Подробный конспект урока.
Организационная информация
Тема урока
Предмет
Класс
Автор/ы урока (ФИО, должность)
Образовательное учреждение
Федеральный округ России (или страна
СНГ для участников ближнего
зарубежья)
Республика/край
Город/поселение
Скелет. Строение и форма костей.
биология
8
Анисимова Любовь Викторовна, учитель биологии и
химии
МБОУ «Тюхтетская СОШ №1»
Сибирский федеральный округ России
Красноярский
С. Тюхтет
Методическая информация
Тип урока (мероприятия, занятия)
Цели урока (мероприятия, занятия)
(образовательные,
воспитательные)
Задачи урока (мероприятия, занятия)
развивающие,
педагогические
Используемые
технологии, методы и приемы
Время реализации урока (мероприятия,
занятия)
Знания, умения, навыки и качества,
которые
актуализируют/приобретут/закрепят/др.
ученики в ходе урока (мероприятия,
занятия)
Урок изучения нового материала.
Создать условия необходимые для успешного
усвоения знаний о функциях опорнодвигательной
системы и строении костей.
обучающие:
сформировать у учащихся знания
об опорнодвигательной системе человека и ее
функциях;
о макро и микроскопическом строение костей;
развивающие:
формировать умение устанавливать взаимосвязь
между строением и функциями;
развивать креативность мышления, инициативу;
воспитательные:
воспитывать
ответственность за свое здоровье.
ИКТ, практическая работа, групповая работа.
способность принимать самостоятельные решения;
45 мин
учащиеся смогут
Называть:
функции опорнодвигательной системы.
Распознавать на таблицах и макетах:
основные части скелета человека;
формы костей.
Устанавливать взаимосвязь:
между строением и функциями костей;
между строением и функциями скелета.
Сделать выводы о значении органических и
минеральных веществ, входящих в состав костей, на
1 Необходимое
материалы
оборудование
и
Дидактическое обеспечение урока
(мероприятия, занятия)
Список учебной и дополнительной
литературы
основе результатов, полученных в ходе опытов.
Компьютер, проектор, экран, ноутбук на каждую
парту. Макет скелета человека.
Оборудование для лабораторной работы.
1) реберные кости крупной рыбы; 2) пинцеты;
3) спиртовки; 4) 30% раствор соляной кислоты;
5) пробирки, 6) стаканчики для слива, 7) вода.
Инструкции к лабораторной работе
А.Г. Драгомилов и Р.Д. Марш, Биология: Человек:
Учебник для учащихся 8 класса
общеобразовательных учреждений .М.: Вентана
Граф. 2006
Д.В. Колесов, Р.Д. Марш, И.Н. Беляев. Биология:
Человек: Учебник для учащихся 8 класса
общеобразовательных учреждений .М.: Дрофа.
2006
А.Г. Драгомилов и Р.Д. Марш. Биология:
Человек: 8класс Методическое пособие
для учителя.– М.: Вентана-Граф. 2006.
Учебное издание. Биология. Строение
тела человека Составитель: Валентина
Ивановна Янкина Издательский центр
Красноярского государственного
университета
Мотивация учащихся
Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),
деятельность учителя и учеников.
Учитель: У ребёнка около 270 костей, у взрослого их 206.
Как вы думаете, почему у детей костей больше?
Дети рассуждают, предполагают, и высказывают свое мнение.
Ответ: Такое различие возникло изза того, что детский скелет
содержит большое количество мелких косточек, которые
срастаются в крупные кости только к определённому возрасту.
Это, например, кости черепа, таза и позвоночника.
Ход урока.
1. Организационный момент
После мотивации учащихся переходим к теме урока.
Учитель просит детей предположить, о чем пойдет речь на уроке.
Дети: о скелете.
1 слайд тема урока «Скелет. Строение и форма костей»
2. Изучение нового материала
Слайд №2
Учитель: Опорнодвигательный аппарат состоит из 2 частей пассивной (скелет) и
активной это мышцы. Сегодня мы начнем изучение скелета человека.
Кости в целом теле образуют его скелет.
Демонстрация макета скелета человека.
Задание для учащихся: Как вы думаете, какие функции выполняет скелет?
Дети высказывают свои версии, записывают их на доске, после обсуждения
2 демонстрация Слайд №3 (функции скелета) учащиеся делают записи в тетрадях.
Слайд №4 (макроскопическое строение кости)
Учитель:
Снаружи кость покрыта надкостницей. Надкостница – это тонкая,
крепкая соединительнотканная пленка бледно-розового цвета. Она имеет
два слоя: наружный волокнистый (фиброзный) и внутренний
костеобразующий (камбиальный). Надкостница прикрепляется к кости с
помощью соединительнотканных пучков, проникающих в кость через особые
канальцы.
Клетки надкостницы активно делятся, такой процесс повторяется
многократно за счет этого происходит рост кости в толщину.
Рост костей в длину происходит благодаря наличию в переходном
между диафизом и эпифизом отделе метаэпифизарной хрящевой пластинки
роста.
Кость прочна, как чугун, упруга, как сталь, на разрыв подобна дубу.
Перекладины губчатого вещества располагаются не беспорядочно, а
закономерно, также соответственно функциональным условиям, в которых
находится данная кость или ее часть. Поскольку кости испытывают двойное
действие - давление и тягу мышц, постольку костные перекладины
располагаются по линиям сил сжатия и растяжения.
