Урок: Чудесная тайна музыки

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 11.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Содержание: 1. Преобразующее значение музыки. 2. Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека. 3. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на примере пьесы «Лебедь» из фортепианного цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса). 4. Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». 5. Драматургическая роль музыки в театральных спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. 6. Созидание по законам красоты. Музыкальный материал: 1. К. Сен-Санс. «Лебедь». Из фортепианного цикла «Карнавал животных» (слушание) 2. А. Вивальди. «Ларгетто» 3. К. Дебюсси. «Девушка с волосами цвета льна» 4. Н. Римский-Корсаков. «Лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане» 5. «Ой, вставала я ранёшенько» (русская народная песня в исполнении хора им. М. Пятницкого) Характеристика видов деятельности: 1. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. 2. Рассуждать о преобразующем влиянии музыки. 3. Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое - ложное, глубинное - поверхностное). 4. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. 5. Понимать характерные особенности музыкального языка (с учётом критериев, представленных в учебнике). 6. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. 7. Устанавливать внешние связи между звуками окружающего мира и звуками музыки (с учётом критериев, представленных в Дневнике музыкальных размышлений). 8. Творчески интерпретировать содержание изученного материала в слове, изобразительной деятельности (с учётом критериев, представленных в Дневнике музыкальных размышлений)
Иконка файла материала 6.docx
Чудесная тайна музыки. По законам красоты Содержание: 1. Преобразующее значение музыки. 2. Необходимость сохранения и укрепления духовных  запросов человека. 3. 4. 5. Выражение в музыке правды, красоты и гармонии (на  примере пьесы «Лебедь» из фортепианного цикла  «Карнавал животных» К. Сен­Санса). Различный смысл выражений «слушать музыку» и  «слышать музыку». Драматургическая роль музыки в театральных  спектаклях, кинофильмах, телевизионных передачах. Созидание по законам красоты. 6. Музыкальный материал:1. К. Сен­Санс. «Лебедь». Из фортепианного цикла  «Карнавал животных» (слушание) 2. А. Вивальди. «Ларгетто» 3. 4. Н. Римский­Корсаков. «Лебедь» из оперы «Сказка о  К. Дебюсси. «Девушка с волосами цвета льна» царе Салтане» 5. «Ой, вставала я ранёшенько» (русская народная песня в исполнении хора им. М. Пятницкого) Характеристика видов деятельности: 1. Оценивать музыкальные произведения с позиции  красоты и правды. 2. 3. Рассуждать о преобразующем влиянии музыки. Воспринимать и сопоставлять художественно­ образное содержание музыкальных произведений  (правдивое ­ ложное, глубинное ­ поверхностное).4. Находить ассоциативные связи между  художественными образами музыки и других видов  искусства. 5. Понимать характерные особенности музыкального  языка (с учётом критериев, представленных в учебнике). 6. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в  произведениях разного смыслового и эмоционального  содержания. 7. Устанавливать внешние связи между звуками  окружающего мира и звуками музыки (с учётом  критериев, представленных в Дневнике музыкальных  размышлений). 8. Творчески интерпретировать содержание изученного  материала в слове, изобразительной деятельности (с  учётом критериев, представленных в Дневнике  музыкальных размышлений)Тайна музыки в том, что она находит неиссякаемый  источник там, где речь умолкает... (Э. Т. Гофман) «Я верю в существование «чудесного» в сфере музыки» ­  этими словами начал французский композитор А. Онеггер последнюю свою статью. Умудрённый опытом музыкант,  автор множества опер, симфоний и ораторий, он и на  закате своей жизни не утратил способности восхищаться  той бездной чудес, которые открывает нам музыка. Что же это за чудесное искусство? Почему оно воздействует на человека, делает его более  бескорыстным и благородным, способным  преобразовывать мир по законам красоты? Ведь не  секрет, что человек, любящий и понимающий прекрасную  музыку, не уродует окружающую жизнь, а, наоборот, по  мере сил украшает её. Кем бы он ни был ­ плотником илистроителем, поэтом или архитектором,­ он не создаёт ни  безобразных вещей, ни плохих стихов, ни безликих  зданий. Музыка вносит порядок в его душу, порядок,  равнозначный эстетическому закону гармонии, и этот  закон властвует затем в создаваемых им повседневных  предметах, искусстве, одухотворённом облике городов. Если задаться вопросом, какие эпохи оставили лучшие  памятники, высшие образцы человеческой мысли, то  очевидно, что это были времена расцвета духовности,  когда роль искусства никому не приходилось доказывать,  когда оно являлось средством познания и выражения всех проблем жизни ­ от рождения человека до движения  планет. Слушание: А. Вивальди. Ларгетто (клавесин). Вот почему и поныне так притягательна для нас  старинная музыка; с одной стороны, мы находим в ней ту  чистоту помыслов и то величие духа, которые, ксожалению, не всегда сохраняются в современной жизни,  с другой – освобождённое от суеты и житейских забот,  искусство прежних времён предстаёт перед нами в своём  истинном, чистом виде, как средоточие духовных поисков человека. Ведь люди одинаковы во все времена ­ они  всегда любили и ненавидели, тянулись к теплу и страдали  от холода, их всегда волновали проблемы жизни и смерти, и какими бы люди ни были, они порой поднимали глаза к  небу, пытаясь оттуда получить ответы на мучившие их  вопросы. И современные люди с их техническими достижениями,  большими городами, промышленными шумами,  притупляющими слух, всё равно остаются теми же  людьми, знающими и радость, и страх, и ожидание.  Поэтому им тоже нужна музыка, и не только та, которая  входит в общий шумовой фон жизни, но и котораяподдерживает душу, укрепляет силы, возвращает к  истокам. 3адумайтесь: где бы вы ни жили, какой бы пейзаж ни  окружал ваш дом (даже лес заводских труб), вы всё равно  радуетесь весне, чистому небу, звенящему воздуху.  