Урок "Буддийский храм"
Оценка 4.8

Урок "Буддийский храм"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
13.02.2017
Урок "Буддийский храм"
Предмет "Основы буддийской культуры". Урок знакомит обучающихся с историей буддийских храмов, с их устройством и предназначениями. Использовался видеоролик "Храм Боробудур" (интернет), презентация "Буддийский храм" (составлена учителем). Урок дан в рамках районного семинара для учителей преподающих предмет "Основы религиозных культур и светской этики".Предмет "Основы буддийской культуры". Урок знакомит обучающихся с историей буддийских храмов, с их устройством и предназначениями. Использовался видеоролик "Храм Боробудур" (интернет), презентация "Буддийский храм" (составлена учителем). Урок дан в рамках районного семинара для учителей преподающих предмет "Основы религиозных культур и светской этики".
урок 26.Храм.doc
МОУ «Ергенинская средняя общеобразовательная школа им. Л.О.Инджиева» Районный семинар учителей, преподающих «Основы религиозных культур» 18 ноября 2011 года «Основы буддийской культуры», 5 класс Учитель: Чимидова Г.Г. Тема урока: '' Буддийский храм '' Вера является важнейшей частью мировоззрения человека, она во многом определяет его поступки и действия, мысли и чувства. Верят все. Только одни верят в Бога, другие – в то, что он не существует. Выбор всегда остается за мыслящим существом. п.Ергенинский 2011 год Буддийский храм Урок 26 Цель: Формирование представлений о ценностях буддийской культуры. Воспитательная  ­  продолжить   приобщение   учащихся   к  буддийской Образовательная – объяснить значение храма в жизни верующих людей,   культуре, познакомить учащихся с устройством буддийского храма;  ­ воспитание толерантности, коллективизма, чувства сопереживания,  активизировать интерес к мировой культуре и религии как ее составной части.   что делают люди в храме, что находится в храме;  ­ проверить знания фактического материала, знание дат, понятий, имен.    Развивающая  –  продолжать прививать навыки работы с книжными иллюстрациями, навыки самостоятельной работы.   ­   развивать   навыки   работы   с   картой,   компьютером,   учить   делать самостоятельные выводы. Форма проведения урока: виртуальное путешествие  Оборудование:  компьютер,   проектор,   презентация,   видеоролик   «Храм Боробудур» ХОД УРОКА: I. Оргмомент Слайд 1.  Вы узнаете О буддийском храме, о его назначении и характерных особенностях  О внутреннем убранстве и правилах поведения в буддийском храме Слайд 2.  Основные понятия Храм   Дацан    Хурул    Алтарь    Кюрд Слайд 3.  Словарь  ди'льбу, дунче'н, фре'ска, барелье'ф.  Слайд 4.   II. Повторение – мать учения ДАТЫ  6­5 в. до н.э. ­ время возникновения буддизма 1357­1419 г.­ время жизни тибетского реформатора буддизма 1741 г. – в этом году указом российской императрицы Елизаветы Петровны  буддизм официально признан в стране государственной религией России. ИМЕНА Будда ­ Просветлённый, легендарный основатель буддизма. Объект  почитания. Сиддхартха Гаутама – имя Будды, данное родителями. Яшодхара ­ имя жены Гаутамы. ПОНЯТИЯ  Одна из мировых религий, распространённая и Юго­Восточной Азии  (БУДДИЗМ). Община верующих буддистов (САНГХА). Процесс постоянного рождения, развития и смерти, чередование состояний  всего сущего круговорот перевоплощений (САНСАРА). СТРАНА, ТЕРРИТОРИЯ  Эта страна является родиной буддизма (Индия). Именно на этой территории России распространился буддизм (Бурятия,  Калмыкия, Тыва, частично в Алтайском крае)  Здесь хранится тело хамбо­ламы Даши – Доржо Итигелова (Иволгинский  дацан)  ЧИСЛА  Сколько было лет Гаутаме , когда он покинул дворец, семью, отказался от  мирских благ и начал жить отшельником­аскетом, подвергая себя тяжёлым  испытаниям? (29 лет) В каком возрасте на Гаутаму снизошло просветление и он стал Буддой?  (В 35 лет) В каком возрасте Будда предсказал о своей кончине? (В 80 лет) ВСЯКАЯ ВСЯЧИНА   1. О ком идёт речь?   «Если он останется во дворце, когда вырастет, то станет великим  царём и объединит весь мир. Но если он покинет дворец и постигнет  истину, то станет Буддой.» (О Гаутаме).   2. Что было сделано с телом Будды после его ухода в нирвану?  (По распоряжению Ананды, любимого ученика Будды, тело учителя  было предано огню)   3. В чём заключаются « четыре благородных истины»?  (Основой буддизма является учение о четырёх благородных истинах, согласно которому в мире существуют страдание, его причина  состояние освобождения и путь к нему.) Слайд 5.   III. Работа по новой теме  «Буддийский храм».  Ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма, имеющего культовое значение.  Даже в эпоху бронзы и неолита рядом с человеческими жилищами возводились мощные каменные сооружения – дольмены и кромлехи, служащие местом культовых обрядов. Очень часто храм называют моделью мира. И это действительно так, потому  что в храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о  структуре мироздания. У многих народов сохранились легенды и предания о  небесном происхождении храма. Одним его образ являлся во сне или  таинственном видении, другим – в откровении свыше, от Бога. В глазах  восхищенных верующих храм всегда был свидетельством его небесного, а не  земного происхождения. 1. Первые буддийские монастыри и  храмы.  Монастырь Эрдэнэ­Зуу – один из самых древних, дошедших до наших  дней монастырей, находится в столице  Монголии г.Улан­Баторе.                                                               В III веке до н.э. император Ашоки сделал буддизм государственной религией Индии. В этот период были построены первые буддийские храмы. Так, в поселении Санчи воздвигли первую в истории ступу – сооружение для хранения реликвий. Всего было выстроено восемь ступ, в каждой из которых находились останки Будды.  Примерно в тот же период были определены места паломничества, столь важные в буддийской куль ­                                                             туре: Капилавасту, где родился Будда; Гайа,  где он прозрел; Бенарес, где он произнес первую  проповедь, и Кусинагара, где он впал в нирвану.  Ворота ступы     в Санчи  Особый интерес представляют буддийские храмы в  пещерах Аджанты. Они испещрены красивейшими  рисунками. Другой примечательный пещерный  комплекс находится недалеко от Бомбея. Длина главного его буддийского храма составляет 40 метров.   На месте прозрения Сиддхартхи Гаутамы построен буддийский храм Прозрения. Он представляет собой крутую усеченную пирамиду на квадратной платформе. Неподалеку находится дерево, под чьим  «прародителем» Будда и прозрел. Там же расположен «алмазный трон» ­ массивная плита  из полированного песчаника.   2. Буддийская культура предполагает, что быть буддистом означает «искать  прибежища у Трех Сокровищ» ­ Будды, его учения и общины. В буддийском  храме представлены все «Три Сокровища».  // Электронное приложение к учебнику. Это интересно. Слайд 2 Буддисты   ходят   в   храм   для   того   чтобы   помолиться,   поклониться божествам, попросить  совета  у  ламы, получить  ответы на  свои вопросы   у ламы­астролога. В мирной атмосфере храма человек очищается, становится мудрее.  Отличительными   особенностями   буддийских   храмов   являются многоуровневые   крыши,   свисающие   карнизы,   позолоченные   столбы   и деревянные украшения в виде мифических животных.  Слайд 6.   Слайды с видами современных сооружений // Электронное приложение к учебнику.  Иллюстрации.№2.  