Кондрусова
Светлана
Владимировна
Учитель физики
КГУ «Ленинградская средняя школа №1» Акжарского района СКО
Методическая разработка урока по физике в 9 классе " Волны. Продольные и поперечные волны"
Учитель физики был, есть и останется главным посредником между большой наукой и подрастающим поколением. Немало людей считают нашу науку бездушной, холодной, негуманной. Возможно, им не повезло с учителем. И я решила, что нужно, в первую очередь, заинтересовать учеников предметом.
Пройдя курсы повышения квалификации первого уровня по Программе «Центра педагогического мастерства» и факультета образования Кембриджского университета, я убедилась, что мне необходимо совершенствовать самообучение. Заданную задачу можно разрешить через внедрение в практику преподавания семи модулей программы.
Важная задача, которую я ставлю перед собой - развивать познавательную активность школьников, стимулировать их творческую самостоятельность, так как только через собственную деятельность можно познать окружающий мир и физические явления в нем. В этом помогает мне метод исследовательской беседы.
Хочу показать, как я его применила на уроке физики в 9 классе при изучении темы: «Волны. Продольные и поперечные волны».
Цель обучения: Исследовать механизм образования волн, как образуются поперечные и продольные волны.
Задачи.
Учащиеся будут знать:
· Что называется волной;
· Какая волна является поперечной, а какая продольной;
· Характеристики волн.
Учащиеся будут уметь:
· Проводить исследование и вести исследовательскую беседу;
· Отличать продольную волну от поперечной волны;
· Объяснять, как скорость волны связана с длиной волны и частотой.
Ресурсы: ноутбуки, мультимедийный проектор, экран, фотографии цунами, барханов, моря.
Карточки с заданиями на закрепление материала (9 штук) (Приложение 1); 4) карточки с домашним заданием(9 штук); 5) карточки с таблицей (рефлексия) (9 штук) (Приложение 2).
Этап |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оценивание |
1.Оргмомент |
4 мин |
1.Приветствует учеников |
|
|
1.Разминка «Девушка, самурай, дракон» 2.Деление на группы (3гр по 3 ученика) |
1. игра (прил1) 2. объединяются в группы и распределяют обязанности. |
|||
2. Постановка проблемы для исследования в группах |
5 мин |
1.Демонстрация ролика (2 мин) 2.Проблемный вопрос: для чего мы посмотрели этот ролик? |
1. определяют тему урока «Волновое движение» 2.Определяют два рода волн : продольные и поперечные |
|
3.Изучение нового материала |
10 мин
|
1. В группах изучают свой материал 1 гр: – продольные волны 2гр: – поперечные волны 3гр: - характеристики волн |
для исследования используют: видеоролики, учебник |
|
Проводят исследование (прил2) Составляют постеры. |
Учитель |
|||
4.Презентация |
9 мин |
Каждая группа презентует свой материал |
Демонстрируют постеры |
1гр-3гр 2гр -1гр 3гр -2гр 1звезда +1 пожелание |
5. Первичная проверка усвоения |
6 мин |
Приложение 3 |
Заполняют таблицу |
взаимопроверка |
6. Закрепление новых знаний |
7 мин |
Приложение 4 |
||
7. Домашнее задание |
1 мин |
Учитель объясняет домашнее задание |
Ученики записывают домашнее здание |
§30, упр25 №1 |
8.Рефлексия |
3 мин |
Учитель подводит итоги урока |
Я знаю…. Я смогу…. Мне трудно…. |
Приложение 1
Приложение 2
Задание группе 1
Используя материалы учебника (с.131 -132, пункт 2), видеоролик дайте ответы на вопросы:
1. Что называется механической волной?
2. Как образуется поперечная волна?
3. Какая волна называется поперечной?
4. В каких телах возникают поперечные волны?
Задание группе 2
Используя материалы учебника (с.133 – 134, пункт 4), видеоролик дайте ответы на вопросы:
1. Что называется механической волной?
2. Как образуется продольная волна?
3. Какая волна называется продольной?
4. В каких средах возникают и распространяются продольные волны?.
Задание группе 3
Используя материалы учебника (с.132 – 133, пункт 3), видеоролик дайте ответы на вопросы:
1. Что называют длиной волны?
2. Чему равна скорость волны?
3. Как связаны между собой скорость, длина волны и частота?
4. Запишите все формулы с пояснением.
Приложение 3
|
продольные |
поперечные |
Отличие |
|
|
Среда распространения |
|
|
Сходство (общее) |
|
|
Что такое волна? |
|
Приложение 4
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.