Урок физики в 7-м классе "Взаимодействие тел. Масса"
Оценка 4.8

Урок физики в 7-м классе "Взаимодействие тел. Масса"

Оценка 4.8
Разработки уроков
физика
7 кл
24.04.2018
Урок физики в 7-м классе "Взаимодействие тел. Масса"
Цели урока: • Показать на опытах, как изменяются скорости тел при их взаимодействии. Ввести понятие массы тела как физической величины, единицы измерения массы в системе СИ. • Развивать умение находить законы физики в окружающем мире, объяснять явления и процессы из повседневной жизни с точки зрения физики. Развивать внимание, логику. • Воспитывать аккуратность в записях, точность в изложении физического материала, в формулировках терминов. ХОД УРОКА: I. Организационный момент ( приветствие – рефлексия: какое у вас сегодня настроение? С какими «смайликами» мы начинаем с вами урок?) II. Повторение темы «Инерция» (15 минут). На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Инерция», давайте «пробежимся» по основным моментам Фронтальный опрос: • Приведите примеры, когда скорость тела меняется под действием на него других тел. • Как двигалось бы тело, если бы на него не действовали другие тела? (равномерно или покоилось) • Что называется инерцией? (явление сохранение скорости тела при отсутствии действия на него других тел) • Какое движение называют движением по инерции? Привести примеры. (равномерным или движение с постоянной скоростью) • Куда падает споткнувшийся человек? Почему? Какая часть тела человека сохраняет свою скорость, а какая изменяет ее? (вперед, голова-сохраняет, а ноги - остановились) • Куда падает поскользнувшийся человек? Почему? Какая часть тела человека сохраняет свою скорость, а какая изменяет ее? (назад, голова –сохраняет, а ноги увеличили скорость) Ситуативная игра: Ученики – пассажиры автобуса. Изобразите ситуацию: - автобус резко тронулся с места; - автобус едет равномерно и прямолинейно; - впереди неожиданное препятствие, автобус резко тормозит; - на большой скорости поворачивает направо; налево; - едет равномерно и прямолинейно; - резкая остановка. Объясните с точки зрения физики ваше поведение. МОЛОДЦЫ! • Вопросы из жизни: 1. Объяснить вытряхивание пыли из половика с точки зрения физики. 2. Почему перед крутым поворотом ставят знак ограничения скорости? 3. Объяснить способ насаживания молотка на рукоятку. 4. Что такое тормозной путь автомобиля? Почему в гололед опасно переходить дорогу перед близко идущим транспортом? Выполним небольшой тест Вариант 1 1. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют... • Т. механическим движением • У. инерцией • B. движением тела 2. Куда повернул трамвай, если пассажиры отклонились вправо? • К. Прямо по ходу движения автобуса. • Б. Направо • С. Налево. 3. Куда падает споткнувшийся человек? • П. Вперед по ходу движения. • М. Налево. • Ф. Назад. 4. Какая цистерна начинает движение? И. 1. Е. 2. Ч. 3 5. Сколько времени летит гусь, если его скорость равна 120км/ч, а путь 240км? • К. 20ч • Л. 0,5ч. • Х. 2ч. • Э. 3ч • Вариант 2 1. Что такое инерция? • Г. Свойство тел сохранять свою скорость. • У. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. • В. Изменение скорости тела под действием других тел. 2. Если на тело не действуют никакие другие тела, то оно... • A. движется. • Ю. находится в покое. • С. находится в покое или движется равномерно и прямолинейно. 3. Куда наклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он поворачивает налево? • М. Прямо по ходу движения автобуса. • Б. Налево. • П. Направо. 4. В каком случае наблюдается проявление инерции? • Ж. Камень падает на дно ущелья. • Е. Пыль выбивают из ковра. • Н. Мяч отскакивает от стенки. 5. Какой путь пройдет велосипедист, если он ехал 2 часа со скоростью 35км/ч? • К. 17,5км • Л. 33 км • Х. 70 км • Э. 37 км Проверим результаты нашего тестирования (на экране появляется таблица со словом «УСПЕХ»). Надеюсь, нас с вами ждет успех в изучении новой темы. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: встать возле стеночки, пяточки придвинуть, плечи расправить, затылок и выступающие части лопаток прижать к стене, ровно глубоко вдохнуть, еще раз вдохнуть, выдохнуть (дыхательное упражнение рекомендуется проделать 4-5 раз) IV. Работа по теме: Взаимодействие тел. Масса. (записать на доске и учащиеся – в тетрадях) Посмотрим эксперимент: шарик катится и сталкивается с с таким же шариком(покоющимся). Вы уже знаете, что если на тело действует другое тело, то оно изменяет свою скорость. Говорят, что первое тело подействовало на второе. А что же происходит с шариком, который катится? Оказывается, он тоже изменил свою скорость. Говорят, что второе тело действует на первое. Определение: Действие тел друг на друга называют взаимодействием. При взаимодействии оба тела меняют свою скорость! (учащиеся записывают в тетрадях) А теперь, я предлагаю вам разделиться на группы и поэкспериментировать самим. Выполнять опыты, отвечать на вопросы и делать выводы вы будете всей группой, а отчет сделает капитан вашей группы (выберите его заранее). 1 группа Необходимо исследовать: как поведут себя шарики при взаимодействии? Ход эксперимента: Два одинаковые шарика подвешены на нитях на одном уровне. Поднесите желоб снизу горизонтально под шарики так, чтобы они «улеглись» по краям желоба. Далее желоб опускают: шарики столкнуться. Понаблюдайте за отклонением шариков, после взаимодействия. Поменяйте один из шаров на более тяжелый шарик. (эксперимент повторите). Вопрос: Что можно сказать о движении шариков (как отклонялись) после взаимодействия? Почему? 