Значит, не всё в нашей жизни подвластно только внешним  обстоятельствам, есть что­то и в нас самих, что  противостоит их порой жёсткой силе. Но это «что­то»  нуждается в поддержке, в укреплении, ведь только оно и  делает человека человеком. Пока такое начало живёт в людях, мир движется и  совершаются в нём добрые дела. Это начало ­  человеческая душа, хрупкая, беззащитная, способная и  ожесточаться от невзгод, и укрепляться от испытаний.  Высшая ценность жизни, божий дар ­ и всё же как часто  люди забывают о ней! Слушание: К. Дебюсси «Девушка с волосами цвета льна».А ведь вспомните ­ только за блаженство обладать  бессмертной человеческой душой Русалочка из сказки  Андерсена от дала всё самое дорогое, что имела: счастье  жить в кругу семьи, среди любящих сестёр, а главное ­  свой божественный голос, красивее которого не было ни у кого на дне морском! Но, несмотря на эти безмерные  жертвы, Русалочка всё же не обрела бессмертной души:  ей пришлось слиться с дочерями воздуха и вступить в  трёхсотлетний срок испытания. Триста лет испытаний за  счастье обладать душой! Прилетать в жаркие страны, где  люди гибнут от зачумлённого воздуха, и навевать  прохладу, распространять в воздухе благоухание цветов,  делать множество добрых дел, чтобы наконец обрести то,  что доступно каждому человеку! Но не только дочери воздуха, не только Русалочка, но и  каждый человек, получивший душу в дар с самого  рождения, должен непрерывно проходить этот «срокиспытания» ­ на сохранение и укрепление той  «внутренней музыки души», о которой говорилось во  вступлении «от авторов» к учебнику. Почему же в нелёгком деле воспитания души философы и педагоги всех времён отдавали первенство музыке как  самой могучей и действенной из всех искусств? Может быть, потому, что музыка выражает не предметы и явления ­ для этого у неё нет слов, не их облик и внешние  очертания, а именно внутреннюю суть всех вещей, их  душу. Ибо кто осмелится утверждать, что явления  окружающего мира не имеют души? Почему же тогда они  такие разные? И разность их не только в том, что они  иначе окрашены или непохожи по форме, но, может быть,  прежде всего в том, что они по­разному воспринимаются,  то есть посылают нам свои собственные сигналы, свою  «музыку», вызывая в нас ответное чувство к себе.Слушание: «Ой, вставала я ранёшенько» (хор им. М.  Пятницкого). Как различен характер всех явлений: несхожи между  собой деревья и камни, птицы и насекомые, часы суток и  времена года! Даже художники ­ летописцы облика,  стремящиеся увековечить в своих произведениях  мгновения преходящей жизни, всё же запечатлевают не  столько внешний вид изображаемого, сколько его душу,  то есть то, что как будто невидимо и неуловимо, что  труднее всего объяснить словами, но что единственно и  позволяет говорить о музыке изображения. Благодаря этой музыке искусство никогда не является  простым копированием жизни: ведь зачем нужно  копирование, если природа богаче и разнообразнее самой  прекрасной копии? И лишь, когда искусство  приближается к загадке жизни, воплощённой в душе всего существующего, оно приобретает самоценность инезависимость, но не потому, что «обслуживает»  действительность, а потому, что выявляет её глубокий и  скрытый смысл. Когда мы слушаем музыку ­ даже программную, которую  композитор заранее наделяет конкретным содержанием,­  мы всё же ищем в ней не простое соответствие образу, но  выражение его музыкальной сущности. Слушание: К. Сен­Санс «Лебедь» из цикла «Карнавал  животных». Вот пьеса К. Сен­Санса «Лебедь». Её музыка передаёт  плавность движений, красоту линий этой красивейшей  птицы. Выразил композитор и её характер ­  величественный и благородный, сумел передать и мягкое  скольжение по гладкой поверхности воды. И это всё?Нет, здесь только внешнее выражение образа. Именно оно  легче всего поддаётся словесным определениям. Однако  внутреннюю сущность музыки невозможно передать  никакими словами. Об этом ещё Чайковский сказал, что  если бы музыку можно было пересказать словами, она  была бы попросту не нужна. И действительно, содержание музыки объёмнее и выше того, что определяется её  программным замыслом. Она никогда не вдаётся в детали, подробные описания, давая лишь картину той высшей  поэзии, на которую вдохновил её первоначально  избранный образ. Для сравнения рассмотрим иллюстрацию к этой пьесе. Не правда ли, и о ней нельзя сказать, что это простое  изображение летящих лебедей? Рисунок, вдохновлённый  музыкой, не может быть немузыкальным. Обратите  внимание, как талантливо передана не только  своеобразная грация лебедей, но вся гармоничнаясоразмерность их с окружающей природой, игра света,  создающая особую композицию всего рисунка. Так искусство не просто изображает лебедя, но выражает  возвышенно­загадочную сущность этой птицы, в  поэтических представлениях людей издавна занимавшей  особое место. Именно лебеди присутствовали при рождении бога всех  искусств Аполлона, семь раз облетев остров, на котором  он появился на свет. Именно в благодарность лебедям  юный Аполлон натянул впоследствии столько струн на  свою лиру, сколько раз лебеди воспели его рождение. Слушание: Н. Римский­Корсаков. Тема царевны Лебеди  из оперы «Сказка о царе Салтане». А в Царевне­Лебеди у Пушкина, в образе благороднейшей из птиц, выражено главное чудо Гвидонова царства – его  прекрасная невеста.Наконец, «Гадкий утёнок» Андерсена ­ разве это не  история мучительного восхождения к своей подлинной  сущности ­ недосягаемо­высокой, чуждой мелкой суете  птичьего двора и в то же время не надменной, не  отчуждённой, способной и к страданию, и к  благодарности? Всё это внешние приметы внутреннего, всего, что сошлось в неповторимой музыке возвышенного образа лебедя. Так искусство приближается к загадке жизни,  воплощённой в душе всего существующего. Оно  приобретает самоценность и независимость не потому,  что «обслуживает» действительность, а потому, что  выявляет её глубокий смысл. К. Сен­Санс. «Лебедь» из цикла «Карнавал  животных» «Карнавал для животных» был написан К. Сен­Сансом вфеврале 1886 года во время отдыха в Австрии. Посчитав  это произведение лишь музыкальной шуткой, после  нескольких исполнений в частных собраниях (в  частности, в присутствии Ференца Листа) композитор  запретил играть и издавать его при своей жизни, не желая  прослыть автором «несерьёзной» музыки. Исключение  было сделано лишь для пьесы «Лебедь», написанной К.  Сен­Сансом специально для знакомого виолончелиста, и  вскоре прочно вошедшей в репертуар исполнителей на  этом инструменте.           