Слайд №5 (костные клетки)
Клетки костной ткани разнообразны по строению и выполняемым
функциям: Остеобласты – созидатели костной ткани, а остеоциты
обеспечивают форму кости. Формирование кости тесно сопряжено с ее
локальным разрушением, которое осуществляют многоядерные
остеокласты. Имеется еще популяция клеток, которая образует
костный мозг.
Человеческий скелет полностью обновляется каждые три месяца
Слайд №6 (микроскопическое строение кости)
Структурной единицей кости является остеон (видимый под
микроскопом) или гаверсова система, т.е. система костных пластинок,
концентрически расположенных вокруг гаверсова канала, содержащего
сосуды и нервы.
Из остеонов, между которыми находятся промежуточные или
вставочные пластинки, состоят более крупные элементы кости, видимые
невооруженным глазом, перекладины костного вещества. Если перекладины
лежат плотно – это компактное костное вещество; перекладины лежат
рыхло, образуя между собой костные ячейки, - губчатое вещество.
Заполняются ячейки и полости костей красным костным мозгом, который
с возрастом заменяется желтым костным мозгом. Название определяется
присутствием жировых клеток.
Слайд №7 (химический состав костей)
Основные минеральные вещества клетки: соли кальция (99 % всего кальция в организме),
соли магния, соли фосфора, микроэлементы. Органические вещества клетки: белок коллаген,
оссеин, углеводы, ферменты, лимонная кислота.
Для выяснения роли органические и минеральные вещества кости, проделаем
практическую работу (ребята работают в парах по инструктивным картам, делают выводы о
роли органических и минеральных веществ).
Учитель: В скелете более 200 костей и каждая является органом. Орган
– это относительно целостное образование, имеющее свою определенную,
3 присущую только ему форму, строение, функцию, развитие и положение в
организме. При изучении скелета обнаруживаются разнообразные формы
костей. Их можно свести к нескольким типичным формам. Слайд №8.
Слайд №9 (трубчатые кости)
Вопросы для учащихся:
Внимательно посмотрите на скелет
Где в скелете расположены трубчатые кости?
Ответ: Трубчатые кости составляют скелет конечностей
Какие функции выполняют трубчатые кости?
Ответ: выполняют функции рычагов.
На какие группы можно разделить трубчатые кости?
Ответ: Трубчатые кости могут быть длинными (плечевая, бедренная) и короткими
(фаланги пальцев).
Ответы на вопросы сопровождаются демонстрацией костей на макете скелета человека.
Слайд №10 (губчатые кости)
Внимательно посмотрите на скелет
Где в скелете расположены, и какие функции выполняют губчатые кости?
Ответ: Губчатые кости расположены в участках скелета, где прочность костей
сочетается с подвижностью, в соединениях между костями (кости запястья, предплюсны).
Какую форму имеют губчатые кости?
Ответ: Короткая (губчатая) кость, имеет форму неправильного куба или многогранника.
Ответы на вопросы сопровождаются демонстрацией костей на макете скелета человека.
Слайд №11 (плоские кости)
Внимательно посмотрите на скелет
Где в скелете расположены плоские кости?
Ответ: кости таза, лопатки, грудина
Какие функции выполняют трубчатые кости?
Ответ: образуют полости тела, выполняют защитную функцию. Образуют обширные
поверхности для прикрепления мышц.
Ответы на вопросы сопровождаются демонстрацией костей на макете скелета человека.
Слайд №12 (воздухоносные кости)
Воздухоносные кости, имеют в теле полость, выстланную слизистой оболочкой и
заполненную воздухом
К ним относятся некоторые кости черепа: лобная, клиновидная, решетчатая, верхняя
челюсть.
сопровождается демонстрацией костей на макете скелета человека.
Слайд №13 (смешанные кости)
Ненормальные (смешанные) кости, построены сложно, форма их разнообразна.
Например, тело позвонка по форме (и по строению) относится к губчатым костям, дуга,
отростки к плоским.
сопровождается демонстрацией костей на макете скелета человека.
3. Закрепление Дети работают в парах на ноутбуках.
Слайд №14 (определите форму костей)
Слайд №15
4. Рефлексия Слайд №16
5. Домашнее задание Слайд №17
Рефлексия деятельности на
уроке (мероприятии, занятии)
Слайд 16.
4 Домашнее задание (если это
необходимо на уроке)
Дополнительная необходимая
информация
Ссылки на использованные
интернетресурсы
Обоснование, почему данную
тему оптимально изучать с
использованием
медиа,
мультимедиа, каким образом
осуществить
Советы по логическому
переходу от данного урока к
последующим
Другое
Изучить § 6 до соединения костей
Составить кроссворд или задания для одноклассников в виде
теста, с использованием изученных на уроке понятий.
http://www.medicalbrain.ru (текст)
http://farmakosha.com (рисунки)
http://apteka.uz (рисунки)
http://ru.wikipedia.org/wiki/Скелет_человека (текст)
http://www.virtulab.net/index.php?
option=com_content&view=article&id=168:200908231142
22&catid=43:8&Itemid=104
(виртуальная образовательная лаборатория)
В помощь учителю
презентация, содержащая
В течение урока используется
демонстрационный материал, это способствует более полному
усвоению темы.
Следующий урок можно начать с заданий, которые дети
подготовили дома.
5
Урок биологии "Скелет. Строение и форма костей" (8 класс)
Урок биологии "Скелет. Строение и форма костей" (8 класс)
Урок биологии "Скелет. Строение и форма костей" (8 класс)
Урок биологии "Скелет. Строение и форма костей" (8 класс)
Урок биологии "Скелет. Строение и форма костей" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.