Урок физики для 8 класса по теме "Постоянные магниты"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
физика
8 кл
02.03.2017
Привожу разработку урока физики для 8 класса по теме "Постоянные магниты". Объяснение материала проводится на основе опытов, которые заставляют учеников логически мыслить, размышлять и делать выводы. Введение новых терминов приводится постепенно и обоснованно. Закрепление материала проводится при помощи вопросов и мини теста.Урок физики на тему "Постоянные магниты" (8 класс)
Постоянные магниты.docx
Тема урока. Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Взаимодействие магнитов
Цели урока: охарактеризовать основные свойства
постоянных магнитов, описать особенности магнитногополя Земли, ознакомить учащихся с
электромагнитным взаимодействием;
создать условия для развития мышления, внимания, памяти, познавательного интереса,
коммуникативных навыков, навыков самостоятельной работы;
воспитывать культуру умственного труда, культуру общения.
Оборудование: постоянные магниты (полосовые, подковообразные, магнитные стрелки),ко
мпас, металлические опилки.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока.
I.
II.
III.
Орг. момент.
Анализ контрольной работы.
Постановка учебной проблемы.
Магниты известны человечеству более двух с половиной тысяч лет. Еще в Древнем Китае
существовала поговорка: «Камень, который любит (покитайски: тшуши), притягивает
железо, как нежная мать притягивает к себе своих детей». НЕ только китайцы называют
магнит «камнем, который любит». Пофранцузски название магнита звучит как «aimant»,
что в переводе тоже означает «тот, который любит». Так что же «любят» магниты, что они
к себе притягивают?
IV. Изучение нового материала.
Кроме железа магнит хорошо притягивает к себе чугун, сталь, никель, кобальт, марганец.
Некоторые жидкости и газы также могут ощущать на себе магнитное воздействие (чистый
кислород взаимодействует с магнитом).
В природе существует магнитный железняк — хрупкий черный минерал, который
изначально обладает магнитными свойствами и в присутствии которого железо, сталь,
никель, кобальт также приобретают магнитные свойства. Разные части магнита
притягивают к себе железные предметы поразному.
Демонстрация 1. В металлические опилки погружаем магнит, наблюдаем прилипание
опилок к его полюсам.
Те участки магнита, где обнаруживается наиболее сильное магнитное воздействие,
называют полюсами.
У каждого магнита есть два полюса — северный (N) и южный (S). Однако можно
намагнитить материал и так, что у него будет 2, 4, 6 и более полюсов. Невозможно
получить магнит только с одним полюсом. Если его разделить на части, то каждая из
частей магнита будет иметь два полюса (правда, слабее, чем у исходного магнита).
Магнитное взаимодействие — это не всегда притяжение!
Демонстрация 2. Поднося магнитные стрелки друг к другу, наблюдаем, что одноименные
полюса отталкиваются, а разноименные притягиваются.
Магниты взаимодействуют между собой на расстоянии, так как вокруг любого магнита
существует магнитное поле.
Магнитное поле — особый вид материи, отличающийся от вещества и существующий
вокруг намагниченных тел.
Определяющие свойства магнитного поля таковы:
а) магнитное поле порождается магнитами и токами;
б) магнитное поле обнаруживается по действию на магниты и токи. Демонстрация 3. Дугообразный магнит подносим к картонке (стеклянной пластинке или
сосуду от калориметра), наблюдаем отсутствие воздействия. Под картонку кладем мелкие
гвозди и вновь подносим магнит. Картонка притягивается к магниту.
Вывод: Магнитное поле проникает сквозь многие вещества. Есть вещества, ослабляющие
действие магнитного поля, вещества, усиливающие его.
Магнит в виде стрелки используют в компасе. Компас — один из наиболее древних
приборов, известных человечеству,— был изобретен в Китае.
Демонстрация 4. Демонстрируем современный компас, поясняя принцип его действия.
Откуда магнитная стрелка «знает», где находится Северный полюс Земли? Земной шар
тоже магнит, а значит, у нашей планеты есть свое собственное магнитное поле, которое и
воздействует на магнитную стрелку, заставляя ее ориентироваться определенным образом.
Почему же тогда северный конец магнитной стрелки указывает на север? Нет ли тут
противоречия? (Говорим о несоответствии географических и магнитных полюсов, для
большей наглядности демонстрируем глобус.)
Демонстрация 5. На северном географическом полюсе глобуса прикрепляем красный
флажок, символизирующий южный магнитный полюс Земли, на географическом юге —
синий флажок, обозначающий северный магнитный полюс Земли. Обращаем внимание
учащихся на то, что между точками географического севера и магнитного юга расстояние
порядка 1600 км!
Магнитное поле есть не у всех планет Солнечной системы. Так, у Меркурия оно
чрезвычайно слабое, а на Луне компас и вовсе не понадобится. (Далее говорим о магнитных
аномалиях на Земле.)
Человек не может увидеть магнитное поле, однако может обнаружить его существование в
пространстве по его действию.
Демонстрация 6. НА стол кладем полосовой магнит, накрываем его листом бумаги и,
осторожно встряхивая его, посыпаем железными опилками. Опилки под действием магнита
намагничиваются и располагаются вдоль изогнутых линий — силовых линий магнитного
поля (рис. 71).
Линиями магнитного поля являются линии, проведенные так, что касательные к ним
в каждой точке указывают направление поля в этой точке.
Правило «обхвата» правой рукой: если правой рукой мысленно
«обхватить» проводник так, чтобы большой палец был направлен по току, то четыре пальца
покажут направление линий магнитного поля.
Рис. 71
V. Закрепление нового материала.
• Какие вещества притягиваются к магниту?
• Что представляют собой природные магниты? • Сравните вещества, которые притягиваются к магниту, с веществами, которые
притягиваются к наэлектризованным телам.
• Как намагнитить тело?
• Что такое магнитные полюса?
• Как взаимодействуют между собой полюса магнитов?
• Какой принцип положен в основу компаса?
• Какие факты доказывают, что географические и магнитные полюса нашей планеты не
совпадают?
• Что называют магнитным полем?
• Где применяют магниты?
• Что представляют из себя магнитные силовые линии?
Мини тест.
1. Магнитное поле порождается…
o только покоящимися электрическими зарядами
o как неподвижными, так и движущимися эл. зарядами
только движущимися эл. зарядами
2. Из опыта Эрстеда следует, что …
o проводник с током действует на эл. Заряды
магнитная стрелка взаимодействует вблизи проводника с током
o два проводника взаимодействуют между собой
3. Как располагаются железные опилки в магнитном поле прямого тока
o Беспорядочно
o По прямым линиям
По замкнутым кривым, охватывающим проводник
4. Какое направление имеет ток в проводнике, направление магнитных линий которого
указано стрелками на рисунке?
o Вправо
Влево
o Нельзя определить направление тока
5. Как повернется магнитная стрелка вблизи проводника с током?
VI. Домашнее задание. §5254 упр. 35.
VI.Подведение итогов урока.
Урок физики для 8 класса по теме "Постоянные магниты"
Урок физики для 8 класса по теме "Постоянные магниты"
Урок физики для 8 класса по теме "Постоянные магниты"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.