После кончины композитора в 1921 году партитура  «Карнавала» была издана и через некоторое время  получила большую популярность. Это произведение  иногда позиционируется как музыка для детей, и часто  звучит в концертах. Как правило, между его частями  читается один из многочисленных текстов, написанных  разными авторами.Сочинение наполнено юмором, иногда переходящим в  сатиру ­ в его частях зачастую содержатся пародии и  цитаты из известных музыкальных произведений,  высмеиваются человеческие пороки либо просто ведётся  подражание голосам животных. Музыка различных частей «Карнавала» часто  используется в кино и мультфильмах, рекламе,  театральных постановках. На музыку «Лебедя»  хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил  знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для  Анны Павловой. Вопросы и задания: 1. Прочитайте сказку Г. Х. Андерсена «Русалочка». Как  вы думаете, почему ей так хотелось обрести  бессмертную душу?2. Как вы понимаете слова поэта П. Чайковского о том,  что музыку трудно передать словами? Попытайтесь  объяснить на примере пьесы К. Сен­Санса «Лебедь». Ритм: От адажио к престоМузыка созерцательного, углубленного характера редко  имеет быстрый темп, музыка же веселого или шуточного  характера, наоборот, почти никогда не бывает медленной. Вот почему, даже не зная многих музыкальных  произведений, мы можем заранее угадать их темп по  тому, что известно об их содержании или жанре. Например, органные хоральные прелюдии И. С. Баха. Как должны они звучать? Прежде всего, вспомним, что орган был первоначально  церковным инструментом и с его звучанием связывались  самые светлые и возвышенные образы. Точно так же и  хорал возник как церковное песнопение, и лишь со  временем некоторые композиторы стали включать  мелодии хоралов в свои инструментальные сочинения.  Духовная музыка, просветленная, свободная от суеты  мира, являет собой царство медленных и величественных  темпов, то спокойно­отрешенных, то исполненныхзатаенной горести, но всегда благородно­сдержанных.  «Прекрасное должно быть величаво» ­ эти слова А.  Пушкина в полной мере относятся к данной области  музыкального искусства. Органная хоральная прелюдия «Я взываю к Тебе,  Господи» BWV639  фа минор И. С. Баха отличается  особой, печальной красотой, свойственной многим  произведениям композитора. Мелодия хорала, изложенная в верхнем голосе, столь  выразительна, что напоминает пение. Медленный темп в  этой прелюдии предстает как выражение строгости и  собранности, глубокой сосредоточенности музыкальной  мысли. Совсем по­иному звучат в музыке быстрые темпы.  Быстрые темпы ­ это мир живых и радостных эмоций,  стремительных танцев, движений, душевных порывов.3авязалась, закипела, Все идет живей, живей, Обуяла тарантелла Всех отвагою своей ... Эй, простору! Шибче, скрипки! Юность мчится! С ней цветы, Беззаботные улыбки, Беззаветные мечты! Эти слова из «Неаполитанской тарантеллы» итальянского композитора Дж. Россини. Тарантелла ­ один из самых  жизнерадостных и зажигательных народных танцев  Италии. Быстрый темп ­ Allegro con brio (быстро, возбужденно)  кажется еще более стремительным благодаря  непрерывному движению трехдольных ритмических  фигур, а также многочисленным подбадривающим  возгласам и повторам, особенно ярким в итальянскоморигинале: «Frinche, frinche, frinche, frinche, frinche,  frinche, mamma mia!» Однако, как мы уже отмечали, единый темп редко  сохраняется на протяжении всего произведения. Только в  маленьких пьесах может быть выдержано одно  настроение от начала до конца. Гораздо чаще темп чутко  следует поворотам и нюансам музыкального развития, то  чуть ускоряясь, то замедляясь. Более крупные произведения вообще, как правило,  строятся по принципу контрастного чередования  разделов: быстрые части или фрагменты сменяются  медленными, что способствует и более глубокому  раскрытию музыкального содержания, и большему  вниманию со стороны слушателей. Вспомните, как звучит хор «Поет зима ­ аукает» из  кантаты Г. Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина».  Музыкальный темп на протяжении звучаниянеоднократно меняется, следуя за изменениями  поэтического сюжета. Ведь и само стихотворение имеет  свою собственную внутреннюю динамику темпа,  рассказывая нам о «песнях и плясках» суровой зимы. Поёт зима ­ аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки шаловливые, Прижались у окна.Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна, И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна. В начале стихотворения мы слышим, как звенит мохнатый лес, укачиваемый зимним ветром, затем ­ как кружит во  дворе холодная метелица, наконец, как злится и ревет  вьюга, стуча по ставням. Усилению злого зимнего образасоответствует нарастание темпа: музыка звучит все  быстрее и быстрее. И лишь на словах «И снится им прекрасная, в улыбках  солнца ясная  Красавица весна» в музыке наступает  успокоение, темп становится неторопливым, принося  ощущение весеннего тепла и безмятежности. О чем же рассказывает музыкальный ритм? Что слышится нам в мерной поступи метра, в  причудливом и порой неожиданном рисунке ритма; какую загадку таят музыкальные темпы? И как все это,  сочетаясь множеством связей, преобразуется в стройное,  совершенное и гармоничное целое ­ музыкальное  произведение? Наверное, в каждом из нас живут представления о  красоте. И мы, современные люди, в этих Представлениях ушли не так уж далеко от древних греков, живших  двадцать столетий назад. То, что казалось прекрасным вте далекие века, что породило такие неумирающие  шедевры гармонии, как Парфенон или афинский  Акрополь, остается прекрасным и сейчас, рождая красоту не только в симфониях и сонатах, но и в детских стихах,  рисунках или песнях. Из всех искусств только музыка способна показать нам  красоту в движении, в развитии, в ее становлении шаг за  шагом. А. Блок говорил, что в мире «катятся звуковые  волны, волны духа». Но точно так же, как сейчас, эти  волны катились и сто, и двести лет назад. В них ­ наши  радости и надежды, поражения и разочарования, все, чем  полна человеческая жизнь. Лишь музыке подвластно  выражение этого грандиозного непрекращающегося  движения ­ движения звезд и земли, океанов и рек,  людских судеб и чувств. Лишь музыка доносит до нас  живой ритм давно ушедших времен. И хотя мы знаем, что  музыка никогда не воздействует какой­либо одной своейстороной, выступая всегда в единстве всех своих  выразительных средств, все же отдадим должное ритму ­  одной из важнейших природных ее первооснов. Ведь не  случайно выдающийся музыкант Г. фон Бюлов сказал:  «Библия музыканта начинается словами: вначале был  ритм». Вопросы и задания:  1. Почему именно ритм является основой музыки? Могла бы музыка существовать без ритма?  