
Кондрусова
Светлана
Владимировна
Учитель физики
КГУ «Ленинградская средняя школа №1» Акжарского района СКО
Методическая разработка урока по физике в 9 классе " Волны. Продольные и поперечные волны"
Учитель физики был, есть и останется главным посредником между большой наукой и подрастающим поколением. Немало людей считают нашу науку бездушной, холодной, негуманной. Возможно, им не повезло с учителем. И я решила, что нужно, в первую очередь, заинтересовать учеников предметом.
Пройдя курсы повышения квалификации первого уровня по Программе «Центра педагогического мастерства» и факультета образования Кембриджского университета, я убедилась, что мне необходимо совершенствовать самообучение. Заданную задачу можно разрешить через внедрение в практику преподавания семи модулей программы.
Важная задача, которую я ставлю перед собой - развивать познавательную активность школьников, стимулировать их творческую самостоятельность, так как только через собственную деятельность можно познать окружающий мир и физические явления в нем. В этом помогает мне метод исследовательской беседы.
Хочу показать, как я его применила на уроке физики в 9 классе при изучении темы: «Волны. Продольные и поперечные волны».
Цель обучения: Исследовать механизм образования волн, как образуются поперечные и продольные волны.
Задачи.
Учащиеся будут знать:
· Что называется волной;
· Какая волна является поперечной, а какая продольной;
· Характеристики волн.
Учащиеся будут уметь:
· Проводить исследование и вести исследовательскую беседу;
· Отличать продольную волну от поперечной волны;
· Объяснять, как скорость волны связана с длиной волны и частотой.
Ресурсы: ноутбуки, мультимедийный проектор, экран, фотографии цунами, барханов, моря.
Карточки с заданиями на закрепление материала (9 штук) (Приложение 1); 4) карточки с домашним заданием(9 штук); 5) карточки с таблицей (рефлексия) (9 штук) (Приложение 2).
| 
 Этап  | 
 Время  | 
 Деятельность учителя  | 
 Деятельность учащихся  | 
 Оценивание  | 
| 
 1.Оргмомент  | 
 4 мин  | 
 1.Приветствует учеников  | 
 
  | 
|
| 
 1.Разминка «Девушка, самурай, дракон» 2.Деление на группы (3гр по 3 ученика)  | 
 1. игра (прил1) 2. объединяются в группы и распределяют обязанности.  | 
|||
| 
 2. Постановка проблемы для исследования в группах  | 
 5 мин  | 
 1.Демонстрация ролика (2 мин) 2.Проблемный вопрос: для чего мы посмотрели этот ролик?  | 
 1. определяют тему урока «Волновое движение» 2.Определяют два рода волн : продольные и поперечные  | 
 
  | 
| 
 3.Изучение нового материала  | 
 10 мин 
 
 
 
  | 
 1. В группах изучают свой материал 1 гр: – продольные волны 2гр: – поперечные волны 3гр: - характеристики волн  | 
 для исследования используют: видеоролики, учебник  | 
 
  | 
| 
 Проводят исследование (прил2) Составляют постеры.  | 
 Учитель  | 
|||
| 
 4.Презентация  | 
 9 мин  | 
 Каждая группа презентует свой материал  | 
 Демонстрируют постеры  | 
 1гр-3гр 2гр -1гр 3гр -2гр 1звезда +1 пожелание  | 
| 
 5. Первичная проверка усвоения  | 
 6 мин  | 
 Приложение 3  | 
 Заполняют таблицу  | 
 взаимопроверка  | 
| 
 6. Закрепление новых знаний  | 
 7 мин  | 
 Приложение 4  | 
||
| 
 7. Домашнее задание  | 
 1 мин  | 
 Учитель объясняет домашнее задание  | 
 Ученики записывают домашнее здание  | 
 §30, упр25 №1  | 
| 
 8.Рефлексия  | 
 3 мин  | 
 Учитель подводит итоги урока  | 
 Я знаю…. Я смогу…. Мне трудно….  | 
|
Приложение 1
Приложение 2
Задание группе 1
Используя материалы учебника (с.131 -132, пункт 2), видеоролик дайте ответы на вопросы:
1. Что называется механической волной?
2. Как образуется поперечная волна?
3. Какая волна называется поперечной?
4. В каких телах возникают поперечные волны?
Задание группе 2
Используя материалы учебника (с.133 – 134, пункт 4), видеоролик дайте ответы на вопросы:
1. Что называется механической волной?
2. Как образуется продольная волна?
3. Какая волна называется продольной?
4. В каких средах возникают и распространяются продольные волны?.
Задание группе 3
Используя материалы учебника (с.132 – 133, пункт 3), видеоролик дайте ответы на вопросы:
1. Что называют длиной волны?
2. Чему равна скорость волны?
3. Как связаны между собой скорость, длина волны и частота?
4. Запишите все формулы с пояснением.
Приложение 3
| 
 
  | 
 продольные  | 
 поперечные  | 
| 
 Отличие  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Среда распространения  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Сходство (общее)  | 
 
  | 
|
| 
 Что такое волна?  | 
 
  | 
|
Приложение 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.