Урок изучения нового материала по физике в 10 классе "Относительность механического движения". Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку. Содержит все основные этапы современного урока. Цель урока - развитие представлений о законе сложения скоростей, совершенствование знаний о принципе относительности Галилея..Урок физики в 10 классе "Относительность механического движения"
ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ
МЕХАНИЧЕСКОГО
ДВИЖЕНИЯ.
ПРИНЦИПЫ
ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ.
Принцип относительности
Галилея
Объясните высказывание Галилея
Уединитесь под палубой большого корабля
и пустите туда мух, бабочек и других
подобных насекомых. Пусть там также
находится большой сосуд с плавающими в
нем рыбками. Подвесьте наверху ведерко,
из которого каплей за каплей вытекала бы
вода, и погрузитесь в созерцание. При
определенном везении с погодой в
процессе путешествия вы сможете постичь
принцип относительности. Отличить
равномерное прямолинейное движение
такого корабля от покоя, находясь внутри,
невозможно.
1608г Г. Галилей
Принцип относительности
Галилея.
Всякое механическое явление при одних и
тех же начальных условиях протекает
одинаково в любой инерциальной системе
отсчёта.
Поставив в каюте корабля любой механический
эксперимент и сопоставив его с аналогичным
экспериментом на земле, вы увидите, что полученные
результаты не отличаются друг от друга. Например,
вы бросаете мячик со скоростью 5 м/с под углом 60◦ к
горизонту относительно палубы. Оказывается, мячик
на корабле опишет ровно ту же самую траекторию,
что и на берегу при тех же начальных условиях
(скорость и угол броска).
Г. Галилей
Равноправие инерциальных
систем
Галилей рассматривал следующие простые
опыты. В неподвижном корабле капли воды из
подвешенного к потолку ведерка попадают в
сосуд с узким горлышком, подставленный внизу.
Бросая предмет по направлению к носу корабля,
не придется применять большего усилия, чем
бросая его на то же расстояние в сторону кормы.
Прыгая в длину, вы сделаете прыжок на одно и то
же расстояние независимо от его направления.
При равномерном движении корабля с какой
угодно скоростью в отсутствие качки во всех этих
явлениях не удается обнаружить ни малейшего
изменения. Например, падающие капли будут по-
прежнему попадать в горлышко подставленного
сосуда, несмотря на то, что за время падения
капли сосуд вместе с кораблем успевает
переместиться на значительное расстояние. Ни по
одному из этих явлений не удастся установить,
Как с помощью движения винта
вертолета доказать относительность
траектории и пути?
Относительность пути,
траектории и скорости
Движение тел можно описывать в
различных системах отсчета. С точки
зрения кинематики все системы
отсчета равноправны.
Однако кинематические
характеристики движения, такие как
траектория, перемещение, скорость,
в разных системах оказываются
различными. Величины, зависящие от
выбора системы отсчета, в которой
производится их измерение,
называют относительными.
СЛОЖЕНИЕ
СКОРОСТЕЙ
v1
• А) движение в одну сторону
v21 = v2 – v1 v12
x
0
• Б) движение в противоположные
x
= v1 – v2
v2
0
стороны
v2
v1
v
v1
v21 = (v2 + v1) v12
v2
= v1 + v2
• В) перпендикулярно
v
2
v
1
v
2
2
Задача №3 «Переправа»
Как нужно направить вектор
скорости относительно воды в
реке, чтобы переправиться
по кротчайшему пути, за
наименьшее время?
«Прием «Свобода
выбора»
Задача 1
Сколько времени
пассажир, сидящий у
окна поезда,
движущегося со
скоростью 54 км/ч,
будет видеть
проходящий мимо
него встречный
поезд, скорость
которого 72 км/ч, а
длина 150м?
Задача 2
Летящий со
скоростью 1000км/ч
самолет –
истребитель
выпускает ракету,
имеющую скорость
1000км/ч. Чему равна
скорость ракеты
относительно Земли,
если она запущена а)
вперед, б) назад, в) в
сторону?
Составь задачу и реши ее.
РЕФЛЕКСИЯ
Трудным ли для тебя
был материал урока?
На каком из этапов
урока было труднее
всего, легче всего?
Как расширились твои
знания после урока?
Работал ли ты на уроке
в полную меру сил?