список   учебной   и   дополнительной литературы  основе результатов, полученных в ходе опытов. Компьютер,   проектор,   экран,   ноутбук   на   каждую парту. Макет скелета человека. Оборудование для лабораторной работы. 1) реберные кости крупной рыбы; 2) пинцеты;  3) спиртовки; 4) 30% раствор соляной кислоты;  5)  пробирки, 6) стаканчики для слива, 7) вода. Инструкции к лабораторной работе  А.Г. Драгомилов и Р.Д. Марш, Биология: Человек:  Учебник для учащихся 8 класса  общеобразовательных учреждений .М.: Вентана­ Граф. 2006  Д.В. Колесов,  Р.Д. Марш, И.Н. Беляев. Биология:  Человек: Учебник для учащихся 8 класса  общеобразовательных учреждений .М.: Дрофа.  2006  А.Г. Драгомилов и Р.Д. Марш. Биология: Человек: 8класс Методическое пособие для учителя.– М.: Вентана-Граф. 2006.  Учебное издание. Биология. Строение тела человека Составитель: Валентина Ивановна Янкина Издательский центр Красноярского государственного университета Мотивация учащихся Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),  деятельность учителя и учеников. Учитель: У ребёнка около 270 костей, у взрослого их 206.  Как вы думаете, почему у детей костей больше? Дети рассуждают, предполагают, и  высказывают свое мнение. Ответ: Такое различие возникло из­за того, что детский скелет содержит большое количество мелких косточек, которые  срастаются в крупные кости только к определённому возрасту.  Это, например, кости черепа, таза и позвоночника.  Ход урока. 1. Организационный момент  После мотивации учащихся переходим к теме урока. Учитель просит детей предположить, о чем пойдет речь на уроке. Дети: о скелете. 1 слайд  тема урока  «Скелет. Строение и форма костей» 2. Изучение нового материала Слайд №2  Учитель:   Опорно­двигательный   аппарат   состоит   из   2   частей     пассивной   (скелет)   и активной это мышцы. Сегодня мы начнем изучение скелета человека. Кости в целом теле образуют его скелет.   Демонстрация макета скелета человека. Задание для учащихся: Как вы думаете, какие функции выполняет скелет? Дети  высказывают   свои   версии,   записывают   их   на   доске,   после   обсуждения 2 демонстрация Слайд №3 (функции скелета) учащиеся делают записи в тетрадях. Слайд №4 (макроскопическое строение кости) Учитель:   Снаружи кость покрыта надкостницей. Надкостница – это тонкая, крепкая соединительнотканная пленка бледно-розового цвета. Она имеет два слоя: наружный волокнистый (фиброзный) и внутренний костеобразующий (камбиальный). Надкостница прикрепляется к кости с помощью соединительнотканных пучков, проникающих в кость через особые канальцы. Клетки надкостницы активно делятся, такой процесс повторяется многократно за счет этого происходит рост кости в толщину. Рост костей в длину происходит благодаря наличию в переходном между диафизом и эпифизом отделе метаэпифизарной хрящевой пластинки роста. Кость прочна, как чугун, упруга, как сталь, на разрыв подобна дубу. Перекладины губчатого вещества располагаются не беспорядочно, а закономерно, также соответственно функциональным условиям, в которых находится данная кость или ее часть. Поскольку кости испытывают двойное действие - давление и тягу мышц, постольку костные перекладины располагаются по линиям сил сжатия и растяжения. Слайд №5 (костные клетки) Клетки костной ткани разнообразны по строению и выполняемым функциям: Остеобласты – созидатели костной ткани, а остеоциты обеспечивают форму кости. Формирование кости тесно сопряжено с ее локальным разрушением, которое осуществляют многоядерные остеокласты. Имеется еще популяция клеток, которая образует костный мозг. Человеческий скелет полностью обновляется каждые три месяца         Слайд №6 (микроскопическое строение кости) Структурной единицей кости является остеон (видимый под микроскопом) или гаверсова система, т.е. система костных пластинок, концентрически расположенных вокруг гаверсова канала, содержащего сосуды и нервы. Из остеонов, между которыми находятся промежуточные или вставочные пластинки, состоят более крупные элементы кости, видимые невооруженным глазом, перекладины костного вещества. Если перекладины лежат плотно – это компактное костное вещество; перекладины лежат рыхло, образуя между собой костные ячейки, - губчатое вещество. Заполняются ячейки и полости костей красным костным мозгом, который с возрастом заменяется желтым костным мозгом. Название определяется присутствием жировых клеток.             Слайд №7 (химический состав костей)      Основные минеральные вещества клетки: соли кальция (99 % всего кальция в организме),   соли магния, соли фосфора, микроэлементы.  