2. Как ты можешь объяснить слова: «Порядок,  симметрия ­ коренные свойства ритма».  3. Как ты думаешь, почему из жанров музыкального  искусства именно танцы наиболее ритмически  характерны?  4. Назови известные тебе музыкальные произведения,  написанные в быстром или медленном темпе. Каким  образным сферам соответствуют их темы?5. Приведи примеры, где еще, кроме музыки, проявляет  себя ритм. Музыка и мы Печальна и чиста, Как жизнь, людьми любима, Как жизнь, ты не проста, Как жизнь, непостижима, МУЗЫКА!.. Эти слова замечательного поэта Кайсына Кулиева очень  точно раскрывают сущность этого великого искусства,  обладающего удивительной силой. Издавна думали об  этом люди и сложили о прекрасном искусстве, о его  магическом воздействии на человека множество легенд.Одна из них возникла тысячи лет назад в Древней  Греции ... На горе Парнас, у темно­синего Кастальского родника,  окруженного тенистыми лесами, живут вечно юные музы   ­ дочери бога­громовержца Зевса и богини памяти  Мнемозины. Вы уже догадались, что слова музы и музыка имеют один  корень? Слово музыка произошло от древнегреческого  слова, означающего в переводе искусство муз. Когда наступает ночь, поднимаются они к вершине горы и водят хороводы у жертвенника всемогущему Зевсу.  Красота их необыкновенна. Но больше всего они славятся своим пением, которое  доставляет неизъяснимое наслаждение. Кроме того, оно  облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. Нередко впереди муз величаво выступает Аполлон. Их пение он  сопровождает игрой на золотой кифаре. Торжественногремит их хор, и вся природа как зачарованная внимает  тогда чудесному хору. Замечательный знаток мифов Н. А. Кун пишет: «Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется на горе Олимп, и раздаются звуки его кифары и пение муз, все смолкает  вокруг. Забывает бог войны Арес о шуме кровавых битв,  не сверкают молнии в руках тучегонителя Зевса, боги  забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе.  Даже орел Зевса опускает могучие крылья и закрывает  зоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо  дремлет на жезле Зевса» Изумительной способностью обладают музы! Стоит им  только взглянуть на человека при рождении и возлить на  кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь его  становится разумной и прекрасной. Такой человек  владеет даром слова и силой убеждения. Он отличается  особенной мудростью и пользуется большим уважениемнарода; такой человек всегда справедлив и защищает  права обиженного. Поистине счастлив тот, кого полюбили музы! Так говорили древние греки. А еще они рассказывали  легенду о древнегреческом певце Орфее. Когда он пел и играл на своем любимом музыкальном  инструменте ­ кифаре, не только люди слушали его, даже  дикие звери внимали ему с покорностью. Своим  искусством он мог поворачивать вспять горные реки,  передвигать с места на место каменные глыбы. Орфей  смог музыкой покорить властителей подземного царства  теней, и они вернули ему умершую жену Эвридику. Конечно, мы понимаем: это только легенда. Музыка не  может повернуть вспять течение реки. Но в этой легенде  заключена очень важная мысль об огромной силе  воздействия музыки. Действительно, обращенная к  чувствам человека, музыка может вдохновить его насвершение ратных и трудовых подвигов. И тогда люди  могут проявлять чудеса героизма или передвигать скалы. Музыка всегда занимала в жизни людей большое место.  Древние греки придавали особенное значение  музыкальному воспитанию юношества. Они считали, что  человек, которого с детских лет обучали понимать и  любить музыку, никогда не совершит неблаговидного  поступка, не станет преступником, а, наоборот, будет  честно служить своей родине. Таким же возвышающим, облагораживающим понимал  воздействие музыки на человека великий драматург В.  Шекспир: Кто музыки не носит сам в себе, Кто холоден к гармонии прелестной, Тот может быть изменником, лгуном, грабителем; Души его движенья темны, как ночьИ,  как Эреб, черна его приязнь. Такому человеку не доверяй. Музыка ­ искусство очень древнее. Его корни уходят в то  далекое прошлое, когда человек только начинал  становиться человеком. Он тогда еще даже не умел  разговаривать, но научился издавать необычные звуки и с  их помощью выражать свои чувства. Проходили века,  даже тысячелетия, музыка изменялась, но оставалась  важной частью жизни человека, без которой эту жизнь  просто невозможно себе представить. И в то же время это искусство ­ одно из молодых. Ведь та музыка, которую мы сегодня знаем и можем послушать, и  которую мы будем изучать на уроках музыки, создана  буквально в последние четыре­пять столетий. Ведь только в XIV ­XV вв. была создана современная  пяти линейная  запись нот. Мы сегодня можем  посмотреть наскальные рисунки, созданные первобытнымчеловеком и дошедшие до наших дней, мы можем увидеть прекрасные архитектурные творения, созданные много  веков назад. Но музыку, написанную в то время, мы не  услышим никогда. Итак, музыка ­ это вид искусства. И как у любого  искусства, главная ее цель ­ художественно отображать  окружающую жизнь. Литература делает это при помощи  слов, живопись ­ при помощи красок. Язык музыки ­ это  язык звуков. Обращенное в первую очередь к чувствам  человека, искусство музыки способно очень сильно и  глубоко воздействовать на человека. Чтобы понимать  искусство, надо хотя бы в общем знать законы, по  которым оно живет и изменяется, необходимо также  разбираться в важнейших выразительных средствах  музыки. Без этого трудно научиться ее понимать.Что же это такое ­ выразительные средства музыки? Об  этом вы узнаете на следующем занятии, а сейчас давайте  подведем итог. Ответьте на вопросы: 1. Что такое музыка? 2. 3. 