2 группа Необходимо исследовать: как будет двигаться шарик после того как скатиться с наклонного желоба? Ход эксперимента: Внизу у наклонного желоба сначала поставим на стол доску, потом насыплем песка. Необходимо измерить путь, который проделает шарик. Поменяйте шарик на более тяжелый. (эксперимент повторите). Вопрос: Что можно сказать о движении шариков (какова длина пути) после скатывания с желоба? Почему? 3 группа Необходимо исследовать: как будет двигаться цилиндр после того как с наклонного желоба скатиться шарик? Ход эксперимента: Внизу наклонного желоба сначала положим более легкий цилиндр. Необходимо измерить путь, который проделает цилиндр. Поменяйте цилиндр на более тяжелый. (эксперимент повторите). Вопрос: Что можно сказать о движении цилиндров (какова длина пути) после скатывания с желоба шарика? Почему? После выполнения мини-экспериментов капитаны групп делают отчет по схеме: 1. Что делали. 2. Что наблюдали 3. Результаты измерений 4. Вывод. И так выслушав, все группы, можно сделать общий вывод: Шарики разные и скорости их при взаимодействии тоже разные, причем скорость металлического шарика меньше скорости пластмассового шарика. Говорят, что одно тело тяжелее другого, более инертно (т. е. дольше стремится сохранить свою скорость), одно тело массивнее другого, т. е. имеет большую массу. В результате взаимодействия оба тела могут изменить скорость! Изменение скорости тел при их взаимодействии зависит от массы! (На слайде презентации, учащиеся записывают в тетрадях) Определение: Масса – это физическая величина, характеризующая инертность тела. А про эту физическую величину мы поговорим на следующем уроке. Чем больше масса тела, тем оно более инертно. Каждое тело имеет массу – капля воды, человек, Солнце, пылинка и т. д. Обозначение массы – m. Единицы измерения массы в системе СИ: = 1 кг. Другие единицы измерения массы: 1 т = 1000 кг; 1 г = 0, 001 кг; 1 мг = 0,000001 кг (см. форзац учебника). (Эталон массы изготовлен из платиново-иридиевого сплава, имеет форму цилиндра высотой примерно 39 мм, и хранится в городе Севре во Франции. С эталона изготовлены копии: в России хранится копия №12, в США – № 20) V. Домашнее задание: §18 (вопросы к параграфу). И нам хотелось послушать про эталон массы на следующем уроке из ваших сообщений. Тест «Инерция» Вариант 1 1. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называют... Т. механическим движением. У. инерцией. B. движением тела. 2. Куда повернул трамвай, если пассажиры отклонились вправо? К. Прямо по ходу движения автобуса. Б. Направо С. Налево. 3. Куда падает споткнувшийся человек? П. Вперед по ходу движения. М. Налево. Ф. Назад. 4. Какая цистерна начинает движение? И. 1. Е. 2. Ч. 3 5. Сколько времени летит гусь, если его скорость равна 120км/ч, а путь 240км? К. 20ч Л. 0,5ч. Х. 2ч. Э. 3ч Заполните таблицу ответов 1 2 3 4 5 Тест «Инерция» Вариант 2 1. Что такое инерция? Г. Свойство тел сохранять свою скорость. У. Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел. В. Изменение скорости тела под действием других тел. 2. Если на тело не действуют никакие другие тела, то оно... A. движется. Ю. находится в покое. С. находится в покое или движется равномерно и прямолинейно. 3. Куда наклоняются пассажиры относительно автобуса, когда он поворачивает налево? М. Прямо по ходу движения автобуса. Б. Налево. П. Направо. 4. В каком случае наблюдается проявление инерции? Ж. Камень падает на дно ущелья. Е. Пыль выбивают из ковра. Н. Мяч отскакивает от стенки. 5. Какой путь пройдет велосипедист, если он ехал 2 часа со скоростью 35км/ч? К. 17,5км Л. 33 км Х. 70 км Э. 37 км Заполните таблицу ответов 1 2 3 4 5 1 группа Необходимо исследовать: как поведут себя шарики при взаимодействии? Ход эксперимента: Два одинаковые шарика подвешены на нитях на одном уровне. Поднесите желоб снизу горизонтально под шарики так, чтобы они «улеглись» по краям желоба. Далее желоб опускают: шарики столкнуться. Понаблюдайте за отклонением шариков, после взаимодействия. Поменяйте один из шаров на более тяжелый шарик. (эксперимент повторите). Вопрос: Что можно сказать о движении шариков (как отклонялись) после взаимодействия? Почему? отчет по схеме: 1. Что делали. 2. Что наблюдали 3. Результаты измерений 4. Вывод. 2 группа Необходимо исследовать: как будет двигаться шарик после того как скатиться с наклонного желоба? Ход эксперимента: Внизу у наклонного желоба сначала поставим на стол доску, потом насыплем песка. Необходимо измерить путь, который проделает шарик. Поменяйте шарик на более тяжелый. (эксперимент повторите). Вопрос: Что можно сказать о движении шариков (какова длина пути) после скатывания с желоба? Почему? отчет по схеме: 1. Что делали. 2. Что наблюдали 3. Результаты измерений 4. Вывод. 3 группа Необходимо исследовать: как будет двигаться цилиндр после того как с наклонного желоба скатиться шарик? Ход эксперимента: Внизу наклонного желоба сначала положим более легкий цилиндр. Необходимо измерить путь, который проделает цилиндр. Поменяйте цилиндр на более тяжелый. (эксперимент повторите). Вопрос: Что можно сказать о движении цилиндров (какова длина пути) после скатывания с желоба шарика? Почему? отчет по схеме: 1. Что делали. 2. Что наблюдали 3. Результаты измерений 4. Вывод.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2018