Органические вещества клетки: белок коллаген,  оссеин, углеводы, ферменты, лимонная кислота.      Для выяснения  роли органические и минеральные вещества кости, проделаем  практическую работу (ребята работают в парах по инструктивным картам, делают выводы о  роли органических и минеральных веществ).          Учитель:  В скелете более 200 костей и каждая является органом. Орган – это относительно целостное образование, имеющее свою определенную, 3 присущую только ему форму, строение, функцию, развитие и положение в организме. При изучении скелета обнаруживаются разнообразные формы костей. Их можно свести к нескольким типичным формам. Слайд №8.         Слайд №9 (трубчатые кости) Вопросы для учащихся:   Внимательно посмотрите на скелет  Где в скелете расположены трубчатые кости?  Ответ: Трубчатые кости составляют скелет конечностей  Какие функции выполняют трубчатые кости? Ответ: выполняют функции рычагов.  На какие группы можно разделить трубчатые кости?             Ответ: Трубчатые кости могут быть длинными (плечевая, бедренная) и короткими  (фаланги пальцев).    Ответы на вопросы сопровождаются демонстрацией костей на макете скелета человека.        Слайд №10 (губчатые кости) Внимательно посмотрите на скелет  Где в скелете расположены, и какие функции выполняют губчатые кости?   Ответ: Губчатые кости расположены в участках скелета, где прочность костей  сочетается с подвижностью, в соединениях между костями (кости запястья, предплюсны).   Какую форму имеют губчатые кости? Ответ: Короткая (губчатая) кость, имеет форму неправильного куба или многогранника. Ответы на вопросы сопровождаются демонстрацией костей на макете скелета человека.        Слайд №11 (плоские кости)  Внимательно посмотрите на скелет  Где в скелете расположены плоские  кости?  Ответ: кости таза, лопатки, грудина  Какие функции выполняют трубчатые кости? Ответ: образуют полости тела, выполняют защитную функцию. Образуют обширные  поверхности для прикрепления мышц. Ответы на вопросы сопровождаются демонстрацией костей на макете скелета человека.        Слайд №12 (воздухоносные кости)  Воздухоносные   кости,   имеют   в   теле   полость,   выстланную   слизистой   оболочкой   и заполненную воздухом  К   ним   относятся   некоторые   кости   черепа:   лобная,   клиновидная,   решетчатая,   верхняя челюсть. сопровождается демонстрацией костей на макете скелета человека.       Слайд №13 (смешанные кости)  Ненормальные (смешанные) кости, построены сложно, форма их разнообразна.  Например, тело позвонка по форме (и по строению) относится к губчатым костям, дуга, отростки ­ к плоским. сопровождается демонстрацией костей на макете скелета человека. 3. Закрепление Дети работают в парах на ноутбуках. Слайд №14 (определите форму костей)             Слайд №15  4. Рефлексия  Слайд №16 5. Домашнее задание  Слайд №17 Рефлексия деятельности на  уроке (мероприятии, занятии) Слайд 16. 4 Домашнее задание   (если это необходимо на уроке) Дополнительная   необходимая информация Ссылки   на   использованные интернет­ресурсы    Обоснование,   почему   данную тему   оптимально   изучать   с использованием медиа­, мультимедиа,   каким   образом осуществить  Советы   по   логическому переходу  от данного урока  к последующим Другое Изучить § 6 до соединения костей Составить кроссворд   или задания для одноклассников в виде теста, с использованием изученных на уроке понятий. http://www.medicalbrain.ru (текст) http://farmakosha.com (рисунки) http://apteka.uz (рисунки) http://ru.wikipedia.org/wiki/Скелет_человека (текст) http://www.virtulab.net/index.php? option=com_content&view=article&id=168:2009­08­23­11­42­ 22&catid=43:8&Itemid=104 (виртуальная образовательная лаборатория) В помощь учителю   презентация,   содержащая В   течение   урока   используется   демонстрационный   материал, это способствует более полному усвоению темы.  Следующий   урок   можно   начать   с   заданий,   которые   дети подготовили дома. 5

Урок биологии "Скелет. Строение и форма костей" (8 класс)

Урок биологии "Скелет. Строение и форма костей" (8 класс)

Урок биологии "Скелет. Строение и форма костей" (8 класс)

Урок биологии "Скелет. Строение и форма костей" (8 класс)

Урок биологии "Скелет. Строение и форма костей" (8 класс)

Урок биологии "Скелет. Строение и форма костей" (8 класс)

Урок биологии "Скелет. Строение и форма костей" (8 класс)

Урок биологии "Скелет. Строение и форма костей" (8 класс)

Урок биологии "Скелет. Строение и форма костей" (8 класс)

Урок биологии "Скелет. Строение и форма костей" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.11.2017