4. Какое место она занимает в жизни человека? Как давно появилась музыка? В чём заключается великая сила музыка? Музыка и мы Печальна и чиста, Как жизнь, людьми любима, Как жизнь, ты не проста,Как жизнь, непостижима, МУЗЫКА!.. Эти слова замечательного поэта Кайсына Кулиева очень  точно раскрывают сущность этого великого искусства,  обладающего удивительной силой. Издавна думали об  этом люди и сложили о прекрасном искусстве, о его  магическом воздействии на человека множество легенд.  Одна из них возникла тысячи лет назад в Древней  Греции ... На горе Парнас, у темно­синего Кастальского родника,  окруженного тенистыми лесами, живут вечно юные музы   ­ дочери бога­громовержца Зевса и богини памяти  Мнемозины. Вы уже догадались, что слова музы и музыка имеют один  корень? Слово музыка произошло от древнегреческого  слова, означающего в переводе искусство муз.Когда наступает ночь, поднимаются они к вершине горы и водят хороводы у жертвенника всемогущему Зевсу.  Красота их необыкновенна. Но больше всего они славятся своим пением, которое  доставляет неизъяснимое наслаждение. Кроме того, оно  облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. Нередко впереди муз величаво выступает Аполлон. Их пение он  сопровождает игрой на золотой кифаре. Торжественно  гремит их хор, и вся природа как зачарованная внимает  тогда чудесному хору. Замечательный знаток мифов Н. А. Кун пишет: «Когда же Аполлон в сопровождении муз появляется на горе Олимп, и раздаются звуки его кифары и пение муз, все смолкает  вокруг. Забывает бог войны Арес о шуме кровавых битв,  не сверкают молнии в руках тучегонителя Зевса, боги  забывают раздоры, мир и тишина воцаряются на Олимпе.  Даже орел Зевса опускает могучие крылья и закрываетзоркие очи, не слышно его грозного клекота, он тихо  дремлет на жезле Зевса» Изумительной способностью обладают музы! Стоит им  только взглянуть на человека при рождении и возлить на  кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь его  становится разумной и прекрасной. Такой человек  владеет даром слова и силой убеждения. Он отличается  особенной мудростью и пользуется большим уважением  народа; такой человек всегда справедлив и защищает  права обиженного. Поистине счастлив тот, кого полюбили музы! Так говорили древние греки. А еще они рассказывали  легенду о древнегреческом певце Орфее. Когда он пел и играл на своем любимом музыкальном  инструменте ­ кифаре, не только люди слушали его, даже  дикие звери внимали ему с покорностью. Своим  искусством он мог поворачивать вспять горные реки,передвигать с места на место каменные глыбы. Орфей  смог музыкой покорить властителей подземного царства  теней, и они вернули ему умершую жену Эвридику. Конечно, мы понимаем: это только легенда. Музыка не  может повернуть вспять течение реки. Но в этой легенде  заключена очень важная мысль об огромной силе  воздействия музыки. Действительно, обращенная к  чувствам человека, музыка может вдохновить его на  свершение ратных и трудовых подвигов. И тогда люди  могут проявлять чудеса героизма или передвигать скалы. Музыка всегда занимала в жизни людей большое место.  Древние греки придавали особенное значение  музыкальному воспитанию юношества. Они считали, что  человек, которого с детских лет обучали понимать и  любить музыку, никогда не совершит неблаговидного  поступка, не станет преступником, а, наоборот, будет  честно служить своей родине.Таким же возвышающим, облагораживающим понимал  воздействие музыки на человека великий драматург В.  Шекспир: Кто музыки не носит сам в себе, Кто холоден к гармонии прелестной, Тот может быть изменником, лгуном, грабителем; Души его движенья темны, как ночь  И,  как Эреб, черна его приязнь. Такому человеку не доверяй. Музыка ­ искусство очень древнее. Его корни уходят в то  далекое прошлое, когда человек только начинал  становиться человеком. Он тогда еще даже не умел  разговаривать, но научился издавать необычные звуки и с  их помощью выражать свои чувства. Проходили века,  даже тысячелетия, музыка изменялась, но оставалась  важной частью жизни человека, без которой эту жизнь  просто невозможно себе представить.И в то же время это искусство ­ одно из молодых. Ведь та музыка, которую мы сегодня знаем и можем послушать, и  которую мы будем изучать на уроках музыки, создана  буквально в последние четыре­пять столетий. Ведь только в XIV ­XV вв. была создана современная  пяти линейная  запись нот. Мы сегодня можем  посмотреть наскальные рисунки, созданные первобытным  человеком и дошедшие до наших дней, мы можем увидеть прекрасные архитектурные творения, созданные много  веков назад. Но музыку, написанную в то время, мы не  услышим никогда. Итак, музыка ­ это вид искусства. И как у любого  искусства, главная ее цель ­ художественно отображать  окружающую жизнь. Литература делает это при помощи  слов, живопись ­ при помощи красок. Язык музыки ­ это  язык звуков. Обращенное в первую очередь к чувствам  человека, искусство музыки способно очень сильно иглубоко воздействовать на человека. Чтобы понимать  искусство, надо хотя бы в общем знать законы, по  которым оно живет и изменяется, необходимо также  разбираться в важнейших выразительных средствах  музыки. Без этого трудно научиться ее понимать. Что же это такое ­ выразительные средства музыки? Об  этом вы узнаете на следующем занятии, а сейчас давайте  подведем итог. Ответьте на вопросы: 1. Что такое музыка? 2. 3. 4. Какое место она занимает в жизни человека? Как давно появилась музыка? В чём заключается великая сила музыка? О чём рассказывает музыкальный ритмНесмотря на упорядоченность музыкального ритма,  именно в музыке он достигает наибольшего многообразия. Ведь, прежде всего ритм придает неповторимый облик  музыкальным жанрам, помогает нам уже с первых тактов  узнать вальс и полонез, болеро и тарантеллу, услышать  торжественную поступь марша и величавую  приподнятость гимна. Эти ритмы так характерны, что без  труда улавливаются в сочинениях более сложных жанров  ­ симфониях, романсах, ариях; некоторые композиторы  говорят, что характерные ритмы порой можно услышать  даже в звуках окружающего мира. Вальс Так, И. Штраус ­ «король вальса» утверждал, что первые  такты своего знаменитого вальса «Сказки Венского леса»он уловил в перестуке колёс кареты и только потом  записал.  Этот вальс, пожалуй, самый известный из всех вальсов  Штрауса. Прекрасное долгое вступление рисует нам  картины сельской местности, звуки и дыхание леса.  