Внутри буддийский храм представляет собой квадратное помещение с  алтарной частью, расположенной напротив входа. В центре алтарной части на  помосте размещается статуя Будды, по его сторонам сидят меньшие по  размеру святые и бодхисаттвы. На помосте перед статуями располагаются  масляные светильники и различные дары верующих. На стены вывешиваются  «танки» – изображения божеств, нарисованные на шелковых тканях  красочных цветов.      Э/п. к учебнику. Иллюстрации. №4 Выборочное чтение статьи учебника стр. 65 Правила поведения буддистов в храме. Заходя на территорию дацана, буддист должен снять головной убор. Вести себя в храме ему следует тихо и скромно,   отключить   сотовые   телефоны.   Нельзя   громко   разговаривать, смеяться,   показывать   в   сторону   божеств   пальцами,   раздражаться,   злиться, держать руки в карманах. Необходимо стараться думать только о хорошем, желать добра всем живым существам. Войдя в дацан, молящийся мысленно должен вежливо поздороваться с божествами, которые находятся там.   Э/п. к учебнику. Иллюстрации. №1 После   этого   сложить   ладошки   вместе.   Это   напоминает   цветок   лотоса   – символа   мудрости   и   милосердия   (буддисты   представляют,   что   внутри ладошек на кончиках больших пальцев, как на троне, сидит Будда). После этого молящийся приветствует всех божеств и Будду, проходя по кругу слева направо (по солнцу). Подойдя к статуе или изображению, он складывает ладони и сначала подносит их ко лбу, как бы просит благословения своего разума и желает, чтобы мысли всегда были чистыми. После   этого   он   подносит   сложенные   ладони   ко   рту,   прося благословения речи и желая, чтобы слова его всегда были правдивы.  После   этого   он   подносит   сложенные   ладони   к   груди,   прося благословения тела и желая, чтобы сердце было всегда наполнено любовью  ко всем живым существам. Эти три жеста означают, что человек просит покровительства Будды, его Учения и Сангхи (Общины учеников Будды). Поклоны совершаются 3, 7, 21 и т.д. раз. Бывают полупоклоны и полные поклоны   (простирания).   При   поклоне   буддист   обязательно   должен   желать всем живым существам избавления то страданий. Выборочное чтение статьи учебника стр. 66 Работа в тетради Урок № 26 Храм Боробудур. Просмотр видеоролика. IV. V. VI. Итоги урока. Обсуждение. Обмен впечатлениями На мусульманском острове Ява, располагаются удивительные памятники  двух религий ­ буддизма (храм Боробудур) и индуизма (храм Прамбанан).  Самым грандиозным считается храм Боробудур, расположенный примерно  в часе езды от Джокьякарты. Храм Боробудур считается одним из семи чудес  света. ЮНЕСКО признает этот храм мировым наследием.  До сих пор не умолкают споры о том, что же может значить само слово  “боробудур”, и не правильнее ли будет писать его как “баробудур.” Ученые  пришли к согласию лишь в том, что состоит оно из двух частей – “боро, или бара” и “будур”. По одной из версий “бара” происходит от санскритского  слова “вихара”, что значит комплекс храмов или монастырей, а “будур”  напоминает балийское “бедухур”, что означает “наверху”. Следовательно,  само название можно расшифровать как “комплекс храмов на холме”. По  другой версии слово “боробудур” можно трактовать как санскритское  “бхарабудда”, то есть “множество Будд”. Третья версия гласит, что “Бора”  это название местности, а “будур” – означает “древность”. Всё вместе,  следовательно, переводится как “Древняя Бора”, но что это за “Бора” такая,  никто не знает. Существует и другие, ещё более запутанные и противоречивые версии. Впрочем, оставим научные споры ученым и познакомиться лучше  поближе с одним из крупнейших буддийских храмов за пределами Индии и  Камбоджи.  