Урок физики для 8 класса по теме "Постоянные магниты"
Оценка 4.9

Урок физики для 8 класса по теме "Постоянные магниты"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
физика
8 кл
02.03.2017
Урок физики для 8 класса по теме "Постоянные магниты"
Привожу разработку урока физики для 8 класса по теме "Постоянные магниты". Объяснение материала проводится на основе опытов, которые заставляют учеников логически мыслить, размышлять и делать выводы. Введение новых терминов приводится постепенно и обоснованно. Закрепление материала проводится при помощи вопросов и мини теста.Урок физики на тему "Постоянные магниты" (8 класс)
Постоянные магниты.docx
Тема урока. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов Цели урока: охарактеризовать основные свойства постоянных магнитов, описать особенности магнитногополя Земли, ознакомить учащихся с  электромагнитным взаимодействием; создать  условия   для   развития   мышления,  внимания,   памяти,  познавательного   интереса, коммуникативных навыков, навыков самостоятельной работы; воспитывать культуру умственного труда, культуру общения. Оборудование: постоянные магниты (полосовые, подковообразные, магнитные стрелки),ко мпас, металлические опилки. Тип урока: усвоение новых знаний. Ход урока. I. II. III. Орг. момент. Анализ контрольной работы. Постановка учебной проблемы. Магниты известны человечеству более двух с половиной тысяч лет. Еще в Древнем Китае существовала   поговорка:   «Камень,   который   любит   (по­китайски:   тшу­ши),   притягивает железо, как нежная мать притягивает к себе своих детей». НЕ только китайцы называют магнит «камнем, который любит». По­французски название магнита звучит как «aimant», что в переводе тоже означает «тот, который любит». Так что же «любят» магниты, что они к себе притягивают? IV. Изучение нового материала. Кроме железа магнит хорошо притягивает к себе чугун, сталь, никель, кобальт, марганец. Некоторые жидкости и газы также могут ощущать на себе магнитное воздействие (чистый кислород взаимодействует с магнитом). В   природе   существует   магнитный   железняк   —   хрупкий   черный   минерал,   который изначально   обладает   магнитными   свойствами   и   в   присутствии   которого   железо,   сталь, никель,   кобальт   также   приобретают   магнитные   свойства.   Разные   части   магнита притягивают к себе железные предметы по­разному. Демонстрация   1. В   металлические   опилки   погружаем   магнит,   наблюдаем   прилипание опилок к его полюсам.   Те  участки магнита, где обнаруживается наиболее сильное магнитное воздействие, называют полюсами. У   каждого   магнита   есть   два   полюса   —   северный (N) и   южный (S). Однако   можно намагнитить   материал   и   так,   что   у   него   будет   2,   4,   6   и   более   полюсов.   Невозможно получить магнит только с одним полюсом. Если его разделить на части, то каждая из частей магнита будет иметь два полюса (правда, слабее, чем у исходного магнита). Магнитное взаимодействие — это не всегда притяжение! Демонстрация 2. Поднося магнитные стрелки друг к другу, наблюдаем, что одноименные полюса отталкиваются, а разноименные притягиваются. Магниты взаимодействуют между собой на расстоянии, так как вокруг любого магнита существует магнитное поле. Магнитное поле — особый вид материи, отличающийся от вещества и существующий вокруг намагниченных тел. Определяющие свойства магнитного поля таковы: а) магнитное поле порождается магнитами и токами; б) магнитное поле обнаруживается по действию на магниты и токи. Демонстрация 3. Дугообразный магнит подносим к картонке (стеклянной пластинке или сосуду от калориметра), наблюдаем отсутствие воздействия. Под картонку кладем мелкие гвозди и вновь подносим магнит. Картонка притягивается к магниту. Вывод: Магнитное поле проникает сквозь многие вещества. Есть вещества, ослабляющие действие магнитного поля, вещества, усиливающие его. Магнит   в   виде   стрелки   используют   в   компасе.   Компас   —   один   из   наиболее   древних приборов, известных человечеству,— был изобретен в Китае. Демонстрация 4. Демонстрируем современный компас, поясняя принцип его действия. Откуда магнитная стрелка «знает», где находится Северный полюс Земли? Земной шар тоже магнит, а значит, у нашей планеты есть свое собственное магнитное поле, которое и воздействует на магнитную стрелку, заставляя ее ориентироваться определенным образом. Почему   же   тогда   северный   конец   магнитной   стрелки   указывает   на   север?   Нет   ли   тут противоречия?   (Говорим   о   несоответствии   географических   и   магнитных   полюсов,   для большей наглядности демонстрируем глобус.) Демонстрация   5.   На   северном   географическом   полюсе   глобуса   прикрепляем   красный флажок, символизирующий южный магнитный полюс Земли, на географическом юге — синий   флажок,   обозначающий   северный   магнитный   полюс   Земли.   Обращаем   внимание учащихся на то, что между точками географического севера и магнитного юга расстояние порядка 1600 км! Магнитное   поле   есть   не   у   всех   планет   Солнечной   системы.   Так,   у   Меркурия   оно чрезвычайно слабое, а на Луне компас и вовсе не понадобится. (Далее говорим о магнитных аномалиях на Земле.) Человек не может увидеть магнитное поле, однако может обнаружить его существование в пространстве по его действию. Демонстрация 6. НА стол кладем полосовой магнит, накрываем его листом бумаги и, осторожно встряхивая его, посыпаем железными опилками. Опилки под действием магнита намагничиваются и располагаются вдоль  изогнутых линий — силовых линий магнитного поля (рис. 71). Линиями магнитного поля являются линии, проведенные так, что касательные к ним  в каждой точке указывают направление поля в этой точке.  Правило «обхвата» правой рукой: если правой рукой мысленно  «обхватить» проводник так, чтобы большой палец был направлен по току, то четыре пальца покажут направление линий магнитного поля. Рис. 71 V. Закрепление нового материала. • Какие вещества притягиваются к магниту? • Что представляют собой природные магниты? •   Сравните   вещества,   которые   притягиваются   к   магниту,   с   веществами,   которые притягиваются к наэлектризованным телам. • Как намагнитить тело? • Что такое магнитные полюса? • Как взаимодействуют между собой полюса магнитов? • Какой принцип положен в основу компаса? • Какие факты доказывают, что географические и магнитные полюса нашей планеты не совпадают? • Что называют магнитным полем? • Где применяют магниты? • Что представляют из себя магнитные силовые линии? Мини тест. 1. Магнитное поле порождается… o только покоящимися электрическими зарядами o как неподвижными, так и движущимися эл. зарядами  только движущимися эл. зарядами 2. Из опыта Эрстеда следует, что … o проводник с током действует на эл. Заряды  магнитная стрелка взаимодействует вблизи проводника с током o два проводника взаимодействуют между собой 3. Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока o Беспорядочно o По прямым линиям  По замкнутым кривым, охватывающим проводник 4. Какое направление имеет ток в проводнике, направление магнитных линий которого указано стрелками на рисунке? o Вправо  Влево o Нельзя определить направление тока 5. Как повернется магнитная стрелка вблизи проводника с током? VI. Домашнее задание. §52­54 упр. 35. VI.Подведение итогов урока.

Урок физики для 8 класса по теме "Постоянные магниты"

Урок физики для 8 класса по теме "Постоянные магниты"

Урок физики для 8 класса по теме "Постоянные магниты"

Урок физики для 8 класса по теме "Постоянные магниты"

Урок физики для 8 класса по теме "Постоянные магниты"

Урок физики для 8 класса по теме "Постоянные магниты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2017