Звучание цитры переносит нас из элегантных салонов  Вены в очарование деревенской природы. Музыка этого  вальса словно погружает нас в природу, и мы  растворяемся в её чудесных звуках. Из всех красок,  которыми расцвечивает вальс Штраус, с изысканной  простотой он использует звучание цитры. Совсем краткое её появление в конце этого произведения добавляет в  общее настроение оттенок щемящей тоски и светлой  грусти. Может быть, поэтому в Австрии, на родине Штрауса,  многие его вальсы считаются подлинно народной музыкой­ так естественно вырастают их ритмы и мелодии из  атмосферы, духа, культурных традиций своей страны. «Раз­два­три, раз­два­три», ­ приговаривают танцующие  под эту музыку и постепенно перестают сбиваться и  спотыкаться. ­ Этот танец одному не станцевать – он парный – нужен  партнёр. «Немецкая песенка» считает себя как бы учительницей  вальса. Присмотритесь и прислушайтесь к тому, как  танцующие притопывают своими деревянными  башмаками, как подпрыгивают и кружатся. «Раз­два­три, раз­два­три», ­ так танцевали когда­то  жители небольших австрийских городков и деревень. По вечерам они собирались после работы на лужайке и  плясали, бойко притопывая. Весело играла нехитрую  музыку скрипочка, парни подхватывали девушек и слегка  подбрасывали их в танце. И так дошёл этот танец досамого главного города Австрии, её столицы – Вены. А  жители Вены все были завзятыми танцорами. Танцевали  они и у себя дома, и в гостях, и в танцевальных залах, и  просто на улицах города. Когда деревенский танец «Раз­два­три» пришёл в Вену,  жители австрийской столицы посмотрели на него свысока и сказали пренебрежительно: «Ландль», что означало  «провинциал», «деревенщина». Ну что это за танец!  Башмаки стучат, мужчины женщин подбрасывают, те  дружно вскрикивают; попробуй, спляши такой танец на  гладком паркете – тотчас шлёпнешься. Разве что и в  шутку попробовать. Конечно, не так лихо… Тише, тише!.. Не надо так прыгать!.. Движения помягче, плавнее…  А  он ничего, этот «лендлер», этот «провинциал». И танец  лендлер стал постоянным гостем всех танцевальных  залов. Только он сменил маску и превратился в танец,  который стали называть вальсом.Но откуда взялось это название? Может оно «благороднее предыдущего? Ничуть. Есть такое приспособление –  вальцы, между которыми плющат и прокатывают  металлические пластинки. Эти два валика всё время  крутятся и втягивают своим вращением металлическую  ленту. Не так ли втягивает, вовлекает в кружение музыка  танца? Вот и назвали новый танец словом «вальцен» ­  «крутящийся», «вращающийся». Но по­настоящему вальс стал знаменитым, когда на него  обратили внимание талантливые композиторы.  Ведь  танец – это не только изящные движения, танец – это  зажигательная музыка, под которую хочется танцевать. Слушание: И. Штраус. «Сказки Венского леса». Штраус создал жанр большого концертного оркестрового  вальса. А в творчестве Шуберта вальс превращался в  фортепианную миниатюру, предназначенную для  домашнего музицирования или исполнения в небольшихсалонах. Такие салонные вальсы есть у современника  Шуберта, немецкого композитора Карла Вебера, чуть  позже появляются фортепианные вальсы Роберта Шумана и Фридерика Шопена.  Вальсы Шопена (их 18) ­ это лирические миниатюры,  рассказывающие о переживаниях человеческой души.  Шопен обращался к жанру вальса на протяжении всей  своей недолгой жизни. Первый вальс написан в 1827 году,  когда юному автору было семнадцать лет, а три  последних вальса созданы в 1847 году, за два года до  смерти композитора. Среди вальсов Шопена есть произведения блестящего,  виртуозного характера, а есть тихие, напевные  лирические миниатюры.  В одном из последних вальсов,  знаменитом вальсе до­диез минор, соединились и  блестяще­виртуозные, и лирические черты шопеновских  вальсов.В основе вальса три разнохарактерные вальсовые темы.  Мягкая, грациозная тема, плавная и лёгкая, открывает  вальс. Её сменяет более быстрая, кружащаяся, легкая  мелодия. Третья ­ напевная, медленная тема – рождает  ощущение размышлений. Слушание: Ф. Шопен. Вальс До­диез минор. В чём же заключается неповторимое своеобразие ритма  вальса? Прежде всего, в его музыкальном размере ­ 3/4. В  этом размере написаны все вальсы мира, не только  венские, но и французские, русские, немецкие ...  Равномерное чередование одной сильной и двух слабых  долей такта сразу же навевает образ плавного кружения,  изящного и лёгкого бального танца. Так же как многообразны музыкальные ритмы,  многообразны и музыкальные размеры. Например, размер  3/4, только что названный основным признаком вальса, в  той же мере является обязательным и для мазурки, и дляполонеза, и для болеро! Однако почему­то, несмотря на  общность размера, эти жанры очень трудно спутать друг с другом. Вопросы и задания: 1. От каких танцев произошёл вальс? 2. 3. Для какого инструмента писал вальсы Шопен? Какие вальсы есть у Шопена, что они выражают? Мазурка Пожалуй, ни у одного танца XIX века не было такой  огромной популярности, как у вальса. Но были и другие  распространённые танцы, оставившие в музыкальном  языке свои «знаки». Мазурка – польский народный танец, танец очень живой,  требующий от танцоров большой ловкости и изящества.  Ритм мазурки изменчив. Чаще всего акцент падает натретью, последнюю долю такта. Со временем мазурка  стала одним из любимых танцев в среде польской  аристократии. Здесь она приобрела черты бравурности и  блеска. Мазурки Ф. Шопена – это пьесы танцевального характера. Шопен расширил выразительные возможности мазурки,  объединив в ней характерные черты трёх старинных  народных танцев: мазур, куявяк и оберек,  распространённых в различных областях Польши. Мазурки Ф. Шопена рассчитаны на концертное  исполнение. Эти произведения очень разнообразны по  характеру. Многие из них напоминают весёлые  деревенские танцы, и лишь некоторые выдержаны в  характере блестящих бальных танцев. Особую группу  составляют лирические мазурки, в которых композитор  передаёт настроения, навеянные разлукой с родиной. В  них как бы раскрывается душа польского народа, егодумы и чаяния, быт, нравы, чувства и стремления.  