Боробудур был сооружен между 780 и 850 годами нашей эры, при  династии Шайлендр – могущественных «властителей Горы», поборников  буддизма. На протяжении веков он подвергался воздействию сил природы, а в последние столетия – безжалостному разграблению. Из пятисот статуй  Боробудура полторы сотни лишились голов, «перебравшихся» в музеи и  частные коллекции Голландии, Англии, Германии и азиатских стран. В 1896  году голландское правительство Явы подарило сиамскому королю  Чулалонгкорну скульптуры пяти воловьих упряжек со стен храма. У многих  статуй бесследно исчезли руки, ноги, пальцы, носы – их отбили и увезли с  собой в качестве сувениров бесцеремонные и безнаказанные гости. Только  некоторые из наследников тогдашних грабителей благородно вернули теперь  «трофеи» на Яву.  Храм сооружен вокруг естественного холма, обложенного каменными  блоками, и имеет вид ступенчатой пирамиды с основанием 123 м. и высотой  около 32 м. А первоначально высота от подножия до макушки некогда  венчавшего храм шпиля превышала 40 метров. Борбудур впечатляет  колоссальностью своего сооружения, он состоит, по крайней мере, из 2  миллионов каменных блоков. Он стал прототипом знаменитого  кампучийского Ангкорвата. Полтора столетия он считался духовным центром Явы, но потом из­за упадка буддизма был оставлен людьми.  В X­XI веках храм был брошен, причина этого до сих пор остается  загадкой для ученых. Возможно, извержение вулкана Мерапи заставило  жителей центральной Явы покинуть свои города и забросить храмы. К тому  времени, когда люди вернулись в эти районы, храм Боробудур был похоронен  под слоем вулканического пепла и разросшимися на его стенах тропическими  пальмами и лианами.  Европейцы открыли для себя Боробудур в 1814 году. Когда Томас  Стамфорд Раффлз, генерал­губернатор Явы, узнал об удивительных  развалинах в чаще леса, он приказал прорубить сквозь джунгли просеку, а  затем начать целенаправленные работы по расчистке памятника, поразившего  цивилизованный мир. Но после первой реставрации, проведенной в начале XX  века, оказался под новой угрозой. Почва холма стала постепенно размываться  во время тропических ливней. И уступчатая пирамида Боробудура оказалась как бы повисшей над пустотой. Почти десять лет Индонезия при содействии  ЮНЕСКО занималась спасением Боробудура. Храм пришлось разобрать,  чтобы укрепить холм бетоном.  Храм Боробудур площадью 200 м2 представляет собой буддистскую  модель вселенной, центром которой является мифическая гора Меру. Свое  восхождение пилигримы начинают с восточного входа, обходя все уровни по  часовой стрелке. Пройдя 5 км открытых коридоров и поднимаясь через шесть  квадратных и три круглые террасы, пилигрим восходит по спирали от мира  земного к Нирване. Первые шесть уровней украшены барельефами,  изображающими сцены из буддистских доктрин и из жизни Явы XIX столетия. На трех верхних террасах находятся 72 ступы, в каждой из которых ­ статуя  Будды. Венчает это уникальное сооружение центральная ступа ­ воплощение  Нирваны.  Чем дольше вглядываешься в восьмиярусный контур этого храма, тем  больше убеждаешься, что он как бы воплощает собой поэтический образ  уступчатых террас на склонах индонезийских холмов. Ведь подобно здешним  буддистам, которые поклоняются божеству не внутри храма, а на внешней  стороне его, крестьяне Явы тоже склоняются над кормилицей землей, словно  молясь ей, чтобы она вознаградила их труд.

Урок "Буддийский храм"

Урок "Буддийский храм"

Урок "Буддийский храм"

Урок "Буддийский храм"

Урок "Буддийский храм"

Урок "Буддийский храм"

Урок "Буддийский храм"

Урок "Буддийский храм"

Урок "Буддийский храм"

Урок "Буддийский храм"

Урок "Буддийский храм"

Урок "Буддийский храм"

Урок "Буддийский храм"

Урок "Буддийский храм"

Урок "Буддийский храм"

Урок "Буддийский храм"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2017