урок физики в 7 классе "Трение в природе"

  • Разработки уроков
  • pptx
  • 30.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок изучения нового материала по физике в 7 классе "Трение в природе" разработан в соответствии со стандартами второго поколения ФГОС, содержит все основные этапы современного урока (актуализация знаний, изучение нового, закрепление, этап рефлексии). Урок имеет тесную связь с уроком биологии.урок физики в 7 классе "Трение в природе"
Иконка файла материала Ур30 Трение в природе..pptx
ТРЕНИЕ В ПРИРОДЕ.
Прием «Спроси и ответь»
Что относится к примерам силы трения в быту, а что в технике? • любые смазанные детали работают лучше • в шарикоподшипниках возникает сила трения качения • колеса с шипами или даже с цепями • мы можем писать на бумаге • вещи, стоящие на вашем столе, не улетают от малейшего сквозняка • одежда, которая висит на вашем стуле или плечиках в шкафу • автомобиль может тормозить • на севере люди передвигаются на санках и лыжах - так быстрее, т.к. меньше сила трения • езда на велосипеде • смазывание петлей дверей • музыкальные инструменты • Ковер, лежащий на скользком полу • механизмы для передачи или преобразования движения с помощью трения, т.н. фрикционные механизмы • вы можете водите компьютерной мышкой по коврику • вы с трудом двигаете шкаф, т.к. есть сила трения • но если случайно разлить подсолнечное масло на кухне
Трение в природе Стоит упомянуть и о роли силы трения в природе. Пример – это шероховатые лапки насекомых для улучшения сцепления с поверхностью, или, наоборот, это гладкие тела рыб, покрытые слизью для уменьшения трения о воду. В природе животные и растения давно научились приспосабливаться и использовать силу трения себе во благо.
Еще примеры силы трения в природе:  мы можем ходить по земле  белки прыгают по веткам деревьев  ленивец висит на ветке  птичка может присесть на ветку  вода точит камень  образование планет и комет  идет дождь и вода стекает в низину, хотя камень лежит и не скатывается в низину (у воды сила трения меньше, чем у камня)  огромные валуны лежат на краях скал и не падают вниз - их держит сила трения
Лианы, хмель, горох, бобы и другие вьющиеся растения благодаря трению могут цепляться за находящиеся поблизости опоры, удерживаются на них и тянутся к свету. Между опорой и стеблем возникают достаточно большое трение, т.к. стебли многократно обвивают опоры и очень плотно прилегают к ним. У растений, имеющих корнеплоды, такие, как морковь, свекла, брюква, сила трения о грунт способствует удержанию их в почве. С ростом корнеплода давление окружающей земли на него увеличивается, а это значит, что сила трения тоже возрастает. Поэтому так трудно вытащить из земли большую
Таким растениям, как репейник, трение помогает распространять семена, имеющие колючки с небольшими крючками на концах. Эти колючки зацепляются за шерсть животных и вместе с ними перемещаются. Семена же гороха, орехи благодаря своей шарообразной форме и малому трению качения перемещаются легко сами. Щетинистый покров моржей, тюленей, морских львов помогает им передвигаться по суше и льдинам.
Водяной жук - вертячка изумительно быстро носится на поверхности воды. Чтобы захватить их сачком, требуется большая ловкость. Вертячка — лучший пловец среди водных жуков. Оказывается, быстроте передвижения он во многом обязан покрывающей тело жировой смазке, которая значительно уменьшает трение о воду.
Действие органов хватания ( хватательные органы жуков, клешни рака; передние конечности и хвост некоторых пород обезьян; хобот слона) тоже тесно связано с трением. Ведь предмет или живое существо будет тем прочнее схвачено, чем больше трение между ним и органом хватания. Величина же силы трения находится в прямой зависимости от прижимающей силы. Поэтому органы хватания устроены так, что могут либо охватывать добычу с двух сторон и зажимать ее, либо обвивать несколько раз и за счет этого стягивать с большой силой.
У животных и человека образующие сустав кости не касаются друг друга; они покрыты суставным хрящом, который выполняет роль буфера между костными поверхностями. Вред силы трения заключается в том, что со временем происходит «стирание» суставов, эмали с зубов. У многих живых организмов существуют приспособления, благодаря которым трение получается небольшим при движении в одном направлении и резко увеличивается при движении в обратном направлении. Это, например, шерсть и чешуйки, растущие наклонно к поверхности кожи. На этом принципе основано движение дождевого червя,
Заполни таблицу в быту в технике в природе
Рефлексия 1. Трудным ли для тебя был материал урока? 2. На каком из этапов урока было труднее всего, легче всего? 3. Работал ли ты на уроке в полную меру сил? 4. Как расширились твои знания после урока?