Богатый мир человеческих чувств и мыслей выражен в  мазурках Шопена очень искренно и правдиво. В годы учения в Варшавской консерватории Ф. Шопен  часто и подолгу гостил в имениях своих друзей на летних  каникулах. Эти имения находились в самой глубине  Польши, где ещё живы были традиции крестьянских  праздников с народными танцами. Ф. Шопен любил  посещать эти деревенские праздники и даже пытался  подыгрывать деревенским музыкантам на контрабасе.  Польские деревенские оркестры состояли обычно из  одной солирующей скрипки, волынок, контрабасов и  ударных инструментов. Ф. Шопен писал мазурки на протяжении всей жизни ­  58  мазурок. Но это не танцы. Это наблюдения, переживания  композитора, «странички» его «лирического дневника».  Все мазурки Ф. Шопена написаны для фортепиано.Трудно выбрать из них две похожие друг на друга. Для  каждой мазурки композитор находит свои неповторимые  черты. Среди мазурок Ф. Шопена мы встречаем и блестящие  бальные, и задорные крестьянские, и опоэтизированные  нежные мелодии ­ настоящие миниатюрные поэмы. Примером блестящей бальной мазурки является Мазурка  си бемоль мажор. В отличие от предыдущих, она написана в форме рондо, рефреном которого является яркая,  стремительная тема с чётким ритмом. Слушание: Ф. Шопен. Мазурка Си бемоль мажор. У М. Глинки тоже есть несколько мазурок. Очень  необычна его Мазурка ля минор. Это очень нежная,  лирическая миниатюра. Не танец, а настроение. Слушание: М. Глинка. Мазурка ля минор. Вопросы и задания:1. От каких народных танцев произошла бальная  мазурка? 2. Сколько мазурок написал Шопен? Для какого  инструмента? Каким другим инструментам он подражает в некоторых мазурках? Где он слышал эти инструменты? Полонез  Ритм полонеза ­ ещё одна разновидность трёхдольного  размера. Полонез представляет собой торжественный  бальный танец­шествие, поэтому в его трёхдольности  слышится не лёгкое кружение вальса, а церемонная  поступь придворных дам и их кавалеров ­ полузабытая  картина давно ушедших времён. Полонез ­ самый древний из польских танцев. В старину  его называли «великим» или «пешим» танцем. Слово  «полонез» французское и в переводе означает«польский». В давние времена он представлял собой  праздничное церемониальное шествие рыцарей и его  танцевали только мужчины. Со временем в этом парадном шествии стали принимать участие все гости. Им  открывали придворные балы. Длинной вереницей  шествовали красиво одетые танцоры, изящно приседая в  конце каждого такта. В первой паре выступал хозяин бала с самой уважаемой гостьей.  Кроме придворного существовал и крестьянский полонез  ­ более спокойный и плавный. В творчестве Шопена мы встречаем разные по характеру  полонезы: и лирические, и драматичные, и бравурные,  похожие на рыцарские. Особой известностью пользуется  Полонез ля мажор (ор. 40 №1). Это торжественное  сочинение ярко подтверждает, что свои полонезы, так же, как и мазурки, Шопен писал не для того, чтобы под них  танцевали. Это яркие концертные пьесы.Главная тема полонеза ­ величественная, ликующе­ победная. Слушание: Ф. Шопен. Полонез ля мажор. В годы Великой Отечественной войны, когда наши воины  освобождали Варшаву, одним из первых было отбито у  фашистов здание радиоцентра. И тогда на весь город по  радио стали исполнять этот величественный полонез  Шопена. Под эту музыку шёл бой за столицу родины,  подарившей миру великого гения – Фридерика Шопена. В XIX веке полонез всё чаще появляется как  инструментальная миниатюра, не предназначенная для  танца. Около 20 «полонезов не для танца» написал  польский дипломат и композитор­любитель, ученик  Козловского, Михал Клеофас Огиньский. Его ля­ минорный лирический Полонез для фортепиано получил  мировую известность.Поначалу это, скорее, не полонез, а «воспоминание о  полонезе». В напевной, выразительной грустной мелодии  первого раздела нет танцевальной чёткости полонеза,  лишь характерная ритмическая фигурка во втором такте  напоминает об этом жанре. Вообще эта мелодия  удивительна по широте дыхания, необыкновенной  напевности. Слушание: М. Огинский. Полонез «Прощание с Родиной». Великолепные образцы блестящих бальных полонезов  созданы русскими композиторами в операх. Во втором  действии оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»)  Глинка изображает бал во дворце воинственного  польского короля Сигизмунда. Открывается бал  полонезом, в котором композитор использует  характерные ритмические фигуры. Этими фигурами и  фанфарной интонацией вступления он подчёркивает  сходство полонеза с маршем.Вопросы и задания: 1. и ритмических особенностях. Расскажите о происхождении полонеза, его характере  2. У каких композиторов XVIII века есть полонезы? 3. Какие полонезы писал Огиньский? В чём особенность  его полонеза ля минор? 4. 5. Какой композитор достиг в жанре полонеза  наивысших достижений? Что представляют собой его  полонезы? В какой опере русского композитора встречается  полонез? Назовите автора этой оперы. Болеро Большой популярностью в Испании пользуется танец ­  болеро. Это слово произошло от испанского voler­ летать. Он более спокоен, с ритмом, напоминающим полонез. Еготанцуют в сопровождении гитары и кастаньет, но часто и  с пением. Русские композиторы Глинка, Даргомыжский,  Кюи, Чайковский писали романсы в ритме болеро. Но  особо известно «Болеро» для оркестра французского  композитора М. Равеля. М. Равель с огромной яркостью воплотил традиции  музыки болеро в своём произведении. Тонкое, глубинное  постижение национального духа этого испанского танца  было столь поразительным, что имя Равеля ­  французского композитора первой половины ХХ века ­ до сих пор связывается с Испанией. Так, Н. Заболоцкий, посвятивший своё стихотворение  «Болеро» замечательному творению французского  мастера, намеренно называет Равеля «испанцем», и это  звучит как высшая награда: Итак, Равель, танцуем болеро! Для тех, кто музыку не сменит на перо,Есть в этом мире праздник изначальный ­ Напев волынки, скудный и печальный, И эта пляска медленных крестьян ... Испания! Я вновь тобою пьян!.. Но жив народ, и песнь его жива. Танцуй, Равель, свой исполинский танец, Танцуй, Равель! Не унывай, испанец! Вращай, История, литые жернова, Будь мельничихой в грозный час прибоя! О болеро, священный танец боя! «Испанец» Равель в этом стихотворении Заболоцкого  предстаёт как музыкант, сумевший, подобно истинному  испанцу, войти в изначальную стихию испанских  народных ритмов, плениться их завораживающей  красотой и поднять скромный крестьянский танец на  пьедестал общечеловеческого восхищения.«Болеро» состоит из трёх элементов остинатного ритма,  неизменно повторяющейся мелодии и большого  оркестрового крещендо – постепенного нарастания  звучности путём включения всё новых инструментов.  Первое, что мы слышим в начальных тактах, ­ это  ритмическая фигура танца, исполняемая барабаном при  лёгкой поддержке пиццикато струнных. Затем  солирующая флейта вступает с прихотливо извивающейся мелодией. И до самого конца пьесы и ритмическая  фигура, и мелодия переходят от инструмента к  инструменту, по мере того, как объём и плотность  звучания неуклонно нарастает. В конце играет уже весь  огромный, мощный оркестр, а повторение музыки создаёт  поистине завораживающий, гипнотический эффект.  Мелодия достигает кульминации, раскрываясь в ярком  финале. Слушание: М. Равель. «Болеро».Вопросы и задания: 1. 2. Почему Н. Заболоцкий в своём стихотворении  В какой стране родился танец болеро? «Болеро» называет Равеля ­ французского композитора ­  «испанцем»? 3. 4. Расскажите о происхождении «Болеро», его  характере и ритмических особенностях. Какое произведение Мусоргского Равель  оркестровал?Искусство ­ память человечества Содержание: 1. Возвращение к темам, сюжетам и образам в  произведениях искусства разных времён. 2. Легенда о Лете и Мнемозине.3. Ощущение времени в произведениях искусства (на  примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла  «Картинки с выставки» М. Мусоргского). Важнейшие эпохи в истории культуры. 4. Художественный материал: 1. Живопись и архитектура: Рафаэль. Парнас. Аполлон  и музы. Фрагмент «Группа муз»; 2. Храм Афины Афеи на Эгине; 3. Э. Гау. Павильонный зал. Государственный Эрмитаж; 4. Ш. Э. Ле Корбюзье. Капелла Нотр­Дам­дю­О. Роншан. Музыка: 1. М. Мусоргский. «Старый замок». Из фортепианного  цикла «Картинки с выставки» (слушание). Характеристика видов деятельности:1. Осознавать значение искусства в жизни современного  человека. 2. Рассуждать о специфике воплощения духовного  опыта человека в искусстве (с учётом критериев,  представленных в учебнике). 3. Наблюдать за развитием одного образа в музыке. 4. Анализировать приёмы развития одного образа в  музыкальном произведении. Чем больше узнаёшь музыку, тем больше удивляешься ­  сколько в ней повторяющихся тем, сюжетов, образов. Как в жизни отдельного человека, так и в жизни всего  человечества не бывает ничего лишнего, устаревшего,  изжившего себя. По­прежнему, как и в старые времена, поёт в  произведениях композиторов волшебная лира Орфея,происходят сказочные чудеса, вновь и вновь  возрождаются древние молитвы. Над ними время не властно: здесь нет забвения, здесь  царствует вечность. И примечательно, что на заре  цивилизации, в античной Греции, фантазия людей  поставила у истоков всех искусств Мнемозину – богиню  памяти. Существует даже такое предание: вблизи пещеры  Трофония (предсказателя человеческих судеб)  находились два источника, имеющие названия Лета и  Мнемозина. Испивший из первого источника забывал  свою жизнь и её тяготы, испивший из второго запоминал  всё, что видел и слышал. Лета и Мнемозина – также имена греческих богинь:  богиня забвения Лета, уносит воспоминания о земном и  преходящем; богиня памяти Мнемозина даёт человекувеликую созидательную силу – увековечить каждое  мгновение жизни. Именно Мнемозина стала матерью всех девяти муз,  покровительствующих искусствам, передав им в  наследство самую поразительную способность,  отличающую искусства и поныне. Это способность  наделять бессмертием всё, к чему они прикасаются. Контуры зверей, начертанные в первобытных пещерах, и  лучезарные города – памятники Греции и Италии, полотна живописцев, дающие панораму лиц, костюмов и  обычаев, и пламенные стихи, запечатлевшие живой жар  сердца какого­нибудь неведомого нам средневекового  рыцаря, – всё это неисчислимые чудеса, подаренные нам  искусством. Ушли в небытие столетия, люди и их дела, угасли  страсти, но неповторимое ощущение времени, в которомнам не довелось жить, но которое мы помним самой  главной памятью, данной человеку, – памятью души. Послушайте пьесу «Старый замок» М. Мусоргского из  известного вам цикла «Картинки с выставки». Образ средневековой старины дан как воспоминание об  ушедшем мире, над которым уже не властно время.  Состояние вневременности, вечности передано в музыке с особой статичностью всех её выразительных средств:  однообразием ритма, органным пунктом – выдержанной  нотой в басу, сохраняющейся на протяжении всей пьесы,  несколько отстранённой, уже словно бы внеземной  мелодией, звучащей как печальная песня трубадура. Однако эта музыка, явившаяся к нам подобно призраку,  как будто из другого мира, вызывает у слушателя живое  сожаление об ушедших временах с их рыцарями и  прекрасными дамами, величественными замками и  чудесными песнями. И именно в сегодняшнем, тёпломэмоциональном переживании заключено главное  доказательство того, что искусство несёт в себе не  механическую память, а именно душу времени.  Прикосновение к этой душе, как к великой загадке, вновь  и вновь вдохновляет поэтов и музыкантов, и они  обращаются к вечным темам и образам, «примеряя» их к  современности. Вот почему и сейчас музыканты по всей России собирают  исчезающие крупицы народной музыки, запечатлевшие в  себе память ушедших веков, создают музыкальные  коллективы, возрождающие исполнение забытых  духовных песнопений, когда­то составлявших  неотъемлемую часть жизни русского человека.  Композиторы все чаще обращаются к древним пластам  культуры, вводя в свои композиции мелодии, звучавшие  много веков назад.Так столетия ведут свой неторопливый разговор. Это  разговор равных: ведь в искусстве, в отличие от других  видов деятельности, нет примитивных эпох. Каждая дала  свои образцы непревзойдённой силы и величия: и  блистательная АНТИЧНОСТЬ, и озарённое духовностью  СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, и любознательное  ВОЗРОЖДЕНИЕ, и гармоничный КЛАССИЦИЗМ, и  мечтательный РОМАНТИЗМ. Есть своё величие и у  МУЗЫКИ ХХI ВЕКА, ещё пока не имеющей  собственного названия, кроме ­ СОВРЕМЕННОСТЬ. Человечеству, как и отдельному человеку, нужна вся  музыка ­ и та, что звучит сегодня, и та, что создавалась в  предшествующие века. Чем больше «миров» открыл для себя человек в  искусстве, тем более яркими гранями раскрывается перед ним жизнь. Ведь в сотни раз богаче и драгоценнее каждый